Основное общее образование это сколько классов | Загранник

Основное общее образование это сколько классов

Общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);

Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);

Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. – 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.

В настоящее время в систему общего образования входят 66 909 образовательных учреждений, в которых учатся 20 825 000 учащихся. За последние годы были открыты около 607 частных школ. Официальное название общеобразовательных школ – средняя общеобразовательная школа . За последние годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. – гимназия и лицей ). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.

Учебные программы общего образования , обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.

Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования (Таблица 1), которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием "технология", как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах – базовые навыки конкретной профессии.

Кроме указанных обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.
На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

В России существует хорошо развитая сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;

Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;

Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией ) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании (Приложение 2, Рис. 1). По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).

Аттестат о среднем (полном) общем образовании ; до 1993 г., аттестат о среднем образовании (Приложение 2, Рис. 2 и 3) выдается по окончании 11-летней программы обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (сдачи итоговых экзаменов). Количество предметов, по которым проводятся итоговые экзамены, должно быть не менее пяти: два общегосударственных обязательных письменных экзамена (сочинение и математика) и не менее трех экзаменов по выбору учащегося. Помимо результатов итоговых экзаменов, свидетельство об окончании школы включает в себя приложение (Приложение 2, Рис. 4) с указанием всех оценок, полученных учащимся по всем предметам в течение всего периода обучения. В аттестате о среднем образовании старого образца не предусматривалось приложения, и оценки выставлялись в самом аттестате. Количество предметов может варьироваться от семнадцати до двадцати.

Читать дальше  Понятие налоговый резидент в налоговом кодексе

По форме итоговые и годовые экзамены на две трети письменные и на одну треть устные; а для экзаменов, сдаваемых в течение года, это соотношение, напротив, обратное.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании дает право держателю продолжать профессиональное образование: в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях высшего образования как университетского, так и неуниверситетского уровня.

За последние несколько лет создано много частных школ. Право выдавать свидетельства государственного образца связано с успешностью прохождения процедуры государственной аккредитации. Свидетельства, выдаваемые не получившими государственную аккредитацию учебными заведениями, т.е. свидетельства негосударственного образца, не дают право поступления в высшие учебные заведения.

Общее образование в России сегодня имеет три уровня, на каждом из которых обучение проводится по соответствующим программам. Среднее образование – один из уровней общего образования, его длительность составляет от 2 до 3 лет, тогда как программа общего обучения в целом рассчитана на 11 лет. Среднее общее образование – это третья, завершающая ступень, направленная на подготовку школьников к получению высшего образования.

Структура общего образования в Российской Федерации сегодня выглядит следующим образом:

  • начальная ступень – длительность обучения 4 года;
  • основная ступень – рассчитана на 5 лет;
  • средняя ступень – от 2 до 3 лет.

Обучение на первых двух ступенях является обязательным. Это значит, что каждый ребенок в РФ должен поступить в начальную школу и закончить основную ступень. За это отвечают родители ребенка или его опекуны. Без освоения программы начальной и основной ступени нельзя получить аттестат о среднем образовании, и уж тем более нельзя продолжить обучение в вузе. Вся система является достаточно сильной, чтобы обеспечить детям с разным уровнем начальной подготовки достаточно высокий уровень знаний. Однако нередко для более углубленного изучения предметов школьники обращаются за помощью к репетиторам, посещают различные курсы, занимаются дополнительно. Все это дает им важные преимущества в дальнейшем обучении.

Поступая в России в школу в семилетнем возрасте, ребенок, как правило, заканчивает ее к 17 годам. В случае вечерних или школ искусств общий срок обучения больше, он составит уже не 11, а 12 лет. Однако после окончания обучения еще следует подтвердить усвоение программы, для чего предусмотрена итоговая аттестация школьников. Документ об окончании основной ступени получают только те ученики, которые успешно сдадут все экзамены.

По окончании основной ступени ученик также сдает экзамены и получает соответствующий аттестат. Такое образование называют еще средним неполным, тогда как окончание средней ступени означает получение полного школьного среднего образования. Каждая основная школа работает в соответствии со стандартными программами. А вот в учебных заведениях, имеющих звание гимназии, лицея, а также в тех, в которых программа обучения включает углубленное изучение отдельных предметов, стандартные учебные программы расширены за счет включения дополнительных дисциплин. В РФ существует большой выбор таких заведений, действующих в разных направлениях:

  • с программами повышенного уровня по определенным предметам: как правило, это математика, иностранный язык, физика, химия;
  • с особым вниманием к внешкольной деятельности – ученики осваивают актерское мастерство, изобразительные искусства, экономику, спорт, философию и другие науки;
  • с тесным сотрудничеством с вузами: приглашаются их преподаватели, используются материально-технические возможности высшего учебного заведения.

Является ли окончание основной ступени обязательным? Да, согласно ст. 66 "Об образовании в РФ", основное общее образование обязательно для всех граждан РФ. Это значит, что третью ступень, то есть среднее общее образование, ученик может завершить в учебном заведении, принимающем на обучение учеников, проучившихся девять лет и окончивших основную школу.

На основное общее образование каждый ученик имеет 5 лет. За эти годы школьники получают базовые знания по основным дисциплинам и сдают основной государственный экзамен – ОГЭ. При успешной его сдаче ученик получает аттестат и может получить общее образование или же поступить в среднее специальное учебное заведение.

Читать дальше  Премия 1010 военнослужащим в 2018 в контакте

Старшеклассники общеобразовательной школы учатся два года, на протяжении которых они готовятся к поступлению в вуз. Они продолжают изучать уже знакомые предметы и осваивают новые дисциплины. По окончании 11 класса ученики сдают единый госэкзамен – ЕГЭ. Он состоит из двух частей – обязательной и вариативной. Для всех выпускников обязательным к сдаче является русский язык, а также математика. Прочие школьные предметы остаются предметами выбора и могут сдаваться в качестве вступительных в высшее учебное заведение. При успешной сдаче ЕГЭ ученики получают аттестат о полном среднем общем образовании. В аттестате указывается список освоенных дисциплин и уровень усвоения знаний. Таким образом, общеобразовательная школа, а точнее, ее третья, заключительная ступень, дает возможность ученикам сформировать навыки самостоятельного обучения, развить творческие способности, подготовиться к поступлению в вуз.

Полное среднее образование доступно всем желающим, однако оно не является обязательным. В подавляющем большинстве случаев его получают выпускники девятых классов, которые собираются продолжать учебу дальше и получать специальность в вузе.

Обязательно ли заканчивать полную среднюю школу, чтобы продолжить обучение в вузе? Вовсе нет. В качестве альтернативы российским старшеклассникам предлагается возможность получить среднее профессиональное образование. Обучение предусмотрено после 9 или 11 класса, а также после начального профессионального образования. Осуществляется оно в техникумах, колледжах, училищах по одной из двух принятых в РФ программ:

  • Квалификация "техник". Ученики получают необходимый минимум знаний в выбранной специальности.
  • Квалификация "старший техник". Это более высокий уровень, для его получения ученики должны освоить более углубленные знания по специальности.

В зависимости от выбранной программы срок получения среднего профессионального образования может меняться. Для абитуриентов важно заранее определиться с будущей специальностью, квалификацией, учесть сроки и условия для окончания учебного заведения. Это позволит своевременно подготовиться к сдаче экзаменов, уделить внимание профильным предметам, запланировать занятия с репетиторами, принять участие в олимпиадах по соответствующим дисциплинам, чтобы заработать дополнительные баллы при поступлении на конкурсной основе.

Помимо государственных школ, в Российской Федерации успешно работают и частные школы. Если они успешно проходят госаккредитацию, то их выпускники имеют право на получение свидетельства об окончании школы государственного образца. Такое свидетельство позволяет выпускникам частных школ поступать в вузы. Если же частная школа не имеет аккредитации, то свидетельства, которые она выдает, являются документами негосударственного образца, и не могут быть приняты вузами. Все это важно учитывать при выборе учебного заведения.

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Начальное общее образование, 1-4 классы — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка. [2]

Основное общее образование

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. [2] [3] В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Читать дальше  Эликвис входит ли в список льготных лекарств

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным, но не обязательным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. [2] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее (полное) общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях НПО и СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. [4] . Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Права и обязанности

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России, ст. 112 Конституции Латвии).

В настоящее время, в некоторых странах (например, в России), общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.

Организация

Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах, создание частных организаций в сфере общего образования запрещено, в других, как в России, большинство из уровней подлежит лицензированию.

Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно, в рамках социальной политики государств, происходит поддержка всей структуры общего образования.

Стандарты качества среднего образования

В отличие от высшее образование, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ – разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче – всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое – всего 4.

Образование – стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году, заняла 51 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector