Освидетельствование после дтп с пострадавшими | Загранник

Освидетельствование после дтп с пострадавшими

Добрый день, уважаемый читатель.

Самое существенное изменение – это введение обязательного освидетельствования на состояние опьянения для водителей, ставших инициаторами дорожно-транспортного происшествия, в котором нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью. Кроме того, есть и еще несколько небольших изменений правил. Приступим.

Обязательное освидетельствование в случае ДТП с пострадавшими

Рассмотрим изменения, внесенные в пункт 2 правил освидетельствования:

2. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.

2. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обратите внимание, что теперь освидетельствованию на состояние опьянения водитель будет подвергнут в том случае, если в отношении него вынесено определение о возбуждении административного дела по статье 12.24:

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, –

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Хочу обратить внимание, что освидетельствование проводится только в отношении водителя, нарушившего правила дорожного движения, т.е. в отношении виновника ДТП.

Рассмотрим несколько примеров:

1. Типичное ДТП с пешеходом на переходе, в результате которого нанесен легкий вред здоровью. В данном ДТП в любом случае есть вина водителя (пункт 14.1 ПДД), поэтому сотрудники ГИБДД проведут освидетельствование на состояние опьянения.

2. Еще более типичное ДТП с пешеходом в 10 метрах от пешеходного перехода, в результате которого нанесен легкий вред здоровью. В данном случае в действиях водителя может и не быть нарушения правил дорожного движения, поэтому и освидетельствование проводится не будет.

3. ДТП с участием двух автомобилей, каждый из которых выехал на встречную полосу совсем на чуть-чуть, а после удара каждая из машин оказалась на попутной стороне движения. В данном случае сотрудник ГИБДД, оформляющий ДТП, скорее всего не сможет достоверно определить вину каждого из участников. Поэтому на освидетельствование может быть отправлен как любой из участников, так и оба сразу.

Остается лишь надеяться, что на практике данное нововведение позволит оставить без прав водителей, позволивших себе сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Погрешность измерений при проведении освидетельствования на состояние опьянения

Второе изменение. В правила добавлена суммарная погрешность измерений при проведении освидетельствования:

8. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения.

8. Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

Напомню, что в кодекс об административных правонарушениях порог 0.16 миллиграмм на литр был внесен еще 1 сентября 2013 года (подробности здесь).

Поэтому данное изменение лишь приводит текст правил освидетельствования к актуальному состоянию.

Акт освидетельствования на состояние опьянения

Ну и последнее изменение правил, затронувшее оформление акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения:

9. В случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

9. Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется.

Рассмотрим все изменения по порядку:

1. Ранее акт составлялся только в случае выявления спирта в выдыхаемом воздухе. Начиная с 4 декабря 2013 года, акт будет составляться независимо от результатов освидетельствования.

Читать дальше  При оформлении кредита дали мой номер телефона

2. Акт не будет составляться лишь в том случае, если водитель откажется от прохождения освидетельствования.

На этом рассмотрение очередных изменений правил освидетельствования на состояние опьянения окончено.

При дорожно-транспортном происшествии может быть нанесен вред не только транспортным средствам участников ДТП, но и здоровью третьего лица. Нередко ДТП также становится причиной смерти человека.

Именно в подобных ситуациях на практике и возникает необходимость назначения судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). Ниже приведены порядок назначения и особенности проведения данной экспертизы.

Что такое судмедэкспертиза после ДТП?

Судмедэкспертиза после ДТП — это вид исследования, который можно охарактеризовать, как перечень профессиональных действий, направленных на выявление факта причинения вреда здоровью физического лица, а также определения его тяжести. Данная экспертиза также проводится с целью выявления причины смерти человека.

Судмедэкспертиза после дорожно-транспортного происшествия могут проводить только специалисты, которые имеют соответствующее образование и определенный опыт работы. После осуществления всех необходимых действий эксперт выдает специальное письменное заключение, которое отражает результаты СМЭ и в дальнейшем может быть использовано в качестве доказательства при судебном разбирательстве.

СМЭ имеет особое значение в тех случаях, когда в результате ДТП пострадали люди. Именно на основании медицинского заключения виновник в дальнейшем может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Например, если здоровью потерпевшего был причинен вред легкой или средней тяжести, то виновник может быть привлечен к административной ответственности. А если состоянию пострадавшего был причинен тяжелый вред или произошла дорожная авария со смертельным исходом, то виновник может быть привлечен к уголовной ответственности.

Специалисты разделяют судмедэкспертизу после ДТП на несколько видов по различным критериям. Например, если учитывать объект исследования, то судебно-медицинское исследование может быть проведено:

  • по отношению к живому человеку;
  • по отношению к трупу.

Каждый из этих видов имеет свои особенности проведения, которые необходимо в обязательном порядке учесть.

СМЭ можно различить и тем, кто проводить исследование. В этом случае бывают судмедэкспертизы, проведенные государственными учреждениями и независимыми организациями. Закон гласит, что каждый может прибегнуть к услугам независимого экспертного учреждения. Необходимо обращаться именно в такую организацию, которая имеет разрешение на осуществление подобных работ, и в которой работают соответствующие специалисты.

Судебно-медицинская экспертиза с случае дорожно-транспортного происшесвия может также быть:

При комплексном изучении объекта СМЭ назначается вместе с другими экспертизами, и ее проводят сразу несколько специалистов различной категории. Если говорить о повторном исследовании ДТП, то оно может проводиться в тех случаях, когда при осуществлении первичных работ остались вопросы, на которые не были даны окончательные ответы. Повторная экспертиза может также проводиться в тех случаях, когда результаты первичной сомнительны.

Комиссионная судмедэкспертиза проводится комиссией, которая состоит из нескольких экспертов. Все они должны подписать итоговое заключение. Если один из них не согласен с окончательным результатом, он дает специальное мнение.

Назначение судмедэкспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Судебно-медицинская экспертиза — один из наиболее распространенных видов исследований после оформления ДТП, который очень часто назначается на практике. Она всегда назначается в тех случаях, когда здоровью потерпевшего был нанесен вред, даже незначительный. В основном на практике применяется следующая схема: если на место происшествия приезжает машина скорой помощи, то по этому делу назначается СМЭ. Подобное возможно также в тех случаях, когда пострадавший обращается за помощью в медицинское учреждение самостоятельно.

Данный вид экспертизы может быть назначен как судом, так и следователем или дознавателем. Она может проводиться как в суде, так и в досудебном порядке. Кроме того услугами независимого эксперта могут воспользоваться как потерпевший, так и виновник дорожно-транспортного происшествия.

Как проводится исследование?

Судмедэкспертиза после ДТП, как и любой другой вид исследований, может быть проведена на основании соответствующего решения. А именно документа, принятого уполномоченным органом (например, судом или дознавателем), который служит основанием для проведения экспертного исследования. В нем должна быть указана следующая информация:

  • данные лица, по решению которого назначается судмедэкспертиза после ДТП;
  • наименование учреждения, которое должно проводить СМЭ (или данные конкретного эксперта);
  • дело, по которому назначается СМЭ;
  • перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт;
  • данные об объекте исследования;
  • данные об образцах, которые предоставляются эксперту, если таковые имеются и т.д.

К эксперту может обратиться потерпевший или виновник ДТП. В этом случае для осуществления исследовательских работ заключается соответствующий договор, которым также регулируются правоотношения между исполнителем и заказчиком. В нем предусматриваются не только сроки и порядок проведения исследования, но и размер вознаграждения исполнителя.

После проведения всех необходимых исследований эксперт составляет соответствующее заключение. Это – важнейший документ, который может быть использован в суде как отдельное доказательство.

В заключении должна быть отражена следующая информация:

  • данные эксперта, который проводил СМЭ;
  • данные объекта экспертизы;
  • тщательное описание всех тех исследований, которые проводились в ходе СМЭ;
  • использованные при СМЭ методы изучения;
  • вопросы, на которые должен был ответить эксперт;
  • ответы на все вопросы, с тщательным описанием процесса их получения.

Заключение эксперта должно быть полным и содержать ответы на все поставленные вопросы. Если в нем имеются недочеты и непонятные моменты, то может быть назначена повторное исследование. Если СМЭ после аварии была проведена в ходе судебного разбирательства, то при наличии непонятных моментов и вопросов эксперт может быть вызван в суд и допрошен касательно предоставленного им заключения.

Также необходимо знать о том, что эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности за составление ложного или неправильного заключения. Об этом он предупреждается перед началом своей деятельности.

Читать дальше  Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме

Сроки судмедэкспертизы после ДТП

Действующее законодательство довольно тщательно регулирует порядок и правила проведения судмедэкспертизы после ДТП. Но закон не предусматривает конкретных сроков осуществления экспертной деятельности. Это в первую очередь обусловлено тем, что подобная работа требует проведения различных исследований. В некоторых случаях для выявления тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда необходимо проведение различных тестов и анализов, которые могут занять до нескольких месяцев. Соответственно, закон гласит, что экспертиза должна быть проведена в разумные сроки.

В некоторых случаях судебно-медицинская экспертиза после автомобильной аварии должна быть проведена в максимально короткие сроки. Например, если она проводится для выявления причин смерти, то эксперт должен дать свое заключение в течение 1-2 дней.

Кроме того необходимо помнить о том, что если СМЭ проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между заказчиком и исполнителем, то в этом случае, в тексте соглашения могут быть указаны четкие сроки осуществления экспертизы. При их нарушении исполнитель может быть привлечен к ответственности, которая предусмотрена в договоре.

Судмедэкспертиза при дорожно-транспортном происшествии с пешеходом

Если пострадавшим является не водитель транспортного средства, а пешеход, то в этом случае судмедэкспертиза после ДТП подлежит обязательному проведению на основании соответствующего решения уполномоченного органа. На практике в подобных ситуациях всегда возбуждается уголовное дело, соответственно исследование проводится на основании решения дознавателя или следователя.

Даже если здоровью потерпевшего не был нанесен тяжелый вред, и после ДТП он поехал домой, при необходимости он должен явиться в соответствующее медицинское учреждение для проведения нужных исследований.

Исследование при дорожной аварии с летальным исходом

При ДТП с летальным исходом в качестве объекта судмедэкспертизы выступает труп. Как и в предыдущем случае, возбуждение уголовного дела в подобных ситуациях является обязательным, и велика вероятность того, что виновник будет привлечен к уголовной ответственности.

При проведении СМЭ при ДТП с летальным исходом основным вопросом, который задается эксперту, является определение причин смерти потерпевшего и их причинно-следственной связи с действиями виновника дорожно-транспортного происшествия.

В основном на практике подобная экспертиза проводится на основании решения следователя, но в некоторых случаях основанием для проведения служит также решение суда.

Стоимость судмедэкспертизы после ДТП

Многих интересует стоимость судмедэкспертизы после ДТП. На самом деле она зависит от следующих факторов:

  • перечень поставленных перед экспертом вопросов;
  • сложность исследовательской деятельности;
  • методы, которые должны применяться при проведении СМЭ;
  • учреждение, в котором проводится судмедэкспертиза и т.д.

Все это влияет на стоимость проведения СМЭ. Но в среднем подобная экспертиза после дорожно-транспортного происшествия стоит 15 000-30 000 рублей.

Можно ли отказаться от судмедэкспертизы?

Данный вопрос получил свое четкое правовое регулирование. Если речь идет о потерпевшем, то по сути, он не может отказаться от прохождения судебно-медицинской экспертизы после ДТП. За это предусмотрено наказание ст. 308 УК РФ. При этом по отношению к потерпевшему могут быть применены следующие виды наказания:

  • штраф в размере до 40 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • арест на срок до 3 месяцев.

Когда нельзя проводить судебно-медицинское исследование после ДТП?

Судмедэкспертиза не может быть проведена без наличия оснований для ее проведения. Например, если в ДТП участвовали 2 машины, водители которых не получили каких-либо травм и никто не жалуется на ухудшение состоянии, то в этом случае проведение СМЭ не является обязательным.

Кроме того для ее проведения требуется наличие соответствующего решения уполномоченного органа или гражданско-правового договора о предоставлении данной услуги.

Особенности проведения судмедэкспертизы

Судебно-медицинская экспертиза после ДТП имеет следующие особенности:

  • проведение в медицинском учреждении и специалистом, который имеет соответствующее образование и опыт работы;
  • объектом СМЭ могут быть как живые люди, так и трупы;
  • проведение после ДТП с целью выявления степени причиненного здоровью потерпевшего вреда;
  • осуществление на основании соответствующего решения уполномоченного органа или при наличии договора, заключенного между заказчиком и исполнителем;
  • возможность проведения как в досудебном процессе, так и в ходе судебного разбирательства т.д.

До сих пор гаишник мог протестировать водителя сам или отправить его к врачу, если он заметил признаки опьянения. А после принятия нового документа такую же процедуру будут обязаны проходить все водители, совершившие аварию с пострадавшими. Такова главная новация подготовленного постановления правительства, которое изменило правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медосвидетельствование водителей. Проект документа уже направлен на согласование, в том числе в министерство здравоохранения.

До сих пор водитель, попавший в аварию, даже если в ней пострадали люди, мог избежать проверки на трезвость. Ведь для такой проверки у инспектора должны быть веские основания. Новый порядок устанавливает безапелляционное требование: если есть пострадавшие, водителя необходимо проверить на наличие алкоголя.

При этом у водителя остается право отказаться от медосвидетельствования. Однако это влечет за собой почти такие же последствия, как если бы прибор или врач определили бы водителя как пьяного. Для отправки на медосвидетельствование водителя, совершившего аварию с пострадавшими, как и раньше, должен быть составлен протокол о направлении.

Однако есть исключения. В случае если водитель доставлен к медикам с места ДТП, освидетельствование может проводиться без протокола. Довольно часто бывает, что "скорая" приезжает на место аварии раньше, чем ГИБДД. А если водитель нуждается в операции, не ждать же пока подъедут сотрудники ГАИ и составят протокол. Пусть инспекторы оформляют аварию, замеряют расстояния и записывают показания свидетелей. Медики в это время будут делать свою работу. Но они обязаны также проверить водителя на состояние алкогольного опьянения, даже без соответствующего протокола.

Читать дальше  Снижение объема инвестиций в основной капитал

Но это касается только случаев с пострадавшими. Напомним, кстати, что если водитель был один в машине, врезался в столб и пострадал при этом только он сам, – это также авария с пострадавшими.

Главная новация – это то, что вместо состояния алкогольного опьянения в постановлении появилась новая формулировка: употребление веществ, вызывающих алкогольное опьянение. При этом проверка на употребление этих веществ проводится приборами с учетом их суммарной погрешности – 0,16 миллиграмм этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Эти поправки были внесены с учетом дополнения статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях в виде примечания.

Напомним, до сих пор в России действовала норма 0 промилле. Любое показание прибора, выходившее за рамки установленной производителем погрешности, считалось опьянением. Как правило, у большинства приборов такая погрешность примерно составляла 0,04 промилле. Но это для идеальных условий: соответствующая температура воздуха, влажность, отсутствие загазованности.

В реальных условиях эти приборы могли даже у абсолютно трезвого человека выявить наличие алкоголя. В итоге многие водители лишались прав за содержание алкоголя менее 0,1 промилле.

Судя по данным судов, от 12 до 15 процентов ежегодно лишались прав за то, что цифры на приборе были ниже 0,3 промилле.

Чтобы избежать таких спорных вопросов, и было внесено изменение в КоАП, которым установлено, что употреблять за рулем опьяняющие вещества нельзя. А употреблял или нет, определяется специальными приборами. Но с учетом их суммарной погрешности, которая равна 0,16 миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха.

В этой цифре учтено все: и сама погрешность прибора, и атмосферные явления, и даже особенности организма большинства людей. Однако водители по-прежнему хотят себя обезопасить от неожиданных претензий со стороны не очень добросовестных сотрудников ГИБДД. Они желают знать, какими приборами их будут проверять, а также, возможно, для пущей безопасности, обзавестись этими приборами.

Что ж, расскажем и об этом. Сотрудники ГИБДД могут пользоваться только сертифицированными минздравсоцразвития приборами. При этом эти приборы должны быть должным образом проверены. Они также в обязательном порядке должны иметь функцию распечатки. Минздравсоцразвития сертифицировало 39 приборов для подобной работы.

Перечислять их все – бессмысленно. Назовем лишь десять, которые активно используются сотрудниками ГИБДД. Кстати, именно по ним специалисты Росстандарта определяли суммарную погрешность этих приборов. Итак, больше всего на вооружении ГИБДД находится шведских приборов Alcotest 6810 (Drager). Они показали свое качество и точность результатов. Не даром именно ими пользуется большинство наркологов.

Активно применяют инспекторы и другие приборы – АКПЭ 01М (Мета), АКПЭ 01.01М (Мета), АКПЭ 01М-01 (Мета), АКПЭ 01М-03 (Мета), PRO-100 Combi (Алкотектор), PRO-100 Touch (Алкотектор), Юпитер (Алкотектор), Lion Alcolmeter SD-400P (Алкотектор), Cobra (Петро-Сорб). Алкотестер Drager – прибор не новый. А поэтому и цена у него не очень высока – 35 тысяч рублей (без принтера). Стоимость его модификаций – более 80 тысяч. Примечательно, что наши отечественные, например, такие как АКПЭ, стоят более 50 тысяч. Cobra китайского производства, реализуемая на рынке отечественной компанией, стоит больше 40 тысяч.

Немножко об особенностях этих приборов. Шведский представитель не оборудован принтером. Его необходимо покупать дополнительно. Но функция распечатки все равно есть.

Большинство остальных приборов сразу после вашего выдоха могут, как кассовый аппарат, выдать чек с результатами проверки.

Личный опыт показывает, что некоторые из отечественных приборов довольно плохо пригодны для использования на дороге. Например, у АКПЭ есть два способа забора проб: через мундштук, который продувается насквозь, или ручной способ забора. Так вот, через мундштук, который продувается насквозь, сдать пробы сможет только мастер подводного плавания. Объема легких у обычного человека не хватит, чтобы выдуть такой объем воздуха, который требуется этому прибору. Поэтому там придуман ручной забор. То есть надевается другой мундштук, который обхватывает губы.

В этом случае не требуется очень долгого выдоха. Но проблема в том, что стоит такой мундштук в разы дороже. А менять его надо после каждой пробы.

Но это профессиональные приборы. Зачем обычному автомобилисту профессиональный алкотестер?

Конечно, они более точны, чем персональные или специальные. Но главное их отличие не в точности определений концентрации алкогольных паров, а в количестве возможных проверок. Именно поэтому они стоят дорого. К тому же они довольно большие. Кому понравится возить с собой чемодан.

Профессиональный алкотестер может выдержать до 300 проверок в сутки. Зачем обычному водителю продуваться хотя бы 50 раз на дню?

Персональный прибор можно обмануть, а профессиональный – нет. Последний при расчете результатов учитывает не только объем выдоха, но и температуру выдыхаемого воздуха, а также скорость его потока.

Но если вы собираетесь использовать прибор для личных целей, зачем его обманывать?

Да, показатели персонального алкотестера, скорее всего, будут отличаться от профессионального. Вопрос – в какую сторону? Как правило, бытовой прибор не учитывает всяких особенностей внешней среды. А поэтому он будет завышать показания. С другой стороны, его датчики менее защищены от внешних угроз. Например, если человек выпил водки и сразу выдохнул в бытовой прибор, скорее всего, он уже вывел из строя датчик. Но, выпив водки, не стоит садиться за руль однозначно.

А если вам надо ехать через несколько часов, то бытовой алкотестер, даже завысив результат анализа, скажет, можно ли вам садиться за руль.

Так что приобретать профессиональный прибор вряд ли имеет смысл, если вы не собираетесь проверять на пьянство всех подряд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector