Новый закон о регистрации иностранных граждан | Загранник

Новый закон о регистрации иностранных граждан

Содержание

Новеллы в законодательстве о миграции: новые обязанности приглашающей стороны

С 01.01.2019 вступает в силу очередная новелла в миграционном законодательстве – новое положение ст. 16 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ) расширяет перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину / лицу без гражданства.

Так, в соответствии со ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 19.07.2018 № 216-ФЗ новая редакция ст. 16 закона № 115-ФЗ будет содержать п. 6, согласно которому приглашающая сторона обязана будет принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства порядка пребывания (и проживания) в РФ в части соответствия заявленных целей въезда в Россию и фактически исполняемой таким гражданином деятельности. Еще на приглашающую сторону будет возложена обязанность контролировать соблюдение приглашенным ею физлицом сроков выезда из РФ.

Как видно, говорить о новом законе о миграции пока не приходится, упомянутые новшества дополняют существующие нормы миграционного законодательства.

Дополняет это новое положение закона № 115-ФЗ и свежая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступающая в силу 16.01.2019. Так, ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ теперь регламентирует, какую ответственность может понести принимающая сторона, если не примет необходимых мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства цели въезда или сроков выезда из РФ.

Такая ответственность выражается в форме штрафов в следующих размерах (ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 19.07.2018 № 215-ФЗ):

  • для физлиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • должностных лиц — от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Новое в законодательстве о получении гражданства РФ и миграционном учете иностранных граждан

Сразу отметим, что в ближайшее время какого-либо нового закона о миграционном учете иностранных граждан не ожидается. В 2018 году в данной сфере было достаточно много новелл, и прочитать о них вы можете в нашем материале «Новые законы для мигрантов 2018-2019».

Однако в 2018 году была принята новая Концепция миграционной политики на 2019–2025 годы (см. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622). Предшествующий вариант этой концепции был признан не отвечающим сложившимся реалиям в политической, экономической и иных сферах и поэтому был актуализирован.

На данный момент неизвестно, будут ли приняты приведенные ниже поправки в существующие положения закона, регламентирующие вопросы миграции, но, так или иначе, предлагается:

  • Предоставить Президенту РФ полномочия определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке (законопроект № 527255-7). При этом под гуманитарными целями подразумевается прием в гражданство лиц из стран со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и/или смена политического режима.
  • Упростить прием в гражданство РФ для участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (тот же законопроект).
  • Освободить граждан Украины от оформления письменного отказа от имеющегося у них украинского гражданства для получения гражданства РФ (законопроект № 507208-7).

Таким образом, новый закон о получении гражданства РФ (а точнее, закон в новой редакции) будет предусматривать упрощенный порядок получения гражданства РФ для новых групп иностранных граждан (разумеется, если соответствующие поправки будут приняты).

Миграционная амнистия – 2019

Такое условное название получило решение МВД РФ, выработанное на основе достигнутых в ноябре 2018 года договоренностей Президентов России и Республики Молдовы.

Суть данного решения сводится к тому, что граждане Республики Молдовы, находящиеся на российской территории с нарушением сроков пребывания, в период с 24.01.2019 по 24.02.2019 смогут выехать в свою страну без последствий, т. е. без привлечения их к административной ответственности за нарушение сроков пребывания на территории РФ и без принятия в отношении таких лиц решения о запрете въезда в Россию.

Читать дальше  Проект планировки территории когда требуется

Кроме того, в отношении данных лиц, которые совершат выезд на территорию Молдовы из России в обозначенные выше сроки, начиная с 25.02.2019 начнется работа компетентных органов по пересмотру или смягчению уже вынесенных решений о запрете на последующий въезд в РФ.

Соответствующее сообщение было опубликовано на официальном сайте МВД РФ 03.12.2018, найти его можно по данной ссылке. В настоящий момент разрабатываются меры по реализации данной программы в 2019 году.

Итак, мы вкратце рассмотрели основные изменения в миграционном законодательстве в 2019 году, которые в основном касаются ответственности принимающей стороны за соблюдение целей въезда в РФ и сроков выезда из России приглашенных ими иностранных граждан / лиц без гражданства.

Кроме того, мы представили небольшой обзор самых громких из находящихся сейчас на рассмотрении законопроектов, относящихся к миграционной сфере.

С 8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный Закон 163-ФЗ, который внес ряд поправок в порядок учета иностранных граждан, регламентированный Федеральным законом 109-ФЗ.

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП).

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.
Читать дальше  Прокуратура не отвечает на жалобу что делать

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.
Читать дальше  Сокращение без отработки двух месяцев выплаты

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Краткое описание изменений и рекомендации

Суть изменений сводится к следующему:

  • Раньше компании могли регистрировать иностранных сотрудников по месту нахождения организаций. С 8 июля необходимо, чтобы такие сотрудники были зарегистрированы там, где они проживают.
  • Так как многие владельцы жилья неохотно занимаются регистрацией, мы рекомендуем составлять доверенность на сотрудника компании, который регистрирует иностранцев.

Ниже мы подробнее рассказываем о причинах и последствиях изменений.

Почему закон изменился?

В 2016 году двое граждан США были оштрафованы и приговорены к административному выдворению из России, потому что они были зарегистрированы по месту пригласившей их организации, а фактически проживали в другом месте в том же городе. Они обратились в Конституционный суд РФ, потому что считали, что действующие правила регистрации противоречат Конституции РФ.

По решению суда, в законе о миграционном учёте содержатся неопределённые условия миграционного учёта иностранцев и противоречия некоторым статьям Конституции. С одной стороны, закон разрешает принимающей организации регистрировать иностранных граждан по своему месту нахождения (в нежилом помещении). При этом они часто проживают в другом месте, где фактически не зарегистрированы. В результате в законодательство о миграционном учёте были внесены поправки, которые вступают в силу 8 июля 2018 года.

Какие изменения внесены в закон?

Новая редакция закона запрещает организациям регистрировать иностранцев в помещении, где они работают, но фактически не проживают. Только если принимающая сторона может обеспечить у себя в помещении условия для проживания, то она сможет регистрировать иностранных граждан у себя.

Как МВД будет проверять фактическое проживание иностранных граждан в организация, не уточняется. Скорее всего, необходимо наличие спального места.

Если иностранный гражданин будет проживать в съёмном жилье, то ему необходимо заботиться о регистрации самостоятельно, потому что ответственность будет лежать не на организации, а на нём и владельце жилья. Исключение – отели, которые сами отвечают за регистрацию своих арендаторов. Там можно просто получить бланк уведомления о регистрации.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение новых правил?

Если организация осуществила регистрацию по своему адресу, а иностранец фактически не живёт там, то организации грозит ответственность за фиктивную регистрацию (раньше понятие фиктивной регистрации распространялось только на жилые помещения, а сейчас нет разделения на жилые и нежилые).

Ответственность иностранного гражданина за такое нарушение: административный штраф 2000-5000 рублей с административным выдворением или без него. В Москве и Санкт-Петербурге и в их областях штраф выше: 5000-7000 рублей.

Ответственность принимающей стороны за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине или подложных документов – административный штраф:

  • на граждан: от 2000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц: от 35000 до 50000 рублей
  • на юридических лиц: от 300 000 до 800 000 рублей.

Если МВД найдены признаки уголовного деяния, то уголовная ответственность может быть в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей
  • штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет
  • принудительных работ на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового
  • лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового

Рекомендации для иностранных граждан

Иностранным гражданам, арендующим квартиры, нужно урегулировать вопрос регистрации с собственниками.

При проживании в отелях риски минимальны, но также лучше заранее уточнять, регистрирует ли отель иностранцев, так как некоторые отели не регистрируют.

Замечание: иностранные граждане со статусом высококвалифицированных специалистов могут находиться в России без регистрации в течение 90 дней с прибытия в страну

Рекомендации для принимающих организаций

Также рекомендуем запрашивать у своего иностранного сотрудника документы, подтверждающие его регистрацию по месту пребывания, чтобы быть уверенными в том, что такой гражданин не нарушает режим пребывания в РФ и не рискует быть оштрафованным или депортированным.

Свяжитесь с нами, если у вас возникнут вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector