Ответ на предписание роспотребнадзора прививки | Загранник

Ответ на предписание роспотребнадзора прививки

Роспотребнадзор

Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 16 февраля 2018 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания – RSS

1. Вопрос: Для каких групп населения прививка против гриппа является обязательной?

Ответ: В рамках Национального календаря прививок против гриппа должны быть привиты:

Дети с 6 месяцев; учащиеся 1-11 классов; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; взрослые работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы); беременные женщины; взрослые старше 60 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями лёгких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением.

2. Вопрос: Должно ли количество кроватей в группе соответствовать количеству детей находящихся в группе? И какие кровати должны быть?

Ответ: В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" п. 6.13. Количество кроватей должно соответствовать количеству детей, находящихся в группе. Допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях. При использовании раскладных кроватей в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

3. Вопрос: Возможно ли функционирование оздоровительных лагерей без санитарно-эпидемиологического заключения?

Ответ: В соответствии со ст.28. п. 2.Федерального закона от 30.03.1999 №52 – ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 12. п. 2. Федерального закона от 28.12.2016 №45 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей", а также во исполнение приказа от 19.07.2007 № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок"приложение №2 п. 9. изменен срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления. В настоящее время срок действия заключения составляет 1 год (ПриказРоспотребнадзора от 04.04.2017 №208 "О внесении изменений в порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений").

Функционирование оздоровительных лагерей без санитарно-эпидемиологических заключений не допускается.

4. Вопрос: Нужен ли производственный контроль в образовательных учреждениях?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии с п. 14.2. санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (далее – СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования. Порядок и объем проводимых лабораторных и инструментальных исследований устанавливаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим и (или) организующим питание, в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований, установленной в Приложении № 12 СанПиН 2.4.5.2409-08.

5. Вопрос: В каких случаях органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обязаны предупреждать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении проверки?

Ответ: Согласно Федеральному Закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены в случае, если это:

-плановая проверка -внеплановая проверка по контролю предписания,

-внеплановая проверка, проводимая по Приказу руководителя контролирующего органа, изданного на основании поручения Правительства Российской Федерации,

-внеплановая проверка, проводимая по требованию органа Прокуратуры.

Без предупреждения орган контроля вправе проводить внеплановую проверку по фактам поступления информации об угрозе для жизни и здоровья граждан, о причинении вреда жизни и здоровью граждан, о нарушениях прав потребителей.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 № 532-ФЗ при проведении мероприятий по надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

6.Вопрос: Законодательством введено понятие проверочные листы. Для каких типов производственных объектов предусмотрены данные проверочные листы в 2018 г.

Ответ: В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановой проверки используются проверочные листы (список контрольных вопросов). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 г. №707 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с 01.10.2017 с использованием проверочных листов должно осуществляться проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Приказом Роспотребнадзора утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 01.10.2017г. плановых проверок которых предусматриваются проверочные листы: предприятия торговли, предприятия общественного питания, парикмахерские, салоны красоты, солярии. С 01.07.2018 применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. Вопрос: Возможен ли перенос срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений? Как устанавливаются сроки исполнения предписания?

Ответ: Действующее законодательство не содержит требований по срокам устранения нарушений выданным предписанием. Однако, исходя из сложившейся практики работы органов Роспотребнадзора, срок исполнения предписания должен быть разумным, то есть таким, чтобы лицо, которому адресовано требование, могло исполнить его.

Так, при наличии выявленных нарушений санитарного законодательства, влекущих возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения, время для устранения нарушений предоставляется минимальное. Например, для устранения нарушений санитарного законодательства на пищевых и медицинских объектах, а также объектах дошкольных и школьных образовательных организаций (в зависимости от их характера), время устанавливается минимальное.

Финансовое положение хозяйствующего субъекта при установлении срока устранения нарушений учитывается в исключительных случаях при наличии подтверждающих данный факт документов и при отсутствии указанных выше нарушений санитарного законодательства, влекущих непосредственно угрозу здоровью. Срок исполнения предписания устанавливается исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на проверяемом объекте.

Вместе с тем, срок для устранения нарушений может быть продлен на основании мотивированного заявления хозяйствующего субъекта с подтверждением необходимости переноса срока с документальным подтверждением уважительности переноса срока. Процедура продления срока исполнения предписания законом не предусмотрена, однако исходя из сложившейся практики, в том числе судебной, данное право имеется у органов Роспотребнадзора. При обращении с заявлением о продлении срока исполнения предписания необходимо учитывать, что оно возможно только до истечения установленного предписанием срока. В том числе подача такого заявления возможна в период приостановления срока исполнения предписания.

Читать дальше  Уголовная ответственность за грабеж и разбой

8. Вопрос: Как часто и кто конкретно обследуется на вирусные агенты среди работников детских оздоровительных организаций.

Ответ: однократному лабораторному обследованию, как бактериологическому так и вирусологическому подлежат перед началом сезона лица, поступающие на работу на пищеблок, а также сотрудники, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и воды и лица осуществляющие эксплуатацию водопроводных сооружений.

9.Вопрос: Как быть уверенным, что ко мне пришли на проверку сотрудники Управления Роспотребнадзора, а не кто-либо другой? Какие документы должны быть у проверяющих, подтверждающие право на проведение контрольно-надзорных мероприятий.

Ответ:

Сотрудник контролирующей организации, в том числе и Роспотребнадзора должен представить предпринимателю Распоряжение (приказ) о проведении проверки, подписанное Руководителем Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания или его заместителем (в нашем случае это подписи А.Г. Тибилова или его заместителя – З.З. Каболовой) и имеющее печать учреждения. В Распоряжении кроме всего прочего указываются следующие сведения: ФИО должностного лица, осуществляющего проверку, название объекта и его адрес (физический и фактический), срок проведения проверки с указанием начала и даты окончания проверочных мероприятий и др.

Ну и, конечно же, должностное лицо, пришедшее для проведения проверки, должно представить удостоверение личности.

10.Вопрос: В каких случая орган государственного контроля (надзора) вправе объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?

Ответ:
В случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если ЮЛ, ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора) объявляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает ЮЛ, ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный предостережением срок орган государственного контроля (надзора).

11.ВОПРОС: Какие сроки проведения внеплановой выездной проверки действуют для малого предпринимательства?

ОТВЕТ:

Согласно статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок проведения внеплановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней для субъектов малого предпринимательства.

12.ВОПРОС : Может ли анонимное обращение являться основанием проведения внеплановой проверки в соответствии с требования Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ?

ОТВЕТ:

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Федеральным законом № 59-ФЗ установлены требования к форме и содержанию письменных и устных обращений граждан. В письменном обращении в обязательном порядке указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

13.Вопрос: Как можно узнать к какому классу опасности отнесены объекты и осуществляемый вид деятельности?

Ответ: В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ № 806 от 17.08.2016г. ЮЛ или ИП могут обратиться с запросом в Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания о предоставлении информации о присвоенных их деятельности и (или) используемым производственными объектами категории риска или класса опасности.

14. Вопрос: В течение какого срока должна быть рассмотрена письменная жалоба, поступившая в Роспотребнадзора?

Ответ: жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы, в исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо при наличии оснований вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

15.Вопрос: Какие требования предъявляются к маркировке упакованной пищевой продукции?

Ответ: Требования к маркировке пищевой продукции установлены ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

&copy Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия – Алания, 2006-2017 г.

51-90-31 , факс (8672) 51-92-30 Тел/факс: (8672) 51-90-31

Lisenok93 23 октября 2018 в 15:22

Fifty 23 октября 2018 в 15:25

IN CITY 23 октября 2018 в 15:32

Fifty 23 октября 2018 в 15:39

Горгона 23 октября 2018 в 15:40

IN CITY 23 октября 2018 в 15:41

Бух 23 октября 2018 в 15:49

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 16:06

роспотребнадзор прислал предписание о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по ОРВИ и гриппу в эпидсезон 2018/2019

IN CITY, спасибо, отказы мне уже сотрудники строчат, вот про пункт а) в этом списке мне бы очень интересно узнать – как это должно выглядеть? в форме чего?
То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

а) потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);

б) получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;

в) отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы.

ГАРАНТ.РУ:
" target="_blank" rel="nofollow">ссылка я вот размышляю – под роспись ознакомить всех сотрудников с этим предписанием? или издать какой-то внутреннее уведомление? или приказ?: или че это ваще должно быть?

IN CITY 23 октября 2018 в 16:10

Горгона 23 октября 2018 в 16:16

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 16:17

Горгона, если сотрудник не входит в перечень обязательно привитых – то имеет. а если входит, то увы, отказаться нельзя – это работники образования, общепита и мед.персонал, а также всякие там занятые с лесом, клещами и прочей лабудой

ну на дверь не покажет – от работы имеет право отстранить

IN CITY 23 октября 2018 в 16:20

Горгона 23 октября 2018 в 16:21

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 16:21

IN CITY 23 октября 2018 в 16:22

Lisenok93, насчет точно конкретно для вас обратитесь в роспотребнадзор. За спрос не бьют.

Горгона, письменно это изложить работодателю.

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 16:23

Горгона 23 октября 2018 в 16:23

Бух 23 октября 2018 в 16:38

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 16:54

там формы уведомления сотрудника о последствиях отказа от прививки нету. да и у нас не будет таких последствий – т.к. у нас ни детей, ни торговли, ни больных – отстранять от работы точно не будем

Бух 23 октября 2018 в 17:11

Lisenok93 (автор темы) 23 октября 2018 в 17:31

Читать дальше  Служба по контракту с 9 классами образования

на организацию пришло письмо – в письме предписание. Что не понятного?

так и написано – ПРЕДПИСАНИЕ за номером таким -то от такого-то числа.о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по ОРВИ и гриппу в эпидсезон 2018/2019

ЦЛВ (заблокирован) 23 октября 2018 в 19:20

Гурами 23 октября 2018 в 19:34

ЦЛВ (заблокирован) 23 октября 2018 в 19:38

Гурами 23 октября 2018 в 19:47

ЦЛВ (заблокирован) 23 октября 2018 в 19:52

Только зарегистрированные пользователи могут отвечать в темах форума.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой личный кабинет.

Эксперт центра правового содействия законотворчеству "Общественная Дума"

специально для ГАРАНТ.РУ

Сегодня о вакцинации говорят часто. В основном бои идут вокруг пользы или вреда прививок, то есть сугубо в медицинской плоскости. Однако у вопроса есть и юридический аспект. Недавно один знакомый работодатель рассказал, что после очередной проверки его оштрафовали за… отсутствие профилактических прививок от гриппа и ревакцинации от кори у персонала. Штраф был не очень высоким – в пределах 30 тыс. руб., но неожиданным. Анализ судебной практики показал, что за последние пять лет назначение подобных штрафов стало нормой. Разберемся, действительно ли работодатель обязан отслеживать "прививки" у работников, и, если да, то в каком случае?

Прививаться не обязан, но пройти вакцинацию должен?

Возможно, вы спросите, а какая связь между вакцинаций и работодателем – разве это не право каждого человека самому решать делать ему прививку или нет?

И будете правы, поскольку п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено право гражданина на отказ от профилактических прививок. Никто не вправе заставить человека делать прививку от гриппа, кори или иной болезни. О какой ответственности для работодателя в этом случае может идти речь?

Возможно, таким вопросом задавались и в ЗАО "Москва-Макдоналдс" после получения предписания Роспотребнадзора, который требовал от общества соблюдения санитарных норм и проведения вакцинации сотрудников. В ходе проверки было выявлено свыше 30 работников, у которых отсутствовали сведения о проведении иммунизации против кори и дифтерии, что и требовалось "исправить". Общество обратилось в арбитражный суд, оспаривая предписание, но суд встал на сторону контролирующего органа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. № 09АП-3737/2015 по делу № А40-151960/14).

ФОРМЫ

Действительно, работники, как и любые другие граждане, вправе отказаться от проведения вакцинации, но, с другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

А это невозможно без вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни граждан. Потому на юридические лица и ИП возложена обязанность разрабатывать и проводить названные мероприятия, включающие в себя и проведение вакцинации как составной части иммунопрофилактики инфекционных болезней (ст. 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Так наличие или отсутствие прививки из "личного пространства" работника превращается в проблему и заботу для работодателя, который должен отследить прохождение работником вакцинации. Если сотрудник такого работодателя находится в зоне риска заражения опасным заболеванием из-за отказа вакцинации, то под угрозу ставится жизнь и здоровье других работников (что создает опасные условия труда), клиентов и третьих лиц, которые могут быть связаны с работодателем, под сомнение ставится и качество производимой им продукции, услуг или работ.

И тут перед нами сразу встает дилемма – с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

Нежелание не освобождает от вакцинации или все ли работники обязаны делать прививки?

Прежде всего, стоит отметить, что все-таки далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают "под действие" вакцинации.

На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах. Речь идет, прежде всего, о:

а) перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825;

б) национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Данные НПА дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ "попадают под прививки" только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п., см. для примера, СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила).

К таким отнесены, например, работы:

а) по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения;

б) в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, а также по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям;

в) сельскохозяйственные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы и др.

Другие виды работ попадают под вакцинацию независимо от территории их осуществления. Например, работы:

а) по отлову и содержанию безнадзорных животных;

б) по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;

в) с больными инфекционными заболеваниями;

г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.

Календарь прививок, в отличие от перечня, конкретно указывает какой вид прививки должен быть у определенной категории работников. Национальный календарь профилактических прививок – общий, касается определенной категории работников независимо от территории проживания. Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок, которые делаются работникам, в зависимости от территории осуществления работ; или, если работа связана с повышенным риском заражения конкретным заболеванием.

Так, например, "общими" являются прививки против гриппа и кори.

Вакцинации против гриппа, подлежат работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы.

Вакцинации и ревакцинации от кори работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы;

в) занятые в торговле, социальной сфере;

г) работающие вахтовым методом;

д) а также сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Читать дальше  Ростелеком нижний новгород расторгнуть договор

Вакцинация и ревакцинация против кори проводится только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно, или у работника нет сведений о проведении иммунизации.

Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок в зависимости от территории проведения работ и категории работ (есть ли риск заражения конкретным заболеванием).

Так, прививка от клещевого вирусного энцефалита, а также туляремии, делается лицам, которые работают на неблагополучной по энцефалиту или туляремии территории, и заняты на:

а) строительных и сельскохозяйственных работах;

б) работах по выемке и перемещению грунта;

в) лесозаготовительных работах и работах по благоустройству зон оздоровления и отдыха населения и др.

Против бешенства прививаются ветеринары, егеря, лесники, работники, выполняющие работы по содержанию животных.

Против вирусного гепатита А – медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, а также обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети.

Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

Между тем при любом раскладе судебной практики (а все зависит от конкретных обстоятельств в деле), работодатель может оказаться в зоне риска привлечения к ответственности. Ориентируйтесь поэтому, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре и ГИТ.

Отказ под страхом наказания

Однако, как быть с правом на отказ от прививок? Вправе ли работодатель заставлять работника сделать прививку?

Нет, заставить не вправе, но при этом может и даже должен отстранить такого работника от работы, а соискателю отказать в приеме на работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). То есть работодатель обязан принять меры по соблюдению требований закона, именно поэтому обычно работодатели при оспаривании предписаний или привлечения к административной ответственности контролирующими органами проигрывают.

Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

а) потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);

б) получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;

в) отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы. Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение "из-за прививки" при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но учтите, что далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под "календарь прививок" может быть отстранен от работы. Так, например, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, так как хотя она и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а, значит, она "не попадает" в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

Отмечу, правда, что, на мой взгляд, решение суда было "на грани", поскольку помимо перечня работ, где просто указаны виды деятельности, при осуществлении которых делаются профилактические прививки, руководствоваться надо и национальным календарем профилактических прививок, где медицинские работники указаны без разбивки на подвиды их деятельности. Между тем работодателю следует учитывать подобную судебную практику, и ориентироваться, прежде всего, на перечень.

При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 КоАП и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений. Такой вывод подтверждает судебная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013, Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016). При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

Более того, работодатели, у которых трудятся работники, подлежащие обязательной вакцинации, обязаны направлять списки работников ежегодно (в сентябре-октябре) в лечебно-профилактические организации для целей планирования мероприятий по вакцинации (п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней"), а за уклонение от этого организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 г. № 12-402/2017 по делу № 5-28/2017).

1. На работодателя возложена обязанность отслеживать, подлежат ли его работники обязательной вакцинации. В этом поможет как изучение законодательства, в частности национального календаря профилактических прививок, так и обращение за разъяснениями в территориальные отделения Роспотребнадзора или ГИТ.

2. При наличии таких работников необходимо организовать условия для прохождения их вакцинации (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинскую организацию для вакцинации и т.п.). Для этого либо издается письменный приказ о проведении массовой вакцинации в организации или же работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию, например, от гриппа. Работникам при этом гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 185 ТК РФ применяется по аналогии) при предоставлении специального дня работникам или организованной вакцинации в медицинской организации. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно по государственным программам. Впрочем, работодатель, вправе приобрести для сотрудников более дорогую вакцину по договору с медицинской организацией.

3. В случае отказа работника проходить вакцинацию, получить от него в письменном виде (заявление, отказ) с указанием причины (например, "нежелание" или "наличие медицинского противопоказания"). Помните, что работник не обязан подробно расписывать свои мотивы.

4. После этого отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ) при этом вы не вправе привлекать его к дисциплинарной ответственности. С согласия работника его можно перевести на выполнение иной работы (или в иную местность), если в этом случае не требуется проведения вакцинации (в порядке ст. 72.1-72.2 ТК РФ). При отсутствии такого согласия перевод не осуществляется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector