Содержание
Государственные и муниципальные некоммерческие организации
Рыночная ориентация экономики не означает отмены государственной собственности. Ныне эта форма собственности существует во всех развитых странах с рыночной экономикой.
В некоммерческом секторе на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные некоммерческие организации (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Виды государственных и муниципальных некоммерческих организаций
К федеральным некоммерческим организациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Федерации в целом. Это могут быть крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи, органы государственного управления, государственные корпорации и др. Имущество таких некоммерческих организаций формируется за счет средств федерального бюджета.
Региональные некоммерческие организации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким некоммерческим организациям можно отнести региональные вузы, театры, медицинские центры и т.д.
В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные некоммерческие организации (см. рис. 4.3).
Муниципальные некоммерческие организации – это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. Они включают общеобразовательные школы, поликлиники, детские сады и др.
В условиях рыночной экономики, характеризующейся многообразием форм хозяйствования, государство освобождается от несвойственной ему задачи удовлетворять весь спектр совокупного спроса. Оно занимается тем, без чего обществу жить нельзя и чего избегает частный сектор экономики.
В рыночной экономике одной из функций государства является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества, возможном в данный момент времени и без которого дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно. Таким образом, государство обеспечивает поддержание определенных минимальных стандартов потребления общественных благ. Оно действует в целях создания необходимых предпосылок для эффективного социально-экономического развития общества. Решение этих проблем основывается на соответствующих принципах хозяйствования и управления.
Деятельность государства имеет свои преимущества и недостатки в сфере создания и реализации общественных благ. К первым относится централизованное регулирование процесса их производства и распределения путем выделения необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым относится неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, особенно в период перехода к рынку, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления. Все это обусловливает возможность удовлетворения только тех общественных потребностей, которые имеют массовый и наиболее острый спрос. Это приводит к тому, что в условиях роста диверсификации потребностей спрос на общественные блага, превышающий массовый уровень их потребления, остается неудовлетворенным.
Потребители, чей спрос на общественные блага превышает массовый уровень потребления, могут удовлетворить его посредством частных структур, в том числе негосударственных некоммерческих организаций.
Негосударственные некоммерческие организации
Негосударственная собственность составляет фундамент современной рыночной экономики. Собственники объектов негосударственной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.
Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Объектом негосударственной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел негосударственной собственности количественно не может быть ограничен.
Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных и иных организаций. Основу их функционирования может составлять индивидуальная или коллективная собственность. В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе индивидуальной собственности, право собственности на имущество принадлежит одному лицу. Это могут быть благотворительные и иные некоммерческие фонды, автономные некоммерческие организации и др. Как правило, такие некоммерческие организации достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий. В то же время им присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств и др.
В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе коллективной собственности, право собственности принадлежит группе лиц. К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.
Одним из видов коллективной собственности является кооперативная собственность. Под ней понимается собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Эта форма собственности характерна для потребительских, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и др.
Для негосударственных некоммерческих организаций характерны следующие признаки:
• гибкая система управления;
• инновационный характер развития;
• экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности;
• эффективное использование возможной прибыли.
В зарубежной экономической и юридической литературе часто при характеристике негосударственных некоммерческих организаций используется термин «третий сектор». Он указывает, что негосударственный некоммерческий сектор – особый сектор экономики, отличающийся от частного коммерческого и государственного секторов экономики. Данный термин все более активно используется российскими исследователями.
Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества. К тому же в ряде случаев эти организации функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными структурами. Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций и др.
Негосударственные некоммерческие организации действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.
В современной рыночной экономике, в условиях роста персонализации спроса на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают интересы не только личные, но и общества в целом. В то же время в процессе функционирования они в большей мере, чем государственные организации, следуют законам рынка. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, снижать издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и проч.
Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.
Потребителями благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, являются физические и юридические лица, которые не могут реализовать потребности в общественных благах, превышающих массовый спрос, общие интересы, проекты, идеи за счет государства или бизнеса, получить от государства более высокий уровень социальной защищенности. Их экономическое поведение отличается от типичных типов поведения «потребители – покупатели», ориентирующихся на рыночные сигналы, и «потребители – клиенты» государственного сектора, получающих экономические блага бесплатно или по льготным ценам. По сравнению с последними потребители благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, больше заинтересованы в конечных результатах деятельности.
Наблюдаются рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих развивающихся странах Африки, Латинской Америки, постсоциалистических странах (Венгрия, Польша, Болгария).
В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII–XIX вв. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX – начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987-1990 гг. Особенно быстрый рост количества негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.
Необходимо отметить, что темпы развития негосударственных некоммерческих организаций несколько замедлились после кризиса в августе 1998 г. Это обусловливается недостаточностью финансовых средств у негосударственных некоммерческих организаций, а также у предприятий, организаций, участвующих в их финансировании.
Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является более важным, чем для развитых стран с рыночной экономикой. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью решения социально-экономических вопросов в переходный период. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно относящиеся к государству в условиях рыночной экономики.
В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др. Все это вынуждает негосударственные некоммерческие организации частично использовать несвойственные им методы и принципы хозяйствования, иметь иную, чем в развитых странах с рыночной экономикой, структуру источников финансирования.
Иностранные некоммерческие организации
Во многих странах с рыночной экономикой активными участниками некоммерческого сектора являются иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая организация – организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной некоммерческой организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным некоммерческим организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.
Смешанные и совместные некоммерческие организации
Активное участие в социально-экономическом развитии общества играют смешанные и совместные некоммерческие организации. Смешанная некоммерческая организация– это организация, основанная на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная некоммерческая организацияфункционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.
В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности в некоммерческом секторе позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной ее формы и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия.
В последнее время стало очень популярно выражение «Это частная собственность!». Но мало кто знает, что такое общественная собственность, хотя знать это необходимо каждому гражданину своей страны. Ведь нужно отличать своё имущество от иных его видов.
Общественная собственность — это собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется общество (коллективный субъект). Общество является сложной многоуровневой системой, поэтому часто понятие «общественная собственность» путают с понятиями «общественные места», «собственность общественность организации» и т. д.
Собственность — это ось, вокруг которой вращается все законодательство и с которой, так или иначе, соотносятся большей частью права граждан.
Г. В. Ф. Гегель
Общество — вот кто пользуется и владеет общественной собственностью
Существует много разных трактовок общественной собственности. Философы относительно этого понятия высказываются неоднозначно. Причём со временем меняется даже значение термина.
Капитализм в его империалистической стадии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению. Производство становится общественным, но присвоение остаётся частным.
В. И. Ленин
«Империализм, как высшая стадия капитализма»
Сейчас определение понятия «общественная собственность» имеет более чёткие рамки и осязаемо каждым: противопоставление частной собственности. Всё, что не частное, всё то — общественное.
Так как частная собственность и общественная — понятия противоположные, то и отличий между ними масса. Выделим основные из них:
Виктор Вексельберг может подарить принадлежащие ему яйца Фаберже государственному музею, а вот музей не имеет права сделать такой подарок Вексельбергу
Под свободой права владения подразумевается уровень полномочий частных лиц и совладельцев общественной собственности. Например, частное лицо может продать свой кинотеатр (бизнес), подарить или отдать в культурный фонд государства. А человек, который является совладельцем общественной собственности, не имеет права этого сделать, а также не может отказаться от своей доли участия до тех пор, пока не покинет данное общество.
Частное лицо несёт все материальные издержки, связанные со своей собственностью, а совладелец общественной собственности не так сильно ощущает материальную ответственность и менее заинтересован в контроле этой стороны. Например, случился ураган и штормовым ветром выбило стекло. За новое стекло в своём доме рядовой гражданин должен заплатить сам, не вставлять его — не в интересах хозяина. При общественной форме собственности ни один из участников не чувствует за собой личной ответственности, решение о замене стекла должно быть принято всеми членами общества или уполномоченным распорядителем.
Владелец частной собственности заинтересован в том, чтобы контролировать деятельность всех привлечённых лиц. Участники общественной собственности менее заинтересованы в контроле поведения наёмных управляющих.
Частные лица крайне заинтересованы в строгом контроле любого производства относительно их собственности
Например, общественной собственностью является некое здание. При ремонте привлечённым управляющим стал прораб, который привёл бригаду строителей для исполнения условий договора. За контроль качества проведённых работ не несёт личной ответственности ни один из участников общества, поэтому и подобный контроль осуществляется не в полную силу. Результат — ремонт может быть выполнен не так качественно, как в частном доме.
Частное лицо имеет право выбирать, что производить и какой труд вкладывать в свою собственность. Например, рядовой гражданин может посадить дерево у себя в саду, потому что это в его интересах. А участники общественной собственности имеют не такой сильный личный интерес к производству и труду для общества, так как мотивация должна обуславливаться интересами общества. Например, директор школы равнодушен к посадке деревьев в школьном дворе, однако если «так будет надо», то их высадят.
Управляющие или совладельцы общественной собственности перекладывают груз ответственности за какой-либо труд на одного конкретного участника, а когда наступает момент разделения выгоды, то заинтересованными оказываются все члены общества.
Целью частного собственника является достижение прибыли или личного комфорта, а общественная собственность служит на благо народа (общества).
Формы общественной собственности бывают следующими:
Муниципальная принадлежит местным органам самоуправления. Государственная подразделяется на виды:
Государственная собственность возникает в результате внутренней деятельности:
Коллективная общественная собственность — это общественные организации, политические партии, церкви и т. д.
Государственная компания «Газпром» скупила акции частной компании «Сибнефть» — они перешли в общественную собственность; «Газпром» продаёт свои акции чатным лицам — это обратный процесс
Примерами федеральной собственности могут стать:
Интересный факт: в начале XIX века вследствие наполеоновских завоеваний католическая церковь Франции перешла под контроль государственной власти. С этого момента всё имущество, которое не являлось чьей-то личной собственностью, считалась собственностью государства.
Музеи, как правило, являются общественной собственностью
Примеры собственности субъектов Федерации:
К муниципальной собственности относятся такие учреждения, как:
Объект коллективной собственности можно встретить и в частной, и в общественной собственности. Примерами коллективной общественной собственности можно назвать:
Наибольшим плюсом государственной формы собственности всегда являлось и является наличие природных ресурсов и широта их использования. Большинство доступных ресурсов направляется на развитие различных отраслей. Использование отдельного ресурса преследует сразу несколько целей. Например, угольно-добывающая промышленность:
Большинство природных ресурсов состоит в государственной собственности
А также государственная собственность позволяет равномерно делить блага (в том числе материальные) в народе. Например, Пенсионный фонд распределяет подвластную часть бюджета на каждого гражданина, кто имеет право на пенсию.
Кстати, в 1827 году был утверждён Устав о пенсиях для бывших чиновников и военных. До принятия этого документа пенсию получали только те, кто занимал при дворе высший чин, и то его размер регулировался индивидуально. Государи в каждом отдельном случае решали, какую пенсию выплатить.
Однако из-за ограниченности интересов чиновников экономика государства замедляется в развитии. И это является существенным минусом. Например, гражданин Петров занимает пост управляющего государственным СМИ. Собственность государственная, народная, и Петров не ложится костьми, внедряя новые технологии, так как особой пользы лично ему это развитие не принесёт. Разумеется, ради ежемесячного дохода (зарплата), собственной карьеры и во избежание санкций он будет стараться выполнять нормы. Масштаб недостатка такой формы собственности прямо пропорционален статусу: чем на большее количество людей распространяется ответственность, тем меньше ответственности персональной.
К примеру, здание муниципального детского сада обветшало и его пришлось признать зданием в режиме «под снос». Директор будет ожидать перенаправления на работу в другой детсад или начнёт самостоятельно искать новую вакансию. Его далеко не всегда будет беспокоить судьба детей (например, 1000 дошкольников). Если та же ситуация коснётся образовательного учреждения федерального уровня, проблема будет исчисляться сотнями тысяч обучающихся. Но если в этом же доме находится частный детсад, собственник станет искать новое помещение и заверит клиентов, что они в скором времени смогут отвести туда детей.
Неэффективное управление — не единственный недостаток. Очень часто чиновники используют институт общественной собственности для частных нужд, а это приносит немалый урон и экономике, и населению.
Отчуждение собственности для общественных нужд — это переход права владения от одного собственника к собственнику-государству.
Отчуждение частной собственности может происходить:
В принудительном порядке отчуждения перечень законодательных норм зависит от типа объекта. Например, если отчуждается здание, то процесс регламентируется кадастровыми нормами, а если целью отчуждения этого здания является участок, на котором оно стоит, — Земельным кодексом.
Отчуждаться может и частная собственность (например, квартиры, отчуждаемые из-за злостного уклонения от выплат)
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Ст.239.2 Гражданского кодекса РФ
Отчуждение бывает обусловлено тем, что объект не может принадлежать владельцу на основании закона. Например, если оборот такого имущества запрещён. Такая собственность подлежит отчуждению в установленные законом сроки.
А также отчуждение может быть принудительным в связи с ненадлежащим пользованием земельного участка. Такие участки изымаются из собственности и продаются с торгов. Например, за незаконное строительство в заповедной зоне.
Самым распространённым видом отчуждения является изъятие собственности в рамках процедуры взыскания. В таких случаях оно может происходить не только ради собственно имущества, но и ради его последующей продажи с целью выручения денежных средств. Такое отчуждение может производиться, например, на основании статьи 160 Уголовного кодекса РФ, которая гласит, что растрата или хищение денег из казны государства влечёт за собой уголовную ответственность. Ответственность за такие преступления может включать в себя лишение свободы, крупные штрафы, конфискацию имущества и т. д.
Добровольное отчуждение может быть:
Отчуждение по воле прежнего собственника может быть возмездным или безвозмездным. Под возмездным подразумевают экспроприацию. Например, государство решило строить железную дорогу. Один километр этой дороги (по плану строительства) пролегает через участок, собственником которого является частное лицо. Его убеждают, что может быть осуществлён выкуп участка. Кстати, мнения юристов на этот счёт расходятся. Некоторые считают, что экспроприацию можно отнести к принудительному отчуждению, хотя при заключении подобных сделок в документах обозначается добрая воля прежнего собственника.
Неполное отчуждение может быть применено на ту собственность, которую можно отделить или отсчитать от целостной, например, частный дом не отчуждается полностью
Любая гражданско-правовая сделка с собственностью подразумевает документооборот. Бесплатная передача права собственности основывается на договорах дарения или мены. Например, частное лицо может отдать общественной организации здание на основании договора дарения.
Заключение подобных договоров сопровождается множеством нюансов. Например, если объектом отчуждения становится недвижимость, нужно, чтобы прежний собственник мог документально подтвердить своё право. А если эта недвижимость является совместно нажитой в браке, то нужно нотариально заверенное согласие второй половины. Причём расходы, связанные с оформлением дарения, ложатся на отчуждающего, а налог за приобретение права собственности возлагается на принимающего дар.
Добровольное отчуждение какой-либо собственности на безвозмездной основе в пользу общества — самый редкий тип. Но в последнее время очень популярной становится благотворительность, каждое действие в которой также оформляется документально и несёт правовые последствия. Например, крупный бизнесмен сделал ремонт в старой школе. Сами работы строительной бригады или понесённые расходы, связанные с покупкой дорогих материалов, требуют документооборота. Школа заключила с предпринимателем договор дарения строительных материалов. Как результат акта благотворительности, бизнесмен освобождается от части налоговых обязательств на основании статьи 149 Налогового кодекса.
Общественная собственность отличается от частной несколькими критериями. Она может быть федеральной или муниципальной — они отличаются охватом общества. Каждое частное лицо может отчуждать своё имущество в пользу государства. Причём отчуждение бывает возмездным или безвозмездным, добровольным или принудительным.
Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Особенности некоммерческих организаций.
Этапы государственной регистрации.
Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.
Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.
Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.
Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Виды некоммерческих организаций.
1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.
2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Цели создания – предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.
3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.
Цели создания – представление и защиты общих имущественных интересов.
4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.
Цели создания – осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).
Цели создания – осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.
Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.
Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.
Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.
9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.
Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.
10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.
Цели создания – возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.
11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.
Цели создания – оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.
Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.
Может преобразоваться в
Дополнительные норм. акты
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
– нет членства и участников
– ликвидация только по суду
– устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
– надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)
безотзывная копилка с имуществом для использования в некоммерческих целях
Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ
"О центрах исторического наследия президентов российской федерации, прекративших исполнение своих полномочий"
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности….»,
Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Автономная некоммерческая организация
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
– нет членства
– учредители теряют право на переданное АНО имущество
– осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
– учредители вправе пользоваться услугами АНО наравне с другими
похожа на фонд, но создана для осуществления видов деятельности: третейские суды, учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности
Некоммерческие партнерства (далее НП)
Основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей
– основана на членстве
– осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано, за исключением саморегулируемых организаций
– члены передают часть своего имущества в собственность НП
– член партнерства может быть исключен из него, за исключением саморегулируемой организации
– члены получают часть своего имущества в пределах вклада, за исключением членских взносов, при выходе из состава НП или при ликвидации НП, кроме саморегулируемой организации
– фонд
– АНО
– хозяйственное общество
администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии,
садоводческие, дачные и огороднические партнерства, саморегулируемые организации, коллегии адвокатов
Союзы или Ассоциации (коммерческих организаций)
Объединения коммерческих организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
– членами Союзов могут быть только коммерческие организации
– не вправе вести предпринимательскую деятельность
– члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
– при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет
– члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза
форма объединения коммерческих организаций
Союзы или Ассоцииации (некоммерческих организаций)
Объединения некоммерческих организаций.
форма объединения некоммерческих организаций
Государственная корпорация (ГК)
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
– нет членства
– для создания не требуется учредительных документов
– ст. 7.1. содержит требования к закону в соответствии с которым ГК создается
создает государство для больших проектов (вместо министерства) Ростехнологии, Росатом, Нанотехнологии и др.
Частные учреждения (ЧУ)
Некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
– имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
– государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным Учреждением.
– частные и бюджетные Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества
– фонд
– АНО
– хозяйственное общество
благотворительные учреждения, образовательные учреждения, ВУЗы, музеи, библиотеки, Академии наук, юридические консультации
Федеральный закон "Об автономных учреждениях"
Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
потребительские общества, жилищно-, дачно-, гаражно-строительные, а также жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические и иные кооперативы.
N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан"
N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"
ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации . »
Общины коренных малочисленных народов РФ
Признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
– осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
– члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"
Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
– считаются созданными с момента учредительного собрания
– могут существовать без государственной регистрации
– приобретают статус юридического лица с момента регистрации
– учредителями могут быть только юридические лица общественные организации или физические лица
– не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
– вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
– не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
– вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы
N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
– казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
– казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
– имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества
Федеральный закон 05.12.2005 ФЗ 154ФЗ «О государственной службе российского казачества»
Не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании
Федеральный закон от 17.07.2009 № 145ФЗ «О гос. компании «Российские автомобильные дороги»
No related posts.