Образование взрослых образовательные программы | Загранник

Образование взрослых образовательные программы

2.1 Профессиональные образовательные программы для взрослых: постановка задачи

В предыдущей главе было сформулировано фундаментальное требование к образовательному процессу, предполагающему профессиональное развитие в качестве одной из составляющих своей цели: должна быть обеспечена ориентация на ценностные основания, характерные для модуса служения. Далее мы рассмотрим, какие существуют теоретические возможности для развития профессионализма при обучении взрослых в типичных условиях высшей школы.

На современном этапе целью образования взрослых называется обретение каждым человеком возможности «быть самим собой», «становиться», формирование у него устойчивой потребности непрерывно «создавать себя» [97].

Во многих работах, посвященных системе образования взрослых, в центре внимания оказываются саморазвитие как осознанное самоизменение, направление, цели, задачи и средства которого задаются самим человеком, который таким образом является субъектом самоизменения [ 122, 125, 128]. При этом авторами осознается тот факт, что во взрослом возрасте более остро проявляется потребность в самопознании и познании других, появляется запрос на психологические знания, необходимые или кажущиеся необходимыми для удовлетворения этой потребности [81]. Значение образования взрослых состоит в возможности для обучающегося осознать себя, окружающую его реальность и их связь между собой [29].

Анализ работ, посвященных проблемам образования взрослых (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. И. Подобед, Н. А. Тоскина; Н. А. Ямпольская). дает возможность определенным образом типизировать востребованные образовательные программы: программы, нацеленные на повышение грамотности; программы профессионально ориентированные; программы общекультурной направленности.

В качестве основных задач, которые должны решать образовательные программы для взрослых, помимо компенсирующих и адаптирующих функций, называются также развивающие функции, направленные на удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста. В содержании образования, имеющего своей целью обучение взрослых, выделяются три основные смысловые области: обучение грамотности (в широком смысле, в том числе компьютерной, функциональной, социальной и др.); профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (Job Qualification); дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью и определяемое, как обшекультурное (Life Qualification). Отмечается, что «в качестве обобщенных социально значимых показателей образованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность и культура» [78, с. 33].

Очевидно, что в профессиональном образовании взрослых, особенно последипломном, на первый план выходит самообразование, саморазвитие. Указанные процессы предполагают наличие у человека способности размышлять над собственным выбором (рефлексии), осуществлять его в рамках предложенного содержания или выходить за эти рамки, создавая еще не существующее, но необходимое для себя [29, 53,97].

Особенностью образования взрослых является тот факт, что к нему обращаются люди уже сформировавшиеся как личности и как профессионалы (или специалисты) в определенной области. Обучение взрослых далеко не всегда связано лишь с их профессиональной областью, но и с поиском человеком «своего места в социокультурном пространстве, обретение смысла жизни, принятие на себя долга человека и гражданина» [80, с. 148].

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум» осуществляет образовательную деятельность в интересах личности обучающегося, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

В сфере дополнительного образования обучающийся реализует своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор обучающегося есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) ГБПОУ РХ ЧМТТ и способствует практическому приложению умений и навыков обучающихся, полученных в техникуме, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.

Для системной и качественной реализации дополнительного образования в техникуме разработана образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых далее (Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в техникуме, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы станет вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого обучающегося техникума.

Реализация содержания Программы ГБПОУ РХ ЧМТТ осуществляется педагогическими работниками – преподавателями, мастерами производственного обучения, воспитателями (Приложение 1).

Нормативной базой разработки Программы являются:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

Читать дальше  Не приходят алименты по исполнительному листу

· Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум».

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы – результаты участия в городских, республиканских, всероссийских олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях и других мероприятиях.

Цели и задачи дополнительного образования детей

Целями образовательной программы дополнительного образования детей являются:

· обеспечение прав обучающегося на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

· расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей в сфере образования;

· развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи :

· развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

· проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

· разработка инструментов оценки достижений обучающихся, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

· повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

· обновление содержания дополнительного образования обучающихся в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

· обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

· развитие материально-технической базы техникума для занятий обучающихся в объединениях дополнительного образования.

Программой предусмотрена образовательная деятельность, направленная на:

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

– удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

– подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся;

– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Адресность образовательной программы дополнительного образования детей

Программа предназначена для обучающихся всех учебных курсов в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора обучающимися дополнительных общеразвивающих программ. Деятельность по организации дополнительного образования обучающихся осуществляется на основе образовательной программы дополнительного образования детей, программ объединений дополнительного образования педагогов техникума.

Учебный год в объединениях дополнительного образовании обучающихся начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня текущего учебного года, включая каникулярное время, регламентируется расписанием занятий объединений (Приложение 2).

Во время зимних каникул учебный процесс продолжается в форме походов, сборов, экспедиций разной направленности и т. п. Допускается в этот период переменный состав обучающихся.

Деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, творческие мастерские, секции, кружки, театры и другие), а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». При этом не рекомендуется, чтобы наполняемость групп превышала 15 человек (за исключением спортивных и т.п.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях , менять их.

В соответствии с Программой педагог техникума использует различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.

Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В дополнительном образовании обучающихся используются следующие формы аттестации: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры-конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.

Ожидаемые результаты образовательной программы дополнительного образования детей

– Расширение возможностей для творческого развития личности обучающегося, реализации его интересов;

– повышение роли дополнительного образования в техникуме;

– расширение перечня предлагаемых направлений системы дополнительного образования техникума, кружков, секций, студий;

– интеграция базового, дополнительного и профессионального образования в рамках учебного заведения.

– укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни, профилактика, правонарушений.

Программы дополнительного образования детей

Реализация образовательной программы дополнительного образования детей предусматривает реализацию общеразвивающих программ педагогов техникума.

Содержание программ (Приложение 3) является средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав участников образовательных отношений. В дополнительном образовании обучающихся реализуются программы дополнительного образования по следующим направленностям:

Читать дальше  Отзывы о страховой компании ренессанс по каско

Вся система работы дополнительного образования в ГБПОУ РХ ЧМТТ направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.

Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого результата. Программа раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса, является индивидуальным образовательным маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень образованности и решению задач приоритетного направления техникума.

Перечень объединений дополнительного образования, действующих в 2017-2018 учебном году

Наименование объединения дополнительного образования

Кружок «Вдохновение» (декоративная отделка швейных изделий)

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Дата публикации: 26.07.2017

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Ермизина Ю. А. Образование взрослых в системе непрерывного образования. [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12793/ (дата обращения: 01.09.2019).

В статье рассматриваются проблемы образования взрослых в системе непрерывного образования; раскрываются основные ценности, цели, содержание, принципы и особенности организации образовательного процесса.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых

Процесс образования взрослых исторически связан с необходимостью для работающих в определенной сфере компенсирования недостаточности образовательных и профессиональных знаний. Образование взрослых — часть системы образования, её относительное обособленное подразделение, задачей которого является содействие всестороннему развитию человека [1, с.58]. Образование взрослых представляет собой направление, которое обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых профессиональной деятельностью.

Образование взрослых — очень актуальная проблема общества, так как затрагивает сферы производства и науку. В настоящее время образование и наука имеют противоречивые отношения между собой. Заключается это в том, что, во-первых, образование отстает от достижений науки, что приводит к функциональной неграмотности и технологической безработице. Так, у взрослых появляется потребность в непрерывном образовании. Во-вторых, постоянные смены технологий производства обуславливают отставание самих наук — возникает функциональная неграмотность, что также затрагивает проблему образования многих категорий работников [4, с. 47].

Образование взрослых представляет собой сферу духовного производства, заключающегося в приращении деятельных способностей специалиста, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и общественных функций, продуцирования новых идей, технологий и решений, повышение общей культуры и нравственности, обеспечение возможностей саморазвития. Ценностью в условиях стремительных изменений технологий производства и социально-экономических отношений общества представляет личностный потенциал человека, его способности быть подлинным субъектом познавательной, социальной, профессиональной и инновационной деятельности. Поэтому человек должен рассматривается не как рабочая сила, средство общественного развития, а как его цель [2, с.122].

Непрерывное образование — процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Сущность непрерывного образования взрослых также имеет определенную специфику и основывается на следующих факторах:

  1. приоритет духовного, интеллектуального и профессионального потенциала специалистов и руководителей народного хозяйства, науки и культуры в экономическом и социальном возрождении и процветании общества;
  2. требования быстрого обновления кадрового корпуса, обусловленные нарастающей динамикой изменений в науке, технологиях производства и в социальных процессах, идущих в мире и в российском обществе;
  3. сложившиеся у взрослых социальные ценности, цели, познавательные и профессиональные потребности и мотивы, особенности их жизненного, познавательного, социального и профессионального опыта;
  4. процессы интеграции образования, науки и производства, проявляющиеся в частности, в близости форм организации учебной деятельности слушателей к формам профессиональной деятельности специалистов [3, с.77].

Исходя из этого, являясь неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования, получают свою определенность принципы образования взрослых.

  1. Принцип приоритетного развития человека. Означает развитие духовного, интеллектуального, социокультурного, профессионального и нравственного потенциала личности взрослого, его способностей не только эффективно обслуживать имеющиеся производственные и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы социального творчества в широком смысле.
  2. Принцип преемственности. Позиционируется он в двух отношениях. Во-первых, как преемственность содержания, форм, методов, средств и условий образования на сменяющих друг друга ступенях непрерывного образования. Во-вторых, как принцип преемственности уровней развития и саморазвития человека, перемещающегося по этим ступеням в соответствии со своими познавательными, социальными и профессиональными потребностями.
  3. Принцип непрерывности образования. Его понимание обусловлено представлением о преемственности уровней развития человека и обращением к философским категориям «прерывность и непрерывность», характеризующих как структуру объекта, так и процесс его развития.
  4. Принцип диверсификации образовательных программ. То есть, гибкости реализующих эти программы видов и форм образования взрослых. Этот принцип обусловливает необходимость определения «инварианта» развития человека на каждой ступени непрерывного образования, включая образование взрослых, определения уровня актуального развития взрослого и диагностики качества полученного образования.
  5. Принцип получения взрослым образования любого вида, в любом месте, в любое время, любого содержания. Страну не вывести из кризиса в обозримые сроки, если ориентироваться на то поколение работников, которое должно пройти через базовые структуры непрерывного образования. Реализуя этот принцип в современных условиях, нужно решать проблемы отбора социально активных специалистов и руководителей, создания оптимальных возможностей для их быстрого духовного, личностного, профессионального, должностного и социального роста.
  6. Принцип обеспечения практического отношения взрослого к знаниям: усвоение им нового знания осуществляется на основе отношения к ним не как к цели учебной деятельности, а как средству решения актуальных проблем и задач, возникших перед ними на производстве и в обществе; усвоение знаний в их контексте.
  7. Принцип интеграции науки, образования и производства выражается в двух отношениях. Во-первых, содержание и процесс образования проектируется и осуществляется на языке наук в контексте социальной и профессиональной практики производства и общества. Во-вторых, система образования взрослых берет на себя часть функций науки по производству новых знаний в силу отставания науки от быстро обновляющейся социокультурной и профессиональной практики общества.
  8. Принцип ведущей роли совместных, коллективных форм организации образования взрослых, создающих возможности морально-нравственного и технологического взаимообогащения, взаимообучения, взаимообразования, проявления и формирования творческой индивидуальности каждого обучающегося взрослого.
Читать дальше  Сколько действительна справка 2ндфл для банка

Перечисленные принципы отражают специфику образования взрослых как органичного звена системы непрерывного образования. В то же время в нем реализуются еще три группы принципов. Данные представлены в таблице 1.

Система принципов

1. Принципы общей концепции непрерывного образования

Представляют собой гуманизм и демократичность, гибкость, открытость к новому, передовому, опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам производства и общественной практики, индивидуализация пути получения образования каждым, включая специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и руководителей всех уровней.

2. Принципы андрагогики как отрасли педагогической науки

Образование взрослых, согласование содержания образования с участниками образовательного процесса.

3. Психолого-педагогические принципы

Контекстное образование: в частности принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении субъектов образовательного процесса — обучающихся и обучающих, принцип дидактически обоснованного использования традиционных и инновационных педагогических технологий, принцип единства обучения и воспитания.

То есть, реализация приведенной системы принципов образования взрослых как органичного звена общей системы непрерывного образования позволяет интегрировать совокупный духовный, жизненный, социальный, познавательный и профессиональный опыт всех «слушателей», обеспечить учет вклада каждого в получение результатов образования. В этих условиях «слушатель» становится реальным «мыслителем», подлинным субъектом познавательно-практической инновационной деятельности. Возвратившись на производство, он может внедрить индивидуально и совместно добытые знания в практику, опережая, таким образом, научные исследования.

Делясь своими познаниями и опытом с другими, каждый обучающийся взрослый как бы берет на себя часть функций преподавателя, что является серьезным мотивирующим фактором его включения в образовательный процесс. Преподаватель же выступает в функции не передатчика учебной информации, а педагогического технолога, организующего на современной научно-методической основе творческие процессы порождения новых знаний, целей, смыслов и ценностей самими взрослыми обучающимися.

Деятельность системы образования специалистов (взрослых) направлена на достижение следующих основных целей:

  1. увеличение вместе с другими звеньями непрерывного образования духовного и интеллектуального потенциала российского общества;
  2. постоянное стимулирование, выявление и удовлетворение потребностей взрослых в образовании;
  3. приведение кадрового корпуса к мировому уровню, способствующему процессам социально-экономического развития страны;
  4. обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации взрослых, устранение всех форм функциональной неграмотности в связи со структурными изменениями в экономике и социальной cфере;
  5. предоставление возможностей получения взрослым образования «для личности», прямо не связанного с выполняемыми профессиональными функциями, но обогащающего творческий потенциал человека [1, с.56].

Перечисленные цели предполагают соответствующее содержание образовательных программ. При этом нужно различать содержание обучения и содержание образования. Содержание обучения, т. е. массив теоретической информации и алгоритмов формирования умений, навыков, компетенций составляет содержание учебных программ. А содержание образования характеризует, наряду с этим, уровень морально-нравственного развития личности взрослого. Приращение этого уровня зависит не только от того, что преподается, но и от личности преподавателя, используемых педагогических технологий, условий обучения и личностного потенциала учебной группы.

Таким образом, для нормального функционирования и развития системы непрерывного образования взрослых необходимо адекватное нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, педагогическое и научно-методическое обеспечение.

  1. Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
  2. Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е издание. М.: Сфера, 2014. 155 с.
  3. Никаноров С. П. Концептуализация предметных областей. М.: Концепт, 2011. 112 с.
  4. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector