Содержание
ВС РФ принял Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г.). Основой для правовых позиций ВС послужили почти 64 тыс. дел, рассмотренных как судами первой инстанции, так и высшими судами за период 2012-2015 годов.
В частности, ВС РФ рассказал, какие акты ФАС России могут быть обжалованы самостоятельно, а какие – нет. К числу последних отнесен, например, акт по результатам проведенной антимонопольным ведомством проверки. ВС РФ отметил: закрепляя результат проверки, акт лишь фиксирует факт выявленных нарушений, но не содержит обязательного для исполнения требования, сам по себе не порождает прав и обязанностей проверяемого лица и, следовательно, не подлежит оспариванию в судебном порядке.
Когда согласованные действия или соглашения между хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию, признаются допустимыми? Узнайте из "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
А вот приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки, напротив, может стать предметом обжалования. Поводом к такому решению послужило решение о проверке правильности наложения обеспечительных мер судебным приставом. ВС РФ счел, что антимонопольная служба превысила свои полномочия, назначив такую проверку, – ведь действия сотрудников ФССП России регламентированы законом и не могут влиять на состояние конкуренции.
Обжаловать можно и предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) предпринимателя, которые содержат признаки нарушения законодательства. Такое предупреждение Суд признал ненормативным правовым актом.
ВС РФ дал пояснения и по подведомственности некоторых дел. К примеру, граждане, которые решили обжаловать решение или предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, должны обращаться не в суд общей юрисдикции, а в арбитражный суд. Ключевым здесь будет не субъектный состав дела, а круг споров, которые могут разрешать арбитражные суды. К ним относятся в том числе возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Дела о защите конкуренции как раз включены в последнюю категорию (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции).
Важной для тех, кто допустил нарушение антимонопольного законодательства, будет позиция ВС РФ об определении дохода, который подлежит изъятию в бюджет (подп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23 закона о защите конкуренции). В одном из дел было зафиксировано установление предпринимателем, реализовывавшим молочную продукцию, монопольно высоких цен. ФАС России посчитала, что нарушителя следует лишить всего дохода, полученного от продажи такой продукции. Однако ВС РФ с этим не согласился. Он указал, что перечислению в бюджет подлежит доход общества, полученный им только от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.
Содержание:
Федеральная антимонопольная служба – орган, который осуществляет контроль в области государственных закупок (223-ФЗ и 44-ФЗ). К компетенции ФАС, помимо прочего, относится вынесение предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере закупок. Однако, как показывает практика, очень часто антимонопольная служба выносит некорректные решения, поэтому участники закупок могут воспользоваться правом на обжалование решения ФАС в вышестоящий ФАС.
Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.
Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:
Порядок обжалования решения ФАС установлен законодательством РФ и не может быть нарушен ни одной стороной спора. Очень важно соблюдать сроки обжалования и правильно выбирать подразделение ФАС для направления заявления.
Процедура проверки действий антимонопольного органа будет инициирована вышестоящим органом только в том случае, если от потерпевшей стороны поступит соответствующее заявление.
Жалобу следует направить в вышестоящий орган ФАС или же коллегиальный орган, также осуществляющий пересмотр решений нижестоящих антимонопольных органов в апелляционном порядке. Чтобы выбрать вышестоящий антимонопольный орган, можно перейти на официальный сайт https://fas.gov.ru/units, где представлена полная структура организации по регионам РФ.
Как мы указали выше, заявление должно быть представлено в письменной форме. Однако закон допускает возможность создания электронного документа, но для этого необходимо заверить его электронной цифровой подписью.
Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:
Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:
Пострадавшая сторона может обжаловать во внесудебном порядке решение антимонопольного органа строго в течение 30 дней с момента его вынесения. Если в течение 1 месяца не направить жалобу в вышестоящий ФАС, то отменить решение можно будет только в суде.
Начинается отсчет срока с того момента, когда антимонопольная служба примет полное решение. В большинстве случаев документ подготавливается в течение 10 дней с даты, когда была оглашена резолютивная часть.
Какие сроки установлены законодателем на рассмотрение заявления на обжалование решения УФАС в ФАС России? Точный временной интервал для принятия решения антимонопольным органом прописан в 59-ФЗ. Так, согласно нормативно-правовому акту, стандартный период рассмотрения обращения граждан в государственный орган составляет 30 дней. Если необходимо получение в рамках антимонопольной проверки дополнительных сведений, то срок рассмотрения дела может быть пролонгирован на 30 суток.
Если заявление рассматривается апелляционной коллегией, то сроки проверки могут достигнуть 2 месяцев. При проведении дополнительных проверок этот период может быть увеличен на 1 месяц.
Итак, после рассмотрения жалобы заявителя в законном порядке могут быть приняты следующие результаты:
Но ведь я ничего не нарушал… Но ФАС все равно считает меня виновным, да еще и штраф наложила. Как быть и что делать? Если вы попали в подобную ситуацию, не стоит переживать, нужно собраться с мыслями и обжаловать незаконное решение.
Процедуру обжалования решения ФАС можно разделить на два этапа – внесудебный и судебный. При этом первый этап вовсе не обязателен, поэтому вы сразу можете обратиться с иском в арбитражный суд.
Во – первых, по времени в течение которого вы можете обжаловать решение антимонопольных органов решение. В до судебном порядке на совершение такого действия дается 1 месяц, а в судебном – 3 месяца.
Во – вторых, в случае обжалования решения ФАС во внесудебном порядке решение антимонопольного органа не приостанавливается, то есть если на вас наложен штраф, то он взыскивается. При обращении в суд по вашему ходатайству (заявлению) исполнение решения приостанавливается до вынесения судьей решения.
В – третьих, при досудебном порядке вы обращаетесь в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном – в арбитражный суд.
1. Составление жалобы. Подается в письменной форме, где обязательно указывается:
2. Направление жалобы в вышестоящий антимонопольный орган. Заказным письмом с уведомлением о вручении или лично жалоба направляется в УФАС или центральный орган ФАС РФ, где она попадает на рассмотрение в Апелляционную коллегию. При подаче жалобы лично на втором ее экземпляре должна быть отметка о принятии на рассмотрение.
3. Предварительное рассмотрение жалобы. В течение 10 дней Апелляционная коллегия должна вынести решение: принять или отказать в рассмотрении жалобы. При положительном решении назначается дата слушания. Причинами отказа может служить одновременное обжалование в суде и в ФАС, повторная жалоба на те же обстоятельства, нарушение формы подачи информации и иное.
4. Рассмотрение жалобы по существу и вынесение решения. В течение 30 дней с момента поступления жалобы апелляционная комиссия при ФАС должна принять решение – удовлетворить требования, отказать в удовлетворении или удовлетворить частично. О решении автор жалобы должен быть уведомлен в трехдневный срок. Однако руководитель вышестоящего антимонопольного органа может продлить этот срок еще на 30 дней, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать информацию.
1. Подготовка необходимых документов и подача искового заявления в суд. Содержание иска:
2. Рассмотрение дела по существу. В течение трёх месяцев со дня поступления искового заявления арбитражный суд обязан его рассмотреть. При этом будут учитываться позиции сторон и приведенные аргументы, а также подтверждающие их документы.
3. Вынесение судебного решения. Если ваша позиция будет убедительна для суда, а доказательства обосновывают неправомерность действий ФАС, суд отменит решение органа целиком или в части, в противном случае в удовлетворении исковых требований будет отказано. В случае если получено негативное решение арбитражного суда, его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции, вплоть до Верховного суда.
Для вынесения решения в вашу пользу требуется тщательная подготовка документов, изучение сложившейся практики, внимание даже к самым мелким деталям и подробностям, знание антимонопольного законодательства и нюансов порядка обжалования решений ФАС.
No related posts.