Содержание
Автор: Д. Ю. Панина
Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?
Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5) Читайте также
Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
список профстандартов, подлежащих применению;
сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
этапы применения профстандартов;
перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.
Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:
Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
Актуализация нормативно-правовой базы.
Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.
План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].
Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:
Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:
Перечень профстандартов, подлежащих применению
Изучение и анализ профстандартов
Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:
Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам
Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам
Внесение изменений в ЛНА и другие документы:
Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации
Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)
Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору
Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.
Внесение изменений в другие документы (какие)
Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)
Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений
Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников
Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение
Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке
Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)
Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов
Другие мероприятия по применению профстандартов
Этапы применения профстандартов
Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:
Список профстандартов, подлежащих применению
Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников
Этапы применения профстандартов
Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению
Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н
Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)
ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование
Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н
Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации
Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)
Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.
[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584). [2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346. [3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ. [4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе). [5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122). [6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.Все, кто уже приступил к переходу на профстандарты, наверняка столкнулись с нестыковками разного рода, и в ходе работы, как обычно, возникли совершенно конкретные вопросы разной степени сложности, на которые никто – ни «экспертное сообщество», ни, тем более, официальные лица – не дадут вам прямого ответа.
Например, задают вполне конкретный вопрос специализированному изданию для кадровиков: «Разъясните, пожалуйста, возможность применения профстандарта «слесарь-электрик» по профессии «электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования», является ли это необходимостью для нашего горнодобывающего предприятия? Далее редакция журнала даёт квази-ответ в виде пространного рассуждения о том, что такое профстандарт, какие требования предъявляются бухгалтеру (?!) и т.д. и т.п., но только не прямой ответ на поставленный вопрос.
Давайте рассмотрим некоторые из проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике при попытке внедрения профстандартов, и попытаемся разобраться с возможными вариантами решений. Итак, составили план-график перехода на профстандарты, определили мероприятия, распределили ответственность между подразделениями и исполнителями, приступили к анализу, работа закипела…
Семинар ВСФ ВНИИ труда по внедрению профстандартов в Иркутске
Понятно, что сначала, зная свою организацию (по крайней мере, вид(ы) экономической деятельности по ОКВЭД и кадровый состав по штатному расписанию) вы приступили к изучению Реестра профстандартов, на сайте Минтруда России или даже ознакомились с соответствующим инфоресурсом нашего головного Института: что же там уже есть и что вам подходит. В результате, у вас должно получиться, примерно, следующее:
В ходе выполнения этой работы, кроме указанных статей 57 и 195.3 Трудового кодекса вы, понятно, руководствовались также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), учитывая, что наименования профессий и должностей ваших работников, как и их функционал и т.п. были взяты не из воздуха, а именно из этих справочников.
При сравнительном анализе Перечня профстандартов и вашего штатного расписания, наверняка, учитывалась информация из раздела «Дополнительные характеристики» каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) каждого профессионального стандарта. Дополнительно также анализировались трудовые функции согласно должностным/рабочим инструкциям ваших работников с целью уточнения их соответствия с ОТФ в том или ином профессиональном стандарте.
Если у вас есть штатные рабочие профессии, то вы уже обратили внимание на несоответствия по тем профессиям, наименования которых содержат тарифные разряды, в то время как многие профессиональные стандарты возможные наименования должностей предлагают без тарифных разрядов.
Например, штатным расписанием предусмотрены «Повар 3 разряда» и «Повар 4 разряда», которые должны соответствовать профессиональному стандарту «Повар» (рег. номер 557, утв. Приказом Минтруда России №610н от 8.09.2015), в котором, в свою очередь, предусмотрены лишь возможные наименования «Помощник повара» и «Младший повар». Стандарт обязателен к применению, как минимум, в силу требований статьи 213 Трудового кодекса РФ («Медицинские осмотры некоторых категорий работников»).
В этой связи, возникает вопрос о технологии перехода на данный профстандарт и соответствующего переименования профессии в штатном расписании, если вы понимаете, что вполне живому, конкретному повару 4-го разряда необходимо будет объявить, что по его душу профстандарт предлагает ему стать помощником повара или младшим поваром. И дело даже ещё не дошло до оплаты его труда, ведь это отдельный вопрос – втиснуть в «уровни квалификаций» действующую на вашем предприятии тарифную сетку! Для этого надо не только конкретно представлять себе, буквально, кухню ваших поваров, но и «кухню» самой тарифной сетки, точнее, откуда и как эти разряды появились, как работают на предприятии тарифные коэффициенты или другие критерии межразрядной дифференциации, и только тогда станет более-менее ясно, что можно делать, а что категорически нельзя даже трогать сейчас, чтобы потом «вдруг» не столкнутся с тем, что система оплаты труда забуксовала из-за того, что некоторые системные элементы «вдруг» перестали работать.
Старшее поколение ещё помнит, что бывает, когда не обременённые производственным опытом «эффективные менеджеры» и «научные эксперты», наскоро начитавшись заморских методичек, вмешиваются в производственные дела (в системы, построенные и отлаженные за долгие советские годы!), когда потом даже «чудеса» антикризисного менеджмента не спасают от того, чтобы под «эффектом домино» не рухнула вся система…
3.1. Обобщённая трудовая функция
Наименование | Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции под руководством повара | Код | А | Уровень |
квалификации
Младший повар
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 5120 | Повара |
ЕТКС | §22 | Повар 3-го разряда |
§23 | Повар 4-го разряда | |
ОКПДТР | 16675 | Повар |
Вот ещё один пример переименования некоторых
тарифицированных должностей/профессий, по которым профессиональными стандартами указание тарифных разрядов в наименовании не предусмотрены.
Должность/профессия по штатному расписанию | Должность согласно профессиональному стандарту (ПС) | Дополнительные характеристики ОТФ ПС |
Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования 7 разряда | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования | ЕТКС §165-171: Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 2–8 разряды |
Кондитер 4 разряда | Помощник кондитера | ЕТКС §45: |
Кондитер 4 разряда
Официант 3 разряда
Какие можно дать рекомендации по переходу на данные профессиональные стандарты? Вызвать ваших штатных электриков и ознакомить их с перспективой переименования: «Егорыч, ты сейчас у нас «электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования 7-го разряда», а вскоре станешь просто «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования», как и тот парнишка-стажёр, что у тебя в подмастерьях, который сейчас 2-го разряда; зарплаты конечно же не изменятся (в смысле – никто не потеряет и останется «при своих»), но называться все будете одинокого…», так?
А если зарплаты останутся прежними и функционал тот же, то зачем весь «сыр-бор» спросят ваши работники. Приготовьте людям правильный ответ, даже если вы пока не намерены изменять их трудовые функции или, тем более, объявлять им о предстоящей аттестации их знаний с последующей проверкой их умений на предмет степени соответствия профстандарту!
Работая над составлением и исполнением вашего плана-графика вы должны также понимать, что параллельно кипит работа «экспертного сообщества» над новыми профессиональными стандартами. Так, например, если вы включили в свой Перечень два профессиональных стандарта «Кровельщик» (утв. Приказом Минтруда России от 31 октября 2014 г. № 860н) и «Монтажник опалубочных систем» (утв. приказом Минтруда России от 16 января 2015 г. № 17н), подходящих согласно ОКВЭД для вашей организации по таким штатным профессиям как «плотник», «столяр», «столяр-плотник», а потом, вдруг, выяснилось, что уже разработан проект профессионального стандарта «Плотник промышленный», который, возможно, больше подойдет для указанных профессий, то более правильным будет, наверное, не торопиться и отложить переход на указанные профессиональные стандарты до утверждения нового, более подходящего по функционалу профессионального стандарта.
В ходе сравнительного анализа должностных и рабочих инструкций ваших сотрудников и характеристик ОТФ профессиональных стандартов, выяснится, что некоторые профессиональные стандарты подходят лишь частично. Например, для слесаря-сантехника горно-обогатительного комбината, частично подходит профессиональный стандарт «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования» (рег. номер 794, утв. приказом Минтруда России от 21 декабря 2015 г. № 1077н), который предусматривает трудовые функции не только по монтажу систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения и водостоков, но и по ремонту этих систем. Но, очевидно, благоразумнее было бы также рассмотреть вопрос о преждевременности перехода на данный профессиональный стандарт и отложить его применение до возможного принятия более подходящего профстандарта. Ведь процесс стандартизации профессий еще далёк от завершения и вряд ли будет завершён вообще, пока экономика ещё жива (вопрос отнюдь не философский, не все задумываются над этим!).
Стоит ли переходить на профессиональный стандарт «Бухгалтер», который предусматривает только две должности — «главный бухгалтер» и «бухгалтер», если принятая у вас дифференциация наименований бухгалтеров, более точно отражает их профессиональную специализацию (по учёту финансовых операций, по налоговому учёту, по учёту затрат на производство, по учёту материальных ценностей, материально-производственных запасов, основных средств, заработной платы и т.д.)?
Вот лишь некоторые вопросы, которые наверняка у вас возникли, возникают или возникнут при переходе на профстандарты, на которые вам никто не даст однозначного ответа. На наших семинарах и курсах повышения квалификации мы тоже не даём однозначного ответа на сложные вопросы, но на простые однозначные, не требующие философской рефлексии, отвечаем также прямо и просто, поскольку знаем предмет по собственному опыту, а для решения сложных проблем — не рассуждаем, а просто делимся своим опытом (опытом не только текущим, но и предыдущих поколений сотрудников Института труда), ведь учиться всегда лучше не на своих ошибках. Не так ли?
© Материал подготовлен экспертами Восточно-Сибирского филиала ВНИИ труда. г. Иркутск, февраль 2017 г.
Базовая презентация по внедрению профстандартов АНОО ДПО «Институт труда». Слайды данной презентации сделаны на iMac в редакторе Keynote для MacOS. С версией для Windows можно ознакомиться на наших семинарах по внедрению профстандартов. Подробности см. на сайте ВСФ «ВНИИ труда»…
С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1–195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?
На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.
При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).
Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.
27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.
Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:
Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.
Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:
Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.
Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.
Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?
Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:
Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?
Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:
Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.
Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?
Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:
Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.
No related posts.