Я получил недавно письмо в котором школьница | Загранник

Я получил недавно письмо в котором школьница

Что такое совесть? Для чего она нужна? Нужно ли к ней прислушиваться? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.С.Лихачёва.

В своём тексте автор поднимает проблему совести. Он рассказывает о письме школьницы. Она пишет о подруге, которая в сочинении указала на ошибки великого писателя. «Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила». Дмитрий Сергеевич не согласен с учительницей, он считает, «что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей». Потому что в «сложной жизни» очень трудно избежать ошибок, их совершают все. Академик рассказывает о своём знакомом, который когда-то в молодости совершил «очень дурной поступок», а теперь его ценят и уважают. Автор подводит нас к мысли, что, если вы совершили ошибку, всё можно исправить. «Тревоги совести» помогут признать ошибки, раскаяться в них. Путь этот иногда «долгий и трудный», но необходимый. Совесть помогает нам поступать правильно.

Позиция автора мне понятна и ясна. Совесть помогает нам, людям, раскаяться и понять свои ошибки. Измениться и жить достойно. Помогает поступать правильно.

Я полностью согласна с позицией автора. Без совести человек не смог бы понять, правильно ли он поступил. Совесть – наш внутренний судья. Мы должны признавать свои ошибки, чтобы не совершать их вновь. Попробую это доказать примерами из художественной литературы.

Во-первых, я бы хотела обратиться к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил тяжкий грех – убийство. Он убил, как ему казалось, мерзкую, ненужную старуху- процентщицу и её сестру Лизавету, кроткую и набожную, ставшую случайной свидетельницей. Он убил по разным причинам. Взять деньги, чтобы помочь себе и таким же, как он. Но главным образом, он убил, чтобы проверить свою теорию, согласно которой люди делятся на два сорта: «твари дрожащие» и «право имеющие». Он убил, чтобы доказать себе, что он «право имеющий». Убив, Родион через муки совести и страдания понимает, ни у кого нет права на кровь. Никакая цель не оправдывает убийство. Совесть помогает герою встать на правильный путь. Он не один, рядом с ним Разумихин, Сонечка, Дуня и… совесть, которая укажет верный путь.

Во-вторых, я бы хотела привести пример из рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах». Постников, стоя на посту, услышал крики о помощи. Человек тонет в воде. Герой понимает, что оставить пост он не имеет права, но совесть подсказывает, что и не спасти человека, он не имеет права. Сердце от криков тонущего человека разрывается на части, а разум твердит: «Не имеешь права покидать пост!». «Тревоги совести» помогают принять правильное решение: спасти человека и остаться человеком.

Таким образом, я доказала, что совесть очень важна для человека. Она помогает нам сделать правильный выбор: поступить по совести или «обесчестить себя в своих глазах». Прислушивайтесь к совести. Живите по совести.

Как прожить жизнь? Можно ли прожить её без ошибок? Почему так важно уметь признавать свою вину, раскаиваться? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.С.Лихачёва.

В своём тексте Дмитрий Сергеевич поднимает проблему совести. Чтобы привлечь внимание к проблеме, он рассказывает о письме школьницы, где она сообщает, что её подруге учительница запретила писать «об ошибках великих людей». Автор с этим не согласен, он считает «что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался». Ошибаются все, главное, считает автор, «найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Читать дальше  Срок получения налогового вычета за обучение

Он рассказывает о близком ему человеке, который в молодости совершил очень дурной поступок. А теперь все им восхищаются и ценят его. Д.С.Лихачёв убеждён, что никогда не поздно раскаяться. А помогут в этом «тревоги совести». «Они подсказывают, учат…». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о значимости совести в жизни каждого человека.

Позиция автора текста мне понятна. Она раскрывается в следующем предложении: « Они (тревоги совести) подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека». Совесть даёт нам возможность осознать ошибки, раскаяться и жить дальше, «не делая ничего, даже мелкого, против своей совести».

Я разделяю точку зрения автора и также убеждена, что очень непросто «сберечь честь» на протяжении всей жизни, ошибаются все.

Трудно, но необходимо признавать свои ошибки, чтобы не совершать их вновь. Совесть подскажет, где мы оступились, где свернули с правильного пути. А «тревоги совести» помогут человеку прийти к раскаянию, порой долгому и трудному пути. Писатели часто подвергают своих героев испытаниям, где они совершают ошибки. Те из них, кто проходит через «тревоги совести», раскаяние имеют право на прощение и новую жизнь. Попробую это доказать.

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников пошёл на убийство старухи-процентщицы, чтобы проверить свою теорию, согласно которой он разделил людей на две группы: «тварей дрожащих» и «право имеющих», причём последние имели право переступать и через кровь. Он убивает, как он считает, мерзкую, никому не нужную старуху и Лизавету, случайную свидетельницу его преступления. Герой уверен, что он «право имеющий». Но беспокойная совесть заставила пройти его через такие мучения, которые мы подлинно чувствуем, читая роман, что он понял: никто не имеет право убивать. Любые теории, которые дают на это добро, ложные. Раскольников пройдёт долгий мучительный путь, прежде чем раскаяться. Но в конце романа мы видим другого героя, обновлённого и вернувшегося к жизни, хотя и в самом начале нового пути. И мы, читатели, в душе за него очень рады.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтия Пилата терзают муки совести. Головная боль – симптом беспокойной совести, потеря себя, как человека. На совести прокуратора сотни преступлений, но самое страшное – казнь ни в чем не повинного философа Иешуа Га-Ноцри. Он побоялся спасти его от смертной казни. Нет покоя Понтию Пилату «двенадцать тысяч лун», только ночью ему снится сон, в котором казни не было, а Понтий Пилат не струсил, а спас безумного мечтателя. Но сон заканчивается, и его опять терзают муки совести. Мастер освободит прокуратора от долгих мук, так закончится его роман. Прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В заключение ещё раз подчеркну: совесть дана человеку, чтобы он смог дать оценку своим поступкам, чтобы умел признавать свои ошибки. Она указывает нам правильный путь в жизни. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, совести. Старайтесь совершать поступки, за которые не будет стыдно. Живите по совести!

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Читать дальше  Уполномоченный представитель по правам ребенка

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал.

Читать дальше  Ответственность за самовольное занятие земель

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести. (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector