Содержание
Обязательная сертификация пищевой продукции, практиковавшаяся в России до 2010 г., в настоящее время почти полностью заменена обязательным декларированием: для большинства обращающихся на рынке пищевых продуктов необходимо подтверждение соответствия именно в форме принятия декларации.
Основой составления декларации выступают собственные доказательства декларанта либо материалы, полученные при привлечении «третьей стороны». Во втором случае речь идет об участии органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории.
В данный момент оформление декларация о соответствии производится:
Если в отношении определенной продукции действует техрегламент, производителю (импортеру, представителю изготовителя) необходимо подтверждать ее соответствие требованиям именно этого ТР. Причем форма подтверждения соответствия (либо декларирование, либо сертификация) и перечень необходимой для направления в орган по сертификации документации устанавливаются непосредственно в ТР.
Продукция, прошедшая процедуру декларирования/сертификации по ТР успешно, подлежит маркированию особым знаком обращения на рынке. Декларирование товара в системе ГОСТ Р сопровождается иным видом маркировки — знаком соответствия.
Каждая декларация регистрируется в порядке, соответствующем избранной схеме декларирования. Функции регистрирования деклараций в рамках нацзаконодательства возложены на аккредитованные органы по сертификации, в рамках ТС — на аккредитованные органы по сертификации, внесенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Декларацию о соответствии принять вправе:
Процесс оформления декларации соответствия происходит в несколько этапов:
Важно: при сертификации требовалось проведение инспекционного контроля предприятия, при декларировании такая процедура не предусмотрена.
Нормативную базу декларирования соответствия пищевой продукции формируют следующие источники:
15 февраля 2015 г. завершился так называемый «переходный период», предполагавший действие национальных документов оценки соответствия пищевых продуктов, полученных заявителями до того, как в силу вступили профильные ТР ТС. Это касалось объектов регулирования следующих техрегламентов:
Относительно молочной и мясной продукции действовал иной срок завершения «переходного периода» — последним его днем считалось 31 декабря 2015 г. Выпускать в обращение названную продукцию с 1 января 2016 г. разрешено лишь при наличии надлежащим образом оформленных и зарегистрированных документов оценки соответствия требованиям следующих техрегламентов:
Важно: продукты питания, поступившие в обращение ранее «критической» даты по «старым» документам, могут реализовываться до истечения срока годности.
Ряда продуктов пищевого назначения коснулось изменение формы подтверждения соответствия. Перечисленные ниже группы продукции больше не нуждаются в получении на них свидетельства о госрегистрации, но необходимой становится регистрация декларации:
В отношении продукции с ГМО следует сделать уточнение: данная продукция по-прежнему нуждается в госрегисрации, но теперь рассматривается как пищевые продукты иного вида (согласно статье 27 ТР ТС 021/2011).
Представители экспертного сообщества спешат предостеречь общественность от скоропалительных оценок процесса и непоследовательного подхода к трактовке самой идеи замены обязательной сертификации продуктов питания, проводимой «третьей стороной», практикой декларирования соответствия продукции самим ее производителем.
В корне ошибочно рассматривать данный процесс как отвержение подтверждения соответствия требованиям безопасности продуктов, представляющих потенциальный риск для человека — продуктов питания. Факт того, что данная сфера производства нуждается в самом строгом контроле, неоспорим. В реальности наблюдаемый процесс представляет собой не отвержение подтверждения соответствия, а лишь логический, ставший возможным при создании целого ряда необходимых условий переход к более совершенной и ответственной его форме — декларированию.
Всем участникам рынка (производителям — в первую очередь) важно понимать, что декларирование однозначно не является освобождением от ответственности за надлежащее качество продуктов, безопасность их потребления покупателями. Напротив, уровень ответственности производителей в данном случае существенно возрастает. Задачи проведения самой процедуры оценки соответствия, вся полнота ответственности за ее своевременность и достоверность ложатся на плечи производителя. Если раньше он делил риски с органом по сертификации (либо полностью перекладывал их на последний), то теперь такое «распределение» стало невозможным.
Решение о переходе к декларированию не было случайным и внезапным: на подготовку потребовались годы, условия для передачи этой функции производителям складывались постепенно, при этом существенное влияние на процесс оказывала обязательная сертификация, проводимая «третьей стороной».
Исторически необходимость введения института обязательной сертификации была обусловлена переходом страны к рыночным отношениям. Именно сертификация стала сдерживающим фактором, своеобразным заслоном на пути недоброкачественных и вовсе опасных продуктов в страну в условиях открывшегося рынка. Таким образом, сертификация выступила вынужденной мерой, нацеленной главным образом на защиту российского потребителя.
Обязательная сертификация «вырастила» порядочных, социально ответственных производителей, которые начали работать по-новому, в интересах потребителей, наладив выпуск качественной продукции и предоставляя покупателям полную и правдивую информацию о ней. Для этого на предприятиях был проведен комплекс преобразований:
С появлением рыночной конкуренции возникли потребительские организации, стал осуществляться общественный мониторинг продукции в плане оценки качества, безопасности. Более искушенным, информированным и взыскательным стал сам российский потребитель.
К большому сожалению, параллельно с этими «эволюционными» процессами происходила постепенная деградация самой системы сертификации, сопровождающаяся снижением доверия к ней, вызванным падением объективности ее результатов вследствие активного проникновения на рынок соответствующих услуг недобросовестных игроков.
В итоге возникала противоречивая ситуация: объективная сертификация молока, мясной продукции, иных продуктов питания проводилась предприятиями с грамотно выстроенной и отлаженной внутренней системой качества (то есть там, где производят заведомо безопасные продукты питания), а нерадивые производители, выпускавшие недоброкачественную продукцию, имели и активно использовали возможность обходить стороной этот элемент контроля, по сути, за деньги покупая необходимый сертификат. В таких условиях сама идея сертификации пищевой продукции по обязательному принципу утрачивала смысл.
Пути изменения сложившейся ситуации были найдены. Для этого потребовалась разработка и реализация мер по:
Эксперты прогнозируют: основные риски производителей, которые неизбежно будут возникать на начальных этапах перехода от практики обязательной сертификации к процедуре декларирования, будут выражаться не в штрафных санкциях за выявленные нарушения, а в увеличении объема судебных исков, вызванных некорректным осуществлением декларирования соответствия выпущенной продукции.
Декларация на продукты питания, по большей части заменившая собой обязательный сертификат соответствия, — закономерный итог поступательного развития системы оценки соответствия в России. Это не отечественное новшество, а элемент положительного мирового опыта.
На современном этапе в России декларирование следует рассматривать не как очередную поблажку, уступку, облегчающую жизнь всем без исключения производителям — с хорошей репутацией и без таковой, а как факт безоговорочного признания производителем продуктов питания своей ответственности за их безопасность. Тем самым декларант автоматически становится заинтересованным в формировании исчерпывающей и не вызывающей каких-либо сомнений базы доказательств безопасности собственной продукции.
Социально ориентированному, ответственному, соблюдающему закон производителю сегодня необходимо:
Пожалуйста, авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий
Документы, необходимые для реализации пищевой продукции в торговой сети и общественном питании
В связи с поступающими многочисленными запросами относительно документов, необходимых в настоящее время для реализации в торговой сети и общественном питании пищевой продукции, сообщаем следующее.
С 1 июля 2013 годана территории Таможенного союза действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее – ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011.
С 15 февраля 2015 года вся пищевая продукция, за исключением рыбы и рыбной продукции, выпущенная в обращение на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), подлежит обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном ТР ТС 021/2011.
Согласно требованиям ТР ТС 021/2011, основной формой подтверждения соответствия пищевой продукции является обязательное декларирование её соответствия законодательству Таможенного союза с оформлением и регистрацией декларации о соответствии техническому регламенту Таможенного союза ( )— документа, в котором подтверждается соблюдение обязательных требований безопасности к продукции и её соответствие требованиям Таможенного союза.
Согласно статье 23 ТР ТС 021/2011: «Декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения (подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе с оформлением ветеринарного свидетельства (справки);
2) специализированной и новой пищевой продукции (подлежит государственной регистрации с оформлением свидетельства о государственной регистрации);
3) уксуса (не подлежит ни одной из форм оценки (подтверждения) соответствия)».
Декларация о соответствии Таможенного союза принимается (оформляется) самим производителем или поставщиком продукции и передается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации.
Заявителем (декларантом) при декларировании соответствия требованиям Технических Регламентов Таможенного союза может быть только организация, зарегистрированная на территории Таможенного союза.
Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных ТР ТС 021/2011, по выбору заявителя пищевой продукции. Процедура декларирования соответствия по ТР ТС включает несколько этапов: подготовка и сбор полного пакета документов для предоставления в регистрирующий орган, оформление и принятие декларации, регистрация декларации в Едином реестре зарегистрированных деклараций Таможенного союза.
Продажа товаров без декларации о соответствии техническому регламенту Таможенного союза в тех случаях, когда продукция попадает под декларирование по требованиям технических регламентов Таможенного союза, запрещена, подлежит принудительному отзыву с рынка и наказывается штрафом.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежит непереработанная пищевая продукция животного происхождения, которая при выходе в обращение сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность (статья 30 ТР ТС 021/2011).
В силу статьи 4 ТР ТС 021/2011, непереработанная пищевая продукция животного происхождения – не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры. Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» уточняется перечень продукции, подлежащей ветеринарно-санитарной экспертизе: продукты убоя – непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам.
Подтверждение соответствия рыбы и рыбной продукции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждения единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Помимо документов, подтверждающих соответствие пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (статья 5 ТР ТС 021/2011). Прослеживаемость пищевой продукции – возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (статья 4 ТС 021/2011).
Таким образом, в законном обороте может находиться пищевая продукция в сопровождении следующих документов:
1) декларация соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза;
2) декларация о соответствии (рыба и рыбная продукция);
3) ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка) (непереработанная пищевая продукция животного происхождения);
4) свидетельство о государственной регистрации (новая и специализированная пищевая продукция);
5) товаросопроводительная документация, обеспечивающая прослеживаемость пищевой продукции (все пищевые продукты).
Декларация ТР ТС на пищевую продукцию – это документально зафиксированный результат обязательного подтверждения качества и безопасности пищевых продуктов, их маркировки установление соответствия заявленных образцов регламентам Таможенного союза (сокращенно ТР ТС)
По общему правилу вся пищевая продукция подлежит декларированию. При этом можно уточнить, не включен ли конкретный товар в список обязательной сертификации. Это по большей части касается производителей специализированной пищевой промышленности. Сертификаты ТР выдаются по аналогичному принципу, что и декларации ТР.
Задекларировать пищевую продукцию по ТР ТС представится возможным только после:
Благодаря обязательному декларированию и ведению реестра производственных предприятий, которые распространяют свои изделия на рынок Таможенного союза, контролирующие органы и рядовые потребители могут знать о том, что соблюден ТР ТС для пищевой продукции.
Схемы декларирования предусмотрены ТР ТС 021/2011, 022/2011, 023/2011, 024/2011 и соответственно 027/2012 и 029/2012. Согласно указанным нормативным актам оформляются ТР на:
Пищевая рыбная и мясомолочные товары, на которые больше всего нареканий отдельного Техрегламента не имеет, но обязательные требования к ней в ТР ТС 02/2011 заложены. Хотя есть и отдельные регламенты на молоко и молочные товары, субпродукты изготовления животного происхождения – 033/2013 и 034/2013.
Техническая документация на определенные группы товаров стран-участниц применяется в части, что не противоречит нормам, изложенным при декларировании пищевой продукции по ТР ТС. Ими же утвержден перечень изделий, что подлежат обязательному декларированию или нуждаются в оформлении сертификатов.
Декларация ТР ТС на пищевую продукцию в части ее маркировки выдается тем, кто предоставляет образцы пищевых товаров к осмотру и оперирует понятиями:
Маркировка единым знаком ЕАС происходит после того, как будет оформлена декларация или получен сертификат, данные о котором внесут в единый перечень товаров, подлежащих обязательному освидетельствованию.
Регистрация специализированных товаров вроде диетического лечебного и профилактического питания осуществляется по заявке изготовителя и подлежит оценке в независимой лаборатории сертифицированного центра в порядке государственного надзора.
Внесение в реестре специализированных товаров происходит также и на основании декларации ТР ТС на пищевую продукцию для детского питания. Процедура декларирования идентичная, но заявитель проводит ее в отдельном аккредитивом центре после промышленного контроля качества. Такой осуществляется в лаборатории заявителя.
Декларирование соответствия обязательно и для зерна, которое в последующем применяется как ингредиент для многих продуктов питания.
Оформлять эти документы обязательно и по пищевым добавкам, ароматизаторам и тем ингредиентам, которые заявитель оформляет как составляющие технологического процесса.
Особый регламент на утилизацию, что осуществляется в соблюдении точных требований деклараций либо сертификатов соответствия.
В сертифицированном центре, в том числе и нашем, вы сможете найти данные о том, насколько обязательной является процедура по той или иной группе товаров, какие наименования подлежат сертификации.
Единый перечень ТР ТС и декларирование пищевой продукции вы сможете найти на нашем сайте, плюс рассчитывать на:
О том, насколько качественно и продуктивно мы работаем устанавливает заявитель.
No related posts.