Содержание
Передвижение на автомобиле всегда требует особой внимательности и осторожности. При этом на пути могут попадаться сотрудники ГИБДД, которые просят вас остановиться. Возможно не все знают, в каких ситуациях сотрудники этого сделать не могут. Поэтому нужно знать, какие это могут быть случаи и что будет, если произошла не остановка по требованию сотрудника ГИБДД. Зачастую водители и инспекторы ГИБДД вступают в конфликт именно потому, что причина остановки для водителя не совсем ясна. Поэтому стоит предварительно разобраться во всех нюансах, чтобы не возникали трудности на дорогах.
В законодательной базе есть чётко сформированные пункты, согласно которым инспектор ГИБДД может остановить автомобиль. Итак, какие основания позволяют остановить водителя:
Сотрудник ГИБДД обязан предъявить документы и аргументировать причину остановки. Если этого не произошло, то водитель вправе отказать инспектору в его просьбе.
Очень важный вопрос: кому принадлежит право останавливать транспортное средство? Если внимательно изучить все причины, в результате которых инспектор может остановить водителя, то может возникнуть ещё один вопрос. Например, водитель видит, что его пытается остановить врач скорой помощи или пожарной службы, что ему делать в такой ситуации? Ответ здесь один и он однозначный. Водитель авто не обязан совершать остановку. Останавливаться он обязан только если того требует сотрудник ГИБДД.
Но есть ещё один нюанс, который может вводить в заблуждение автомобилистов. Обычно данный вопрос рождает много споров. Водитель передвигается по трассе, его пытается остановить сотрудник полиции, который не имеет отношения к ГИБДД. Что делать в таком случае? Нужно ли останавливаться? В Федеральном законе есть пункты, в которых говорится о случаях, когда полицейский имеет полное право остановить водителя. Если проводятся меры по обеспечению безопасности, то сотрудник полиции имеет право остановить авто. Также он может это сделать, если проводятся всякого рода массовые мероприятия, при преследовании человека, нарушившего закон. И таких ситуаций масса.
Но сотрудники полиции являются не единственными, кто может в таких исключительных случаях останавливать транспортное средство. Пограничное Управление ФСБ, например, тоже может это сделать, если вдруг автомобилист оказался на территории приграничной. Но какой бы служба ни была, у каждой должна быть особенно веская причина тормозить авто. Сотрудники ДПС имеют право останавливать авто в первую очередь, другие же инстанции могут это сделать, но уже вторично.
Не подчинение сотрудникам ДПС – что же будет дальше, какой штраф за неостановку по требованию инспектора стоит ждать? В данном случае исход может быть разным за неподчинение представителю власти. Первый случай: сотрудник ГИБДД может просто отпустить ситуацию и проигнорировать данное невыполнение требований. Чаще всего так поступают с мототранспортными средствами. Многие уверены, что преследование сотрудниками ГИБДД запрещено. Но это мнение ошибочное. Обычно инспекторы просто думают о том, какие могут быть последствия в процессе преследования. Это может привести к опасным и тяжёлым дорожным происшествиям с плохим исходом. Чаще всего это не стоит того, чтобы так рисковать жизнью не только своей, но и жизнями других участников дорожного движения. Поэтому уже на другом посту ГИБДД можно ждать повторной просьбы остановиться, так как информация обычно передаётся о правонарушителях.
Когда обнаружилось, что правонарушение не остановившегося водителя очень серьёзное (есть ориентировки, автомобиль числится в угоне), то это зачастую может являться поводом, чтобы пуститься в погоню.
Не всегда инспектор ГИБДД уполномочен останавливать движущийся автомобиль. О том, в каких случаях водитель обязан остановиться, уже сказано. Но стоит рассмотреть и те случаи, когда водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД.
Эти случаи являются исключением из правил. И если водитель понимает, что остановка инспектором именно в этом месте производиться не должна, то можно просто игнорировать требование. При этом ответственность за это на водителя накладываться не будет.
Конечно, законодательную базу нужно знать и действовать в любой ситуации в рамках закона. Но понятно, что промашки совершают все. Поэтому если вдруг водитель понял, что не остановился по просьбе инспектора ГИБДД, то нужно знать, как действовать раньше. Зачастую водители могут обнаружить письмо с постановлением, но можно попытаться это постановление оспорить. При этом спор можно решить, опираясь на Административный регламент МВД. Здесь чётко сказано, что инспектор обязан давать понятные знаки и сигналы водителям. Инспектор должен подавать знак чётким взмахом или жестом руки, или же использовать громкоговоритель. Все действия должны быть направлены чётко в сторону определённой машины.
Из этого следует, что, держа в руках жезл, сигнал должен быть адресован конкретному водителю. Если машина движется по дороге одна, то понятно, что любой сигнал будет направлен в сторону водителя. Но если поток машин очень большой, то в данном случае инспектор должен подать конкретный знак, который укажет на то, что именно ваш автомобиль он хочет остановить. Но в данном случае очень сложно и трудно понять, кому конкретно подаётся знак об остановке. И если автомобилист не остановился в силу того, что не понял, к кому обращено данное послание, то никакого правонарушения он не совершил.
Юристы также делают акцент на том, каков был вид инспектора. Особое значение этому придают в ночное время суток. Если водитель понимает, что его пытается кто-то остановить, но при этом не понимает кто, то останавливаться не стоит. Инспектор должен в данном случае выглядеть соответствующе. Обязательно должны быть светоотражающие значки на одежде, а в руках должен быть светящийся жезл. Если таких знаков нет, то и остановку можно не совершать, а сослаться на то, что сотрудника не было видно.
Также возникают иногда ситуации, которые выглядят примерно так: инспектор остановил несколько машин, а теперь пытается подойти к каждой, бегая. Так можно сказать в своё оправдание, что просто не увидели инспектора, и по факту добежать именно до вас он просто не успел. В результате вы проехали просто мимо, не обращая внимание на то, есть сотрудник или нет, хочет он вас остановить или нет.
В любом случае лучше всего иметь доказательную базу. Например, при оспаривании очень может помочь видеорегистратор, который ведёт запись. Если таковой записи нет, то у суда могут возникнуть вопросы. В данном случае есть основания полагать, что инспектор был прав, а не вы.
Примечание! В статье указаны правила ПДД и статьи КоАП РФ, действительные на момент ее написания — 2019 г. В дальнейшем, они могут потерять свою актуальность, поэтому, рекомендуем перед использованием тех или иных пунктов проверять, не утратили ли они силу.
Итак, ситуация: вы не остановились по требованию гаишника, однако, после непродолжительного преследования все-таки были пойманы. В данном случае имеет место нарушение п. 6.11 ПДД, согласно которому, водитель обязан остановиться в том месте, на которое укажет инспектор.
Ответственность за подобный поступок регламентирована п. 2. ст. 12.25 КоАП РФ, где указано, что штраф за не остановку по требованию инспектора может быть назначен в размере 500-800 р. Право выбора размера штрафа (в указанном диапазоне) остается за гаишником.
Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.
Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:
Если не остановился по требованию ДПС, далеко не всегда это означает, что водитель хотел совершить правонарушение. Рассмотрим 2 ситуации:
Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п. 6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь. Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться.
Для достижения большей четкости сигнала допускается использовать для указания не только руку, но также полосатый жезл или диск со световозвращателем красного цвета. Кроме того, в целях привлечения внимания водителя и других участников дорожного движения может применяться свисток или специальные сигналы (свет/звук).
В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.
Согласно КоАП РФ, а точнее статье 12.25 части 2, водитель при игнорировании требований по остановке автомобиля сотрудником ГИБДД подвергается финансовому взысканию в виде штрафа за не остановку по требованию инспектора от 500 до 800 рублей.
Современные реалии дорожного движения таковы, что спорные ситуации на дороге возникают довольно часто. При этом неправ может оказаться не только водитель, но и сотрудник ГИБДД. В такой ситуации естественно возникает вопрос, а стоит ли останавливаться по требованию инспектора ДПС, и что грозит участнику движения в случае не остановки? Поэтому рассмотрим, в каких случаях патруль имеет право останавливать, может ли в свою очередь автовладелец проигнорировать это, каков размер штрафа за не остановку по требованию инспектора, возможна ли погоня, могут ли за это лишить прав и некоторые другие важные аспекты.
Согласно пункту 84 приказа МВД от 23.08.2017 N664 сотрудник ведомства ГИБДД может останавливать машину и назначать штраф за не остановку по требованию инспектора по многим как явным, так и не очень явным причинам:
Как видно, законодательная база для остановки любого участника движения достаточно емкая. Причем, сотрудники ДПС могут применять ее как на посту, так и вне его. Кроме того, сюда можно добавить закон о полиции № 3, ст. 13, пункт 20, подтверждающий как факт, что патрули могут выполнять данное действие в законных рамках.
Законность и безопасность остановки транспортного средства прописана правилами дорожного движения – это прежде всего отсутствие запрещающих знаков и создания аварийной ситуации (подробнее об этом говорится в 12-ой главе ПДД). Последнее также может являться поводом, чтобы нарушить требование инспектора об остановке. Существуют три основных момента, когда водитель не получит штраф за не остановку и требованиям патруля ДПС можно пренебречь:
Возможность остановки по требованию инспектора ГИБДД нужно оценивать, исходя из обстоятельств, и всегда стараться избежать конфликтной ситуации с патрулем.
Согласно административному кодексу правонарушений, а точнее статье 12,25 части 2, водитель при игнорировании требований по остановке авто сотрудником ГИБДД подвергается финансовому взысканию от 500 до 800 рублей.
Кроме того, следует иметь ввиду, что инспектор, руководствуясь регламентом своей деятельности (приказ 664), может привлечь владельца транспортного средства к штрафам сопутствующих правонарушений (если таковые имеются). Это может быть превышение лимита скорости, обгон в неположенном месте, а также различные недочеты состояния самой машины (неграмотная настройка фар, неправильно установленный номер и т. д.). Поэтому сумма взыскания может существенно возрасти при обнаружении недочетов со стороны автовладельца. Стоит задуматься, можно ли в таком случае надеяться на отстаивание своей правоты, если машина находится далеко не в идеальном состоянии.
Сама по себе сумма штрафа за игнорирование требования сотрудника ДПС остановиться невелика. Однако нужно учитывать, что подобное неповиновение может спровоцировать погоню со всеми исходящими из этой ситуации последствиями. Если водитель просто был не внимателен (или выполнял трудный маневр на сложном дорожном участке) и пропустил или просто не обратил внимания на команду патруля, а затем увидел, что за ним начато преследование, естественно, сразу должен остановиться.
Возможно, автовладельцу при лояльном отношении представителей ГИБДД, и наличии всех документов и исправности авто ничего не грозит. Однако по закону штраф может быть выписан. Другое дело – намеренный уход от спецавтомобиля. Чтобы узнать о всех негативных последствиях этого действия, можно просто обратиться к закону «О полиции» Статьи 18, 19, 23.
В частности ст. 23, в пункте 3 говорится, что авто может быть остановлено с применением огнестрельного оружия, путем нарушения его механизмов – когда автовладелец отказался после нескольких повторов требования об остановке. Оружие будет тем более оправданно применяться, если сотрудники рассмотрели в действиях водителя намеренный уход и попытку скрыться, а также есть угроза от этого здоровью или жизни других участников движения, пешеходов и проч.
Кроме того, в пункте 97 приказа 664 говорится, что инспектор ГИБДД имеет право затормозить преследуемую машину, применяя для этого:
Если преследуемый автомобиль и действия его водителя покажутся сотрудникам ДПС чрезмерно подозрительными, они имеют право применить любой из рассмотренных методов, чтобы как можно скорее завершить погоню. Последствия таких мероприятий могут завершиться фатально как для транспортного средства, так и для водителя с пассажирами.
Вопрос о том, могут ли лишить водительских прав за не остановку по требованию инспектора ГИБДД, не имеет однозначного ответа. Дело в том, что в законе четко прописано – за какие конкретно проступки и насколько автовладелец лишается удостоверения. Поэтому лишение невозможно исключительно за сам факт пренебрежения требований патруля. Однако если этому будут сопутствовать другие недочеты, а это вполне реально – ведь останавливают машину в большинстве случаев именно за какое-то увиденное нарушение, то лишение прав вполне реально. Например, это следующие причины:
Естественно, если в действиях водителя будут усмотрены деяния против сотрудников, например, явное сопротивление в ходе преследования, причинение вреда и т. п., то возможен административный арест и заключение под стражу для дальнейших разбирательств (ст. 19.3 административного кодекса) на 15 суток, если водитель хотел просто убежать. Если же он толкнул сотрудника или пытался бороться с ним, сорвал с него погоны, жилет, знаки и т. п. – то уже ст. 318 уголовного кодекса, грозящая ему до 5 лет тюрьмы.
Статья под номером 23 закона о полиции в пункте 3.1 говорит о том, что для остановки транспортного средства могут использоваться различные методы – стрельба из огнестрельного оружия – один из них. Однако применяться табельное оружие при этом должно так, чтобы не был причинён вред третьим лицам и их имуществу – прохожим, соседним участникам движения, объектам, находящим на линии огня.
Кроме того, стрельба сотрудниками не имеет целью поражение преследуемого. Напротив, вред должен быть минимальным. Например, автомобиль не должен в результате потерять управление и причинить ущерб или привести к жертвам как самого водителя, так и окружающих. К тому же в обязанность инспектора входит необходимое предупреждение о планируемом применении оружия – голосом через громкоговоритель, предупредительный выстрел.
Естественно, могут быть и исключения, например, когда жизни и здоровью сотрудника возникает явная угроза и промедление применения оружия может закончиться его гибелью.
Согласно изменениям постановления федерального закона под номером 437, действующего от 22 декабря 2014 года и при оплате штрафов ГИБДД (32.2 КоАП РФ) в течение первых 20 дней со дня постановления действует 50%-ная скидка. Исключением являются следующие правонарушения:
Таким образом, оплатить штраф за не остановку по требованию ГИБДД с половинной скидкой можно в течение 20-дневного срока. Исключение составляют случаи (смотрите ст. 32.2 пункт 1.3 КоАП РФ), когда ему сопутствуют более серьезные нарушения из вышеприведенного списка.
Можно ли избежать взыскания штрафа за неподчинение требованию инспектора ГИБДД по остановке машины? Безусловно! Однако для этого нужно доказать, что действия сотрудника не соответствовали регламенту приказа 664 (пункты с 85 по 88 включительно):
Доказательной базе будет существенно способствовать видеофиксация с помощью надежного видеорегистратора.
Чтобы обжаловать неправомерное взыскание штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора ДПС (согласно ст. 30.1 и 30.2 административного кодекса РФ), необходимо обратиться в одну из следующих ниже приводимых инстанций. Однако при этом нужно помнить, что постановление о штрафных санкциях выносится судом или ГИБДД.
Инструкция процедуры обжалования штрафа за не остановку по требованию инспектора выглядит следующим образом:
Принятую жалобу рассматривают в течение 10-дневного срока у начальника инспекции и до 60 дней в суде или прокуратуре и выносят постановление. Согласно ст. 30. 3 КоАП РФ.
Скачать образец заявления начальнику ГИБДД на обжалование штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора можно здесь.
Скачать образец заявления в суд на обжалование штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора можно здесь.
Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:
Для подтверждения своей невиновности нужно обязательно привлекать свидетелей и фото, видеоматериалы с видеорегистратора (личного и других участников движения), камер наружного наблюдения.
“>
No related posts.