Содержание
Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!
номер 35, от 27 августа 2019
3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск "Учительской газеты". Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки "от противного", те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!
«УГ Москва», №07 от 17 февраля 2015 года |
за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
за качество образования своих выпускников;
за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
за нарушение или незаконное ограничение права на образование, прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, предусмотренных законодательством об образовании.
Исполнительный орган образовательной организации – руководитель, который в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью ОО (статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Обращаю внимание на то, что руководитель образовательной организации вправе распределять обязанности между своими заместителями и в соответствии с уставом имеет возможность передать заместителям часть своих обязанностей для исполнения. Основанием, подтверждающим передачу обязанностей руководителя, выступают приказы о распределении обязанностей, которые оформляют в виде перечня обязанностей, устанавливаемого для каждого заместителя руководителя, и (или) включение в трудовые договоры определенных полномочий.
За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к административной ответственности привлекается должностное лицо, совершившее административное правонарушение (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП РФ).
Действующее законодательство предусматривает, что к должностным лицам относятся:
руководитель организации;
заместители руководителя организации;
иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов).
То, кто именно из должностных лиц образовательной организации будет отвечать за конкретное правонарушение, должно учитываться во внутреннем распределении служебных обязанностей.
Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности.
К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо, может составлять до 15 тысяч рублей, на юридическое лицо – до 200 тысяч рублей. Кроме того, в случае выявления повторных нарушений либо неисполнения выданного соответствующими полномочными лицами предписания КоАП РФ предусмотрена возможность приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
Мария БАРАНОВА, директор Московского центра образовательного права
Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года
Эл No. ФС77-50440
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.
Ссылка на «УГ» обязательна.
Выходит с 1924 года; электронная версия – с 1995 года.
Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162
Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс – КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.
Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.
Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ – на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.
В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.
Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:
Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.
Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.
Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.
КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.
Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.
КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.
В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.
Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений – все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример – недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.
В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц – это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:
Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.
Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан – административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример – высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией – но только в случаях смены власти на территории всей страны.
По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.
Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет – вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.
От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.
Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.
Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:
Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.
Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:
Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном – высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.
Директор школы подделала подписи в трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним у учителей школы. При обжаловании правоохранительный орган дал ответ, что директор не является должностным лицом, а трудовой договор и дополнительные соглашения (несмотря на наличие подписи и гербовой печати школы) не являются официальными документами. На основании этого, отказали в возбуждении уголовного дела. Прошу ответить правы они или нет.
Нет ли в данном случае укрывательства преступления? Что мне делать дальше?
С уважением, Марина.
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии
Предложите автору вопроса свою помощь в решении его вопроса.
Ваше предложение увидит ТОЛЬКО автор вопроса.
Когда пользователь одобрит Вашу заявку, Вы сможете продолжить работу с Делом пользователя в специальном рабочем кабинете, приглашать коллег для совместной работы с Делом, обмениваться документами и т.д.
К сожалению, Вы исчерпали лимит активных заявок.
Ваш текуший лимит: 0 активных заявок
Для увеличения лимита необходимо подключить ПРО-аккаунт
Директор МОУ является должностным лицом, т.к. наделён властными распорядительными полномочиями.
Со вторым вопросом сложнее, т.к. не печать делает документ официальным, а права которые он предоставляет, или обязанности от которых он освобождает.
Из Вашего вопроса не понятно, какие вредные последствия наступили в результате подделки договоров. От этого и зависит, является подделка договора сама по себе преступлением, или только средством достижения другого результата, а от этого и зависит квалификация.
Подписи и договор были подделаны перед прокурорской и Министерской проверками. А количество часов в договоре было исправлено для того, чтобы забрать часы в пользу другого преподавателя.Часы мне вернули, но факт подделки остался. В ходе проверки директор дала признательные показания, что именно она подделала мои подписи. Прокуратура не усмотрела в её действиях корыстных целей (финансовых), поэтому в возбуждении уголовного дела отказали.
Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться
Примечание: Комментарии юристов и адвокатов в данном разделе не является юридической консультацией. Для получения полноценной юридической консультации необходимо лично обратиться к специалисту и представить ему все имеющиеся документы.
Услуга | В среднем от–до, руб. | Средняя стоимость, руб. |
---|---|---|
Устные консультации | 700 – 2 000 | 1 000 |
Письменные консультации | 2 000 – 4 000 | 3 000 |
Составление документов (в т.ч. экспертных заключений) | 3 000 – 8 000 | 5 000 |
Защита по уголовным делам | 35 000 – 122 000 | 84 000 |
Защита по административным делам | 15 000 – 32 000 | 24 000 |
Представительство по гражданским делам | 16 000 – 51 000 | 34 000 |
Почасовая ставка | 2 000 – 4 000 | 3 000 |
Хотите задать прямой вопрос конкретному профессионалу? Легко! Просто нажмите на кнопку «Персональная консультация» на его личной странице, заполните все поля формы и общайтесь с ним в приватном режиме – Вам никто не помешает, и никто не подсмотрит Вашу переписку.
Персональные вопросы, конечно если это не просто дружеская беседа, как правило, платны – не стоит использовать этот инструмент по пустякам. Будьте вежливы и благоразумны – Ваш собеседник может просто отказаться отвечать на Ваш вопрос.
Задать Персональный вопрос можно только профессионалам, перешедшим на тарифный план PRO.
No related posts.