Ответственность за нарушение родительских прав | Загранник

Ответственность за нарушение родительских прав

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Комментарий к Ст. 5.35 КоАП РФ

1. Комментируемая статья является первой из трех (ст. ст. 5.35 — 5.37 КоАП РФ), предусматривающих административную ответственность за нарушение прав и законных интересов детей. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные законом обязанности родителей, иных законных представителей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Согласно Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Родители обязаны обеспечивать содержание (ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ), воспитание и образование (ст. 63 СК РФ) и защиту прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) образования, а также защищать права и интересы своих детей (ст. ст. 63 и 64 СК РФ).

Статья 63 (п. 1) СК РФ напоминает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Но СК РФ не указывает, о какой именно ответственности идет речь. Представляется, что может быть ответственность как нравственного порядка, так и юридическая, предусмотренная различными отраслями законодательства: административная, гражданско-правовая, семейно-правовая и др. Административная ответственность родителей (и лиц, их заменяющих) как раз установлена комментируемой статьей 5.35 КоАП РФ.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в бездействии родителей (или иных законных представителей несовершеннолетних), которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои (т.н. родительские обязанности) обязанности по отношению к детям.

Нарушение родительских обязанностей может быть четырех видов: по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Нарушение обязанностей по содержанию детей может проявляться, например, в непредоставлении ребенку (детям) места проживания, неприобретении ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п. Нарушение обязанностей по воспитанию детей может выражаться в том, что ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат доброте, правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п. Нарушение обязанностей по обучению детей выражается в том, что родители (или лица, их заменяющие) не приобретают для них учебники, тетради, иные школьные принадлежности, не дают им возможности учиться, не создают условий для посещения школы (не пускают в школу) и т.п. Нарушение обязанностей по защите прав и интересов (в т.ч. личных и имущественных) детей может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии элементарного ухода и надзора (контроля) над ними; в нежелании (отказе) опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Оконченным данное правонарушение считается с момента допущения бездействия, т.е. истечения срока, установленного законом для выполнения той или иной родительской или опекунской обязанности. Поскольку данное правонарушение относится к длящимся, то нужно учитывать правила ст. 4.5 (п. 2) КоАП РФ о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям исчисляется со дня их обнаружения (см. также п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей может способствовать совершению подростком правонарушений и даже преступлений. Административная же ответственность родителей (или лиц, их заменяющих) по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение правонарушений детьми. В ряде случаев оно может быть лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по данной статье в отношении родителей (или лиц, их заменяющих).

Диспозиция ч. 2 комментируемой статьи содержит своеобразный перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в том, что потенциальный виновник — один из родителей или законных представителей, пытается препятствовать ребенку в общении с другим родителем (или близкими родственниками) либо, напротив, лишает возможности другого родителя (или близких родственников) на общение с ребенком, намеренно скрывает место нахождения ребенка (детей) помимо его воли, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей, не исполняет судебное решение о порядке осуществления родительских прав либо иным образом препятствует осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Окончание диспозиции данной статьи в виде формулировки: «нарушение, выразившееся в… ином воспрепятствовании осуществлению… прав» представляется предельно широким и неконкретным, что может вызывать затруднения на практике при квалификации правонарушающих действий.

Читать дальше  Представительный орган работников учреждения

В ч. 3 комментируемой статьи состав правонарушения образуют те же действия, которые указаны в ч. 2 данной статьи, но совершаемые одним и тем же лицом повторно (см. комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Субъекты данного правонарушения названы в самой статье. Ими могут быть:

— родители несовершеннолетнего (т.е. родная мать или отец либо усыновители ребенка);

— иные законные представители ребенка, которых закон приравнивает к родителям в части выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетним (например, опекун, попечитель. Об их правовом статусе см. ст. 35 ГК РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Юридические лица (например, медицинские или детские учреждения и др.), на попечении которых могут находиться несовершеннолетние дети, субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, быть не могут.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье 5.35 КоАП России могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, выражающихся в неисполнении решения суда (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) могут составлять должностные лица Федеральной службы судебных приставов (см. п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных всеми частями комментируемой статьи, рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних в коллегиальном составе (см. статья 23.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ).

В процессе воспитания своих детей родители прикладывают массу моральных и материальных усилий. Однако не все знают, что это входит в их прямые обязанности, выполнение которых контролируется государственными и социальными органами.

Законодательная база

Все права детей регламентируются правовыми актами Российской Федерации. Можно отметить такие основные документы, которые регулируют данный вопрос:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Ряд глав Семейного Кодекса РФ также достаточно четко обосновывают имущественные и другие полномочия малышей. При вынесении наказаний провинившихся граждан в особо тяжких случаях применяется Уголовный кодекс.

Основные полномочия

В ст. 54–58 СК РФ определяется такой ряд правовых позиций для лиц, не достигших восемнадцати лет:

  • общение с родственниками — даже в том случае, если они проживают отдельно. Исключение может составлять решение суда, которое ограничивает такие возможности;
  • получение фамилии (переходит от одного из родителей), имени и отчества (определяется по отцу);
  • проживание с комфортными жилищными условиями;
  • свобода в выборе религии;
  • выражение своих личных суждений, касательно его интересов — начиная с десятилетнего возраста мнение малыша берется во внимание во всех судебных заседаниях по выбору места проживания, усыновления;
  • защита его интересов — если по любым причинам родители отстранены от выполнения своих функций, то эти обязанности выполняют опекуны или усыновители;
  • воспитываться в семье — только так можно достигнуть полноценного развития;
  • ограждение от трудовой деятельности, которая несет опасность для здоровья;
  • получение необходимого образования;
  • недопущение незаконного выезда за пределы государства;
  • отсутствие участия в военных действиях до пятнадцати лет;
  • обеспечение необходимой одеждой, питанием и полноценным отдыхом;
  • пользование медицинскими и социальными услугами.

Это неполный перечень. Однако несоблюдение хоть одного из перечисленных пунктов влечет за собой ответственность взрослых за нарушение прав ребенка.

Примеры негативного воздействия

Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны. Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.

Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:

  • ограничение общения с отцом или матерью;
  • отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
  • нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
  • попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
  • применение различного рода насилия;
  • запрет заниматься развивающими занятиями;
  • ограничение в передвижении;
  • отсутствие проявления заботы и обеспечения.

Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать. В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.

Агрессорами могут быть наряду с близкими людьми и педагоги, посторонние граждане, ровесники.

Даже после такого наказания обязанность содержать своего отпрыска за гражданином остается.

Насилие по отношению к детям

Такие действия по отношению к юным жителям страны зачастую проявляют самые близкие родственники. Столетиями это практиковалось, оправдывая свое поведение воспитательными целями. Однако, это крайне негативно сказывается на психике ребенка. Поэтому государство ставит своей целью оградить от неправильных поступков взрослых несовершеннолетних детей.

К фактам принуждения закон относит:

  • психологическое давление;
  • угрозы;
  • унижение;
  • наказание с употреблением физической силы;
  • моральное угнетение.

Запрет на общение с родственниками

После расторжения брака дети остаются жить с одним из родителей. Для того чтобы как-то воздействовать на нерадивого бывшего супруга, женщины запрещают видеться с ним отпрыскам. Бывает так, что таким образом они хотят наказать человека, который уклоняется от финансовой помощи.

Вынесенные решения судебных инстанций зачастую взрослые игнорируют. Они ограждают от общества не только отца или матери, но и их родственников. Это нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего малыша.

Игнорирование интересов

Согласно Российскому законодательству, дети старше десяти лет могут выражать свое мнение. Разумеется, что в сложных жизненных ситуациях они не смогут адекватно оценивать сложившуюся обстановку, но абсолютно не прислушиваться к их желаниям нельзя.

Это не распространяется на такие ситуации:

  • в медицинских вопросах;
  • в решении не посещать учебное заведение.

Однако, в вопросах выбора специфики развивающих занятий (секций, кружков) прислушиваться родителям стоит.

В выборе меню нужно брать во внимание предпочтения вкусов ребенка, но только так, чтобы это не противоречило здоровому питанию.

Эмоциональное насилие

Происходят в жизни часто случаи, когда родители, не контролируя свои эмоции, выплескивают свой гнев на ребенка, унижая и оскорбляя его.

Большой урон для психического состояния и развития малыша производят ситуации, при которых близкие люди игнорируют его. За любой неправильный проступок они отказываются разговаривать с ним. Это оставляет негативный след на дальнейшей жизни ребенка.

Формировать чувство одиночества и незащищенности помогает бездействие и равнодушие взрослых к нарушению прав ребенка.

А вот запрет произносить свои мысли, выражать мнение негативно проявляется на характере. Дети отстают в развитии, а во взрослой жизни не способны принять самостоятельно решение.

В учебных заведениях некоторые преподаватели могут запугивать, публично унижать, необоснованно критиковать. Это приводит к тому, что дети ненавидят своих учителей, возникает отвращение к учебе, интерес к познанию нового.

Читать дальше  Что делать если закончились водительские права

Физическая расправа

Телесные наказания, которые существовали еще в давние времена, имеют место в некоторых семьях и в наши дни. Взрослые объясняют это как один из методов воспитания. Выявить такое поведение можно случайно или при нанесении тяжелых травм малышу. Это делают чаще всего работники образовательных или медицинских учреждений.

Такой вид негативного воздействия может происходить со стороны посторонних лиц. Тогда расследованием занимаются правоохранительные органы, которое завершается привлечением к ответственности виновного за нарушение прав несовершеннолетних.

Сексуальное влияние

Большая часть полового унижения происходит в семье. Обидчиками могут стать:

  • близкие друзья родителей;
  • отцы;
  • отчимы;
  • преподаватели.

Пренебрежение нуждами

Этот вид проявляется в недостаточном удовлетворении потребности в еде. Также нежелание приобретать необходимые сезонные вещи. Часто дети вырастают из них и вынуждены пользоваться некомфортной одеждой, так как новую покупать взрослые не хотят.

Большую опасность для жизни представляют случаи, когда не оказывается своевременная медицинская помощь. Из-за такого халатного отношения ребенок теряет здоровье.

Выявление случившегося

Для того чтобы вовремя остановить неправомерные действия нерадивых граждан, нужно обнаружить такое явление. А это делается не всегда легко и быстро.

Это могут осуществить:

  • родители или воспитатели;
  • попечители;
  • опекуны;
  • соседи, медицинские сотрудники;
  • друзья;
  • лично обиженный ребенок.

А также заявителем может выступать любой другой человек.

Куда обращаться?

Вопросами факта нарушения прав несовершеннолетних детей в нашей стране занимаются в такие структуры:

  • органы опеки и попечительства — защищают малолетние лица, которые оказались в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в поддержке державы;
  • прокуратура — проводят анализ и выявляют негативные факты;
  • органы внутренних дел — профилактика беспризорности, семейного неблагополучия;
  • суд;
  • комиссия по делам несовершеннолетних — принимает меры общественного воздействия при обнаруженных случаях.

Органы опеки и попечительства

Это организация исполнительной власти, которая занимается правовой защитой граждан, над которыми установлена опека и людьми, заботящихся о недееспособных и малолетних лицах. Основными направлениями в работе являются:

  • подбор желающих взять на себя обязанности опекать детей, оставшихся без родителей;
  • лишение возможности заботиться о подопечных в случае выявленных нарушений;
  • представление интересов опекаемых лиц в органах правосудия при различных разбирательствах, защита их имущественных прав;
  • определение и ведение учета граждан, которые нуждаются в воспитании;
  • осуществление контроля за выполнением обязанностей взрослыми по отношению к своим подопечным и при необходимости оказание им помощи.

При поиске граждан, которые будут воспитывать малолетнего человека предпочтение отдается родственникам. Ведь в этом случае двум сторонам легче найти общий язык и комфортнее будет жизнь малыша.

Если такой возможности не представляется, то привлекаются посторонние лица. Их проверкой и подбором и занимаются данные органы.

Крайне нежелательно определять детей в государственные специализированные учреждения. К такой мере приходят в крайнем случае. Но и в этом случае они находятся под защитой органа попечительства до достижения восемнадцати лет.

Прокуратура

В полномочия такого юриста входит внесение предложения по поводу:

  • лишения родительских прав;
  • привлечение к уголовной ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка;
  • усыновления или его аннуляции;
  • защиты детей от негативной информации и распространяемых взглядов с целью формирования их взглядов.

Каждое обращение рассматривается и принимаются соответствующие меры.

Эта структура уполномочена вести наблюдение за правомерными действиями попечительских организаций. При первых замеченных нарушениях или злоупотреблением должностных полномочий сотрудниками социальной службы прокуратура может обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав и интересов ребенка.

Около 25% поданных в судебные инстанции исковых заявлений были выполнены работниками прокуратуры.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Такие организации создаются высшими и региональными органами власти. В их основные полномочия входят:

  • защита прав и интересов детей;
  • наблюдение за воспитание и развитием подрастающего поколения;
  • участие в судебных мероприятиях;
  • проведение профилактических мероприятий по детской преступности и беспризорности.

Обратившиеся могут быть уверены, что их претензии не останутся без внимания.

Способы наказания по закону

За несоблюдение норм предусмотрена такая ответственность:

  • уголовная — за подмену, привлечение в противозаконные деяния, разглашение тайны усыновления;
  • административная — отсутствие или не на должном уровне воспитание, приобщение к употреблению алкоголя и никотину.

Виновные могут быть наказаны вынесением предупреждения или лишением свободы. Принятие решения зависит от:

  • возраста ребенка;
  • доказательной базы обвинений;
  • анализа семейных отношений;
  • поведения и характеристики отца и матери.

Государство заинтересовано в сохранении целостности семьи, в которой проживает ребенок. Соответствующие органы прикладывают массу сил, чтобы остановить неправомерное поведение взрослых. При незначительных нарушениях выносятся выговоры, участники ставятся на учет и регулярно контролируются. Отводится некоторое время для исправления сложившейся ситуации.

Но в более сложных случаях детей забирают от родственников для ограждения от тяжких последствий.

Если обвинения касаются человека, который проявил нарушение, выполняя должностные обязанности, то к нему еще дополнительно применяется и дисциплинарное взыскание.

В ходе судебных разбирательств на ответчика может быть наложено возмещение морального ущерба.

Как осуществляется защита

В случае когда происходит нарушение прав несовершеннолетних детей, на их защиту становятся соответствующие органы. Ущемленный в своих интересах малолетний гражданин может сам обратиться туда за помощью. Однако в реальности этого практически не происходит.

После получения тревожного сигнала от третьих лиц уполномоченные организации начинают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.

В особо серьезных случаях несколько органов взаимодействуют между собой, включая правоохранительные. Предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Нарушение и гарантии несовершеннолетних

Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно подать заявление в судебные инстанции для рассмотрения вопроса, касательно ущемления его интересов.

Органы опеки и попечительства рассматривают данное обращение. Если необходимо подключается прокурор, который инициирует судебное разбирательство.

Однако таких случаев очень мало из-за страха перед обидчиками или по незнанию своих прав.

Нарушения со стороны школы

Контроль за соблюдением законного отношения к учащимся совершает в учебном учреждении администрация. Во время пребывания на территории заведения дети иногда подвергаются давлению со стороны других ребят в виде физического воздействия или морального (насмешки, оскорбления).

Еще и педагоги могут также вносить свой негативный вклад в отношения. Это происходит в таком виде:

  • критика в присутствии других учащихся;
  • применение рукоприкладства;
  • лишение возможности присутствовать на уроке, чтобы не мешал другим;
  • отрицательные высказывания об уровне умственных способностей.

Неправильной позицией наставников является такая, при которой принудительно заставляют учеников убирать школьную территорию или аудиторию, где проходят занятия. Исключение составляют случаи, когда дети добровольно изъявляют желание помочь старшим.

В некоторых лицеях или гимназиях происходит ущемление интересов детей, когда дирекцией школы устанавливается единая форма или стандарты поведения.

В тех школах, где практикуют собирать деньги с родителей на текущие нужды, могут оказывать давление на детей, не сдавших их вовремя.

Читать дальше  Сколько по времени происходит замена паспорта

Полномочия гражданам государство предоставляет с самого рождения. И так как причин нарушения прав детей в современном мире предостаточно, законодательство РФ контролирует данный вопрос, защищая интересы несовершеннолетних лиц. Развитие державы зависит от благополучия каждого его жителя.

ИА SakhaNews. Прокуратура Якутска предупреждает, что за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей родителям грозит не только административная, но и уголовная ответственность.

В Конвенции о правах ребенка закреплен приоритет интересов детей во всех сферах жизни государства. Обязательства по ее выполнению взяла на себя и РФ, которая на законодательном уровне обеспечивает защиту прав детей нормами конституционного, семейного, административного и уголовного права.

• Согласно статье 1 Конвенции, ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по закону оно не достигает совершеннолетия ранее.

• Статья 38 Конституции Российской Федерации провозглашает заботу о детях и их воспитание в качестве равного права и обязанности родителей.

• Статья 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет правовые гарантии защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к числу которых относятся и несовершеннолетние жертвы насилия.

• В соответствии со статьями 63, 65 и 80 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны содержать и воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

• Частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, создавать для них безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Под жестоким обращением понимается любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое, сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка. И, если физическая и сексуальная формы насилия (пытки, побои, истязания, причинение боли, сексуальные домогательства и т.д.), а также пренебрежение основными потребностями ребенка (систематическое непредоставление ребенку питания, оставление его без присмотра и средств существования; грубое нарушение режима дня ребенка, необеспечение условий для его отдыха и сна; содержание ребенка в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, невыполнение гигиенических норм, влекущих развитие у него заболеваний; необеспечение, уклонение или отказ от получения ребенком медицинской помощи и лечения, оставление в опасном для жизни и здоровья состоянии и т.д.) относительно понятны всем, то психологическое насилие представляет собой более изощренную форму.

Психологическое насилие в отношении ребенка – самый распространенный вид жестокого обращения, сопровождающийся эмоциональной жестокостью, он выражается в следующих формах:

• отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство (враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций; превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.);

• терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место (оставление ребенка в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком; угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных);

• изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его (необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде);

• эксплуатация/развращение – такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (например, вынужденное принятие на себя роли родителя); лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания);

• игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции (нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы).

Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, может быть административная или уголовная.

Административная:

– частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав и интересов предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей;

– частью 2 статьи 5.35 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей за лишение прав детей на общение с родителями или близкими родственниками, сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей или о порядке осуществления родительских прав;

– частью 3 статьи 5.35 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное административное правонарушение, предусмотренное частью 2 этой же статьи.

Уголовная:

Для уголовно наказуемого неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обязательно наличие жестокого обращения с детьми. Этим преступление, предусмотренное статьей 156 УК РФ, отличается от административного правонарушения.

Субъект преступления – специальный, им может быть лицо, на которое законом или договором возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Такими лицами являются не только родители, но и воспитатели детских домов, иных учреждений для постоянного или временного проживания детей, педагогические и иные работники образовательных учреждений, медицинские работники и т.п.

За совершение преступления предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года, либо обязательных работ на срок до 440 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо принудительных работ либо лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector