Содержание
Специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность в первую очередь на усвоение детьми необходимого объема знаний. У преподавателя физики, русского языка или физкультуры, да и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником. Восполнить этот пробел призвана педагогика дополнительного образования.
Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб, где попадают в комфортную среду развития. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. Родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.
Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.
Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача – раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.
В обязанности преподавателя входит:
Педагог дополнительного образования должен:
Рабочая программа педагога дополнительного образования – необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы ДО должны:
Их подготовка открывает широкое поле деятельности для создания авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.
Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает:
Рабочее время при этом можно условно разделить на две части. Первая – для учебных и тренировочных занятий, которые проводит педагог дополнительного образования; норма часов за ставку – 18 в неделю. Другая часть рабочего времени регулируется планами работ и включает подготовку занятий, участие в педсоветах и т. д. Ставка преподавателя зависит от квалификационной категории, которая присваивается по результатам аттестации .
Обязательная аттестация педагога дополнительного образования для подтверждения соответствия занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Ее проводят специальные комиссии, которые формируются самими образовательными учреждениями.
Основной задачей аттестации является стимулирование профессионального роста и повышения качества учебно-воспитательной работы. Педагогам дополнительного образования устанавливается три квалификационные категории: I, II и высшая.
На аттестационную комиссию педагогу необходимо предоставить ряд материалов:
Дополнительно подаются документы, подтверждающие:
По итогам аттестации члены государственной комиссии формируют экспертное заключение педагога дополнительного образования. В нем делается вывод о соответствии работника квалификационной категории, на которую он претендует.
В квалификационной аттестации большую роль играют современные технологии. В частности, высоко ценится собственный сайт педагога дополнительного образования или блог, а также публикации на интернет-ресурсах. Другим примером современных технологий является проект. Его разработка с успешным внедрением – одно из наиболее востребованных профессиональных умений преподавателя.
Педагогический проект педагога дополнительного образования разрабатывается в виде системных действий, направленных на решение конкретных проблем. На первом этапе определяются цели проекта, обосновывается необходимость его реализации. Сделать это помогает глубокий и всесторонний анализ ситуации. В результате должны быть грамотно сформулированы задачи и выбраны методы работы, т. е. описаны необходимые мероприятия.
Следующий шаг в создании проекта – план его реализации. Здесь проявляются промежуточные и окончательные результаты, оценки их эффективности, а также факторы риска и методы его минимизации. На завершающем этапе должен быть предложен успешный механизм продвижения.
Призовые места в профессиональных конкурсах – отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди заданий на соревнованиях сегодня в приоритете мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.
Эссе педагога дополнительного образования – это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Формат произведения не ограничивается. Допускается стиль дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра – использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальная манера и ярко выраженная позиция автора. Цель написания эссе – демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.
Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в повседневной практике.
Обобщение опыта педагога дополнительного образования – это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К нему прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное – показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.
Педагогическая работа – один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации ценит труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.
Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.
Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.
Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.
В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера – все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.
Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования – это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования – это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.
Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования – это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.
Не секрет, что педагоги дополнительного образования – это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное – это необязательное образование, поэтому учитель – то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования – это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.
Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования – это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.
В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.
В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.
Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача – занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование – повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.
С кем бы ни работал учитель, его задача – использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой – нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.
Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя – внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог – гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.
Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.
Основная задача дополнительной образовательной программы – помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя – те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.
Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, – это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя – мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.
Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача – обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали – исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.
В то же время дополнительное обучение – это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования – дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.
Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача – вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя – проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.
Еще одна важная задача педагога дополнительного образования – это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.
Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.
Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.
Дополнительное образование – это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.
Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.
Тематика: профориентация , выбор профессии , педагогика
Если танцы или пение, походы или спорт, рукоделие или рисование вам по душе, если вы доброжелательны, позитивны, креативны, любите учиться – тогда профессия Педагог дополнительного образования для Вас!
«Что это за профессия? Где обучают на Педагога дополнительного образования?» – спросите вы. Действительно, несмотря на то, что дополнительное образование существует уже почти 100 лет, готовить к профессиональной деятельности Педагогов дополнительного образования ВУЗы и средние профессиональные учебные заведения начали совсем недавно.
Если заглянуть в педагогический энциклопедический словарь, то педагог дополнительного образования – это «специалист, работающий в системе дополнительного образования детей. Организует и направляет деятельность различных объединений, кружков, клубов, секций, студий и других. Он выявляет интересы и способности учащихся и комплектует состав объединений, осуществляет выбор форм, методов и средств воспитательной работы, проводит текущие занятия с обучающимися, организует массовые мероприятия (выставки, концерты, праздники, вечера и пр.), а также участвует в разработке образовательных программ и методических материалов по направлениям своей деятельности. Основная задача Педагога – это максимальное содействие развитию творческого потенциала личности».
Скажете: «Нет, это не для меня – скучно, бесперспективно и материально невыгодно!». Хочу убедить вас в обратном!
Педагог дополнительного образования – это Личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает. В данный момент существует шесть направлений деятельности: техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, художественное. Таким образом, охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение, моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или среднеспециальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими. Выбирай любое – фантазируй и твори – скучно точно не будет!
Педагог дополнительного образования – разносторонняя, творческая, нестандартно мыслящая Личность – без этих качеств в профессию идти нельзя! Почему? Дополнительное образование, в отличие от основного, очень гибкое, здесь нет рамок, обязательных Программ обучения. У педагога есть возможность менять цели, задачи, содержание Программы обучения в зависимости от уровня развития, интересов и особенностей обучающихся, или, вообще, создать индивидуальную Программу обучения для одного, например, особо одаренного ребенка, а то и авторскую, да такую, чтобы было и познавательно, и увлекательно, и в ногу со временем!
Педагог дополнительного образования – это не просто человек. Это Личность с большой буквы! Это Личность, за которой ребята идут добровольно потому, что видят в своем педагоге не только учителя, но и друга, пример для подражания. А Педагог, в свою очередь, готов вести за собой, поделиться с ребятами своим душевным теплом, высокими нравственными идеалами, любовью и к своему делу, и к своим ученикам. Деятельность Педагога дополнительного образования сравнима с полетом – полетом творчества, фантазии, открытий. И это, действительно, безоблачная профессия потому, что ребята приходят в объединения, секции, кружки, клубы добровольно с огромным желанием, а Педагогу остается лишь помочь ребятам зажечь свечу уверенности в том, что они талантливы и одарены.
«А как же заработать на жизнь?» – этот вопрос в рейтинге выбора профессии молодыми людьми занимает одно из первых мест. Как говорил один киногерой: «А я Вам отвечу».
Во-первых, здесь работает принцип «выше-больше»: в вознаграждение за труд входит: количество обучаемых детей, уровень квалификации, результаты вашего труда – от них зависит процент стимулирующих выплат.
Во-вторых, если Вы творческий человек – вы всегда можете продать свое творение, занимаясь рукоделием, устроить выставки-продажи, ярмарки, организовать дополнительные платные занятия по любому направлению и для детей, и для взрослых. Дополнительное образование сейчас так и звучит – дополнительное образование для детей и взрослых! Здесь опять все зависит от вашего творчества, выдумки, оптимизма.
В-третьих, любое предприятие, где вы будете работать, например, экономистом, юристом, менеджером может стать банкротом, оптимизироваться и Ваша профессия станет лишней, а школы и учреждения дополнительного образования, значит, и Педагог дополнительного образования будут существовать вечно. Образование востребовано сегодня, будет востребовано и завтра.
Изо дня в день, видя результат своего труда в сияющих глазах ребят и благодарных улыбках их родителей, Вы будете ощущать себя счастливыми людьми. У счастливого человека все будет получаться не только в профессии, но в жизни. А теперь как Вы думаете, стоит ли рискнуть и стать счастливой Личностью – Педагогом дополнительного образования детей и взрослых?
No related posts.