Содержание
С 2017 года заказчики должны будут подготовить не только планы-графики, но и планы закупок. В чем их отличие, а в чем сходство? Читайте в статье, как не запутаться в этих документах.
План закупок и план-график — два обязательных документа, которые введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее — Постановление № 552, Постановление № 553). Основные отличия которых заключаются в последовательности составления, назначении и содержании.
План закупок служит исходным документом, в который заказчик включает информацию о товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления его функций и достижения иных целей (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). План-график составляется на его основе (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.
В плане закупок заказчик должен обосновать потребность в товарах, работах или услугах, привести срок их приобретения и объем финансирования (п. п. 2, 4 — 6 ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
В плане-графике необходимо определить условия каждой закупки, в частности способ осуществления, цену, описать ее объект (п. п. 2, 4 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Например, в 2017 г. заказчику для обеспечения деятельности требуется автомобильный бензин на общую сумму 1 млн руб. Эта информация включается в план закупок. В плане-графике заказчик указывает, что бензин будет приобретаться путем проведения двух электронных аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта 500 тыс. руб.
Давайте рассмотрим какие данные у двух документов дублируются, а какие — вносятся для каждого свои.
Сведения, которые дублируются у обоих документов:
В остальном состав сведений о закупках различен. Например, только в плане — графике содержится цель осуществления закупки, а в плане закупок:
Форма плана-графика на 2017 год как для федеральных заказчиков, так и для региональных и муниципальных одинакова. Комментирует заполнение формы Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU.
План закупок формируется на 3 года, тогда как план-график — на 1 год.
Сроки размещения и утверждения являются для обоих документов одинаковыми.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
В 2016 году заказчики по 44-ФЗ перешли на двухэтапную систему:
Например, в 2018 году госзаказчик публикует ПЗ на 2019 год и плановый период 2020-2021. В нем указано, что в будущем году он собирается приобрести бытовую химию на сумму 400 тысяч рублей. В плане-графике этого года уточняется, что будет организовано 2 электронных аукциона с НМЦК в 200 тысяч каждый.
Таким образом, из двух документов поставщику полезен именно план-график. При прогнозировании собственных расходов, распределении ресурсов и планировании участия в торгах поставщик использует информацию из планов-графиков интересующих его государственных заказчиков.
Правила оформления, утверждения, изменения и публикации документов планирования по 44-ФЗ на 2018 год закреплены в постановлениях Правительства №552 и №553. В соответствии с ними план закупок и план-график должны размещаться в системе ЕИС в структурированном виде, то есть не просто прикрепленным файлом, а таблицей, созданной средствами портала. Это позволяет искать и копировать информацию, а также автоматически проверять, предусмотрена ли закупка планом: если нет, опубликовать для нее извещение не получится.
Добавить тендеры, изначально не предусмотренные в ПЗ и ПГ, заказчик может только если:
Эти позиции сначала нужно внести в планы, а через 10 дней можно публиковать для них извещения.
Также оба документа содержат сведения о контрактах, исполнить которые могут только поставщики, удовлетворяющие дополнительным требованиям. К таким может относиться наличие:
В остальном план-график более детально раскрывает информацию о будущих закупках:
Согласно 44-ФЗ план-график должен быть составлен в строгом соответствии плану закупок. При необходимости внести изменения, например, если необходимость в ТРУ пропала, корректируются оба документа.
Более подробно о сроках публикации документов планирования по 44-ФЗ, их содержании и предусмотренных штрафах читайте в нашей статье “План закупок по 44-ФЗ”.
В 44-ом Законе подробно описаны особенности оформления, размещения и редактирования документов планирования. Федеральный Закон 223 предоставляет особым государственным заказчикам больше свободы. Он отражает только основные принципы контрактной системы, которыми они должны руководствоваться при разработке собственных Положений. Однако есть некоторые закрепленные отличия:
ПЗ по 44-ФЗ | ПЗ по 223-ФЗ |
---|---|
Какие тендеры можно не включать: Размещению в ЕИС подлежат все закупки, если они не составляют гостайну, но некоторые можно подробно не расписывать. |
Какие тендеры можно не включать: Разрешено не публиковать информацию о тендерах с НМЦК ниже 100 тысяч рублей (ниже 500 тысяч для заказчиков с выручкой в течение года более 5 миллиардов). |
Плановый период: Составляется строго на 3 года. |
Плановый период: Не менее 1 года, а для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции от 5 до 7 лет. |
Срок публикации: Июль текущего года |
Срок публикации: До 31 декабря текущего года |
Информация о торгах: Общие сведения о запланированных тендерах и выделенном бюджете, без конкретных дат, сумм, видов процедур. |
Информация о торгах: Подробные данные, как в плане-графике по 44-ФЗ: описание закупаемых ТРУ, даты проведения тендеров, способы определения победителей, участие СМП, НМЦК и сроки исполнения контрактов. |
Узнайте больше о планировании по 223-ФЗ в нашей статье “План закупок по 223-ФЗ”.
Также на нашем сайте есть информация обо всех текущих и будущих тендерах конкретных государственных заказчиков. Чтобы посмотреть их документы планирования, зайдите в раздел “Контрагенты”, найдите карточку интересующей организации и откройте вкладку “Закупки”.
Планирование закупок – один из ключевых элементов контрактной системы. Именно этап планирования определяет долгосрочную закупочную стратегию учреждения, действующего в рамках Закона № 44-ФЗ. Такой подход призван повысить эффективность расходования бюджетных средств и сделать механизм закупок более прозрачным.
В рамках процедуры планирования заказчики обязаны формировать и размещать в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) два документа:
Эти документы содержат схожую информацию о закупках учреждения, но даже на сегодняшний день многие специалисты плохо понимают, чем они отличаются друг от друга, почему содержат схожую информацию и почему не достаточно какого-то одного документа. Попытаемся ответить на эти вопросы.
Обязанность разрабатывать и размещать в ЕИС план закупок возникла у заказчиков относительно недавно. До этого момента суть планирования сводилась только к подготовке планов-графиков.
План закупок – это документ, который предшествует разработке плана-графика. По замыслу законодателей, заказчики должны разрабатывать план-график на основе уже сформированного ими плана закупок, однако на практике работа над этими двумя документами зачастую ведется параллельно.
План закупок имеет несколько важных отличий:
Смысл существования плана закупок в том, чтобы, с одной стороны, отразить потребности учреждения и стратегию расходования финансовых средств, а с другой – заставить заказчиков осуществлять это самое долгосрочное планирование. Такой подход должен позволить заказчикам наглядно увидеть возможные пробелы в финансовой политике учреждения, заблаговременно предпринять необходимые меры и минимизировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в рамках учреждения.
План-график составляется заказчиком сроком на 1 год в соответствии с планом закупок. С одной стороны, это своего рода уточненный вариант первого документа, с другой – план-график выступает в роли некой доски объявлений или календаря и предназначен скорее для потенциальных поставщиков, нежели для самих заказчиков.
В отличие от плана закупок, план-график раскрывает не только потребности учреждения в том или ином товаре, работах или услугах, но и способ их обеспечения. Иными словами, содержит информацию о способе определения поставщика, о предоставляемых участникам преимуществах и дополнительных требованиях к ним.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что называть план закупок и план-график похожими документами – это не совсем верно. Эти документы не столько дублируют информацию, сколько соответствуют друг другу. При этом они служат разным целям и предназначены для представителей разных сторон контрактной системы.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования плана-графика и плана закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.
No related posts.