Определение страны происхождения товара 2018 | Загранник

Определение страны происхождения товара 2018

Сибирская Юридическая Компания продолжает цикл мероприятий – «ДИАЛОГИ» по наиболее острым правовым вопросам для собственников и руководителей.

1. Современное регулирование таможенных и внешнеэкономических отношений .

1.1 Нормативно-правовое регулирование в области таможенных отношений. Особенности применения к таможенным отношениям положений международных договоров, в которых Россия является страной-участницей.

1.2. Изменения таможенного законодательства в 2018г. Вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с 01.01.2018г.

2. Правильная классификация товара и определения страны происхождения товара при его декларировании

2.1. Порядок определения страны происхождения товаров.

В каких ситуациях документальное подтверждение страны происхождения товаров является обязательным.

Отличия Декларации о происхождении товара от Сертификата о происхождении товара.

2.2. Порядок определения классификационного кода товара.

Особенности и сложности в определении классификационного кода товара.

Правовые последствия неверного определения классификационного кода товара.

2.3. Обзор судебной практики по спорам по порядку определения страны происхождения и классификации товара по ТН ВЭД.

Спикеры: Карпекин Сергей Вадимович – Генеральный директор ООО "Сибирская Юридическая Компания",

Пискунова Юлия Сергеевна – старший юрист ООО "Сибирская Юридическая Компания".

Участие БЕСПЛАТНОЕ! Количество мест ограничено!

Время проведения: 29 ноября 2017 года с 15-00 до 17-00.
Место проведения: Бизнес-центр «Советская 64», ул. Советская , 64, офис 317.

Подать заявку на участие:

по электронной почте: gladkova@sibucom.siberia.net или

по телефону: (383) 334-08-81 (многоканальный)

(укажите ФИО участника, название компании, контактные телефоны)

18 апреля 2018 г. Совет Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) утвердил новые Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) 1 . Документ придет на смену правилам, принятым межправительственным соглашением ещё в 2008 году. Согласно официальной информации, размещенной на сайте ЕЭК, новые правила будут применяться для всех целей импорта, кроме получения тарифных преференций – по этим вопросам принимаются отдельные документы.

На протяжении 10 лет существования Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года не утихали судебные споры, связанные с применением данного документа. И, как правило, об этих судебных делах знает вся страна.

Но давайте, для начала, рассмотрим основные изменения в правовом регулировании, касающиеся правил определения страны происхождения товаров.

Прежде всего, Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новелл в анализируемой области. Сразу оговорюсь, что, в общем, порядок подтверждения страны происхождения не изменился. По-прежнему, документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС «Подтверждение происхождения товаров и документы о происхождении товаров»).

Вместе с тем, статья 29 ТК ЕАЭС содержит нововведение, согласно которому происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Исключения предусмотрены для товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита и товаров для личного пользования.

Например, таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, когда в отношении таких товаров могут применяться антидемпинговые и компенсационные пошлины.

При этом в случаях, когда происхождение товаров не подтверждено, то специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении данных товаров. Впоследствии, при установлении точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений.

В Таможенном кодексе ЕАЭС изменились и требования к сертификату о происхождении товара. Так, согласно части 1 статьи 31 нового кодекса Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или страны вывоза товара.

Ранее же в статье 61 Таможенного кодекса Таможенного союза под сертификатом о происхождении товара понимался документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза.

В силу части 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Читать дальше  Перевод части жилого дома в нежилое помещение

В свою очередь, норма, содержащаяся в ТК ТС, предусматривала, что если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, согласно новому кодексу, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, он не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

На практике именно эта норма, касающаяся самостоятельного принятия решения таможенными органами в отношении сертификата о происхождении товара в качестве основания для предоставления тарифных преференций, вызывала наибольшее количество вопросов.

Так, в рамках судебного дела № А56-78410/2016 рассматривалась законность решения Балтийской таможни об отказе в предоставлении тарифной преференции. По мнению таможенного органа, сертификат формы «А», представленный в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, не мог быть принят в качестве основания для предоставления тарифных преференций, так как согласно экспертному заключению подпись уполномоченного лица экспортера (поставщика) в графе 12 сертификата является оттиском, нанесенным при помощи печатной формы – факсимиле, что не соответствует положениям права ЕАЭС. Вместе с тем, рассматривая данное дело, суды пришли к выводу о том, что выявленный таможенным органом формальный недостаток сертификата, при наличии совокупности иных представленных в дело доказательств (в том числе подтверждающего подлинность спорного сертификата письма Министерства промышленности и торговли страны, выдавшей данный документ), не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении тарифной преференции с учетом имеющихся у таможенного органа полномочий по проверке указанных в сертификате сведений. 14 марта 2018 года Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу таможни, оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, указав на соблюдение в сложившейся ситуации обществом необходимых условий для предоставления испрашиваемых тарифных преференций.

Что касается новых Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденных 18 апреля 2018 года ЕЭК, то одним из важных их нововведений является положение, касающееся критериев (раздел II Правил) и особенностей определения страны происхождения товаров (раздел III Правил), ввозимых в ЕАЭС.

В частности, полностью полученными или произведёнными в конкретном государстве признаются полезные ископаемые, минеральные продукты и другие природные ресурсы, добытые из недр страны, на ее территории, в ее территориальном море. К таким товарам отнесена также продукция растительного происхождения, морского рыболовного промысла, полученная от живых животных и т.д.

Если при производстве продукции используются материалы из других государств, то происхождение товаров определяется на основании одного из двух альтернативных критериев, который участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сможет сам выбрать: по коду Товарной номенклатуры ВЭД, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков, или по доле стоимости иностранного товара в продукте – его стоимость при переработке или производстве не должна превышать 50% цены готового товара.

Товар не сможет называться происходящим из страны, если на ее территории осуществляются лишь формальные операции – формируется партия продукции, наносятся логотипы или приклеиваются этикетки, осуществляется фасовка товаров в банки.

Ранее существовавшая в Соглашении о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года норма была предметом громкого судебного разбирательства между АО «Южморрыбфлот» и Находкинской таможней по делу № А51-18475/2016. Суть спора сводилась к тому, является ли рыбопродукция, выловленная иностранными судами вне пределов исключительной экономической зоны Российской Федерации, перегруженная на российское перерабатывающее судно и подвергшаяся глубокой заморозке, товаром Таможенного союза. 26 февраля 2018 года Верховный Верховный Суд Российской Федерации поддержал Арбитражный суд Дальневосточного округа, указав, что спорная рыбопродукция, в отношении которой произведены операции по глубокой заморозке (не выше минус 18 °C) на российском судне, выловлена в Мировом океане иностранными судами, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, перегружена за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, в связи с чем, указанная продукция морского промысла не является товаром Таможенного союза.

К сожалению, формат статьи не позволяет нам затронуть все нововведения, содержащиеся в Правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденных ЕЭК. Вместе с тем, дадим вам практический совет. В целях упрощения процедур документального подтверждения и контроля происхождения рассмотрите вопрос об отказе от документальных сертификатов о происхождении товаров и переходе на электронную систему верификации происхождения. Соответствующие положения содержатся в новых Правилах (пункт 26 раздела IV). Это позволит значительно сократить временные и финансовые затраты.

Читать дальше  Ремонт фасада кирпичного многоквартирного дома

1 На момент публикации статьи документ не вступил в силу; Решение ЕЭК «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 13.07.2018 № 49, которым утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее – Правила № 49), действует с 12 января 2019 г.

Правила № 49 применяются при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из стран, не являющихся его членами, и устанавливают критерии определения происхождения товаров для целей применения мер защиты внутреннего рынка (т.е. для определения необходимости уплаты специальных защитных, анти­демпинговых и компенсационных пошлин).

Согласно нормам Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) и Правил № 49, с 12.01.2019 при ввозе, например, из Италии товара, произведенного в этой стране, и в случае не подтверждения страны его происхождения, в отношении данного товара нужно будет уплачивать антидемпинговую пошлину. То есть участ­ники внешнеэкономической деятельности несут дополнительные финансовые издержки.

СОГЛАСНО п. 20 Правил № 49 происхождение товара подтверждается декларацией или сертификатом о происхождении товара.

При этом Правила определяют некоторые требования к сертификату: он должен быть оформлен в печатном виде на английском, французском или русском языке. Наличие подчисток, помарок и незаверенных исправлений и дополнений в документе не допускается. Также сертификат должен содержать следующую информацию:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Это минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

РАССМОТРИМ конкретный пример.

Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, классифицируемые кодом 7304 41 000 5 ТН ВЭД, стоимостью 5 тыс. евро, ввозимые из Польши. Товар изготовлен на польском заводе, что подтверждается сертификатом качества, который выдан заводом. Таможенный орган при таможенном контроле декларации на товары потребовал предоставления либо сертификата о происхождении товара, либо уплаты антидемпинговой пошлины. Насколько законны эти требования?

В соответствии с п. 20 Правил № 49 происхождение товара под­тверждается, как уже говорилось выше, декларацией или сертификатом о происхождении товара. В данном случае согласно п. 25 Правил № 49 оно должно удостоверяться сертификатом.

В случае непредставления документов, в т.ч. сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом, происхождение товара считается неподтвержденным.

В соответствии с п.5 ст.72 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, ком­пенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с гл. 4 ТК ЕАЭС, и (или) иных сведений, необходимых для определения указанных пошлин. В случае если происхождение товаров и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок таких пошлин, установленных в отношении товаров того же кода ТН ВЭД, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с ТН ВЭД определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10.

Учитывая, что страна происхождения ввозимого товара не была подтверждена в установленном порядке, то требование таможенного органа об уплате антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 65 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (с учетом норм Решения Коллегии ЕЭК от 11.12.2018 № 200) или о предоставлении сертификата о происхождении товара правомерно.

Напомним, что Правила № 49 не устанавливают обязательную форму сертификата о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли. Таким образом, может использоваться любой сертификат о происхождении товара, который выдается в стране экспорта товара (например, сертификат о происхождении общей формы). При этом следует учитывать, что если в соответствии с п. 8 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам) в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли (например, сертификат формы А), то графа для служебных отметок в нем в обязательном порядке должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles».

Читать дальше  Согласие на подключение к канализации образец

Однако, если ввозится пар­тия товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, и общая таможенная стоимость этих товаров не превышает сумму, эквивалент­ную 150 USD, то организация вправе подтвердить страну происхождения ввозимого товара декларацией о происхождении товара.

В соответствии со ст. 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара – это коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «коммерческие документы» – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС – счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы.

ОТМЕТИМ, что п. 26 Правил № 49 позволяет проводить проверку факта выдачи сертификата и указанных в нем сведений о происхождении товара. В частности, соответствующая проверка проводится в том случае, если таможенный орган обнаружил признаки (важно: признаки, а не факт) того, что представленный сертификат о происхождении товара:

  • не выдавался (например, получена информация от таможенных органов иных государств);
  • содержит недостоверные сведения (например, несоответствие сведений в сертификате и товаросопроводительных документах и/или мар­кировке товара и т.д.).

Проверка указанных фактов воз­можна в т.ч. с использованием таможенными органами электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте.

В рамках проверки таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат (орган или организацию, уполномоченные проверять сертификаты о происхождении товара), соответствующий запрос.

При этом сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) выявления недостоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;

2) по результатам проведенного таможенного контроля установлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам № 49;

3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса;

4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены;

5) невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.

Соответственно, если сертификат о происхождении товара не будет признан, то не будет признана и страна происхождения товара. Следовательно, у декларанта может воз­никнуть неисполненная обязанность по уплате антидемпинговых (компенсационных) пошлин, если такой сертификат был предоставлен в целях подтверждения основания для неуплаты этого платежа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector