Содержание
Вниманию заинтересованных организаций независимо
от организационно-правовых форм собственности, физических,
Управление Роспотребнадзора по Рязанской области информирует, что Минюстом России 10 сентября 2015 года зарегистрирован приказ Федеральнрй службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.08.2015 № 658 «О внесении изменений в Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2012 № 781».
Целью внесения изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2012 №781 является повышение доступности государственных услуг для граждан и организаций, оптимизация процедуры предоставления государственных услуг в электронном виде, сокращение срока предоставления государственной услуги до 7 дней.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) каждый гражданин России имеет право на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о ее состоянии. Правовые аспекты санитарно-противоэпидемической деятельности закреплены в законодательных документах.
Управление Роспотребнадзора в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Положением о Федеральной службе, актами Федеральной службы, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Основные нормативные правовые акты, регулирующие исполнение основных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлены в приложении 1.
Проводимые в свете административной реформы преобразования потребовали дальнейшего совершенствования законодательной базы и внесения изменений в действующие федеральные законы, касающиеся обеспечения санэпидблагополучия населения.
Федеральные законы, в которые внесены дополнения и изменения в 2004-2006 годах:
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
«О защите прав потребителей»;
«Об общих принципах организации местного самоуправления»;
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора»;
Градостроительный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
В последние годы активно проводилась работа по совершенствованию нормативной и методической базы, позволяющей осуществлять на новом уровне государственное регулирование в области обеспечения санэпидблагополучия населения.
Правительством РФе в 2005г. утверждено новое «Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании», определяющее порядок разработки, экспертизы, издания и внедрения в практику нормативных и методических документов.
Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Роспотребнадзоре с 2002 г. рассмотрено 373 нормативных и методических документов, в т.ч. перечни гигиенических нормативов и сборники методов контроля вредных факторов среды обитания человека. За этот период по предложению Комиссии было аккредитовано 36 научных учреждений – на право разработки этих документов.
Разработка нормативно – методических документов по гигиене осуществлялась с учетом гармонизации их с международными, в том числе в связи с вступлением России в ВТО. В соответствии с действующим законодательством все нормативные документы (санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы) проходят регистрацию в Минюсте России, что придает им статус нормативно-правового акта.
Составлены и изданы перечни действующих нормативных и методических документов по всем разделам гигиены и эпидемиологии 41 – С.37.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Санитарные правила являются нормативно правовым документом, определяющим гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих. Требования санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором). Перечень основных действующих нормативных и методических документов в области гигиены труда представлен в приложении 2.
Из перечисленной нормативно-правовой базы, видно, что практически по всем направлениям деятельности Роспотребнадзора, определяющим правомочность контрольно-надзорных функций, имеются нормативно-правовые документы, вместе в тем имеются определенные разночтения и недоработки в данных документах.
Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Создана Указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314. Роспотребнадзор следует в своей деятельности постановлению правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154 и Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Роспотребнадзор: его функции, полномочия, права и обязанности».
Каждый индивидуальный предприниматель обязан направить уведомление о начале деятельности в территориальное отделение Роспотребнадзора (если деятельность подпадает под второй пункт статьи 8 Федерального закона №294 от 26.12.2008).
У предпринимателей, которые в своей деятельности имеют дело с источниками, которые ионизируют излучение и с возбудителями инфекционных заболеваний людей и животных, должна быть лицензия Роспотребнадзора на осуществление подобного вида деятельности.
Предприниматели, которые имеют дело с бытовой химией, косметикой, обувью, одеждой, продуктами питания, образовательными материалами, должны иметь разрешение Роспотребнадзора (лист записи ЕГРИП).
К Роспотребнадзору, согласно вышеуказанным документам, перешла часть функций Министерств по антимонопольной политике, здравоохранения и экономического развития и торговли. Так чем занимается Роспотребнадзор? Если вкратце, эта служба стоит на страже эпидемиологической ситуации и защищает права потребителя.
При этом выполняет разнообразные функции:
К содержанию
Роспотребнадзор – государственная служба, поэтому может осуществлять проверки предприятий на предмет нарушений прав потребителей и санитарно-эпидемиологических норм.
Говоря точнее, Роспотребнадзор имеет полномочия:
К содержанию
Поскольку управление Роспотребнадзора является государственным органом и должно осуществлять непосредственную защиту свобод, прав, а также законных интересов населения, оно всегда выступает в качестве третьего, незаинтересованного лица.
Поэтому данная служба наделена достаточно обширными правами: может знакомиться с различными материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять разнообразные доказательства, участвовать в изучении доказательств, просить и требовать о привлечении новых участников процесса; возможно и обжалование судебного решения.
Также организация может совершать другие различные процессуальные действия, которые предусмотрены частью 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Все вышеуказанные права, разумеется, распространяются только на те области, которые затрагивает компетенция Роспотребнадзора.
Кроме того, в отсутствие руководителя предприятия или старшего работника на объекте проверка не может производиться.
Управление Роспотребнадзора обязано организовать и координировать работу территориальных управлений, а те в свою очередь должны проводить обязательные санитарно-эпидемиологические проверки и реагировать на заявки населения о нарушении прав потребителей.
Это отдельное подразделение в рамках общей структуры организаций Роспотребнадзора, которое занимается лабораторными исследованиями и экспертизами, исследует очаги инфекционных заболеваний и проверяет условия труда на предприятиях в рамках плановых проверок и по обращениям граждан.
По результатам таких проверок составляется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Многие предприниматели с целью повышения конкурентоспособности предпочитают иметь дело только с теми поставщиками, у которых есть заключение Роспотребнадзора на товар. Поэтому экспертиза может проводиться и по заявлению производителя или поставщика.
Существует также множество организаций-посредников, которые предоставляют услуги по посредничеству в этом вопросе.
Ответственность за выполнение требований Роспотребнадзора полностью лежит на руководителе предприятия. Чаще и пристальнее всего проверяют предприятия общественного питания и торговли продуктами. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм влет штраф в 200 или 300 минимальных заработных плат (минимальных размеров оплаты труда, сокращенно МРОТ). Несоблюдение профилактических санитарно-эпидемиологических норм чревато штрафом от 300 до 400 МРОТ.
Неосторожные действия предпринимателя, приведшие к массовому заболеванию людей или животных, грозят как штрафами (100-200 МРОТ), так и возможным лишением свободы (от 2 до 5 лет в зависимости от результата эпидемии).
В рамках защиты Роспотребнадзором прав потребителя в качестве реакции на поступившие жалобы (например, на невыдачу чека на покупку), управление может также потребовать, чтобы была написана объяснительная в Роспотребнадзор.
Бояться Роспотребнадзора ИП совершенно нечего, но необходимо помнить о соблюдении всех санитарных норм и о том, что штрафы и выявленные нарушения лучше всего погашать сразу, не откладывая.
No related posts.