Содержание
Если каждый ученик будет придерживаться школьного Устава, в учреждении образования всегда будет доброжелательная и уютная атмосфера.
Перед тем как определять малыша в первый класс, родители и педагоги должны объяснить ему не только правила поведения. Ребёнок должен знать свои права и обязанности. Об этом можно прочитать в нашей статье.
Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.
Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?
В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.
Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.
Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.
Не все дети желают должным образом учиться, и вовсе не потому, что они глупые. Дело в том, что ученики не всегда наблюдают дружелюбную и спокойную атмосферу в школе. Из-за этого очень часто пропадает желание учиться и получать соответствующие знания. Нужно, чтобы дети знали права ребёнка в школе и на уроках.
И сами взрослые не всегда знают законы, чтобы поговорить о них со своими детьми, а потом научить их отстаивать свои интересы.
Права школьника в школе:
У каждого ученика начальное образование должно начинаться с изучения прав и обязанностей ребёнка и педагога.
Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.
Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.
Права ученика на уроке:
На этом права ученика в школе и на уроке не ограничиваются. Ребёнок имеет право и на полноценное обслуживание, которое заключается в наличии квалифицированного медработника, охране и др. Читайте далее.
Каждый ученик имеет право на полноценное, качественное и здоровое образование. Как это сделать? Всё зависит от администрации школы и государства. Здоровая атмосфера в школе будет сохраняться, если соблюдаются следующие условия:
1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.
2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.
3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.
4. Уровень шума не должен превышать норму.
5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.
6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.
7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.
Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.
В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час.
Права школьника в России на этом занятии:
1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.
2. Каждый школьник может в спокойной атмосфере обсудить рассказ или презентацию, высказать свою мысль. Учитель не должен перебивать ребёнка. Если ученик неправ, педагог обязан его исправить и объяснить, что сказано неверно.
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.
В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.
Обязанности ученика на уроке:
Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.
Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.
Правила поведения на уроках:
Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.
Поведение ученика на переменах:
Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:
Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.
Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.
Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.
Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.
Если ребёнку не объяснять права и обязанности школьника, он легко сможет стать нарушителем. Что же может произойти, если не выполнять положенных норм? Сначала ученику выносит выговор учитель. Если школьник не послушался и продолжает порчу имущества, драку и т. д., тогда вызывают в школу родителей, которых приглашают со своим ребёнком к директору. Всё зависит от конкретного поведения. Если ученик бесконечно бьёт детей, ворует, причиняет моральную боль, тогда его могут исключить из школы.
Чтобы этого не происходило, администрация, классный руководитель или другие взрослые могут устраивать уроки классного часа для ознакомления детей с нормами поведения. Права и обязанности школьника – это закон как для педагогов, так и для учеников. И его нужно придерживаться в государственном учреждении.
Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.
Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей “заносит”. Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)
(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)
(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).
4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)
(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)
(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)
(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)
– от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)
– от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)
(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)
(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)
(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)
(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)
(Конституция РФ, ст. 43)
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)
Всем известно, что родители обязаны воспитывать своих детей, следить за их здоровьем, обеспечивать условия для того, чтобы ребята получали образование. А в чем состоят права родителей в школе?
Конечно же, чтобы получить исчерпывающую информацию о своих правах, следует выделить время на изучение действующих законодательных актов, в частности Конституции России, а также Закона «Об образовании». Эти важные документы требуют очень пристального внимания, так как описывают подробно все ситуации и нюансы, которые могут возникнуть.
Не для всех людей это удобно, поэтому у нас так часто спрашивают, нет ли более компактного изложения самых важных частей данных законов. Мы подготовили такой материал, который поможет ознакомиться с основными положениями законов, регламентирующих права родителей.
Прежде всего, родители имеют полное право отстаивать интересы своих детей, защищать их права, при этом не требуется оформлять какие-либо справки и дополнительные документы.
Неотъемлемым правом родителей является воспитание ребенка на основании своих религиозных и нравственных убеждений с оговоркой: если данные нормы не противоречат действующим законодательным актам.
Каждая семья может рассчитывать на гарантированное получение их ребенком бесплатного общешкольного образования.
Родители могут самостоятельно выбирать образовательное учреждение на основе склонностей и интересов их детей, при этом тип организации роли не играет – это может быть государственный или семейный детский сад, обычная школа или частная гимназия, лицей и прочее.
Все образовательные организации обязаны предоставлять по первому требованию любые документы, регулирующие содержание учебного процесса, а также своевременно информировать родителей об успеваемости их детей. Это требование касается и школ, и дошкольных учреждений, колледжей, техникумов и вузов.
Подавать заявление о приеме в первый класс по месту проживания и регистрации детей.
В случае, когда ребенок учится в частном лицее (другом негосударственном учреждении), имеющем официальную аккредитацию, его семья имеет право на получение денежной компенсации.
Если возникает необходимость, каждая семья имеет право сменить форму учебы, перевести детей, к примеру, с домашней системы обучения в обычную среднюю школу, а также наоборот. Однако при этом необходимо, чтобы ребенок успешно проходил промежуточные аттестации.
Также есть право выбирать форму дальнейшего обучения, если школьник не получил положительных отметок больше чем за две дисциплины и перевод в следующий класс для него возможен только условный.
Родители сами принимают решение о том, будет ли их ребенок посещать факультатив по военной подготовке.
Каждый из родителей имеет право беспрепятственно получать любую информацию обо всех деталях воспитания и образования ребенка, даже когда этот родитель проживает отдельно, в другом доме, городе и тому подобное. Данное правило не относится к тем случаям, когда было оформлено лишение родительских прав, а также существует угроза здоровью ребенка.
Право на внесение предложений относительно управления деятельностью образовательной организации, где обучается ребенок. Обсуждение с администрацией школы конфликтных ситуаций перед официальной подачей жалобы.
Родители имеют право по своему усмотрению сдавать или не сдавать те или иные взносы, когда школа обращается с такими просьбами.
Соответственно закону «Об образовании» (пункт 1, статья 50) в Уставе образовательной организации должны быть четко прописаны права родителей учащихся как участников учебного процесса. Каждый должен иметь возможность ознакомиться с этой информацией в любой день по первому требованию.
Согласно Семейному Кодексу родительские права теряют свою силу в день, когда ребенок становится совершеннолетним или вступает в брак, создает собственную семью до 18 лет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НАРУШАЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА?
В таких ситуациях, когда ваши права не соблюдаются, прежде всего следует попытаться урегулировать инцидент мирно, не выходя за стены образовательного учреждения: поговорить с директором школы, объясниться с завучем или педагогами.
Если же, несмотря на все усилия, дискуссия не привела к желаемому результату, консенсус не был достигнут, родители имеют право подавать жалобу официально в приемную Уполномоченного по правам человека (участников образовательного процесса).
Основной задачей данного чиновника является как раз обеспечение государственной гарантии на сохранение и защиту прав всех граждан, участвующих в образовательном процессе. Также Уполномоченный отвечает за организацию правового просвещения граждан и восстановление нарушенных родительских прав.
Чиновник, занимающий данный пост, наделен полномочиями для того, чтобы регулировать обстановку в образовательных заведениях, содействовать демократизации работы учреждения. Следить за тем, чтобы локальные конфликты не перерастали в глобальное противостояние между родителями учащихся и школой (колледжом, техникумом и т. п.).
ЕСЛИ РЕБЕНОК НАРУШИТЕЛЬ ПОРЯДКА
К школьникам, нарушившим Устав или правила проживания в общежитии или интернате, могут применяться меры воздействия от выговора и замечания до отчисления из образовательной организации. Поэтому родители должны своевременно объяснить своим детям их обязанности и контролировать, чтобы они их исполняли.
Если нарушивший правила школьник не достиг пятнадцати лет и еще не освоил основную образовательную программу, организация не может его отчислить без согласования со специальной комиссией и родителями учащегося.
Действующие на данный момент законы предоставляют родителям полное право принимать участие в управлении образовательным учреждением, где обучаются их дети. Для этого в школах (колледжах и т. д.) формируются такие органы самоуправления, как родительские советы (комитеты).
Родители должны помнить, что их право на участие в образовательном процессе утверждено законом. Поэтому при нарушении родительских прав необходимо сразу же принимать меры и подавать жалобы в соответствующие инстанции.
No related posts.