Содержание
Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.
Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:
В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:
По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.
Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.
Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:
Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:
Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:
Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.
Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:
Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.
Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.
Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.
Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.
Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.
Не все знают, как выстроена работа органов опеки и попечительства. Но почему-то заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.
Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д. Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.
А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.
Но не все так, как кажется на первый взгляд. И далее мы поговорим о том, какие права и обязанности у данного учреждения, что оно должно делать и чьи права защищать.
Рассматривая данный вопрос, следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.
Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.
Итак, что представляет собой данный орган?
Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России. Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. При этом неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.
Поднимая вопрос: а что делают представители этих органов, необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.
Среди них главными являются следующие:
Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.
Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.
Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:
Как видно из этого списка, цели вполне гуманные. Другое дело, что все зависит от конкретного работника и его желания помочь.
Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.
Чтобы достичь поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.
И далее мы рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.
Обязанности сотрудников:
Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, чем занимаются органы опеки и попечительства.
Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность. По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:
Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.
В чем может выражаться такая обязанность?
Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.
Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.
И в этом случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом. Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.
Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.
Полномочия органов опеки и попечительства:
Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?
Контроль за деятельностью ООП осуществляют следующие органы власти:
В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.
На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций. Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.
Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?
В таком случае в обязательном порядке необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.
Таким образом, органы опеки и попечительства имеют разнообразные функции и задачи.
Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.
И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.
Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая. Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.
79. Права и обязанности опекунов (попечителей) ребенка Права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, во многом сходны с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей. Права и обязанности опекунов и
Глава 2. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ИХ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ Статья 6. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства 1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан,
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства 1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным
Глава 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями 1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при
Статья 11. Назначение опекунов и попечителей 1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской
Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства 1. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях,
Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей 1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются
Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей 1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и
Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей 1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу
Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные
Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего
Глава 6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства 1. Опека или попечительство прекращается:1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства 1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством
87. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей Согласно гражданскому законодательству орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения
Вопрос 66. Опека и попечительство. Понятие, порядок установления, права и обязанности опекунов и попечителей, основания освобождения и отстранения опекунов и попечителей. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью
No related posts.