Чем отличается социальный педагог от психолога | Загранник

Чем отличается социальный педагог от психолога

1.Социальная психология в действии:
Профессии «психолог» и «социальный педагог» – становятся все актуальнее в нынешнем обществе. Кроме прочего, они берут за основу науку социальной психологии, на которой далее будет сконцентрировано особое внимание.

Социальная психология – относительно новая наука, в России выделилась в отдельную дисциплину в 90х годах прошлого века. Развившаяся изначально в Европе, наука приходит к нам как продолжение более старой социологии. Она концентрирует свое внимание на изучении поведения социальных групп, и изменения поведения отдельно взятого человека, при смене им социальной группы.

Детское воспитание – является одним из первых направлений, получающих большую пользу от результатов развития социальной психологии. К нему присоединяется также учебный процесс, методики которого, получают новые инструменты для своего совершенствования. Имея больший спектр техник, становиться возможным, находить лучший подход к детям и к ученикам, вплоть до превращения учебно-воспитательного процесса в приятное время препровождение, как для учащегося, так и для учителя. Подобная практика ныне становиться общеупотребимым стандартом. Уже сейчас, в каждой более-менее крупной учебной организации есть собственный специалист – социальный педагог.

Институт семьи – получает поддержку в лице социальной психологии, которая позволяет разрешать межличностные конфликты. Знание специфики функционирования психики человека, находящегося в отождествлении с той или иной социальной ролью, дает возможность обходить острые углы при коммуникации. То же знание, будучи примененным к переосмыслению собственных привычек – позволяет избавлять родных от столкновений с собственными острыми углами. Конечно, справляться с некоторыми закоренелыми привычками бывает очень трудно. Здесь и приходит к нам на помощь специалист – психолог.

В управлении персоналом социальная психология находит большое применение. На основе нее создаются эффективные модели управления. Позволяющие поднимать эффективность производства, за счет поднятия общей эффективности групповой динамики коллектива. Все больше бизнес организаций, делают ставку на продуманную внутреннюю коммуникацию и сплоченность персонала. И здесь в штат включают специалистов в области социальной психологии.

Это лишь малое перечисление, широкого круга областей, в которых значение социальной психологии читается явно. Предположу, что основную ценность для читателя, интересующегося социальной психологией, открывают, конечно, новые горизонты, этой новой, пока еще малоизученной области. Здесь у специалистов открыто множество «дорог» к изучению психики, на которых «не ступала нога человека». Здесь есть возможность найти что-то новое, способное дать ключи к пониманию и изменению социума, способное дать человечеству скачек, который выведет его на качественно новый уровень взаимопонимания и взаимодействия!

Всегда считая профессию психолога тем навыком, которому должен обучиться каждый, но оставляя в покое свою голубую мечту, приходиться все же признать, что на данный момент общество нуждается в дипломированных специалистах.

2.Бессознательное – уязвимость или скрытая возможность?
Человек занимает господствующее положение в природе именно благодаря развитости своего интеллекта. Однако и психика воздействует на все сферы его жизни. Труднейшим и в то же время объективно важнейшим навыком человека является понимание себя. Без которого, человек не может достичь полноценного контроля реализации своих возможностей.

Недосмотр за собственной психикой лишает человека бодрости духа, снижает его эффективность и порождает слабости. Что зачастую приводит к невозможности выполнения, рядовых, казалось бы, простых, жизненных задач.

Ведь счастье не столько результат какой-то конкретной достигнутой цели, сколько правильный, гармоничный процесс жизни. Оно не будет полноценно, без разрешения множества внутриличностных конфликтов.

На данный момент, принято считать, что бессознательное стоит выше человеческого понимания. Однако быть может, наши механизмы понимания еще слишком прямолинейны и несовершенны. Тем не менее, правильное взаимодействие с бессознательным, позволяет развивать способности, которые трудно даже описать, такие как интуиция действия или научное чутье. Лучшим примером, таких способностей, знакомым большинству людей, пожалуй, является определение честности собеседника. Существуют методики, позволяющие с высокой вероятностью определять честность собеседника. Однако не все целенаправленно изучали их. Тем не менее, большинство людей, на определенном уровне, умеет распознавать или хотя бы заподозрить ложь. Почему некоторые люди вызывают недоверие, еще до того как дадут этому почву, и где тот источник который предупреждает нас этим чувством?

3. Навсегда бессознательное?
Выходит, случается, что бессознательное можно использовать себе на благо или же терпеть от него убытки. Иногда это поддается управлению. Иногда мы не можем понять, как это сработает. Тем не менее, предлагается поразмыслить. Что если все бессознательные – интуитивные процессы, есть работа ума, в поле нечеткой логики. И что если понять бессознательное мы не способны, потому как оно оперирует не полными единицами логических образов, которым в нашей памяти не находиться однозначного соответствия?

В то же время, это похоже на математические вычисления в комплексных числах – результат комплексных вычислений может являться числом действительным. Перенося аналогию на мышление – интуитивный аналитический процесс, может на выходе синтезировать законченную логическую мысль.

Возможно наши ощущения при взгляде на непознанное, являясь таким процессом, допускают не только переживание, но и обратную связь. В качестве косвенно подтверждающих эту теорию примеров, вспомним, как поступают мастера гуманитарных наук. Желая стимулировать интуитивно аналитическую деятельность, писатели самостоятельно отправляются на поиски приключений; Художники слушают музыку; Композиторы представляют музыку в цветах.

* Мнемоника – наука изучающая способы эффективного быстрого запоминания, также говорит о том, что необходимо использовать большее количество информации об объекте, поступающее через дополнительные информационные каналы органов чувств.
* Нейробиология – говорит о том, что нейроны, участвующие в обработке сигналов от различных органов чувств, сами по себе особо ни чем не отличаются. Это может значить, что для нашего сознания нет особой разницы между каналами информации, все они одинаково ассоциативны и используют один «банк данных». Таким образом, обучение смежных дисциплин, взаимоускоряет прогресс, даже если дисциплины разные по характеру, гуманитарные ли логические.
* Учебная практика говорит о том, что усвоение происходит быстрее всего, когда теория сочетается с практикой.

Все это может говорить о том, что процесс понимания чего-либо неизвестного может быть значительно ускорен, через создание информационной атмосферы соответствующей образу решаемой задачи. Созданию в конечном счете, нужного воздействия на собственное бессознательное. Возможно, эта загадка будет разгадана лучше в будущем, развивающими направление социальной психологии специалистами.

4. Социум как глобальное сознание.
Будучи запущенными попустительским отношением, психологические проблемы не заставят себя долго ждать. Данный богом человеку подарок, такой грандиозный инструмент как ум, «От большого ума» может становиться вредителем гармоничной жизни, если, как и любой инструмент, не будет должным образом обслуживаться!

Читать дальше  Срок рассмотрения претензии по договору поставки

В психологии существует негласное правило, согласно которому, каждый психолог должен «самолечению» предпочесть консультацию у другого специалиста психолога. Одно это должно показывать важность социальной психологии. Жаль это понимают лишь люди, сами уже знакомые с психологией. В то время когда понимание этого – долг каждого. В этом опять раскрывается необходимость специалистов рассматриваемых профессий. В сложившейся ситуации, востребованность которых не пропадет. И если спрос на специалистов различных профессий может колебаться в зависимости от заинтересованности общества в соответствующих отраслях, то областью деятельности социальных психологов является само общество. Значит, спрос на эту область не должен исчезнуть никогда. Большее, что может произойти, при изменении общественных нравов – профессия и может видоизменить способы проявления деятельности и переименоваться.

Хотелось бы акцентировать еще один интересный аспект: Что представляет из себя социум, как набор более мелких социальных подгрупп? Он функционирует таким образом, что конкретные настроения и мысли, актуальные для конкретных групп людей, продвигаются и поддерживаются ими. В то же время нужно отметить, что каждый отдельный индивид может состоять сразу в нескольких социальных группах. При этом, он может покидать старые и вступать в новые группы.

Это значит, первое – что все группы имеют соприкосновение информационных полей не только извне, но и изнутри. То есть, все группы в большинстве по своему составу являются частично соответствующими друг другу. И второе – степень этого соответствия процесс динамический. Таким образом, с точки зрения информационных потоков, социальные группы имеют те же возможности по эволюции царящих в них настроений, что и отдельные индивиды. Что позволяет говорить о возможности выявления сознания социальной группы; О глобальном сознании социума в целом; И самое интересное, в свете того, что сознание наше формируется социумом, а социум в частности сознанием каждого – о сохранении и восстановлении интеллекта отдельно взятого человека, даже после того, как он исчезает. Таким образом, человек не просто оставляет след в обществе, а в свете того что излученная в социум информация продолжает порождать процессы изменения и эволюции – продолжает мыслить в виде социального сознания. Это мой научный взгляд на жизнь после окончания физической.

Деловая игра

Регулярно работая на курсах повышения квалификации с социальными педагогами и педагогами-психологами, мы обратили внимание, что вопросы профессиональной деятельности, волнующие этих специалистов, практически идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с «кризисными» семьями, с детьми, находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением и пр.

Анализ учебников по социальной педагогике, занятия с социальными педагогами убедили нас в том, что формы работы и тех и других специалистов во многом подобны. Вот выдержка из книги по основам социально-педагогической работы: «Социально-педагогическую работу в первом приближении можно представить схемой: получение необходимого фактического материала — социально-педагогический диагноз — коррекционно-терапевтические и другие помогающие воздействия» (из книги А.С. Никончука «Введение в методические основы социально-педагогической работы»).

В «Справочной книге социального педагога» Р.В. Овчарова приводит пример социально-педагогической технологии работы с подростками в школе, в которую входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр., и пр. Правда, коллеги-психологи, знакомо до боли?! И для нас скорее речь не о том, что социальные педагоги используют психологические технологии, а о том, что с конкретным школьником могут работать разные специалисты, занимаясь примерно одним и тем же.

И кстати, в этой ситуации не работает закон перехода количества в качество (например, если школьник два раза выполнит тест Шмишека, его характеристика не станет более полной, а отношение к подобной деятельности взрослых у него вряд ли будет серьезным).

С целью осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в учреждении образования, выработать подходы к разделению зон ответственности, мы провели деловую игру. В ней участвовали двадцать шесть социальных педагогов и педагогов-психологов разных типов учреждений образования республики (общеобразовательные школы, школы-интернаты, социально-педагогические центры).

Продолжительность игры: 3 часа.

Оборудование: доска, мел, бэйджи, тарифно-квалификационные характеристики социальных педагогов и педагогов-психологов, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Разминка 1

Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования.

Участникам было предложено представиться и оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают.

Комментарии. Чаще всего участники оценивали степень сотрудничества на 4–5 баллов, были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном случае социальный педагог и педагог-психолог оценили свою совместную деятельность на 9 баллов. При обсуждении участники обратили внимание на следующее: чем больше стаж совместной работы специалистов, тем выше степень координации.

Разминка 2

Цель: содействие осознанию социальными педагогами и психологами общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе.

Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение.

Комментарии. Первый круг прошел без единой паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая друг друга говорили о большом количестве бумаг, которые им приходится заполнять, о выполнении работы, не соответствующей их функциональным обязанностям (замена болеющих учителей-предметников, выполнение диспетчерских функций по поручению администрации. ), об отсутствии четко прописанного функционала, отсутствии компьютера, о большом количестве различных направлений в работе, о частых авралах. Второй круг прошел менее оживленно, участники с трудом находили какие-то аспекты в своей работе, которые их привлекают. Называлась возможность профессионального роста, некоторая свобода в выборе форм деятельности, возможность постоянного общения с детьми, участники вспоминали конкретные успешные дела.

В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.

ХОД ИГРЫ

С алгоритмом этой игры авторы познакомились в ходе круглого стола, проведенного С.В. Алехиной на Второй Всероссийской неделе школьной психологии в Туапсе в октябре 2005 года.

Цель игры: осознание специфических ожиданий основных участников учебно-воспитательного процесса от социальных педагогов и психологов, а также выделение областей сопряженного функционала.

Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей:

заместитель директора школы по воспитательной работе;

Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы.

Читать дальше  Увольнение в последний день больничного листа

Из числа участников выбираются по три социальных педагога и педагога-психолога.

Инструкция. Ваша задача — представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем и пр.).

В помещении расставляются два круга стульев: внутренний и внешний. Во внутреннем рассаживаются Директор, Подросток и т.д (название роли написано на бейджиках). Во внешнем круге лицом к ним рассаживаются социальные педагоги и психологи (у них также имеются бейджики).

В течение полутора-двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. По истечении времени они пересаживаются по часовой стрелке к следующему участнику.

После завершения работы внутреннему кругу предлагается по очереди высказаться о соответствии предложений специалистов ожиданиям участников. При этом ведущий обращает внимание на то, что в игре не важны персоналии (кто конкретно что сказал). Ведущий на доске обобщает, чего каждый участник игры ждет от психолога и социального педагога.

В результате участники получают наглядный перечень ожиданий и информацию о наиболее типичных ошибках специалистов при установлении помогающих отношений.

Комментарии. В ходе обсуждения участники получили неожиданные в некоторых случаях результаты.

Основное отличие социальных педагогов и психологов, на которое обратили внимание участники, — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечалось неумение слушать и склонность к поучениям. Интересные результаты получились относительно ожиданий. Так, подросток ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые.

Классный руководитель ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу, а педагог-предметник — помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. Он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными психодиагностики. Интересные результаты получились при анализе ожиданий заместителя директора по воспитательной работе. В отличие от других, завуч дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися. Как сказала одна из участниц игры — социальный педагог: «После того как я выполнила весь комплекс социально-педагогической работы, а у ребенка ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к психологу, чтобы он нашел причину и закончил работу».

Группа пришла к выводу, что сегодня существует два подхода к работе. Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.

В ходе предыдущей работы члены группы уточнили ожидания по отношению к ним основных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Разговор о сопряженном функционале было решено продолжить, опираясь на содержание нормативных документов. Основными нормативными документами являются постановления Минтруда, в которых утверждены тарифно-квалификационные характеристики педагогов-психологов и социальных педагогов. Они представляют собой несколько страниц сплошного текста.

Задание. Участникам деловой игры было предложено в микрогруппах:

1) выделить из содержания тарифно-квалификационных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, на которых должна быть направлена профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога;

2) выделить из содержания нормативных документов специфические направления работы.

В результате анализа тарифно-квалификационных характеристик социального педагога были выделены такие субъектные категории: «дети, молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь, которые испытывают трудности социализации», «семьи социального риска», «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития».

В характеристике педагога-психолога указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся в психологической помощи», «ученики, родители, учителя», «лица, находящиеся в зоне психологического риска», «семья», «группы и коллективы».

№ п/п Участники учебно-воспитательного процесса
Социальный педагог Педагог-психолог
1 Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Ученики, родители, учителя, семья
2 Дети и молодежь, которые испытывают Лица, нуждающиеся в психологической трудности в социализации помощи, лица, находящиеся в зоне психологического риска
3 Семьи социального риска Семья
4 Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития Лица, нуждающиеся в психологической помощи
5 Группы и коллективы

Комментарии. После совместной работы по составлению таблицы некоторое время пришлось потратить на сопоставление определений категорий. Работа проходила не без маленьких конфликтов. Первые две строки не вызвали сопротивления участников: это действительно общие группы, и понятно, что многие направления работы будут пересекаться. А дальше — для социальных педагогов и психологов оказалось неожиданным, что в текстах характеристик для социальных педагогов встречается категория «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития». Социальные педагоги категорически не принимали возможность организации работы с такими детьми, в то время как педагоги-психологи исподтишка торжествовали.

При соотнесении направлений работы и видов деятельности получилась следующая таблица:

Участники УВП Социальный педагог Педагог-психолог
Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Защищает права и интересы
Профилактика и предупреждение правонарушений, преступлений
Консультационная помощь
Организация видов социально-значимой деятельности
Помощь в профессиональном самоопределении
Пропаганда здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей
Профилактическая работа
Просветительская работа
Консультационная работа
Развитие способностей
Измерения, подготовка заключений и рекомендаций
Психодиагностика
Профориентационные исследования, профконсультации
Забота о психическом здоровье, участие в создании развивающей, психологически комфортной среды
Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуации Организация учета, социально-педагогическая помощь и поддержка Психокоррекционная работа
Психологическая помощь
Семьи социального риска Помощь
Семья Социально-педагогическая помощь родителям Помощь семье в воспитании детей, создании благоприятного микроклимата
Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития Обеспечение социально-педагогической помощи и поддержки Психокоррекционная работа
Психологическая помощь
Группы и коллективы Участие в создании благоприятного психологического климата

Комментарии. Обсуждение результатов временами принимало бурный характер, психологи и социальные педагоги долго выясняли зоны ответственности относительно кризисной семьи, обсуждали незаполненные поля таблицы.

Участники семинара отметили, что полученные результаты дают возможность координировать деятельность психологов и социальных педагогов, при этом специфика каждого конкретного учреждения образования вносит свои коррективы. Но самым большим достижением явилась совместная деятельность в парах «социальный педагог — педагог-психолог», опыт которой был получен в ходе деловой игры.

Участники договорились продолжить работу. Следующим этапом станет освоение технологии проектной деятельности и составление на ее основе программ по областям сопряженного функционала.

«Если счастлив сам, счастьем поделись с другим…»

Разговор о такой неоднозначной, сложной и вместе с тем очень ответственной профессии мы решили провести с Ниной Ильиничной Грибенчук, социальным педагогом высшей квалификационной категории Экономического лицея Центрального района города Новосибирска.

– Нина Ильинична. Расскажите, как Вы пришли в профессию, стали социальным педагогом?

Читать дальше  Приказ о выходном дне на предприятии образец

Жизнь распорядилась так, что в период перестройки в связи с семейными обстоятельствами я была вынуждена сменить место работы.

Я работала в институте, который находился далеко от дома. Мне было очень тяжело совмещать работу и семью, тем более у меня был маленький ребёнок. Как раз в это время начали создаваться социальные службы. Я перешла на работу заведующей отделением в Центр социального обслуживания населения Центрального района. Я сразу же включилась в общественную жизнь, принимала участие в организации заездов пожилых людей, оказавшихся в кризисной ситуации, и детских заездов (во время каникул). В течение многих лет приоритетным для меня было общение с детьми, я считала эту работу самой интересной.

В Экономический лицей я пришла в 1998 году на должность социального педагога. Многие факторы сыграли немаловажную роль в выборе именно этого учебного заведения, и я довольна тем, что моя работа приносит пользу. Я очень люблю свою профессию!

– В чём заключается Ваша работа?

Социальный педагог – это, прежде всего, посредник между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке и его семье. Самое главное – это защита прав детей, конкретная помощь семьям и детям в случае кризисных ситуаций или каких-либо серьёзных проблем. Методологическая установка социального педагога: содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды для ребёнка, а также актуализация внутренних возможностей ребёнка.

Цель социально-педагогической работы в лицее – способствовать первичной социализации личности лицеиста, вхождению ребёнка во взрослую жизнь. Социализация – процесс включения индивида в общество, процесс овладения накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами; процесс формирования социально значимых черт личности; это возможность жить и реализовываться в том обществе, в котором человек живёт.

– Чем профессия социального педагога отличается от профессии психолога?

Социальный педагог и психолог, каждый по-своему, помогают ребёнку быть и чувствовать себя счастливым.

Психолог, прежде всего, занимается состоянием души, а социального педагога интересуют реальные проблемы условий жизни ребёнка. Мне важно, чтобы мои подопечные были накормлены, одеты, обуты, чтобы к ним хорошо относились в социуме, чтобы ребёнок мог реализовать себя. Моя задача – насколько это возможно, ликвидировать факторы, связанные с физическим, материальным, социальным неблагополучием ребёнка.

– Каковы направления Вашей деятельности?

Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в учебном заведении, определяет направление социально-педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: детьми, оставшимися без попечения родителей; детьми-инвалидами; детьми, пережившими психическое или физическое насилие; детьми с отклонениями в поведении; детьми, проживающими в малоимущих семьях.

Одно из главных направлений моей деятельности – профилактическая работа. Для социального педагога важно заниматься не последствиями каких-либо проблем, а заранее предупредить появление неблагоприятных ситуаций. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика асоциального поведения и социальных пороков, таких, как наркомания, токсикомания, безнадзорность, социальное сиротство, помогает предотвратить возможные сложности и какие-либо проблемные ситуации в жизни ребёнка.

Вместе с тем крайне важна и социальная диагностика. Прежде чем заниматься профилактикой, нужно сначала выяснить, какие проблемы наиболее острые в учебном заведении. Это очень серьёзное направление, включающее в себя и составление социальных паспортов классов и лицея в целом, анкетирование, тестирование, наблюдения, личные взаимоотношения с родителями и классными руководителями, детьми. Такая работа помогает увидеть школьную ситуацию в целом, определить пути решения проблем.

Несомненно, важна и организационно-методическая работа с классными руководителями и начинающими педагогами, работа с родителями, а также просветительская деятельность.

– Какие самые сложные проблемы стоят на первом месте в нашем обществе?

Школа есть часть общества, а в обществе существуют различные проблемы, некоторые из них касаются и школы. Серьёзных проблем, к сожалению, очень много. Именно поэтому сейчас социальные службы работают наиболее активно.

Основные проблемы – это социальные пороки, такие, как наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность, социальное сиротство. Существенную роль в появлении этих проблем играют и трудности в семьях, где «процветают» алкоголизм, психическое нездоровье детей и родителей, отсутствие душевного тепла, серьёзные материальные трудности.

Самая значимая, насущная проблема в нашем обществе – это та негативная информация, которая доступна детям через СМИ. Телевидение, жёлтая пресса, Интернет, показ технологии насилия и аморального поведения, неуважительное отношение к родителям, дискредитация статуса семьи, к сожалению, привносит в жизнь детей очень много отрицательного. Оттого молодеет преступность, наблюдаются безнравственные проявления среди несовершеннолетних. В этом плане школа является сдерживающим фактором подобных негативных явлений, потому что в работе с учащимися социальная служба и педагогический коллектив использует стратегию сдерживания, альтернативы и позитивной профилактики.

– Какие мероприятия Вы проводили с детьми? Каковы их результаты?

В октябре в нашем лицее была официально проведена декада правовых знаний. Этот месяц был посвящён проблемам права и иным юридическим вопросам. Наш лицей часто посещают различные специалисты, профессионалы своего дела, они всегда проводят свои тематические мероприятия на достойном уровне. Например, недавно мы приглашали представителя наркоконтроля Алексея Олеговича Калёных, он проводил в лицее большую акцию о вреде наркотиков: показывал фильм о пагубном влиянии наркотических препаратов, разговаривал с детьми об этой проблеме. Впрочем, на разных параллелях проводятся свои особые мероприятия. Это и игры социально-педагогического характера, и занятия, например, «Я строю дом своей жизни», которое пользуется большой популярностью среди наших ребят.

Непосредственно в лицее организуются беседы, встречи, лекции с представителями подразделения по делам несовершеннолетних, юристами, медицинскими работниками, очень уважаемыми и успешными родителями. Таким образом создаётся информационно-правовое поле для социализации наших учащихся.

– Почему профессия социального педагога важна в сегодняшнем обществе?

Социальный педагог реально помогает людям. Классному руководителю или заместителю директора по воспитательной работе сложно охватить весь объём этой работы. Поэтому проблемы с детьми, находящимися на учёте в милиции, детьми-сиротами, которые пережили страшную трагедию в своей жизни, детьми из неблагополучных семей, нуждающимися просто в питании или внимании, детьми, с которыми жестоко обращались, решаются социальным педагогом, социальной службой лицея.

Социальный педагог имеет возможность оказать реальную помощь ребёнку: защитить его права, накормить, одеть, обуть, посоветовать, направить, изменить и улучшить ситуацию в его жизни, вместе с тем и повлиять на формирование его характера, на то, чтобы он не сломался в кризисной ситуации, помочь ему выстоять, быть сильным, развиваться и быть успешным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector