Организация охраны образовательного учреждения | Загранник

Организация охраны образовательного учреждения

Основными принципами организации системы физической охраны образовательного учреждения, являются: законность; комплексность; упреждающий характер мер обеспечения безопасности; непрерывность; активность; обоснованность; экономическая целесообразность; специализация; взаимодействие и координация; совершенствование; централизация управления.

Законность предполагает разработку системы физической защиты на основе федерального и регионального законодательства, нормативно-правовых документов органов государственного управления, местных органов власти, образовательного учреждения с применением всех законных методов предупреждения, обнаружения, оповещения об угрозах и их пресечения.

Комплексность предполагает использование всех законных форм, средств и методов в обеспечении безопасности учащихся, персонала и материальных ценностей образовательного учреждения. Она достигается обеспечением соответствующего пропускного и внутриобъектового режима, подбором и расстановкой кадров, широким использованием технических средств безопасности и защиты информации.

Упреждающий характер мер безопасности предполагает постановку задач на ранних стадиях разработки системы физической охраны на основе анализа, прогнозирования угроз, а также своевременной выработке эффективных мер пресечения данных угроз.

Непрерывность функционирования системы физической охраны образовательного учреждения должна исключить наличие разрывов во временном и пространственном показателе, так как в противном случае создаются предпосылки нанесения ущерба образовательному учреждению.

Активность предусматривает проведение в жизнь охранных мероприятий с достаточной степенью настойчивости, оперативности, маневра силами и средствами в нужном месте и в нужное время.

Обоснованность предполагает реализацию мер физической охраны на современном уровне развития науки и техники, обоснованность заданного уровня безопасности и соответствие установленным требованиям и нормам.

Экономическая целесообразность должна обеспечивать сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение физической охраны и определяться разумной достаточностью.

Специализация предполагает привлечение к разработке и внедрению мер и средств физической защиты специализированных организаций, экспертов, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.

Взаимодействие и координация предусматривают согласование порядка выполнения мероприятий физической охраны всех взаимодействующих структур по целям, задачам, месту и времени. Важность данного принципа весьма актуальна, так как образовательные учреждения не располагают собственными силами и средствами.

Совершенствование системы физической охраны предусматривает постоянное проведение анализа обеспечения безопасности, выявление и определение мер по прикрытию уязвимых мест и пресечению возможных угроз.

Централизация управления определяет характер руководства, построения и функционирования системы управления физической охраной по единым правилам.

Соблюдение всех принципов организации физической охраны, является обязательным. Не исполнение хотя бы одного может привести к снижению надежности охраны и созданию условий для возможного возникновения угроз.

Кроме того, в основе разработки системы охраны образовательного учреждения и организации ее функционирования лежит принцип создания последовательных рубежей безопасности, на которых угрозы должны быть своевременно обнаружены. Такие рубежи должны располагаться от ограждения вокруг образовательного учреждения до внутренних помещений.

2.4. Система физической охраны образовательного учреждения [21]

Обеспечение охраны образовательных учреждений в организационном плане одно из наиболее сложных направлений в системе комплексной безопасности образовательных учреждений.

Понятие “охрана образовательного учреждения” в данном случае включает в себя:

– организацию физической охраны объекта;

– вопросы обеспечения пропускного режима на территорию и в сооружения образовательного учреждения;

– инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения.

Основной целью физической охраны образовательного учреждения является недопущение противоправных действий на объекте и территории образовательного учреждения и оперативное пресечение в случае их угрозы или возникновения.

Исходя из цели физической охраны, основными ее задачами являются:

– охрана здания, сооружений и территории образовательного учреждения;

– осуществление пропускного и внутриобъектового [22] режимов на территории и в зданиях образовательного учреждения;

– повышение уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности образовательного учреждения;

– охрана материальных ценностей;

– контроль, за соблюдением правил пожарной безопасности;

– противодействие незаконному обороту наркогенных средств и веществ в образовательном учреждении [23];

– осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, вспомогательными службами и другими взаимодействующими структурами в интересах обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения.

Решение целей и задач физической охраны конкретного образовательного учреждения во многом зависит от его особенностей, специфики и направлено на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение возможных опасностей и угроз.

Система физической охраны образовательного учреждения строится с использованием максимально возможных сил и средств в интересах решения всего комплекса проблем его безопасности.

К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения физической охраны образовательного учреждения, относятся:

· сотрудники вневедомственной охраны ГУВД города Москвы;

· наряды патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности ГУВД города Москвы;

· сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП), обеспечивающие безопасность данного образовательного учреждения;

· мобильная группа сотрудников охраны;

· наряды добровольных народных дружин.

б) Средства физической охраны:

· оружие (сотрудников правоохранительных органов)[24];

· специальные средства [25], используемые правоохранительными структурами;

· технические средства охраны (технический мониторинг);

· инженерные средства (для обеспечения инженерно-технической укрепленности объекта);

В зависимости от имеющихся сил и средств физическая охрана может иметь несколько уровней построения:

– собственно физическая охрана (сторожевая охрана);

– физическая охрана с применением технических средств;

– комплексная система охраны;

– интегрированная система охраны;

Выбор того или иного способа охраны и тактических приемов зависит от специфики объекта, его особенностей и особенно – финансовых возможностей образовательного учреждения [26].

Одним из составляющих элементов физической охраны образовательного учреждения является пропускной режим.

Пропускной режимэто установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта [27].

Ответственность за соблюдение пропускного режима возлагается на работников охранных предприятий, осуществляющих охрану образовательного учреждения, и руководителей образовательного учреждения.

Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательном учреждении, является «Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме».Этот документ состоит из следующих разделов:

· порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных ценностей;

· порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин «скорой помощи»;

· порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима.

Данный перечень разделов и приложений не является исчерпывающим и может быть дополнен.

В разделе «Общие положения» указывается, на основании каких документов разрабатывается данное Положение; цели установления пропускного и внутриобъектового режимов; ответственность и полномочия руководства образовательного учреждения, руководства охранной организации и охранников; на основании каких документов организуется выполнение пропускного режима; на кого и как распространяются требования пропускного режима; требования по оборудованию контрольно-пропускных пунктов, запасных выходов.

В разделе «Порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных средств» указывается, какие и где устанавливаются контрольно-пропускные пункты; порядок открытия запасных выходов и порядок их охраны на период открытия; порядок пропуска учащихся в образовательное учреждение; порядок пропуска педагогов и сотрудников образовательного учреждения; порядок пропуска посетителей (родителей, представителей вышестоящих организаций Министерства образования, средств массовой информации, членов кружков, секций и т.д.); кто из руководителей образовательного учреждения и педагогов имеет право посещать образовательное учреждение в нерабочее время, праздничные и выходные дни; порядок допуска крупногабаритных предметов, ящиков, коробок и других вещей, порядок выноса материальных средств; порядок действий при возникновении ситуации, исключающей допуск лица в образовательное учреждение; кто и каким образом дает разрешение на оформление пропусков в образовательное учреждение; порядок хранения пропусков и их выдачи; порядок выдачи пропусков при утере.

Читать дальше  Санпин условия проживания в жилых помещениях

В разделе «Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин скорой помощи» указывается, на основании каких документов осуществляется допуск автотранспортных средств, порядок его парковки вблизи образовательного учреждения; порядок допуска автомашин централизованных перевозок; порядок допуска пожарных машин, аварийных бригад, машин скорой помощи; порядок вывоза сыпучих материалов, макулатуры, металлолома, строительных отходов; кто и каким образом дает разрешение на допуск автотранспорта на территорию образовательного учреждения.

В разделе «Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима» указывается, разрешенное время нахождения учащихся, педагогов, сотрудников образовательного учреждения на его территории; порядок приема и сдачи помещений; порядок и маршруты обхода образовательного учреждения по окончании его работы и в нерабочее время; организация и порядок дежурства персонала в образовательном учреждении; основные правила и требования пожарной безопасности.

Дополнительно к Положению готовятся следующие приложения:

· список лиц, имеющих право подписывать пропуска, с образцами их подписей;

· список лиц, имеющих право вскрывать соответствующие помещения.

К подготовке данного документа необходимо подходить с полной ответственностью, так как от качества его разработки будет зависеть надежность выполнения охранных функций в образовательном учреждении.

Вариант Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в образовательном учреждении см.: в Приложении 2.2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Согласно статьям 41 и 42 "Закона об образовании РФ", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

Безопасность образовательного учреждения — система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.

Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами.

Согласно методическим рекомендациям Минобразования по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, образовательное учреждение должно отвечать следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Согласно федеральному закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подросток оказывает вооруженное сопротивление или совершает групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух, которые совершаются для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. При этом правоохранительные органы должны быть оповещены о любом факте применения оружия.

Сотрудник ЧОП должен быть всегда на связи с местным отделом внутренних дел. Руководители охранных предприятий должны постоянно оповещать своих сотрудников о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы). Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг "чоповцев".

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием. Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 24 апреля 2017 г. по делу N 33-2447/2017г.

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Архаровой Л.В., Тебеньковой Л.Г.

при секретаре П.,

рассмотрев в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года, по которому

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 39 имени Георгия Александровича Чернова" г. Воркуты и администрация муниципального образования городского округа "Воркута" в срок до 01 сентября 2017 года обязаны обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2017 года обеспечить указанное образовательное учреждение физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и ведение определенных форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, указав в обоснование требований, что охрана МОУ "СОШ N 39" им Г.А. Чернова" осуществляется вахтерами и сторожами, что снижает антитеррористическую безопасность учреждения образования с массовым пребыванием людей и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Воркуты на удовлетворении исковых требований настаивал.

Читать дальше  Что будет если пожаловаться на фото вконтакте

Представитель ответчика МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты иск не признал.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления образования МОГО "Воркута" с исковыми требованиями не согласился.

Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика администрации МОГО "Воркута" в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письменном отзыве на иск требования не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Воркута" не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Воркуты просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2) .

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Письмом Министерств а образования и науки РФ от 26 января 2011 года N МК-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности" руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

Как следует из материалов дела, МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительным образовательным программам.

Согласно Уставу МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты, учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование городского округа "Воркута", функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (пункты 1.7 и 1.8 Устава).

К компетенции МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения (пункт 2.9.1 Устава).

В соответствии с пунктом 2.9.3 Устава указанное образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровье учащихся, работников учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее – Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (пункт 23 Требований).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. В силу пункта 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (пункт 25 Требований).

Согласно акту обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей, составленному межведомственной комиссией по обследованию и категорированию места с массовым пребыванием людей, созданной постановлением и.о. руководителя администрации МОГО "Воркута" от "дата" "номер", МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты является местом массового пребывания людей третьей категории. По результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждений осуществляется в дневное время вахтером, в ночное время сторожем с обеспечением пропускного режима, и сделан вывод о том, что надежность охраны и антитеррористическая защищенность указанного образовательного учреждения соответствует минимальным требованиям; для полного обеспечения антитеррористической защищенности необходима установка ограждений территории, дополнительных видеокамер и оказание услуг по физической охране (л. "номер").

Читать дальше  Реализация продуктов с истекшим сроком годности

Согласно паспорту безопасности МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты, составленному после проведения обследования и категорирования (л.д. "номер"), в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указано на установку дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, организацию физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (пункт 13 программы). При этом отмечено наличие потенциально опасных участков места массового пребывания людей (центральный пункт приборов автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, электрощитовая, тепловой узел) и недостаточность принятых мер по физической защите, осуществляемой сторожами (пункт 12 программы); также в пункте 10 программы указано, что группа быстрого реагирования полиции пребывает на место происшествия от места постоянной дислокации в течение 7 минут.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела по существу сторонами не оспаривались.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что существующая в МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" г. Воркуты, не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, так как надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

При этом суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению указанного образовательного учреждения надлежащей физической охраной как на МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова", так и на администрацию МО ГО "Воркута", так как администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения через главного распорядителя средств местного бюджета – Управление образования МОГО "Воркута".

Доводы апелляционной жалобы в этой части несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МОГО "Воркута" выполнила свои функции по финансированию антитеррористических мероприятий, выделив денежные средства, предусмотренные подпрограммой 2 муниципальной программы МОГО "Воркута" "Укрепление правопорядка и общественной безопасности" для реализации соответствующих мероприятий, также не могут быть приняты во внимание, так как согласно паспорту подпрограммы (л.д. "номер") ее задачами являются создание и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и осуществление мероприятий по борьбе с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом; доказательств направления выделенных в целях финансирования указанной подпрограммы денежных средств на обеспечение физической охраны МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" суду не представлено. Напротив, из отзыва МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" и приложенного к отзыву ходатайства в адрес начальника Управления образования МОГО "Воркута" (л.д. "номер"), а также ходатайств Управления образования МОГО "Воркута" в адрес начальника финансового управления администрации МОГО "Воркута" (л.д. "номер", "номер") усматривается, что на осуществление физической охраны образовательных учреждений г. Воркуты требуются дополнительные денежные средства, о выделении которых и ходатайствовали указанные лица.

Довод апелляционной жалобы администрации МОГО "Воркута" о том, что в решении суда не указано, какие конкретно действия необходимо совершить для обеспечения МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2015 года N 272, основанием для отмены решения суда не является, так как конкретные средства и методы физической охраны подлежат определению субъектами антитеррористической деятельности с учетом характера и уровня террористических угроз в отношении места массового пребывания людей, эффективности и экономичности средств охраны, рекомендаций, указанных в паспорте безопасности (пункты 3 – 5, 16 Требований).

Указание в апелляционной жалобе на то, что в МОУ "СОШ N 39 им Г.А. Чернова" осуществлен ряд мероприятий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены наружные камеры наблюдения, громкоговорящая система оповещения, введен пропускной режим, который обеспечивается сторожами и вахтерами), выводов суда первой инстанции не опровергает, так как надлежащая эффективность антитеррористических мер может быть достигнута при реализации комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, предусмотренного действующим законодательством.

С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328 , 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Воркута" – без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector