Является ли ростелеком монополистом по 44 фз | Загранник

Является ли ростелеком монополистом по 44 фз

Заключается договор на предоставление услуг телефонной связи и доступа в Интернет с ОАО "Ростелеком".

На основании какой статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ нужно заключить договор на приобретение услуг связи у единственного поставщика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Приобрести услуги телефонной связи, относящиеся к услугам общедоступной электросвязи, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий, возможно у единственного исполнителя на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Прочие услуги из упомянутых в вопросе (в частности доступ в Интернет) необходимо приобретать по результатам конкурентных процедур определения исполнителя. При этом в ряде случаев закон позволяет заключить договор с единственным контрагентом, если торги признаны несостоявшимися.

Прежде всего напомним, что из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ) следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также – контрагент) только в случаях, названных в ч. 1 ст. 93 указанного Закона.

Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом договора об оказании услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам). Однако согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Телефонные линии к сетям инженерно-технического обеспечения не отнесены (см. также письмо Минэкономразвития России от 08.10.2014 N Д28и-2130). Соответственно, осуществлять закупку услуг связи на основании данного пункта неправомерно.

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон N 147-ФЗ). Перечень видов деятельности, относящихся к сферам естественных монополий, дан в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ и является исчерпывающим, закрытым. В него включены услуги общедоступной электросвязи и услуги общедоступной почтовой связи. Перечень таких услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, из услуг общедоступной электросвязи в него включены: предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, доступа к сети местной телефонной связи, местного телефонного соединения, предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Однако, например, услуги сотовой и международной связи, предоставления доступа к Интернету, поскольку они не включены в Перечень, не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (см., например, письмо ФАС России от 10.09.2009 N АЦ/31448, письма Минэкономразвития России от 22.12.2009 N Д22-1626, от 25.09.2008 N Д05-4072, от 31.01.2008 N Д04-213, от 09.06.2007 N Д04-2177, а также постановления Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2005 N А60-37220/2004-С8, ФАС Поволжского округа от 06.12.2004 N А55-4612/2004-43).

Таким образом, можно сказать, что услуги связи делятся на те, которые относятся к сфере естественных монополий, и иные, которые могут оказываться и другими субъектами ("конкурентные" услуги).

При этом ни Закон N 147-ФЗ, ни какой-либо иной закон не устанавливают для субъектов естественных монополий ограничений на осуществление иных видов деятельности. При этом коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, – хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, включая акционерные, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы – вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности (п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 50 ГК РФ). Соответственно, многие субъекты естественных монополий, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере естественной монополии (абзац третий ст. 3 Закона N 147-ФЗ), могут осуществлять также и иные, не относящиеся к этой сфере виды деятельности. Следовательно, говорить о том, что услуги того или иного хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии, относятся к сфере естественной монополии, поскольку они оказываются этим субъектом, нельзя.

Читать дальше  Сопровождение проверок контролирующих органов

Закупка же услуг связи, которые не относятся к сфере естественной монополии, может быть осуществлена по итогам конкурентных способов определения контрагента (ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) либо у единственного исполнителя, но только на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичная позиция высказана в разъяснениях ФАС России от 04.02.2011, которые давались относительно размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако, на наш взгляд, сохраняют свою актуальность, поскольку регулирование услуг связи в сфере естественной монополии с тех пор принципиально не менялось.

К организациям, оказывающим как услуги, относящиеся к сфере естественной монополии, так и "конкурентные" услуги, насколько нам известно, относится и ОАО "Ростелеком" (см. информацию по ссылке: http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/36, а также постановление Тринадцатого ААС от 29.03.2013 N 13АП-1374/13).

Соответственно, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у ОАО "Ростелеком" может осуществляться закупка только услуг связи, которые относятся к сфере естественной монополии, а именно: услуг по предоставлению междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, доступа к сети местной телефонной связи, местного телефонного соединения, предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Закупка конкурентных услуг (услуг международной связи и предоставления доступа к Интернету) должна осуществляться конкурентными способами либо у единственного исполнителя, но при наличии для этого оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заметим, что основание заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в этой ситуации применено быть не может, так как цена договора превышает установленный этой нормой суммовой предел одной закупки (100 тысяч рублей). Единственным основанием, позволяющим приобрести эти услуги у единственного исполнителя при указанной в вопросе цене договора, по нашему мнению, может быть п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющий заключить договор с единственным контрагентом в случае признания торгов несостоявшимися.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

10 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Читать дальше  Ооо онар юридический центр отзывы сотрудников

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

Монополисты

В настоящий период времени процесс закупок товаров (работ, услуг) регулируется не Законом №94-ФЗ (утратил силу), о котором речь идет в запросе, а Федеральным законом «О контрактной системе. » №44-ФЗ, в связи с чем говорить о нарушении Закона №94-ФЗ нельзя.

Если рассматривать описанные действия на предмет их соответствия Закону №44-ФЗ, то можно сделать следующий вывод.

Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ предусматривает заключение контракта с естественным монополистом как с единственным поставщиком (неконкурентный способ определения поставщика).

Такое основание для заключения контракта предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этом для определения того, является ли хозяйствующий субъект, с которым заказчик намерен заключить контракт, естественным монополистом, нужно определить, осуществляет ли такой хозяйствующий субъект естественно-монопольные виды деятельности. Именно по виду деятельности можно точно определить статус естественного монополиста.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». К ним относятся следующие:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Если хозяйствующий субъект, с которым заказчик намерен заключить контракт, осуществляет один из указанных видов деятельности, то контракт с ним может быть заключен на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ как с единственным поставщиком.

При этом в некоторых случаях нужно дополнительно анализировать подзаконные

правовые акты, которые определяют состав и виды тех или иных естественно-монопольных услуг.

Например, услуги общедоступной электросвязи являются естественно-монопольным видом деятельности. В то же время Перечень услуг общедоступной электросвязи установлен не в Законе об естественных монополиях, а в подзаконном правовом акте – Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». В частности, данным Постановлением определено, что к услугам общедоступной электросвязи относятся услуги местной, внутризоновой и междугородной связи. А вот услуги международной телефонной связи в такой перечень не входят.

Читать дальше  Оформление недееспособности пожилого человека

При таких обстоятельствах заказчик может заключить контракт с естественным монополистом, с лицом, которое оказывает не просто услуги связи, а услуги местной, внутризоновой или междугородной связи, но не международной.

При этом не будет иметь значения название хозяйствующего субъекта, с которым заказчик намерен заключить договор (Ростелеком или Норильск-Телеком). Определяющим фактором будет вид деятельности, который оказывает такой субъект в рамках заключаемого контракта.

Таким образом, для правильного заключения контракта с единственным поставщиком заказчик должен, прежде всего, определить: входит ли точное название услуги связи, которая является предметом контракта, в перечень услуг общедоступной электросвязи, который относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Если входит, то заказчик вправе на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе №44-ФЗ заключить с таким субъектом контракт как с единственным поставщиком (в упрощенной порядке).

Если же хозяйствующий субъект не осуществляет вид деятельности, относящийся к сфере деятельности естественных монополий, но такой контракт с ним нельзя заключать, даже если сам субъект по другим видам деятельности (не являющимся предметом контракта) будет относиться к естественным монополиям.

Например, ОАО «Ростелеком», несмотря на то, что является естественным монополистом, по некоторым услугам не будет являться естественным монополистам при оказании услуг интернет, телематических услуг связи, услуг международной телефонной связи и некоторых других услуг, не входящих в вышеуказанный перечень.

Нужно обращать внимание на вид деятельности, а не название субъекта.

Ответ подготовил: Дмитрий Свиридов эксперт антимонопольной практики

В 2017 году в России распоряжениями Президента России от 6 августа № 285-рп и от 17 августа № 291-рп (далее "распоряжения"), ПАО "Ростелеком" в 2018 году признан единственным поставщиком услуг электросвязи для 56 федеральных органов исполнительной власти (далее "ФОИВ", включая Минкомсвязи, Роскомнадзор, Россвязи).

При этом, этими же распоряжениями 32 ФОИВ, задним числом признаны единственным поставщиком услуг электросвязи в 2017 году.

Распоряжения ссылаются на п.2 ч.1 ст. 93 федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – "Закон N 44-ФЗ"):

1. Закупка у единственного исполнителя может осуществляться заказчиком в случае: 2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации.

В таких правовых актах указывается предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 настоящего Федерального закона".

При этом ФАС России разъяснил ранее:

". закупка у единственного поставщика подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юр. или физ. лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков заказчик не проводит". (Письмо от 3 февраля 2015 г. N АЦ/4119/15).

Распоряжения указывают на следующие услуги электросвязи:

местной (за исключением таксофонов и средств коллективного доступа);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector