Содержание
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе требовать от работника документы, подтверждающие регистрацию последнего по месту временного пребывания. Это справедливо как для лиц, только принимаемых на работу, так и для тех, с кем трудовые договоры уже заключены.
Обоснование вывода:
Перечень документов, предъявляемых гражданином работодателю при заключении трудового договора, определен в части первой ст. 65 ТК РФ. Согласно части третьей указанной статьи требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством запрещается. При этом указаний на документы, подтверждающие регистрацию принимаемого на работу лица по месту жительства или пребывания, данная норма не содержит.
Также отметим, что нормативных актов, запрещающих работодателям принимать на работу граждан, зарегистрированных по месту жительства в других регионах (при отсутствии регистрации по месту пребывания), в российском трудовом законодательстве нет.
Таким образом, работодатель не вправе требовать от лиц, принимаемых на работу (либо уже работающих в организации), документы, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства или пребывания.
Данная позиция высказывалась и Верховным судом РФ: так, согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным.
Согласно действующему законодательству работодатели не наделены полномочиями на осуществление контроля в сфере регистрационного учета граждан, поэтому требования работодателя о предъявлении своими работниками документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или пребывания, не будут основаны на нормах закона.
Отказ в приеме на работу по причине отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания может повлечь административную ответственность работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ, а также в некоторых случаях – уголовную ответственность по ст. 136 Уголовного кодекса РФ.
Отметим, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 4, п. 9, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, обязанность по оформлению регистрации по месту жительства или пребывания возложена на самих граждан.
Согласно ст. 19.15 КоАП РФ граждане несут административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
21 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отсутствие вакансий и проблемы с занятостью в регионе проживания, зачастую вынуждают работоспособное население искать работу в других городах или областях. Однако если у соискателя отсутствует прописка при трудоустройстве на работу ему могут отказать в заключении трудового договора по причине отсутствия регистрации. Правомерен ли отказ работодателя по этой причине?
Однозначный ответ на вопрос о том, обязательна ли прописка при устройстве на работу для граждан РФ, был дан в Постановлении Пленума Верховного суда от 17.03.2004 № 2, в котором определено что «отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ».
Такая позиция Верховного суда, которая ограничивает право работодателя требовать наличие от соискателя регистрации по месту расположения предприятия,основана на положениях:
Суть положений данных законодательных актов, регламентирующих процедуру и требования к трудоустройству граждан, сводится к тому, что гражданин Российской федерации:
– беспрепятственно передвигаться по территории России,
– самостоятельно определять свое местопребывания и место жительства, и не зависимо от того, в каком из регионов РФ он зарегистрирован/прописан, реализовать свое право на труд по месту фактического проживания;
– предоставлять при трудоустройстве только те документы, которые включены в перечень, определенный Трудовым Кодексом (ст. 65 ТК РФ)
Однако, ограничивая права работодателей в отказе на вакансию гражданину, прописанному в другом регионе, закон категоричен к соискателям, у которых нет временной или постоянной регистрациипо месту пребывания – зарегистрироваться необходимо в течение 90 дней. Регистрация не требуется, если место жительства, где зарегистрировано лицо, и новое место пребывания находятся в одном субъекте РФ (ч. 1, 2 ст. 5 закона № 5242-1). Соискатель, не имеющий регистрациипо месту пребывания должен помнить, что согласно положениям п. 1 ст.19.15.1 КоАП РФ, он несет личную административную ответственность, предусматривающую наложение штрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей.
В то же время, несмотря на то, что в трудовом праве четко установлено, что трудоустройство без прописки осуществляется также, как если бы у соискателя имелась регистрация по месту дислокации предприятия, для нанимателя трудоустройство работника без регистрации может быть проблематично, и связано это прежде всего с налоговой отчетностью.
В основополагающих законодательных актах, которым руководствуются субъекты предпринимательства по вопросам трудоустройства граждан без регистрации по месту расположения предприятия, складывается неоднозначная ситуация – конфликт правовых норм.
С одной стороны – работодатель не контролирует и не несет ответственности за регистрацию своего сотрудника или соискателя на вакансию, а с другой стороны – при ее отсутствии по месту нахождения, не может выполнить обязательное требование по сдаче налоговой отчетности, поскольку в части некоторых отчетных форм присутствует графа, в которой должен быть указан адрес регистрации работника.
Поскольку запретом на отказ в трудоустройстве по причине отсутствия регистрации по месту проживания работника наниматель поставлен в двойственное положение, следует особо внимательно отнестись к формированию отчетности по таким сотрудникам.
В сложившейся ситуации возможны следующие действия работодателя:
Кому верить (паспортному столу (милиции) или Рострудинспекции) и как правильно поступить при приёме на работу гражданина, прописанного в другой области (или в этой же области) и не имеющего регистрации по месту пребывания в том населенном пункте, в котором находится предприятие? Паспортный стол говорит, что должна быть регистрация, если пребывание превышает более 10 суток и если приём будет произведён, то на предприятие милиция при проверке составит протокол и наложит штраф, а Рострудинспекция – что не обязательна регистрация в соответствии со ст. 64 ТК РФ. Как же быть? А как же Конституция РФ (ст. 19)? Работодателю неважно, как работник будет добираться до места работы, если он по собственному желанию хочет работать.
Ваш вопрос был однозначно разрешен Верховным Судом РФ – права трудовая инспекция, но не прав паспортный стол. Так, в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту пребывания является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такое право гарантировано Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Статьей 65 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы по перечню, установленному статьей 65 ТК РФ: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Статьей 65 ТК РФ также установлено, что в отдельных случаях необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов может предусматриваться ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ. Иные документы требовать запрещено.
Соответственно, работодатель не может быть привлечен к ответственности за то, что принял на работу гражданина РФ, не зарегистрированного по месту пребывания, поскольку такие действия не образуют состав административного правонарушения.
К административной ответственности по статье 19.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть привлечен гражданин РФ, проживающий по месту пребывания без регистрации. Следует также отметить, что в настоящее время регистрироваться по месту пребывания должны граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней (пункт 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).
No related posts.