Содержание
1 сентября 2012 года стал днем, когда в России был установлен сбор на утилизацию автотранпортных единиц. Сегодня введение и применение данного акциза является неотъемлемой частью процедуры купли-продажи не только автомобилей, но и различного рода спецтехники. В данной статье мы расскажем о том, что же такое утилизационный сбор, что означает запись, которая считается особой отметкой, как он высчитывается и чьей обязанностью является его уплата.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-58 . Это быстро и бесплатно !
Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).
Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.
Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.
Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:
Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.
Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.
Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России. К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:
Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.
В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:
С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.
От уплаты УС также освобождаются некоторые группы лиц и организации:
Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.
Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.
Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:
При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.
В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.
В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.
Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:
Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.
В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-58 (Москва)
+7 (812) 317-60-04 (Санкт-Петербург)
С 01.09.2012 Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ введена обязанность уплачивать утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или изготовленные в РФ (за некоторыми исключениями) (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Позднее утилизационный сбор пришлось уплачивать и с самоходных машин, а также прицепов. Соответственно, информация об уплаченном утилизационном сборе стала отражаться в паспорте транспортного средства (ПТС) или паспорте самоходной машины (ПСМ).
Обращаем внимание, что если на колесное транспортное средство ПТС был оформлен до 01.09.2012, ни уплата утилизационного сбора, ни проставление отметки в паспорте не требуются (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ).
Что означает утилизационный сбор в ПТС или ПСМ? В графе «Особые отметки» (в ПТС) или под строкой, содержащей серию и номер паспорта (в ПСМ), с момента, когда законом была установлена обязанность уплачивать утилизационный сбор, в паспортах должны отражаться данные об уплате или неуплате такого сбора. Поэтому ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС «утилизационный сбор», очевиден: такой сбор был уплачен. Соответственно, без такой отметки в паспорте (или отметки о неуплате сбора на законных основаниях) зарегистрировать транспортное средство или самоходную машину не удастся.
При ввозе транспортных средств или самоходных машин в РФ отметку об уплате или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляет должностное лицо таможенного органа, заверяя такую отметку личной номерной печатью (п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
Запись в разделе «Особые отметки» выглядит так (п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, п.п.7,8 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017):
Производители транспортных средств и самоходных машин на территории РФ сдают ПТС и ПСМ вместе с документами, подтверждающими уплату сбора, в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. И уже налоговая инспекция, проверив поступление сбора в бюджет, проставит в паспорте отметку «Утилизационный сбор» (п.п.16, 18 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п.18,20 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81, п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, Приказ ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ ). Аналогично действуют и приобретатели у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор. Сдаются ПТС и ПСМ в этом случае в налоговую инспекцию по месту нахождения покупателя-организации или по месту жительства покупателя-физлица.
Те же производители транспортных средств на территории РФ, которые являются крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, равно как и самоходных машин и прицепов, и которые включены в соответствующий реестр, самостоятельно проставляют в ПТС и ПСМ отметку «Утилизационный сбор» (п. 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
А вот при выдаче дубликата ПТС взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность паспортов, если в них имелась отметка об утилизационном сборе, такую отметку в дубликатах ПТС проставляют подразделения ГИБДД (п. 19 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005).
В дубликат паспорта самоходной машины отметку об утилизационном сборе переносит орган гостехнадзора (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017).
Добрый день, уважаемый читатель.
Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.
Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале "жизни" автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:
14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.
Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.
Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе "Особые отметки" (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:
В общем случае формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.
Базовая ставка равна:
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
С двигателями до 1000 см 3 | 33 000 | 123 000 |
С двигателями от 1000 до 2000 см 3 | 84 000 | 313 800 |
С двигателями от 2000 до 3000 см 3 | 126 000 | 480 200 |
С двигателями от 3000 до 3500 см 3 | 114 600 | 570 000 |
С двигателями от 3500 см 3 | 181 600 | 700 200 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 3 400 | 5 200 |
Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы. Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.
Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Масса до 2,5 т | 142 500 | 151 500 |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 300 000 | 432 000 |
Масса от 3,5 до 5 т | 285 000 | 456 000 |
от 5 до 8 т | 313 500 | 786 000 |
от 8 до 12 т | 381 000 | 1 192 500 |
от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 510 000 | 3 469 500 |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 285 000 | 1 725 000 |
Автобетоносмесители | 853 500 | 2 242 500 |
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Прицепы и полуприцепы | 75 000 | 1 207 500 |
Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
С электродвигателем | 171 000 | 172 500 |
С двигателями до 2500 см 3 | 171 000 | 172 500 |
С двигателями от 2500 до 5000 см 3 | 342 000 | 517 500 |
С двигателями от 5000 до 10000 см 3 | 456 000 | 759 000 |
С двигателями от 10000 см 3 | 570 000 | 897 000 |
Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 апреля 2018 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 апреля увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
No related posts.