Содержание
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации – из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1
2.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ в пункт 3 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации – из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Комментарий к статье 33
Норма комментируемой статьи фактически воспроизводит норму ст. 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с ней размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, огородничества и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом норм предоставления земельных участков, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков.
До последнего времени отсутствовал федеральный закон, устанавливающий максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, как это предусмотрено подп. 1 п. 2 комментируемой статьи (Закон о разграничении государственной собственности на собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вступил в силу только 1 января 2002 г.). Поэтому действовали общие нормы, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации. Эти нормы зависят от наличия свободных площадей и размера так называемой средней земельной доли в регионе. В среднем эти нормы составляют 0,08 – 0,15 га.
В Московской области действуют нормы, установленные решением Малого совета Мособлсовета народных депутатов от 16 декабря 1992 г. N 4/28 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области". Этим актом установлены следующие размеры земельных участков:
в собственность или пожизненно наследуемое владение: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – до 40 га; для ведения садоводства – до 0,12 га; для ведения животноводства – до 0,20 га;
в пожизненно наследуемое владение для дачного строительства – 0,12 га;
в аренду или временное пользование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – до 100 га; для ведения животноводства – до 2 га; для ведения огородничества – до 0,15 га.
Органы местного самоуправления могут сами устанавливать размеры земельных участков, не превышающие указанных пределов.
Нормы предоставления земельных участков устанавливаются также федеральными законами. Например, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Славы" (Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст. 247) устанавливает бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово – огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, определяемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности. Это положение вступило в силу с 1 января 2002 г. (Федеральный закон от 13 июля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2953).
До указанной даты нормы бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с Законом от 15 января 1993 г. равны: под строительство индивидуальных домов, дач и под садово – огородные хозяйства в городах и поселках городского типа – 0,10 га; в сельской местности – 0,30 га.
В статье 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331) установлено, что земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства по нормам, установленным органами местного самоуправления, в городах и поселках городского типа – не менее 0,10 га; в сельской местности – не менее 0,2 га;
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, нормативы предоставления земельных участков устанавливаются и подзаконными актами. В частности, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (Ведомости РФ. 1992. N 19. Ст. 1044) рекомендовано оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, а также выделять для этих целей земельные участки. Для многодетных семей предполагается первоочередное выделение садово – огородных участков площадью не менее 0,15 га на семью. Кроме того, возможно предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо снижения ставок налога.
Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.
Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.
Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.
В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.
Как написать дарственную на дом и участок — читайте в этой публикации.
Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.
При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.
В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.
Под ИЖС | Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток. |
Для садоводства | В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности: |
В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз.
Таким образом, на территории столицы земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности, должны иметь определенную площадь, соответствующую их конкретной цели, а именно:
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2003 года.
В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.
При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.
Что такое регистрация права собственности на участок — читайте более подробно в этой статье.
Правила оформления земельного участка указаны тут.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
No related posts.