Содержание
Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.
Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со ст. 100 закона № 44-ФЗ. На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:
Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.
В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.
Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении в области закупок.
Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.
Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.
Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.
Стоит отметить, что осуществление наблюдения и проверки является новинкой законодательства о тендерах. Подробнее об этом читайте в статье "Объявили новый порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ".
с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.
Один за одним федеральные органы исполнительной власти вносят на утверждение регламент ведомственного контроля. Последним такой документ разработал Роспатент. 07.12.2018 ведомство разместило на официальном сайте проектов нормативных актов приказ об утверждении регламента.
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5
Закупки для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений образования в зависимости от их статуса осуществляются согласно Федеральным законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ . Этими Законами установлено, что соответствующие органы должны контролировать соблюдение положений законодательства в сфере закупок. В статье рассмотрим, какими нормативными документами регулируется порядок проведения контрольного мероприятия, что подлежит контролю, как оформляются результаты проверки.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Прежде всего следует обратить внимание на то, что Федеральный закон N 223-ФЗ не содержит конкретных правил проведения контрольных мероприятий. В нем указано, что они должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В отличие от данного Закона Федеральный закон N 44-ФЗ содержит положения, устанавливающие перечень уполномоченных органов по проведению контрольных мероприятий, их полномочия, объекты, подлежащие контролю. Ниже будет рассмотрен порядок осуществления контроля за проведением закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Из положений ст. 100 этого Закона следует, что в рамках контрольных мероприятий ведомственный контроль должен осуществляться согласно порядку, установленному соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
В силу требований указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее – Правила N 89).
Порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд установлен нормативными актами субъектов РФ в отношении подведомственных им учреждений, например Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2014 N 142, Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 488-ПП, Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 N 574.
Ведомственный контроль должен осуществляться в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля. Так, в отношении учреждений образования, подведомственных Минобрнауки, Приказом Минобрнауки России от 23.04.2014 N 398 утвержден Регламент проведения Министерством образования и науки Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее – Регламент), разработанный в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и Правилами N 89.
Рассмотрим, как в соответствии с Регламентом будет проводиться контроль учреждений-заказчиков в сфере осуществления закупок.
В соответствии с п. 3 Регламента в настоящее время Минобрнауки в отношении подведомственных учреждений – заказчиков осуществляет контроль:
Начиная с 01.01.2016 министерство будет производить также проверку:
Ведомственный контроль может осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки. Согласно п. 5 Регламента плановые проверки должны проводиться в соответствии с планом проверок, утвержденным Министром образования и науки РФ (далее – министр) или уполномоченным им должностным лицом. Такие проверки в отношении каждого заказчика происходят не чаще чем один раз в два года.
К сведению. План проверок, а также вносимые в него изменения размещаются на официальном сайте Минобрнауки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения (п. 7 Регламента).
Внеплановые проверки. Согласно п. 8 Регламента такие проверки проводятся:
Способы проведения контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия осуществляются Минобрнауки путем выездных или документарных проверок.
Документарные проверки проводятся, за исключением случаев, когда осуществляются только выездные проверки, а именно:
а) в ходе контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта и соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки;
б) если сведения, подлежащие проверке, составляют государственную тайну;
в) по соответствующему поручению министра или уполномоченного им должностного лица министерства.
Проведение проверки. Проверка должна проводиться комиссией в составе не менее трех человек на основании приказа Минобрнауки (п. 11 Регламента). При этом комиссию должен возглавлять председатель комиссии, являющийся должностным лицом министерства.
До начала проведения проверочных мероприятий учреждение-заказчик должно быть уведомлено министерством. При этом уведомление о проведении плановой проверки и копия приказа направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо с нарочным (с распиской о вручении) и телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение министерством подтверждения о его вручении заказчику, в следующие сроки (п. 13 Регламента):
Уведомление о проведении проверки должно содержать следующую информацию (п. 14 Регламента):
На проверку отводится срок, не превышающий 15 календарных дней, однако он может быть продлен только один раз, но не более чем на 15 календарных дней по решению министра или лица, его замещающего.
Члены комиссии, в соответствии с требованиями законодательства РФ, имеют право:
В соответствии с п. 23 Регламента по результатам проверки в течение трех рабочих дней после окончания заседания комиссии оформляется акт проверки, который должен содержать:
Если по результатам проверки установлены допущенные учреждением-заказчиком нарушения законодательства РФ в сфере закупок, комиссия:
План устранения выявленных нарушений разрабатывается комиссией и должен содержать указание на установленные комиссией нарушения, способы и сроки их устранения.
Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах, подписан членами комиссии, утвержден должностным лицом министерства, уполномоченным на осуществление мероприятий ведомственного контроля, и представлен на рассмотрение министру или уполномоченному им должностному лицу.
Акт проверки в течение трех рабочих дней со дня его оформления направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо нарочным (с распиской о вручении), а также по адресу электронной почты заказчика.
Учреждение-заказчик, в отношении которого по результатам проведения проверки утвержден план устранения выявленных нарушений, вправе направить в комиссию мотивированное ходатайство о продлении срока устранения нарушений. Комиссией данное ходатайство рассматривается в течение пяти рабочих дней с даты поступления.
О выявленных нарушениях, содержащих признаки состава административного правонарушения, сообщается и соответствующие материалы направляются в орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок и уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. При выявлении признаков уголовного преступления сообщается в правоохранительные органы (п. 14 Правил N 89).
Меры административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ, возлагаются на должностных лиц и на учреждения. Например, ст. 7.29 КоАП РФ установлено, что принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
В ст. 7.30 КоАП РФ перечислены виды нарушений порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и размеры административных штрафов. Например, нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона:
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 руб., на юридических лиц – 50 000 руб.
В статье перечислены объекты, подлежащие ведомственному контролю, рассмотрены способы и порядок его проведения. Названы отдельные виды нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, и приведены размеры административных штрафов.
No related posts.