Содержание
Закончить престижный вуз, да ещё с красным дипломом – звучит впечатляюще. Но что это даёт при трудоустройстве в настоящее время? Сейчас выпускников топовых вузов часто упрекают в заносчивости и нереалистичных ожиданиях на первой работе, а люди со средним образованием вполне могут достичь карьерных высот, не говоря уже о возможности открыть собственное дело. Чем на деле измеряется привлекательность молодого кандидата для работодателя?
В России студенты могут получать дипломы двух видов: государственного и установленного образца. Первый вариант — для вузов с государственной аккредитацией, второй, соответственно, — для всех остальных. Кроме того, МГУ и СПбГУ как вузы с уникальными образовательными программами имеют право выдавать "фирменные" дипломы — предполагается, что это более престижно, чем обычный госдиплом. Ректоры многих других ведущих вузов поддерживают эту идею — по аналогии с западными университетами. В англосаксонских странах используются собственные дипломы, а вопросами контроля качества занимаются частные профессиональные организации. При этом вряд ли кого-то из выпускников Стэнфорда и Йеля смутит нестандартная «корочка».
При этом, чтобы нормально функционировать, коммерческий вуз должен получить лицензию Министерства образования, и только потом он может претендовать на государственную аккредитацию. Это означает, что вуз, не имеющий аккредитации, — все-таки не совсем «беспризорный»: сотрудники Минобра как минимум подтвердили, что у него достаточно ресурсов, чтобы давать студентам качественные знания. Но как это реализуется на практике — отдельный вопрос, поэтому примерно раз в пять лет в вуз наведываются сотрудники Рособрнадзора — проверить качество образования. Оно определяется по ряду показателей:
Отдельный аспект — аккредитация образовательных программ: они могут соответствовать государственным стандартам, а могут и нет (даже в престижном вузе, если это новая программа).
Если вуз не вписался по линии работы с кадрами или в плане успеваемости студентов — это, безусловно, плохо. Что касается аккредитации программ, простого ответа на этот вопрос нет, и все будет сильно зависеть от специальности. Например, российские бизнес-школы отказались от гербовой печати на дипломах еще в 2012 году — понятно, что в нашей стране не успели сложиться традиции качественного обучения будущих предпринимателей, так что дорожить тут особо нечем. Тем более, что реалии рынка меняются очень быстро, и в интересах высших школ бизнеса — подстраиваться под эти тренды и создавать гибкие учебные программы. То же самое с инновационными специальностями, вроде биотехнологий и больших данных: по данным исследований, средняя университетская программа устаревает уже к третьему курсу, а значит, вуз более свободный в своих действиях и не скованный излишней бюрократией получает больше возможностей «держать нос по ветру».
Но для того, чтобы оценить потенциальное качество образования, абитуриенту в таких случаях придется самому вникать в программу и сравнивать ее с тем, как его специальность преподается в передовых европейских вузах. Соответственно, и вузу придется затратить гораздо больше усилий, чтобы убедить потенциальных студентов в качестве предоставляемых услуг. Так что небольшие и не очень известные учебные заведения сильно проигрывают от потери государственной аккредитации.
При этом на определенных специальностях диплом гособразца все-таки дает преимущество — например, молодой врач, выучившийся во «Втором меде», по умолчанию покажется более благонадежным, чем выпускник частного российского медвуза, не говоря о будущих госслужащих. Но чаще всего в тех случаях, когда работодатель смотрит в диплом (а он имеет значение далеко не всегда), важнее общий престиж вуза, чем тип диплома. То есть выпускники обычно условно делятся на «ребят из МГУ, СПбГУ, МГИМО, ВШЭ, МФТИ (и так далее в зависимости от профиля)» и «всех остальных», без дальнейшей детализации.
Тем не менее, у учебы в неаккредитованном вузе есть ряд подводных камней.
На деле, к счастью, на многие специальности все еще можно претендовать, не имея даже профильного диплома — если продемонстрировать эйчару знания и навыки, необходимые для качественного выполнения работы.
Юлия Утешева,
pr-менеджер рекрутинговой компании «Работа — это проСТО»
«Все зависит от компании и ее требований. У нас редко обращают внимание на вуз, который закончил соискатель. Например, на позицию рядового менеджера, секретаря, ассистента, то есть на все стартовые позиции, подойдет образец любого учебного учреждения. Если вакансия профильная (IT-специалист, бухгалтер, юрист, финансист), то на вуз смотрим, но не критично, если диплом „установленного образца“. Главное — правильно отобразить в резюме знания и навыки, полученные в ходе учебы, и подробно, не стесняясь, рассказать об этом на интервью. Есть принципиальные компании, в вакансиях они сразу указывают названия вузов, из которых они готовы рассматривать претендентов, но таких единицы».
«Государственные вузы пользуются большим доверием у работодателей. При этом диплом хорошего известного вуза рассматривается скорее как бонус. Финальное решение принимается после ряда собеседований. Кроме того, чем больше времени проходит с выпуска, тем меньшее внимание работодатель уделяет вашему диплому — опыт и достижения становятся более важными. Как правило, на диплом смотрят первые три года после выпуска. Но стоит отметить, что приоритет все равно отдается государственным вузам. Крупные работодатели определяют для себя 3-5 целевых вузов и стараются с ними работать и „хантить“ студентов. Помимо МГУ и МГИМО в высоком рейтинге будут отраслевые вузы — „Бауманка“, МИФИ, МФТИ, РХТУ им. Менделеева и другие. А печальнее всего обстоит дело с массовыми направлениями, по которым готовит большинство вузов (экономика, психология, PR, юристы), — здесь конкурс будет настолько высок, что вуз в принципе не будет иметь особого значения».
Анна Чуксеева,
шеф-редактор Rabota.ru
Во времена Советского Союза все специальные учебные заведения, в том числе и вузы, были государственными, и все их выпускники получали документы о высшем образовании единого образца – государственного. В настоящее время образовательные услуги предлагают сотни вузов, как государственных, так и коммерческих. Вне зависимости от того, на каком отделении учился выпускник государственного вуза – бюджетном или коммерческом – он по его окончании получает диплом государственного образца. Все государственные вузы по умолчанию имеют государственную аккредитацию. А вот по окончании коммерческого вуза бывшие студенты получить такой диплом могут только при условии государственной аккредитации этого учебного заведения. Если такой аккредитации нет, выпускники получают диплом установленного образца.
Все коммерческие вузы обязаны предоставлять образовательные услуги только при наличии лицензии Министерства образования, подтверждающей, что в этом учебном заведении имеются все необходимые условия для получения качественных специальных знаний. При этом у каждого филиала такого вуза должна быть собственная лицензия. Получивший лицензию коммерческий вуз через некоторое время может попытаться получить государственную аккредитацию и, если он ее сумеет добиться, его выпускники получат дипломы государственного образца. Но таких коммерческих вузов очень немного – около ста, поэтому, в основном, студенты коммерческих вузов по окончании учебы получают на руки дипломы негосударственного образца.
Согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании», занимать должности, к которым установлены определенные квалификационные и образовательные требования, могут любые специалисты, имеющие дипломы о высшем профессиональном образовании вне зависимости от того, государственного или негосударственного они образца. В федеральном законодательстве также не оговаривается ограничений при устройстве на работу с дипломом установленного образца и в государственные структуры, хотя ошибочное мнение об этом и существует.
Но на практике диплом установленного образца не котируется высоко, поскольку не гарантирует качество полученного выпускником образования и не служит подтверждением, что вами получен тот минимум специальных знаний, которые установлены российскими образовательными ГОСТами. При прочих равных условиях, работодатель всегда предпочтет специалиста, уровень образования которого подтверждается дипломом государственного образца.
В чем отличие дипломов "государственного образца" и установленного образца". Эту важную информацию должен знать каждый абитуриент, поступающий в вуз (колледж) или собирающийся это сделать.
Вероятно, многие из нас, читая объявления, приглашающие учиться в том или ином учебном заведении не акцентировали свое внимание на фразу в конце текста, информирующую о варианте выдачи диплома после обучения.
Но, если вспомнить, то оказывается, что некоторые ВУЗы и ССУЗы (средние специальные учебные заведения) по разному называют выдаваемый диплом.
А именно:
Оказывается, да! Это имеет свое значение и очень, даже, большое!
Название диплома указывает на наличие или отсутствие аккредитации в целом или по отдельным направлениям обучения у данного вуза, что непосредственно влияет на качество обучения.
Право на выдачу диплома государственного образца имеют государственные и частные учреждения, имеющие подтверждение качества обучающих программ на соответствие нормам ГОСТа. Такое подтверждение выдает специальный надзорный орган в сфере образования: Национальное аккредитационное агентство.
На каждое направление образования в вузе должно выдаваться отдельная аккредитация, подтверждающая возможность получения качественных знаний.
Бывает ситуация, когда даже в государственных ВУЗах, наряду с аккредитованными направлениями образования, существуют и другие направления, на которые аккредитация еще не получена. В таких случаях после окончания обучения выдается вместо диплома государственного образца – диплом установленного образца.
Те образовательные учреждения, которые не прошли государственную аккредитацию, вправе выдавать, так называемый, диплом установленного образца. Однако выпускники, имеющие такой документ об образовании, не слишком котируются на рынке труда и как правило, не могут рассчитывать на конкуренцию с обладателем диплома "государственного" образца.
* Диплом "установленного" образца
Узнать, прошло ли конкретное учебное заведение (институт, колледж, университет) государственную аккредитацию, можно узнать на этой странице.
Дипломы установленного образца – это дипломы, форма которых утверждается самими образовательными учреждениями, выдаются они после аттестации, но негосударственной (проводимой не государственными органами).
– Выдается в подтверждении окончания обучения и получения необходимых знаний в соответствии с ГОСТ РФ по соответствующей специальности и имеющей аккредитацию государственного органа по этому направлению.
– имеет официальную символику — герб Российской Федерации. Его форма утверждена федеральным органом управления высшим образованием.
В дипломе государственного образца указывается полученная его обладателем специальность и степень квалификации. Также должен быть вкладыш, в котором содержится информация об изученных дисциплинах и полученных по ним оценках.
Если за весь период обучения в ВУЗе студентом получено больше 75% отличных отметок, а также с отличием пройдена итоговая аттестация, ему выдается диплом с отличием, имеющий обложку красного цвета (так называемый, красный диплом). Обычный диплом имеет синюю обложку.
* Диплом государственного образца
Диплом и вкладыш к нему имеет уникальную серию и номер.. Хранение бланков дипломов в учебном заведении соответствует нормам хранения бланков строгой отчетности, а учет ведется по специальному реестру. Законом не разрешается передача бланков другим организациям.
No related posts.