Передача сообщения по подследственности упк рф | Загранник

Передача сообщения по подследственности упк рф

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином "подследственность".

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – "Консультант Плюс"), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами. В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания. Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Согласно статье 157 ПК РФ, следственные действия проводятся немедленно, после чего сотрудник, который эти действия произвел, должен сообщить об этом прокурору. При этом, если не был обнаружен человек, который совершил преступление, розыском занимаются органы дознания.

Вообще, порядок рассмотрения сообщений о преступлении предполагает в первую очередь определение круга лиц, которые могут это делать и должны.

На это указывает ч.1 ст.151 УПК РФ. Кроме того, устанавливается, какие действия нужно выполнить в том случае, если каким-либо образом сообщение поступило. Порядок рассмотрения представляет собой, прежде всего, план, который включает в себя определение компетентности и полномочий органов и лиц.

Значение первоначальных действий

Орган, в который поступило сообщение о преступлении, в первую очередь должен решить вопрос о том, требуется ли возбуждение дела и нужно ли проводить по нему предварительное расследование. В связи с этим проводятся как неотложные действия, так и начальные необходимые. К последним можно отнести допрос свидетелей, потерпевшего и подозреваемого, если он выявлен.

Часто от качества производства первоначальных действий зависит и ход всего дела в дальнейшем. При утрате важных доказательств при невнимательности должностного лица может получиться так, что будет ликвидирован состав преступления или же необходимые веские доказательства.

Это препятствует правильному рассмотрению дела, а в ряде случаев – возбуждению криминального дела там, где это действительно необходимо.

Роль дознания

Стоит отметить, что после рассмотрения обстоятельств преступления и выявления признаков преступления правом возбуждать дело уголовного характера не по подследственности обладает только орган дознания. Это вытекает из статьи 157 УПК РФ, в которой отмечена только эта структура, следственные органы в этом отношении не упоминаются. Таким образом, дознание является тем органом, который может возбудить дело и передать его по подследственности. И ни один из органов другой категории не имеет на это права.

Органы, имеющие право на проведение дознания, указаны в ч.3 ст.151 УПК РФ.

Это связано с тем, что именно дознаватель играет главную роль при производстве по делам частного и публично-частного обвинения. В отличие от следственных органов, которые ограничены законодательством в этом смысле, органу дознания нередко передают полномочия по совершению многих следственных действий.

Разделение органов по полномочиям связано с особенностями той или иной деятельности. Кроме того, расследование уголовного дела, которое не представляет большой общественной опасности и возбуждаемое только по заявлению потерпевшего, не требует применения жестких ограничительных мер к подозреваемому. Следственные органы направлены все же на предупреждение, выявление и расследование более сложных дел, которые являются крайне опасными для общества.

Регион

Немаловажной оказывается и территориальная подследственность, однако об этом конкретно в ст.151 УПК РФ ("Консультант Плюс", все редакции) не указывается. В этом случае совершенное деяние правомочны расследовать те органы, в районе нахождения которых выявлено преступление. В том случае, если это длящееся злонамеренное деяние и начато в совершенно другом регионе (или населенном пункте), то расследование проводится по месту окончания.

В некоторых случаях для полноты и адекватности процесса он проводится не на территории совершения последнего эпизода, а там, где проживает обвиняемый или находится больше всего свидетелей. Кроме того, это может быть необходимым и в том случае, если передача расследования по месту совершения заключительного деяния затруднительна по причине большого расстояния, и в связи с этим могут быть не соблюдены процессуальные сроки предварительного расследования или дознания.

Читать дальше  Права и обязанности вынужденных переселенцев

В случае объединения уголовных дел подследственность определяется, согласно ст.151 УПК РФ в новой редакции (и в старой), прокурором.

Полномочия дознания разных органов

Обывателям может показаться, что все уголовные дела рассматриваются в органах МВД следователями. Однако это не так. В каждой структурной организации существует свой орган дознания, который расследует дела по профилю. Кроме того, существует дознание более общее, относящееся к органам внутренних дел.

Так, преступления, которые совершили должностные лица органов Следственного комитета, ФСБ, разведки и лицами подобных учреждений, рассматриваются следователями Следственного комитета, на что указывает, кроме самого положения, данный в юридической литературе по ст.151 УПК РФ комментарий. Дознание в Следственном комитете происходит только в том случае, если преступления, которые подследственны органу дознания на общих основаниях, совершили должностные лица, указанные выше.

Уклонение от внесения специальных платежей на таможне в крупном и особо крупном размере рассматривается органом дознания таможенных органов.

Дознаватели органов по обороту наркотиков и веществ подобного воздействия могут заниматься преступлениями, которые предусмотрены соответствующими статьями, но только в первой части, то есть неквалифицированные деяния.

Полномочия следствия

Для каждого преступления есть соответствующий орган, который будет его рассматривать. Но при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся деянии, вне зависимости от уполномоченного органа, как уже было отмечено, рассматриваются органами дознания. Это тот орган, который делает всю «черную работу» перед производством настоящих следственных действий. Остальную часть функций по расследованию преступлений выполняют уже те органы, к ведению которых и относится злонамеренное деяние.

Так, статья 151 УПК РФ с последними изменениями предусматривает, что рабочая группа следственного комитета производит предварительное расследование преступлений, совершенных только по конкретным статьям и связанных только с определенными лицами. Если сообщение о деянии попало в следственный комитет, начальные действия производит орган дознания, а далее материалы передаются по подследственности.

Самое необходимое в этом отношении – не упустить важные моменты. Если дело не требует немедленных следственных действий, рассмотрение можно передать сразу же при поступлении сообщения.

Органы, занимающиеся федеральной безопасностью, рассматривают такие дела, которые связаны с государством (ч.4 ст.151 УПК РФ, действующая реакция). К ним относятся такие, как:

  • экспорт материалов и сырья, которые могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, за пределы Российской Федерации;
  • террористический акт;
  • угон воздушного или железнодорожного транспорта;
  • наемничество, выраженное в вербовке наемника и использовании его в военных действиях и вооруженных конфликтах и т.д.

Таможенные органы, соответственно, расследуют дела, которые связаны с пересечением границы.

Однако в этом случае законодательство предписывает таможне проводить только дознание по преступлениям, совершенным по статье 194 и 200.1 УК РФ – уклонение от внесения сумм, предусмотренных на таможне, и контрабанда денег.

Обязанность предварительного следствия (по состоянию УПК на 2011 год) по недействующей статье 188 УК РФ (контрабанда) ст. 151 УПК РФ в новой редакции не содержит.

Определение подследственности по органам

В случае если возникла спорная ситуация, касающаяся подследственности, ее разрешением занимается прокурор. Однако такое положение возникает только по той причине, что уполномоченные лица и органы просто не имеют возможности правильно квалифицировать преступление по различным причинам. Если более подробно рассмотреть статью 151 УПК РФ , то в ней прямо указаны статьи и даже пункты, ориентируясь на которые необходимо отдавать дела по подследственности.

К примеру, предварительное расследование по статье 359 УК РФ (наемничество) относится к ведению и СК, и ФСБ. Однако по пунктам конкретно не указано, какой орган должен этим заниматься. Видимо, конкретная ситуация зависит от тяжести преступления и от силы влияния ее на безопасность страны.

Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью в частях первой-третьей рассматривается органами внутренних дел, а уже в части четвертой – следственным комитетом, как определяет статья 151 УПК РФ.

Поэтому определение подследственности имеет большое значение и влияет в некоторых случаях на ход расследования. Здесь важен и опыт, который приобрели сотрудники, рассматривая дела, которые уполномочены расследовать в силу закона. Безусловно, все работники правоохранительных органов, давно работающие, имеют огромный багаж знаний, но здесь можно сравнить их с докторами, которые занимаются преимущественно лечением в какой-то определенной области – деятельность в совершено не подходящей сфере будет сопряжена с ошибками в некоторых случаях, а также с отсутствием опыта в лечении заболеваний, нехарактерных для конкретной специальности.

Определение подследственности по предмету или объекту

Таким образом, можно отметить, что при выявлении факта преступления сотрудник правоохранительных или других органов имеет возможность определить, согласно статье 151 УПК РФ, подследственность и сообщить об этом в соответствующее учреждение, если это явно следует из характера совершаемого преступления (или уже совершенного, или готовящегося) или же инициировать в собственном ведомстве проверку сообщения о деянии, носителем которого будет являться данный сотрудник.

К примеру, если обнаружен труп (совершено либо убийство, либо имеет место другое деяние, которые привело к смерти потерпевшего), необходимо установить причины.

Необходимо отметить, что по статье 105 УК РФ (убийство) предварительное расследование могут вести как сотрудники СК, так и ОВД. Этим делом не могут заниматься учреждения по контролю за оборотом наркотиков или служба безопасности государства. Однако сюда не входят случаи, когда убийство тесно связано со сферой деятельности указанных органов.

Нюансы

Кроме того, можно также привести пример по статье 211 УК РФ (угон воздушного или железнодорожного транспорта), по которой, согласно статье 151 УПК РФ, предварительные следственные действия проводятся органами ФСБ. Данная статья подлежит рассмотрению следственным комитетом. Здесь все зависит от тяжести преступления, поскольку, как уже отмечено, комитет занимается тяжкими и особо тяжкими деяниями, следовательно, данный орган будет рассматривать уголовное нарушение в связи со смертью потерпевших или при наступлении тяжких последствий (в части третьей).

Собственно, угон, осуществленный с целью совершения террористического акта (часть четвертая) больше относится к ведению ФСБ. Помимо того что статья 151 УПК РФ с последними изменениями довольно точно разграничивает полномочия, следует учитывать и наличие специальных средств и лиц для раскрытия конкретного преступления.

Читать дальше  Подсудность иска об изменении размера алиментов

Частные заявления

Часто граждане сами заявляют в органы (прежде всего, в местные правоохранительные) о преступлении, совершенном в отношении самих физических лиц. Если дело не терпит отлагательств, дознаватель проводит проверку по заявлению и дальше передает по подследственности.

Имеют также место обращения граждан через интернет-приемную Следственного комитета. Заявление в обязательном порядке рассматривается и (если также нет необходимости в неотложных следственных действиях) дело по изучению состава передается в другие органы, комитет оповещает заявителя о передаче материалов в необходимую инстанцию.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:

1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.

1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.

Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.

1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.

1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.

Исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ», из которого следует, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. 150 и 151 УПК РФ, относящими к формам предварительного расследования как следствие, так и дознание, а также предусматривающими конкретные составы преступлений, расследование уголовных дел о которых осуществляется в форме дознания.

1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.

1.6. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением положений ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», касающихся изменения подследственности преступлений.

Учесть, что вынесение после 01.01.2012 процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, подследственность которых изменена положениями п. 9 ст. 20 указанного Федерального закона, следственными органами, к компетенции которых производство по уголовным делам о преступлениях данной категории не отнесено, с учетом положений ст. 4 УПК РФ является незаконным.

2. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора, исходя из особенностей деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках воинских формированиях и органах с учетом изменения уголовно-процессуального законодательства и в соответствии с положениями настоящего приказа определить своим организационно-распорядительным документом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также органами предварительного расследования, поднадзорными военным прокурорам.

3. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российски Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением требований ст. 151 УПК РФ. Принимать оперативные меры к устранению выявленных нарушений закона случаев необоснованной передачи подчиненными прокурорами органа предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, в отнесенных законом к его подследственности.

Читать дальше  Положение об органах местного самоуправления

4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел признать утратившим силу.

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам приравненных к ним специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование, Следственного комитета Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Текст указания официально опубликован не был

Обзор документа

В связи с корректировкой УПК РФ в части подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел даны поручения заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений данного органа, территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.

Материалы проверки сообщения о преступлении следует передавать от одного органа предварительного расследования другому в строгом соответствии с установленными правилами.

На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.

Следует иметь в виду, что сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении могут приниматься органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности сообщение для дальнейшей процессуальной проверки необходимо передавать незамедлительно.

Следует учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного правоохранительным органом в соответствующей книге, решение о его передаче должно иметь форму постановления.

Одноименное указание от 29.01.2008 признано утратившим силу.

Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд

Если орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа, получившие сообщение о преступлении, не наделены компетенцией принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, они принимают решение о передаче сообщения по подследственности или в суд .

Как было отмечено выше, по общему правилу, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимает орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель того следственного органа, который компетентен расследовать уголовное дело о таком преступлении в соответствии с правилами о подследственности , установленными ст. 151 УПК РФ, и лишь орган дознания вправе возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие (т.е. которое ему не подследственно), и провести по нему неотложные следственные действия. Перечисленные участники уголовного процесса не полномочны возбуждать уголовные дела, а равно отказывать в возбуждении уголовных дел, производство по которым выходит за рамки их компетенции, например по территориальному признаку или в виду неподведомственности по предметному признаку.

Таким образом, основанием для принятия решения о направлении сообщения о преступлении по подследственности служит некомпетентность органа государства или должностного лица, к которым поступило сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела поэтому сообщению.

Решение о передаче сообщения в суд принимается, если речь в нем идет о преступлении, уголовное преследование по которому осуществляется в порядке частного обвинения.

По общему правилу уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд (ч. 1, 6 ст. 318 УПК РФ). Поэтому подача сообщения, например, в орган внутренних дел Российской Федерации или в другой правоохранительный орган влечет за собой направление его в суд.

Решение о передаче сообщения по подследственности или в суд оформляется постановлением. Оно должно быть принято в тот же срок, что и решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В законе не говорится, с какого момента необходимо исчислять срок принятия решения по сообщению, переданному по подследственности или в суд, — с момента первоначального его поступления или с момента поступления его в соответствующий орган по подследственности либо в суд. Из смысла ст. 144 УПК РФ вытекает, что решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в установленные законом сроки с момента поступления сообщения к дознавателю, органу дознания, следователю, полномочным принимать решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен исчисляться со времени поступления в тот орган государства или к тому должностному лицу, которые правомочны принимать по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях контроля за полнотой и своевременностью рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Административный регламент устанавливает порядок, согласно которому при передаче в иной территориальный орган МВД России материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче в иной территориальный орган по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части.

Учитывая, что решение о передаче сообщения по подследственности или в суд носит промежуточный характер, результатом деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в конечном счете должно стать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector