Содержание
Всем, добрый день!
Оговорюсь сразу, что данная запись для большинства моих подписчиков и обитателей Драйва навряд ли будет полезной, однако с ситуацией, которая описана в данном посте я столкнулся 2 года назад и лишь намедни смог окончательно ее решить. Ситуация не рядовая, однако приступим…
Небольшая предыстория…2 года назад я приобрел своего Fit’a. Продавцом был человек, приехавший по программе переселения из Киргизии в РФ. В рамках программ по переселению, переселенцы имеют право привезти за собой автомобиль и получить российский ПТС без уплаты таможенных пошлин (имеются нюансы, но в большинстве случаев это так), собственно этим правом продавец и воспользовался. Человек приехал на МПЖ в VRN, здесь же и получал ПТС.
Теперь погрузимся немного в правовые аспекты.
В 2012 году в силу вступил Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, согласно которому физ. и юр. лица обязаны платить сбор за утилизацию. Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации.
В большинстве случаев при приобретении автомобиля на территории РФ вам не потребуется уплачивать утилизационный сбор. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей в РФ либо российские автопроизводители. Однако в случае приобретения авто за границей и ввозом его на территорию РФ с целью дальнейшей эксплуатации, либо же с целью перепродажи, физ.лицу в момент прохождения растаможки необходимо уплатить утильсбор на таможне, в противном случае вам не выдадут ПТС.
Однако, законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили. К одной из категорий относятся "льготники" — они же "переселенцы" ввозящие в Россию свои ТС.
Однако, будущим автовладельцам следует знать, что законодательно также закреплено, что приобретая авто у льготника, освобожденного от уплаты утильсбора, бремя оплаты ложиться на следующего хозяина авто после льготника.
При этом, в случае ввоза авто из за рубежа платеж вносится в адрес Федеральная таможенная служба, а в последующих — Федеральная налоговая служба.
Законодательной части хватит. Вся представленная информация достаточно легко гуглится, по крайней мере на данный момент. На сайте налоговой есть целый раздел посвященный данному вопросу, однако 2 года назад все было иначе.
К чему собственно все это, спросите вы? А вот такая отметка красовалась в ПТС Fit’а на момент его приобретения мною:
О том, что утиль возможно придется оплачивать мне, я был предупрежден заранее продавцом. Так как ему об этом сказали на таможне. Так что к данному развитию событий я был готов, и вся эта ситуация при принятии решения о приобретении конкретного авто меня не остановила.
При постановке на учет в ГИБДД вопросов по поводу неуплаченного утиля ко мне не возникло, они на тот момент сами не знали что с ним делать и сказали что данный вопрос их не касается.
После постановки у меня было 2 попытки, но в налоговой мне ясного ответа дать не смогли. По каким реквизитам платить, сколько платить. Сотрудники налоговой лишь переключали меня между отделами, где я неоднократно слышал что "Это вам в таможню", "Мы только транспортным налогом занимаемся" и прочее. Все ссылки на нормативную базу ни к чему не привели: "Мы ознакомимся", "Мы изучим", "Мы как разберемся — вам перезвоним". В итоге на целый год я забил на данный вопрос.
Вернуться к данному вопросу меня заставили следующие обстоятельства:
1. На одной из воронежских хондовок я встретил человека iDizel , который успешно прошел аналогичную процедуру и смог развернуто ответить на все мои вопросы. За что ему отдельная благодарность!
2. Перед НГ 2018 в сети на сайтах с автомобильной тематикой стали появляться новости о том, что в 2018 году размер сбора возрастет, вот только конкретной цифры на сколько нигде не упоминается.
Ниже план действий:
1. Находим контакты налоговой, за который вы прикреплены, согласно вашей прописке. Усиленно выносим им мозг — пусть ищут кто из должностных лиц ответственен в данном подразделении по этому вопросу.
2. С сайта налоговой скачиваем программу "Налогоплательшик ЮЛ". Она находится в свободном доступе и является абсолютно бесплатной.
3. Среди документов находим "Расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств(шасси) и (или) прицепов к ним". Заполняем, сохраняем, распечатываем.
4. На сайте налоговой находим раздел: "Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес". Определяем "свою" налоговую и ее реквизиты.
5. На сайте налоговой находим раздел: "Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Формируем платежное поручения: указываем налог (сбор), вбиваем свои данные, реквизиты налоговой и сумму которую уплачиваете (на данный момент это 5200р.). Я оплачивал через Сбербанк.Онлайн. После чего сохранил и распечатал платежку.
Расчет сводится к вычислению произведения базовой ставки (B) на коэффициент (K), зависящего от параметров конкретного ТС. На данный момент Базовая ставка утиль сбора для легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях составляет 20000 рублей. Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора для автомобили категории М1 (легковые) старше 3-х лет, ввозимых физ.лицами в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя составляет 0.26. В итоге получаем: 20000 руб. * 0.26 = 5200 руб.
6. Собираем все документы в кучу. Я на всякий случай брал и оригиналы и копии в кол-ве 2шт.
— ПТС
— ДКП
— бланк расчета, полученный в программе (на 2х листах)
— платежка
— паспорт (у меня сверяли прописку)
7. Едем в налоговую. Сдаем документы. У меня из всего перечня забрали лишь расчет. На второй копии расчета поставили отметку, что он принят на рассмотрениии.
8. Как мне пояснили в налоговой, оплату они "видят" через 3 дня с момента перевода денежных средств. Поэтому спустя 3 дня возвращаемся в налоговую и получаем заветную отметку. Профит!
Надеюсь, что данная запись получилась логичной, информативной и познавательное, а главное поможет кому-то в аналогичной ситуации.
С 01.09.2012 Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ введена обязанность уплачивать утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или изготовленные в РФ (за некоторыми исключениями) (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Позднее утилизационный сбор пришлось уплачивать и с самоходных машин, а также прицепов. Соответственно, информация об уплаченном утилизационном сборе стала отражаться в паспорте транспортного средства (ПТС) или паспорте самоходной машины (ПСМ).
Обращаем внимание, что если на колесное транспортное средство ПТС был оформлен до 01.09.2012, ни уплата утилизационного сбора, ни проставление отметки в паспорте не требуются (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ).
Что означает утилизационный сбор в ПТС или ПСМ? В графе «Особые отметки» (в ПТС) или под строкой, содержащей серию и номер паспорта (в ПСМ), с момента, когда законом была установлена обязанность уплачивать утилизационный сбор, в паспортах должны отражаться данные об уплате или неуплате такого сбора. Поэтому ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС «утилизационный сбор», очевиден: такой сбор был уплачен. Соответственно, без такой отметки в паспорте (или отметки о неуплате сбора на законных основаниях) зарегистрировать транспортное средство или самоходную машину не удастся.
При ввозе транспортных средств или самоходных машин в РФ отметку об уплате или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляет должностное лицо таможенного органа, заверяя такую отметку личной номерной печатью (п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
Запись в разделе «Особые отметки» выглядит так (п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, п.п.7,8 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017):
Производители транспортных средств и самоходных машин на территории РФ сдают ПТС и ПСМ вместе с документами, подтверждающими уплату сбора, в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. И уже налоговая инспекция, проверив поступление сбора в бюджет, проставит в паспорте отметку «Утилизационный сбор» (п.п.16, 18 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п.18,20 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81, п. 52 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005, Приказ ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ ). Аналогично действуют и приобретатели у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор. Сдаются ПТС и ПСМ в этом случае в налоговую инспекцию по месту нахождения покупателя-организации или по месту жительства покупателя-физлица.
Те же производители транспортных средств на территории РФ, которые являются крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, равно как и самоходных машин и прицепов, и которые включены в соответствующий реестр, самостоятельно проставляют в ПТС и ПСМ отметку «Утилизационный сбор» (п. 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).
А вот при выдаче дубликата ПТС взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность паспортов, если в них имелась отметка об утилизационном сборе, такую отметку в дубликатах ПТС проставляют подразделения ГИБДД (п. 19 Положения, утв. Приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005).
В дубликат паспорта самоходной машины отметку об утилизационном сборе переносит орган гостехнадзора (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минсельхоза № 44, Минпромторга № 147, ФТС № 140 от 31.01.2017).
Добрый день, уважаемый читатель.
Утилизационный сбор – это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.
Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале "жизни" автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:
14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.
Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику – Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.
Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе "Особые отметки" (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:
В общем случае формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.
Базовая ставка равна:
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
С двигателями до 1000 см 3 | 33 000 | 123 000 |
С двигателями от 1000 до 2000 см 3 | 84 000 | 313 800 |
С двигателями от 2000 до 3000 см 3 | 126 000 | 480 200 |
С двигателями от 3000 до 3500 см 3 | 114 600 | 570 000 |
С двигателями от 3500 см 3 | 181 600 | 700 200 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 3 400 | 5 200 |
Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы. Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.
Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Масса до 2,5 т | 142 500 | 151 500 |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 300 000 | 432 000 |
Масса от 3,5 до 5 т | 285 000 | 456 000 |
от 5 до 8 т | 313 500 | 786 000 |
от 8 до 12 т | 381 000 | 1 192 500 |
от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 510 000 | 3 469 500 |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 418 500 | 1 735 500 |
от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 285 000 | 1 725 000 |
Автобетоносмесители | 853 500 | 2 242 500 |
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
Прицепы и полуприцепы | 75 000 | 1 207 500 |
Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.
Автомобиль | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
С электродвигателем | 171 000 | 172 500 |
С двигателями до 2500 см 3 | 171 000 | 172 500 |
С двигателями от 2500 до 5000 см 3 | 342 000 | 517 500 |
С двигателями от 5000 до 10000 см 3 | 456 000 | 759 000 |
С двигателями от 10000 см 3 | 570 000 | 897 000 |
Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 апреля 2018 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 апреля увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
No related posts.