Содержание
"Бухгалтерский учет", 2008, N 9
Организация заключила договор с иностранной компанией? Это значит, что забот у бухгалтера прибавится. В том числе и потому, что зачастую именно бухгалтерам приходится делать дополнительную работу, связанную с выполнением требований валютного контроля.
В большинстве случаев внешнеэкономические отношения являются объектом государственного валютного контроля. В настоящее время эта процедура производится в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Объектом валютного контроля являются не только операции с иностранной валютой, но и сделки с участием нерезидентов, подразумевающие оплату в рублях.
Именно бухгалтерам приходится сталкиваться с операциями, подлежащими валютному контролю. Кроме того, нередко операции с нерезидентами в особом порядке облагаются налогами. Рассмотрим, какие вопросы бухгалтеры организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях, чаще всего задают аудиторам, и найдем на них ответы.
Контрагент – резидент или нерезидент? Для целей валютного контроля установлены особые понятия резидентов и нерезидентов. Они отличаются, например, от понятия налоговых резидентов, используемого для целей исчисления НДФЛ.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19) указал на то, что, даже если сотрудник организации – иностранец находится на территории Российской Федерации длительный период и приобретает статус налогового резидента, с точки зрения валютного законодательства он продолжает оставаться нерезидентом. Поэтому при привлечении иностранных работников, во избежание претензий контролирующих органов, следует перечислять заработную плату на счета в банках. Исключение составляют лишь иностранцы, проживающие в России по виду на жительство, они в соответствии с нормами Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" являются резидентами.
Рассмотрим на примере следующей ситуации, как ведутся расчеты и исчисляются налоги по сделкам, заключенным с нерезидентами. Администрация бизнес-центра заключила договор аренды офисного помещения с новым арендатором. Из документов следует, что данный арендатор является аккредитованным на территории Российской Федерации представительством иностранной организации.
Иностранное представительство является налогоплательщиком и имеет ИНН (начинающийся с цифры 9). Расчеты с российскими поставщиками осуществляет в валюте Российской Федерации. На первый взгляд нет особых отличий от арендатора – российской организации. Но на практике все гораздо сложнее.
Бухгалтеру арендодателя (бизнес-центра) прежде всего нужно проверить, не освобождается ли от налогообложения НДС сдача в аренду офисного помещения такому арендатору.
Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не облагается НДС. Список стран, в отношении которых действует данная льгота, установлен Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н. Нужно подчеркнуть, что освобождение от НДС предоставляется не по желанию арендодателя, а прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Поэтому договоры аренды с такими организациями не должны включать НДС.
При этом возникнет необходимость обеспечить раздельный учет НДС в соответствии с требованиями ст. 170 НК РФ. Бухгалтеру нужно проверить, описан ли в учетной политике порядок учета и налогообложения подобных операций. Если нет – следует принять дополнения к приказу об учетной политике организации в связи с появлением новых видов деятельности.
Важно иметь в виду, что освобождение от НДС предоставляется только в отношении аренды, но не распространяется на любые дополнительные услуги и платежи (коммунальные услуги, не включаемые в сумму арендной платы, телефонные переговоры, уборка и т.п.). Причем в Приказе МИД России и Минфина России N 6498/40н по каждой стране указаны конкретные типы арендуемых помещений, для которых действует льгота (как правило, это офисные помещения). Поэтому в договоре следует обособить облагаемые и не облагаемые НДС виды аренды и услуг.
Кроме того, необходимо незамедлительно (до получения предоплаты по данному договору) обратиться в уполномоченный банк для открытия паспорта сделки. Если сумма арендной платы может изменяться в зависимости от объема дополнительных услуг, паспорт оформляется без указания суммы сделки.
Впоследствии на каждое поступление средств от арендатора придется составлять справку о поступлении валюты Российской Федерации (в течение 7 дней с момента зачисления средств). А по окончании месяца, так как арендодатели признают реализацию на последний день месяца, – справку о подтверждающих документах (до 15-го числа следующего месяца). В справках необходимо ссылаться на соответствующий паспорт сделки.
Вторые экземпляры справок с пометкой отдела валютного контроля банка о принятии хранятся в организации. К моменту окончания договора суммы по справкам этих двух типов должны совпадать. Если окажется, что "иностранец" заплатил больше денег, чем требовалось по договору, санкции к арендодателю применяться не будут. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы за нерезидентом оставалась задолженность. Это будет нарушением требования репатриации средств, за которое предусмотрена ответственность. Поэтому договор с такими арендаторами целесообразно заключать на условиях предоплаты.
Являются ли проводимые операции валютными операциями? Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен закрытый перечень операций, относящихся к валютным. В него включены следующие операции:
Основным способом расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами – резидентами является безналичное перечисление денежных средств.
Перечень случаев, в которых можно рассчитываться наличными, установлен Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Он невелик, в этом перечне, в частности, не упомянуты расчеты с физическими лицами – нерезидентами по выплате заработной платы. Арендная плата от арендаторов – иностранных компаний также не включена в этот перечень. Поэтому в ситуации, которую мы рассмотрели выше, нельзя осуществлять с клиентом расчеты в наличной форме, даже с применением контрольно-кассовой техники.
Какова ответственность за нарушение валютного законодательства? Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность может применяться как к юридическим, так и к физическим, в том числе должностным, лицам.
Статья 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за следующие нарушения валютного законодательства:
До 1 января 2007 г. применялось наказание за невыполнение обязанности или нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки в виде штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы непроданной выручки. Однако с 1 января 2007 г. требование обязательной продажи части валютной выручки отсутствует.
За нарушение валютного законодательства может наступить и уголовная ответственность. Так, в ст. 193 УК РФ предусмотрено наказание за невозвращение руководителем организации из-за границы валютных средств, подлежащих обязательному зачислению (репатриации) на счет в уполномоченном банке (если рублевый эквивалент невозвращенных средств превышает 5 000 000 руб., возможно лишение свободы на срок до 3 лет). В данном случае наказание может быть применено не за нарушение срока репатриации, а именно за невозвращение средств.
В каких случаях репатриация денежных средств обязательна? Резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
Это требование распространяется как на иностранную валюту, так и на российские рубли.
Перечень случаев, в которых репатриация средств не является необходимой, установлен п. 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, исходя из определения внешнеторговой деятельности требование репатриации выручки неприменимо в отношении договоров, которые предусматривают передачу товаров (работ, услуг и т.п.) резиденту-импортеру за пределами таможенной территории Российской Федерации (например, при условии поставки EXW).
В качестве установленного срока для получения или возвращения средств рассматривается срок исполнения соответствующего обязательства, предусмотренный в заключенном сторонами внешнеторговом контракте.
На практике нередки следующие ситуации. Зарубежный контрагент, отказавшись от поставки товара, возвращает российскому партнеру сумму, указанную в договоре. Но после того, как банки удержат комиссию, российская организация получает сумму, меньшую, чем была первоначально перечислена за рубеж (например, 9900 долл. США вместо перечисленных контрагентом 10 000 долл. США). Нарушается ли в этом случае требование о репатриации?
Федеральная таможенная служба в Письме от 12.02.2007 N 01-06/4703 разъяснила, что возврат денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары должен быть осуществлен без вычета банковских расходов и комиссий.
У бухгалтеров нередко возникает такой вопрос: последует ли наказание за несвоевременную репатриацию средств, если к моменту проверки денежные средства, пусть с опозданием, но уже поступили на банковский счет организации?
Генеральная прокуратура РФ в Письме от 22.06.2006 N 47-13-06 указала на то, что такое нарушение, как несвоевременная репатриация средств, нельзя отнести к длящимся. Штраф по данному основанию может быть наложен, даже если на момент проведения проверки деньги уже поступили, но это произошло позже установленного в контракте срока.
Что нужно сделать, чтобы не допустить несвоевременную репатриацию средств? Руководители организаций зачастую не имеют представления о том, какие действия следует предпринять для того, чтобы впоследствии можно было признать, что все меры для исполнения обязательств были приняты. Нередко они полагают, что можно ограничиться телефонными переговорами с контрагентом, задерживающим платежи.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 18.01.2007 N А44-2079/2006-13а сделал вывод, что факт телефонных переговоров с должником является недостаточным основанием для освобождения организации от ответственности за несвоевременное поступление валютной выручки.
Федеральная таможенная служба в Письме от 10.01.2008 N 01-11/217 дает рекомендации, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать неплатежей.
Еще в период подготовки к заключению внешнеторгового контракта следует навести справки о репутации будущего контрагента в торгово-промышленной палате и т.п. В условиях контракта рекомендуется предусматривать способы обеспечения исполнения контрагентом обязательств по сделке (неустойка, задаток и т.д.). А в процессе исполнения договора необходимо контролировать прохождение платежей и своевременность предъявления претензий.
После неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом следует вести претензионную работу (переписку с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии). А после ответа на претензию или при истечении срока ответа направлять исковые заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы. Если по каким-либо объективным причинам возникает задержка с поступлением оплаты, можно заключить дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее перенос срока платежа.
В 2019 году действуют новые правила валютного контроля. Это очень важно для фирм, занимающихся импортом или экспортом продукции. Ведь новшеств очень много, начиная от изменений в документальном оформлении валютного контроля до штрафов за его нарушение. Поэтому давайте разбираться во всем вместе.
Активировать пробный доступ к журналу "РНК" или подписаться со скидкой
Еще в 2018 году вступила в силу новая законодательная база валютного контроля юридических лиц. Что на что поменялось:
Новая инструкция ЦБ отменяет ряд документов, вводит немного иной порядок валютного контроля, изменяет штрафы. А теперь обо всем подробней.
В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2018 года. Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь.
Объект изменений
Что было раньше
Как стало
Влияние суммы контракта на валютный контроль
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт
Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. Для этой операции предоставлять сам контракт не обязательно.
Справка о валютных операциях (СВО)
При совершении сделки на сумму свыше 1000$ надо было:
При совершении сделки от 200 000 рублей и выше компания и ИП передает в банк:
Важно! Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах (СПД)
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Срок подачи справки 15 рабочих дней с конца месяца, в котором:
Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции.
СПД обретает вид единой формы учета по свершившейся операции.
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации
Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.
Заполняется справка по аналогии с предыдущими годами, но не без особенностей. Порядок прописан в указанном положении.
Обратите внимание! С 1 марта 2018 года поле «номер паспорта сделки» поменялся на уникальный номер контракта.
Уникальный номер присваивается вашим банком при постановке валютной сделки на учет. Образец заполнения СПД в 2019 году смотрите ниже.
Справку не оформляют резиденты, свершившие сделку на сумму 200 000 и менее рублей. Срок предоставления справки – 15 дней с момента зачисления валюты
В 2019 году согласно новым правилам валютного контроля паспорт сделки не оформляется. Теперь банки буду ставить контракты с иностранными фирмами и их представителями к себе на учет. Что делать, если паспорт сделки уже оформлен.
Паспорт сделки
Как разрешить ситуацию
Имеется в наличие
Банк сам закроет его, а контракт поставит на учет
В стадии оформления при наличии всех сопутствующих документов, которые еще на руках
Сдайте только те документы, которые нужны для регистрации договора
В стадии оформления при наличии всех сопутствующих документов, которые уже переданы в финансовую инстанцию
Финансовая организация зарегистрирует ваш договор на их основании.
В 2019 году действуют жесткие санкции для юридических лиц за нарушение правил проведения валютных операций.
Повод для штрафа
Размер санкций
Незаконная валютная операция
от ¾ до однократного размера суммы сделки
Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет
Компания не обеспечила своевременное поступление денег на расчетный счет, при этом при переводе требовался паспорт
40 000 – 50 000 рублей
Просрочка возврата аванса, уплаченного за товары, которые так и не были поставлены
Рассмотрим пошаговый процесс преодоления валютного регулирования со всеми изменениями 2019 года.
Изменения 2018 года в валютном контроле коснулись не только юридических лиц, но и физических. Давайте коснемся этих изменений.
|
Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями нарушения валютного законодательства РФ, мы собрали самые важные рекомендации здесь.
Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).
Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.
Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.
Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»
При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из ) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.
Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 9 Закона № 173-ФЗ. Ответы на часто задаваемые вопросы о проведении валютных операций между резидентами смотрите в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации».
Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:
на резидентов, которые предоставляют займы нерезидентам (по договорам займа),
на резидентов, которые работают по внешнеторговым договорам (экспорт и импорт товаров, работ, услуг) с нерезидентами.
Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности:
1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:
переданные нерезидентам товары;
выполненные для нерезидентов работы;
оказанные нерезидентам услуги;
переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку.
2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:
неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары;
непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору.
при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов:
в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа Требование о репатриации не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018. .
Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации:
по внешнеторговым договорам:
по договорам займа в виде в виде графика возврата основного долга и процентов по договору займа, рассчитанного на основании условий договора займа- при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа.
Полученную информацию банк отражает в ведомости банковского контроля по принятому на учет внешнеторговому договору или договору займа. Ведомость банковского контроля формируется и ведется в электронном виде. Если в ведомости будет зафиксирована информация о том, что нерезидент не исполнил обязательства по внешнеторговому договору или договору займа в установленные сроки или превысил ожидаемые максимальные сроки, то в программном комплексе автоматически формируются и направляются в Банк России сведения о нарушении резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты в части 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность:
1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (она приравнена к ключевой) от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег),
от 3/4 до одного размера незачисленной суммы.
С 14.05.2018 г. за указанные нарушения будут штрафовать и должностных лиц компании, которым придется заплатить от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 12.08.2015 № 07-05-08/46382в случае форс-мажорного обстоятельства, признанного таковым Торгово-промышленной палатой РФ или ее территориальным представительством, производство по делу об административном правонарушении за нарушение резидентом сроков репатриации может быть прекращено.
С обстоятельствами, исключающими производство по делам об административных правонарушениях за нарушение резидентами-экспортерами сроков получения экспортной выручки, можно ознакомится в Приказе Росфинанадзора от 28.09.2015 № 369.
No related posts.