Что делать если завтра родительское собрание | Загранник

Что делать если завтра родительское собрание

Павел Ткаченко сам воспитывает дочь. Как менеджер и отец, к решению школьных вопросов подходит с юмором и бизнес-хваткой.

В который раз возвращаюсь с родительского собрания со странной смесью отчаяния и агрессии.

Немного предыстории. Я живу с дочерью-подростком. Наша мама заблудилась где-то в ходе истории, поэтому все родительские функции я выполняю самостоятельно: праздную дни рождения, учу уроки, читаю на ночь, рассказываю о половом созревании, вожу по всяким врачам. Ну и на родительские собрания, за неимением альтернативы, тоже хожу. Ибо я не просто родитель, а ответственный родитель.

Когда-то на заре 90-х я окончил обычную (пост)советскую школу почти отличником (немного естественных наук не смог осилить больше, чем на «четверку») и со стойкой «двойкой» по поведению. Не потому, что курил на переменах или прогуливал уроки, нет. Просто благодаря обостренному чувству справедливости я «качал права», что в «той» школе категорически не приветствовалось.

Четверть века спустя каждый мой визит в школу – это регрессия в подростковое состояние с изначальной антипатией ко всему, что говорит учитель, к странной логике, скрывающейся за всем, что в школе происходит, к правилам, которые непонятно кто и почему установил, но подвергать сомнению которые – почти как сокрушать скрепы.

В дополнение картины – моя дочь умничка, учится неплохо для самоорганизованного подростка с кучей интересов помимо школы, не курит и не пьет, делает уроки, ставит цели и стремится к их достижению. Короче, золото, а не ребенок.

А теперь вернемся к родительским собраниям.

Стандартный сценарий таков: вы день в день узнаете, что сегодня вечером у вас не «Каберне Мерло» 2012 года от винодельческого хозяйства «Колонист», а родительское собрание. Кто виноват в несвоевременном уведомлении, не выяснишь. Учитель говорит, что предупреждал детей за неделю, доця твердит, что сегодня утром узнала. Как бы то ни было, идти нужно. Почему нужно? Потому что не прийти, значит, не проявить интерес к делам дочери, чего ответственные родители не могут себе позволить. К тому же, я все надеюсь, что рано или поздно узнаю на этом собрании что-то нужное, важное, или, на крайний случай, полезное.

Собрания, кстати, бывают двух типов – общешкольное и классное. Первое – квинтэссенция маразма. Завуч нудно и неспешно выполняет «обязательную программу»: зачитывает какой-то руководящий «лист» ни о чем или рассказывает, как бороться с детским суицидом в рамках отдельно взятой квартиры. Все это – в присутствии 200-300 мамаш в душном актовом зале, без всякого шанса выйти, не навлекши гнева господня на голову доци. (В этом смысле проще вообще не прийти, ибо переписи явившихся никто не делает, чем совершить демарш, аргументируя бессмысленностью происходящего).

Если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать

У «классного» собрания бывают три основанные темы для обсуждения. Первая – успеваемость/поведение. То, о чем я и так знаю, ибо ответственный папа, доверительные отношения с дочерью бла-бла-бла. Мне не нужно ждать какого бы то ни было собрания, чтобы узнать, что происходит в школе и что тревожит дочь. Вторая – полузаконный сбор денег. Я рад бы отказаться, но проще сдать, нежели объяснять всем, почему это незаконно/не нужно/бессмысленно. Опять же, аудитория, с которой по этому поводу придется дискутировать – мамаши, которые иногда не понимают, что, например, ресторан на выпускной после девятого класса нужен не детям, а им самим.

Третья тема – кто что должен сделать для класса (как вариант – кто чего не сделал, куда не явился, что не сдал и все в таком роде). Аргументы и логика доказательства примерно такие же, как и при сборе денег.

В связи с этим у меня постоянно возникают мысли, как сделать собрания более полезными, эффективными, или, на худой конец, быстрыми. По роду своей профессиональной деятельности я повышаю эффективность процессов и систем, а, значит, могу придумать миллион способов достичь эту цель в рабочей среде.

Главная предпосылка достижения эффективности на работе – (1) все люди на работе стремятся к эффективности, потому что именно она формирует источник для выплат зарплат, и (2) у менеджмента компаний есть возможность выбирать себе подчиненных, а также тем или иным методом – коллег и начальство.

На родительских же собраниях присутствует случайная выборка из разнообразных профессиональных, социальных, интеллектуальных и прочих слоев общества, объединяет которых общность места жительства, а также факт обучения их детей в одном классе. Поэтому достичь эффективности с таким коллективом – задача не из простых. Более того, существует гипотеза, что даже сама цель – эффективность – осознается далеко не всеми участниками родительских собраний.

Ок, как решить проблему зря потраченного на родительские собрания времени, я знаю. Просто игнорировать их (а сколько сдавать денег – как-нибудь мамаши или классный руководитель передадут). Но это эскапистский подход, а значит, мне не подходит.

Как сделать собрания полезными, а еще лучше – интересными? Что было бы важно/интересно/полезно услышать на родительском собрании ответственному родителю?

Первое. Важно, чтобы и родители, и учителя осознавали, что у нас должно существовать партнерство в воспитании каждого конкретного ребенка. Это значит, что мы должны (1) одинаково осознавать свою ответственность за эту задачу, (2) делиться информацией о ребенке друг с другом, и интересоваться этой информацией. Да-да, и я, и учителя! (3) согласовывать методы, формы и способы обучения и воспитания. Учителя должны знать мои ценности, принципы и методы, а я, соответственно, их.

Читать дальше  Разглашение врачебной тайны возможно в случае

Второе. Любая встреча родителей и учеников должна подчиняться обычным и разумным (в деловом мире) правилам, как-то:

— информирование заранее о повестке дня (если единственным пунктом повестки дня будет доклад завуча, на это действо мало кто приобретет билет);

— возможность всем сторонам заблаговременно вносить свои предложения;

— жесткий тайминг встречи;

— структурированность дискуссии (для этого учителям неплохо бы иметь структурированность мышления, навыки публичных выступлений перед взыскательной аудиторией, а также привлекать профессионального модератора для управления дискуссией и переведения неизбежных конфликтов в конструктивное русло);

— использование всех достижений цивилизации для ускорения передачи информации и повышения эффективности взаимодействия (ту информацию, которую нужно просто донести, можно разослать электронной почтой, или распечатать и раздать, а не заслушивать заикания завуча с трибуны а-ля Леонид Ильич в последние годы);

— соблюдение регламента (начало и окончание вовремя, ограничение тем для дискуссии, жесткий контроль времени для выступлений, исключение дискуссий не по вопросам повестки дня, соблюдение правил делового общения и т.д.).

Третье. Сбор большого количества людей в одном помещении должен осуществляться только с целью, заведомо интересной всем сторонам. Сбор денег, нужный только одной стороне, можно совершить иными методами (информирование посредством почты или мессенджеров, пересылка на карточку, выставление счета и т. д. Это незаконно? Нужно все сделать как бы тайно и от имени родительского комитета? Не мои проблемы. Мало того, что с меня собирают деньги (что еще полбеды), так еще и зря тратят мое время, долго вслух рассказывая о колокольчиках и ленточках, и вслух совершая математические действия в пределах программы четвертого класса).

Четвертое. Есть темы, о которых я бы с удовольствием поговорил. Например, я бы хотел лично познакомиться со всеми учителями своей дочери. От каждого я бы хотел прослушать мастер-класс об особенностях очередного учебного года, нюансах и сложностях, ожидающих мою дочь, о методах контроля успеваемости и критериях оценивания, о подводных камнях, об изменениях в программе, учебном процессе и новых тенденциях в чем бы то ни было, затрагивающем меня или моего ребенка.

В конце концов, я бы хотел быть знакомым не только с директором, завучем и классным руководителем, но и с учителями-предметниками. У них нет времени? Им за это не платят? Не волнует. Эти люди часто проводят с моей дочерью больше времени, чем удается мне, отцу. А значит, я имею право с каждым из них быть знаком лично, взглянуть пристально каждому в глаза, убедиться, что они будут сеять разумное-доброе-вечное, а не самоутверждаться на моем ребенке и не изливать свою бытовую неустроенность и детские комплексы.

Пятое. Есть темы, о которых нельзя говорить во всеуслышание. Это успеваемость, личностное и психологическое развитие моего ребенка. Беседы на эти темы должны происходить один на один, и не по мере исчерпания денег в фонде родительского комитета, а с определенной периодичностью. Например, по мере возникновения проблем, или раз в два месяца. С классным руководителем, и по необходимости – с привлечением других сторон (учителей-предметников, родителей других детей, администрации школы, психолога).

