Содержание
Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ
"О товариществах собственников жилья"
30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
См. раздел VI "Товарищество собственников жилья" Жилищного кодекса РФ
Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года
Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
Президент Российской Федерации
15 июня 1996 года
Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Под кондоминиумом понимается единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
Действие Закона распространяется на отношения собственности в кондоминиумах, помещения в которых принадлежат не менее чем двум домовладельцам, на вновь создаваемые кондоминиумы в процессе строительства и реконструкции, а также на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы и иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома. Положения Закона применяются при регулировании соответствующих отношений, возникающих на территории РФ, с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства, если иное не установлено международными договорами.
Рассмотрены вопросы отношений собственности в кондоминиуме: какие объекты могут входить в его состав, права собственности на помещения и на общее имущество в кондоминиуме, определение долей в праве общей собственности на общее имущество, установление границ земельных участков в кондоминиуме и др. Регулируются права и обязанности домовладельцев.
Для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать (изменить ранее выбранный) способ управления недвижимым имуществом: непосредственное управление (не более 4 помещений, принадлежащих 2, 3 или 4 различным домовладельцам); передача функций по управлению уполномоченной государством или органами МСУ службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги; образование товарищества собственников жилья. Выбор способа управления кондоминиумом осуществляется на общем собрании домовладельцев. Рассмотрены вопросы обслуживания и эксплуатации недвижимого имущества в кондоминиуме.
Закон содержит положения об организации товарищества собственников жилья (документы, необходимые для регистрации, порядок регистрации и т.д.). Определены особенности его организации во вновь создаваемом кондоминиуме. Самостоятельная глава Закона посвящена деятельности такого товарищества. Закреплены его права и обязанности, рассмотрены вопросы о членстве в товариществе, органах его управления (общее собрание членов, правление) и их полномочиях, ревизионной комиссии общества, средствах и имуществе товарищества и др. Для достижения целей, ради которых создано товарищество, оно вправе заниматься хозяйственной деятельностью, предусмотренной в уставе товарищества, в соответствии с Законом. Реорганизация и ликвидация товарищества производятся на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Два или более товарищества могут создать объединение для совместного управления общим имуществом в кондоминиумах.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 26 июня 1996 г. N 119, в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2963
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
Федеральный закон о товариществах собственников жилья — самая удобная форма управления домами многоквартирного типа, которую можно найти сегодня. Она является довольно мощным качественным механизмом, который может работать, соблюдая интересы какого-либо конкретного дома. При наличии хорошего управляющего дом развивается стремительно быстро.
В своей время старый закон ТСЖ был отличным. Фактически он действовал 10 лет, если сравнивать с новой правовой системой, то это очень долго. В основе правового регулирования лежало понятие кондоминиума.
Кондоминиум – это владение каким-либо объектом совместно. Это может быть дом или любое недвижимое имущество, жилье.
Федеральный закон приняли в основе его лежала 291 статья, второй пункт ГК РФ (⇒ скачать ⇐). В нем ест указание на то, что ТСЖ это организация некоммерческого характера. Создана она и действует благодаря закону о товариществах собственников жилья.
Старый закон действовал в Российской Федерации до декабря 2004 года. Но его положения к тому времени устарели. Они перестали соответствовать новым требованиям и ситуации в политическом, правовом и экономических планах. Жилищный кодекс подвергся изменениям.
С 1 марта 2005 года начал действовать новый жилищный кодекс РФ. Товарищество собственников жилья как и многие законы, которые были приняты раньше стали недействительными.
Все положения, которые в нем содержались вошли в состав нового ЖК.
Его суть в том, чтобы дом находился в приемлемом состоянии, пригодном для проживающих там людей.
Действующая редакция подразумевает осуществление контроля за следующими работами:
Теперь давайте разберемся, что входит в данный ФЗ. А точнее, поговорим основном его разделе – деятельности ТСЖ. Для этого в жилищном кодексе есть шестой раздел.
ТСЖ может быть создано, при условии, что в него будет входить определенное количество людей. А точнее, берется половина голосов от всех и в ТСЖ должно быть людей больше этой половины. Голос засчитывается если проголосовал собственник жилья в доме, где собираются создавать ТСЖ.
Устав установится на собрании жильцов – членов ТСЖ. Закон о ТСЖ гласит, что после регистрации объединение жильцов, которые состоят в ТСЖ считается юридическим лицом. Оно имеет счет в банке, название и свою печать.
Все, кто голосовал за создание ТСЖ подписывают соответствующий протокол.
Чтобы зарегистрировать юридическое лицо нужны такие бумаги:
ТСЖ имеет право заключать договора с энергосберегающими компаниями на оказание его членам коммунальных услуг. Может провести мониторинг доходов и расходов, а на основании его установить размер членских взносов. Об этом говорят статьи ЖК РФ под номерами 147 и 149 (скачайте, если желаете ознакомиться с оригиналом).
Законом о ТСЖ предусмотрено, что оно должно управлять домом, осуществлять его техническое и санитарное содержание и территории, которая к нему относится. Занимается ремонтом имущества, которое является общим, заносит всех членов ТСЖ в реестр и выносит по необходимости. То есть, все должно быть под контролем, и товарищество, как организация, сдает отчеты в контролирующие органы, налоговую и статистические органы. (см. статью 148 в новом Жилищном Кодексе).
Если решается, что в уставе нужно что-то изменить или дополнить его, то ТСЖ обязано предоставить копию устава и решения жильцов об изменении в органы исполнительной власти.
На общем собрании членов ТСЖ они выбирают председателя правления, решается сколько будет выплачиваться сотрудникам, которые работают на основании трудового договора.
Те, у кого имеется помещение в многоквартирном доме, должны выплачивать расходы, которые уходят на содержание общего домового имущества.
Председатель обязан в конце года отчитаться перед членами ТСЖ о том, какие были доходы, расходы и каков бюджет на данный момент. А также в общем рассказать о проделанной за год работе.
Устав – важный документ. Его в первую очередь принимают на собрании те, кто решил для управления дома организовать ТСЖ. Без него товарищество существовать не может.
Конечно, устав не создается с нуля. Берется готовый, типовой вариант и переделывается как нужно. Это разрешается гражданским кодексом, что экономит время и силы.
Типовой устав ТСЖ разрешает создавать наблюдательный совет. В действующие разделы устава изменение может вносится основываясь на протокол. Далее составляется заявление, заверяется у нотариуса и подается в налоговую.
Закрыть ТСЖ можно либо добровольно, либо по решению суда. Основанием этому могут служить следующие причины:
Теперь о том как это происходит. Начнем с добровольной ликвидации. Во-первых, собираются все члены товарищества собственников жилья и принимают решению о закрытии. А если ликвидации мешают, то нужно действовать по-другому.
Ликвидация через суд делается так:
Тогда иск удовлетворяется судом. Дальше организовывается комиссия по ликвидации. Ее можно создать на собрании если решение было принято добровольно.
Точную сумму назвать нельзя. Но начинается она с 4000 на государственную пошлину плюс расходы на различную документацию.
После закрытия на руки будет выдан документ об этом. На отказ могут быть разные причины на любом этапе. Например, налоговая объявит, что документы оформлены не верно, в том числе и заявление.
Суд может признать требования о закрытии незаконными.
Еще причинами могут быть:
В любом из данных случаев суд может отказать, но привлечь руководство ТСЖ к ответственности.
Готовится к ликвидации нужно тщательно, дабы не сделать себе хуже.
Можно закрыть ТСЖ на основании банкротства. Для этого в суд подается заявление о признании не состоятельности.
Руководство, которое выбрали жильцы имеет два годна, чтобы показать себя. Если срок вышел и куча претензий, то нужно обратиться к ЖК, там написано, что делать.
Во-первых все члены ТСЖ могут собраться и рассмотреть жалобы на управляющих ТСЖ. Если ест претензии к председателю или правлению – нужно оповестить всех жильцов в письменном виде, где указать где собраться и зачем.
На собрании можно решать только поставленную проблему и ничего другого не обсуждается.
Дальше нужно отправить всем членам товарищества уведомления. Это можно сделать лично, а можно заказным письмом.
Если в указанную дату и время соберутся две трети членов, то решение собрания будет законным.
Вести его могут как председатель так и его зам. Если их нет, то любой другой участник. На собрании будет решено переизбирать руководство или нет.
Последний вариант — поступить иначе и послать свои требования в Управление Роспотребнадзора.
Положение о ТСЖ было принято не зря. Это настоящий прорыв. Благодаря ему управление домом происходит в очень удобной форме. Граждане сами решают вопросы связанные с управлением домом.
С другой стороны это сложно и не каждый готов принимать в этом участие. Тем более это может быть дорого если дом имеет старые коммуникация, являющиеся изношенными.
Можно снизить плату за коммунальные благодаря самостоятельному выбору поставщиков.
Есть конечно и минусы, например недобросовестное правление ТСЖ, цель которого устанавливать свои правила и нажиться на участниках товарищества. Но подобное встречается везде и страховки от этого нет. В случае чего, правление можно переизбрать имея на то достаточные основания.
Закон о ТСЖ (товарищество собственников жилья) является основным актом, действующая редакция которого позволяет регулировать отношения собственников и управляющей компании. ТСЖ имеет немало источников регулирования, но основным считается указанный федеральный закон. Когда встают вопроса жилья, управления им, а также предоставления товариществам определённых полномочий в сфере жилищных услуг, то именно закон о товариществе собственников жилья и является главным методом контроля. Последние редакции законодательство постоянное изменяло, что привело к усовершенствованию системы регулирования рассматриваемых отношений.
Законодательство уделяет большое внимание вопросам создания такого юридического лица, как товарищество. Это могут быть разного рода организации, имеющие своей целью осуществление того или иного вида деятельности, который никак не связан с получением прибыли. И товарищество, которое образуют жильцы определённых многоквартирных домов, также будет относиться к данной категории, а регулирует подобные отношений федеральный закон о ТСЖ.
В Российской Федерации всегда действовал закон, принятый ещё в 1996 году. Однако главной особенностью рассматриваемого акта, является то, что этот федеральный закон утратил свою силу ещё 2005 году. Соответственно, нормативная база жилищных отношений претерпела некоторые изменения. Теперь все вопросы создания, управления и ликвидации товариществ жильцов регламентируется Жилищным и Гражданским кодексами.
Несмотря на то что ФЗ «О товариществах собственников жилья» перестал действовать, все положения в Жилищном кодексе опираются именно на то, что предусматривал указанный нормативный акт.
Для того чтобы иметь представление о том, каким образом Жилищный кодекс регулирует отношения жильцов в вопросах управления и содержания дома, достаточно осветить некоторые общие положения, которые содержал ранее действующий закон:
Именно указанные моменты также продолжают формировать те положения, которые регулируют отношения, связанные с жилищными вопросами.
Внимание следует уделить тому, что не всё, содержащееся в законе о товариществах жильцов, было перемещено в ЖК РФ. Указанный кодекс содержит только две главы, направленные на регулирование рассматриваемых отношений. Глава, посвящённая организации и реализации деятельности такими товариществами, и глава, которая устанавливает возможности членов товарищества.
Формирование любой организации имеет чёткий порядок действий. Смысл в том, что для создания всегда необходимо наличие мотивированного решения, принятого всеми участниками обсуждения, а также соответствующих документов и, конечно, регистрации. Рассматриваемое товарищество не является исключением. Чтобы оно было создано, жильцам недостаточно просто договориться о том, как будет управляться дом и далее реализовывать принятые правила.
Во-первых, очень важно сформировать общее собрание. То есть жильцы собираются для обсуждения вопроса о создании конкретного товарищества. Это важно потому, что без воли всех участников осуществлять управление в дальнейшем будет невозможно. Такое собрание регламентируется протоколом, в котором отражаются вопросы, выносимые на рассмотрения, и в итоге подписывается конкретное решение.
Кроме того, все вопросы утверждаются голосованием с участием каждого члена собрания.
Чтобы товарищество было создано, необходимо, чтобы минимум пятьдесят процентов лиц, участвующих в собрании, проголосовали за его формирование.
Во-вторых, учредительные документы. Всегда при формировании организации участники собрания должны сформировать устав, который и будет закреплять в себе необходимые положения по регулированию деятельности организации, а также по управлению домом. Устав также должен составляться при участии каждого члена собрания, все положения принимаются общим голосованием и обсуждением, с учётом интересов каждого участника отношений.
В-третьих, регистрация. Она подразумевает передачу сведений в реестр. Эта процедура обязательная для всех юридических лиц. Причём к ней применяют общие положения, касающиеся любого вида юридического лица. Чтобы пройти регистрацию достаточно представить учредительный документ, протокол собрания и сведения о каждом, кто владеет жильём в доме. После чего уполномоченный орган примет решение, внесёт сведения в реестр, и только тогда деятельность можно считать начатой.
Отдельно следует сказать о субъектах, то есть тех лицах, которые, в принципе, имеют право объединяться рассматриваемым образом.
К ним относят следующих жильцов:
При этом несколько домов, не обладающих общим обеспечением и границами, формировать товарищество не имеют возможности, так как не будет целостности управления.
Формирование товарищества, объединяющего в себе полноправных владельцев квартир и домов, подразумевает организацию определённого рода деятельности. Она направлена на то, чтобы управлять одним или даже несколькими жилыми объектами. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы обеспечить жильцов важными ресурсами и проконтролировать рациональное применение домового имущества.
Главная цель товарищества заключается в управлении теми многоквартирными жилыми помещениями, в которых определённые граждане имеют жильё.
Управление всегда представляет собой деятельность по поддержанию дома в состоянии, которое бы подходило для длительного проживания. Речь идёт как о состоянии строения в целом, так и об отдельных моментах, например, наличии пандусов или домофона. То есть содержать дом, управлять им и распределять возможности жильцов — всё это многоуровневый процесс, который требует строгой регламентации и планового подхода.
В процесс управления включают большое количество мероприятий, которые осуществляются как всеми жильцами, так и специально уполномоченными на то лицами:
Перечень мероприятий не исчерпывающий и будет определяться в зависимости от особенностей дома, его состояния и срока, в течение которого он эксплуатируется.
Не стоит также забывать о территории, которая прилегает к многоквартирному дому или относится к нескольким частным домам. Её содержание также своевременно и регулярно должно осуществляться. Работы на территории будут зависеть от сезона. Зимой нужно постоянно расчищать снег как на тротуарах, так и проезжих частях. Летом обязательно должно проводиться озеленение. Сюда можно также отнести необходимость обеспечения оборудования для двора: игровые и спортивные зоны, парковки, территории для выгула животных и так далее.
Не всегда жильцы самостоятельно занимаются управлением. Товарищество собственников на сегодняшний день не самый популярный вариант, так как нередко управление переходит в руки специальных компаний. Именно они контролируют все процессы, связанные с жилищными моментами. Закон при этом не обязывает собственников придерживаться конкретного варианта, они вправе сами решать, каким образом контролировать состояние дома и его обеспечение.
Как и в любых отношениях, в случае с управлением домом определяются свои права и обязанности. Смысл в том, что товарищество существует по определённым правилам, оно не может произвольно под конкретной организационно-правовой формой осуществлять любую деятельности. Товарищество всегда является организаций без коммерческой цели, а значит, прибыль не является смыслом её деятельности. Именно поэтому для товарищества собственников были определены перечни прав и обязанностей.
Товарищество всегда должно иметь председательствующего, который в первую очередь будет отвечать за работу ТСЖ. Соответственно, права и обязанности товарищества также будут распространяться и на него.
Жилищный кодекс в первую очередь говорит о правах товарищества, которые будут таковыми и для его членов:
Перечень исчерпывающий. Однако председательствующему и товариществу в целом могут быть предложены и другие возможности, реализация которых повлечёт пользу порядку управления.
Наряду с правами, Жилищный кодекс также определяет и перечень обязанностей, исполнение которых должно осуществляться всегда и каждым членом товарищества:
Товарищество способно прекратить существовать, используя два пути: реорганизацию и ликвидацию. Первый вариант признаётся менее категоричным, он хоть и предполагает прекращение деятельности одного юридического лица, но тут же позволяет создать другое, которое продолжит функционировать в необходимом направлении. Принятие решение осуществляется на собрании всех участников товарищества.
Законодатель устанавливает несколько форм реорганизации, которые могут применяться к рассматриваемому варианту юридического лица:
Несмотря на то что гражданский закон предусматривает ещё две формы реорганизации, к товариществам, созданным жильцами, будут относиться только указанные выше варианты.
Независимо от того, осуществляется одна из форм реорганизации, или же товарищество ликвидируется полностью, сведения об этом должны быть переданы в реестре, для фиксации прекращения какой-либо деятельности.
Что касается ликвидации, то она проходит по общим правилам, которые предлагает гражданское законодательство. Прекратить деятельность можно полностью также по решению собрания участников либо в принудительном порядке, по акту судебного органа, когда были выявлены нарушения деятельности товарищества.
В любом случае план действий будет одинаковым:
Таким образом, отдельного закона, регулирующего деятельность товарищества собственников жилья, нет. Однако управление многоквартирными домами всё же осуществляется на основании такой нормативной базы, как Жилищный и Гражданский кодексы. Именно они закрепляют порядок создания, управления и ликвидации ТСЖ.
No related posts.