Шестое. Есть темы, о которых всем родителям нужно поговорить и договориться. В младших классах – о праздновании дней рождения, об общих стандартах использования мобильной связи, о сотрудничестве в вопросах присмотра за поведением и развитием наших детей. В средних – о подходах к решению проблем роста. В старших – о профилактике преступлений, алкоголя, наркотиков, раннего и незащищенного секса. О культуре курения (хотя рискую, что не найду поддержки, но поскольку победить курение в подростковой среде пока не получилось, неплохо бы научить их делать это культурно – не мешая некурящим, не мусоря, не плюясь, не стоя в узких местах и мешая прохожим).

Тут бы помогли встречи с практиками: толковыми психологами, юристами, наркологами, прочими умными людьми. Где их взять? Администрация школы плюс активные родители, при наличии социальных сетей, легко могут привлекать даже топ-персон и медийных спикеров на час-полтора выступить в школе. Главное – мероприятие не для галочки (а значит, без плана мероприятий «от районо» и кислой мины завуча на задней парте), а с целью совместно – родителям и учителям – обсудить актуальное, наметить способы поведения, выработать стратегию.

Вот краткий круг вопросов, которые бы убедили меня, что школа нужна не только для того, чтобы получать от меня заявления о том, что я несу за своего ребенка ответственность (как будто без этого заявления ее несет кто-то другой), и не для скрытого финансирования ремонта школы. Школа – это мой партнер, соратник и друг в деле помощи моему ребенку научиться жить в этом сложном и изменчивом мире.

Увы, пока что после каждого визита в школу у меня возникает стойкое ощущение, что последних 25 лет в моей жизни не было, что я снова старшеклассник, в чем-то провинился и сейчас меня поведут к директору.

Да, помню, у нас реформа образования. Да, знаю, есть прогрессивные учителя и директора, есть неплохие частные школы (за очень взрослые деньги, если честно!). Но пока там, «вверху», ломают копья, один мой ребенок уже окончил школу, в меру своих возможностей попытавшись не сильно травмировать психику себе и учителям, и сейчас этот путь завершает младшая дочь. И то, что происходит в отдельно взятой школе, содержащейся за государственные средства (а, значит, за мой счет!), меня никак не устраивает.

Читать дальше  Электронные счетчики воды обязательно или нет

И самое обидное – я также не вижу счастья на лицах учителей, не вижу признаков благоденствия в материальной базе школы. Согласитесь, если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать. Не на уровне законодательном, а в каждой отдельной школе. Причем не завтра (когда дочь окончит одиннадцатый класс), а сегодня.

Тема: Ваш ребёнок перестал слушаться вас. Что делать?

Цель: формирование знаний родителей о детском непослушании, выявление причин непослушания.

Задачи:

– дать советы родителям, что делать, если ваш ребенок перестал слушаться;

– развивать культуру общения;

– находить выход из сложившихся ситуаций;

Форма проведения – дискуссия.

– Добрый день, уважаемые родители! Мы поговорим с вами на тему:

«Ваш ребенок перестал слушаться вас. Что делать?»

Вы заметили, что на столе у вас лежат листочки. Это не случайно. Сейчас мы с вами выполним упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Листочки все одинаковой формы, размера, качества и цвета. Слушайте внимательно и выполняйте.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите лист пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас.

– А почему? Как вы думаете?

В природе нет одинаковых снежинок. так и в жизни, одинаковых детей тоже нет, все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. В воспитании детей разобраться в одиночку сложно, давайте сегодня вместе попробуем найти ответ на интересующий вас вопрос.

  1. Всегда ли слушается ваш ребенок?
  2. В чем проявляется его непослушание? Что он делает не так?
  3. Как вы думаете, почему ребенок не слушается? Что он хочет сказать своим непослушанием?

– Хочет привлечь внимание взрослых. Родители хоть и ругают, но внимание все-таки получено.

– Мы перестаем быт примером своим словам. Говоришь одно, а делаешь другое. Почему я должен слушать тебя?

– Ребенок видит, что нет единства слова и дела.

– Мы не понимаем его поступков. Не желаем понять.

– Мнение друзей становится важнее вашего.

Наказываете ли вы своих детей? Как вы это делаете?

Мы можем по-разному выстраивать наши отношения с детьми. Но от правильного выбора пути зависит результат нашего воспитания.

Выполним упражнение в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используем любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

– Расскажите, какой способ вы выбрали для выполнения задания.

Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Какой вы родитель. Плохой, посредственный или хороший. Наверно каждый из нас хотя бы раз задавал такой вопрос. И всякий раз нам хотелось быть лучшими родителями. Я предлагаю вам несколько ситуаций. Попробуйте предложить правильный на ваш взгляд выход из них.

  1. Вечером, придя с работы, мама увидела, что дочь не прибралась в комнате, не смотря на ее просьбу. Что делать? (Поговорить, выяснить причину. )
  2. Сын отказывается читать книги заданные на лето. На все разговоры о пользе чтения отвечает: «Ребята считают: чтение – отстой. Да и вы по вечерам только и делаете, что телик смотрите». Почему он не слушает родителей? Как нужно поступать? Вы должны быть примером своих слов для ребенка.
  3. Дочь собирается на день рождения к подруге. Мама видит, что она надевает на себя. Она в шоке. На замечание дочь отвечает: «Все девчонки так одеваются, и я буду. И вообще ведь ты не спрашиваешь у меня, что надеть к празднику». Почему дочь проявляет непослушание? Что делать? Интересуйтесь мнением подростка и тогда он будет прислушиваться к вашему мнению.
  4. У вашего сына (дочери) появился новый друг. Вы слышали о нем не лестные отзывы, поэтому запрещаете дружить. Однако, случайно узнаете, что они продолжают дружить. Что делать? (Личный пример из жизни. Рассказать поучительный случай из своего детства о своём хорошем друге (подруге))

При выходе из всех ситуаций вы предлагали поговорить с ребенком. Значит, общение с вами может, по вашему мнению, изменить ситуацию, главное, чтоб это общение было неиссякаемым.

– Что вы взяли для себя из нашего разговора?

Не начинайте вечерний разговор с претензий.

И пусть ваш ребенок знает, что у него есть право всегда позвонить вам на работу и сказать: "Давай поговорим, мне очень нужно!"

Даже если вы приходите поздно вечером, не гоните ребенка спать – пообщайтесь с ним. Чувство равенства с папой или мамой будет для него в тысячу раз важнее, чем целый час сна.

Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.

Российский педагог Симон Львович Соловейчик

Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение:

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и все!

И в конце нашей беседы мне хочется, чтобы вы ответили на вопросы теста, который вам поможет понять, какие у вас отношения с вашим ребенком.

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” – 2 балла, “отчасти”, “иногда” – 1 балл, “нет” – 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А “детские праздники” – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи и книги?
  12. Бываете ли вместе в музее, на выставках и концертах?
  13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку? Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов .

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг.

Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.

А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их, и с хорошим настроением встретьте наступивший день.

Идем на родительское собрание. Прошло много лет с рождения ребенка, и вот его уже пора отдавать в школу. Он учится, получает хорошие и не очень оценки и делится новостями. И вот наступает такой день, когда он придет к вам и скажет: «Папа, мама, завтра родительское собрание».

Всем доподлинно известно, что первое впечатление обманчиво, но именно по нему судят человека, присматриваются к нему, оценивают. Именно поэтому хочется выглядеть на уровне, не посрамить ни себя, ни своего ребенка в глазах родителей других детей.

Какое впечатление на учителя вы произведете, так он и будет относиться к вашему ребенку. То, что он ко всем относится одинаково – неправда в наше время. Тут активируется стереотип относительно вас и вашего ребенка: яблоко от яблони недалеко падает, поэтому учителя делают выводы сразу. Конечно, ведь у них же опыт!

Так как отношение к ребенку напрямую и в основном зависит от вас, необходимо правильно подготовиться к такому мероприятию!

Обязателен внешний вид. Но главное – не переусердствовать. Не надевайте ничего гламурного, дорогого или слишком яркого. Не надо выделяться. Точно также не надо одеваться старой, серой, забитой мышкой. Не надо теряться. Вариант – классика, которая до сих пор является золотой серединкой при выборе одежды.

Ведите себя прилично. Не жуйте жвачку, это неприлично. Также не клейте ее под стол, это уж совсем перебор. Не приходите с бутылкой, неважно, что внутри, не курите. Сядьте за переднюю парту, психологически это улучшит отношение к вам. Проявите активный интерес к теме разговора, задавайте вопросы. Желательно подготовить их заранее, чтобы не забыть и не звонить учителю в 5 утра. Записывайте ответы на вопросы. Такое внимание к мелочам и педагогу приятно, и вам не повредит.

Познакомьтесь с другими родителями. Обменяйтесь номерами телефонов. Мало ли что. Присмотритесь к внешнему виду родителей.

Статья: Идем на родительское собрание. На главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector