Содержание
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.
Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.
Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.
Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.
Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.
С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.
Врио директора Департамента недвижимости |
М.В. Бочаров |
Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.
ЗК РФ регулирует:
– как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;
– как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.
Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.
Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.
С 1 марта 2015 года можно увеличить свой земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, садоводство, личное подсобное или дачное хозяйство за счет процедуры перераспределения.
Увеличение площади земельного участка за счет дополнительной земли осуществляется путем процедуры "перераспределения земельного участка", которая является одним из способов образования земельных участков, предусмотренных ЗК РФ. Необходимость в перераспределении может возникнуть в самых различных ситуациях, когда существующая конфигурация смежных земельных участков больше не удовлетворяет потребностям их владельцев или одного из владельцев.
Каждый гражданин, имеющий в собственности земельный участок под ИЖС, ЛПХ, дачное хозяйство, садоводство или огородничество, может увеличить его площадь за счет "прирезания" соседнего свободного земельного участка.
Особенно популярен вопрос увеличения собственного участка за счет соседней свободной земли среди собственников земельных участков под индивидуальными жилыми домами, расположенными в черте города и пригороде. В рамках тесной застройки лишние 50-200 м.кв. могут оказаться приятным бонусом к зоне отдыха, под строительство гаража или бани.
Следует помнить, что свободный участок это не "брошенный" соседний земельный участок. Понятие "свободной земли" в данном случае относится к муниципальной, федеральной земле или землям субъекта, не используемые под расположение инфраструктуры, охранные зоны, земли общего пользования и т.п.
Процедура перераспределения позволяет избежать дополнительных временных и финансовых затрат, позволяя изменить конфигурацию земельных участков или увеличить площадь одного участка за счет соседнего.
В данной статье мы рассматриваем исключительно возможности увеличения площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, садоводства или огородничества.
Присоединяемый земельный участок должен быть свободен.Необходимо уточнить, кто является собственником смежного участка, планируемого к перераспределению. Разумеется, присоединить к своему, можно будет только участки, находящиеся в муниципальной, областной или федеральной собственности.
Основной земельный участок должен быть размежеван, т.е. границы его должны быть установлены на местности, а право на него должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.Для начала процедуры перераспределения заказываем у межевой организации схему расположения основного земельного участка, где к существующим границам основного участка добавляется присоединяемый земельный участок.
Присоединяемая территория должна располагаться в одном кадастровом квартале с основным участком, а также в одной территориальной зоне согласно Правилам землепользования и застройки.
В перераспределении будет отказано в случае, если присоединяемый земельный участок хоть и имеет необходимый вид разрешенного использования, НО, расположен в территориальной зоне, не предусматривающей такое использование.
Такая ситуация бывает нередкой в связи со смешанностью фактической застройки на территории Нижнего Новгорода и участок с видом разрешенного использования ИЖС может располагаться согласно схеме территориального зонирования в Зоне, например, многоквартирной застройки.Это означает, что на рассматриваемой территории в дальнейшем планируется строительство многоквартирных домов, а не индивидуальных. Менять разрешенное использование под жилым домом, конечно же, нет необходимости, но и увеличить участок под ИЖС не получится.
Присоединяемый земельный участок должен иметь ограничения в самостоятельном использовании, которые обуславливаются либо его размером, либо его расположением.В перераспределении земельного участка может быть отказано, если присоединяемый земельный участок может быть сформирован как самостоятельный.
Определяется это, в первую очередь,Правилами землепользования и застройки, действующими в соответствующем населенном пункте. В частности, такими Правилами устанавливается минимальная площадь земельного участка для определенного вида разрешенного использования. В Нижнем Новгороде для земельного участка с видом разрешенного использования ИЖС минимальная площадь составляет 300 м.кв. Таким образом, если в порядке перераспределения вы просите добавить к своему участку землю площадью более 300 м.кв., это может послужить основанием для отказа.
Однако, помимо площади уполномоченный орган при согласовании схемы расположения должен учитывать и возможность доступа к запрашиваемой территории, т.е. если вы запрашиваете к присоединению площадь участка, превышающую 300 м.кв.(для Нижнего Новгорода), но доступа к ней кроме как через ваш основной участок, не имеется и сформировать присоединяемый участок как самостоятельный невозможно, его обязаны будут предоставить вам в порядке перераспределения.
Заявление вместе с подготовленной схемой расположения земельного участка, а также правоустанавливающими документами, направляется для согласования в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В районах Нижегородской области это местная администрация, а в городе Нижнем Новгороде Министерство государственного имуществаи земельных ресурсов Нижегородской области.
В свою очередь, Министерство перенаправляет поступившую схему в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области для утверждения.В районах же области, Администрация района согласовывает схему с сельской Администрацией.
По итогам утверждения схемы расположения уполномоченный орган выдает заявителю Постановление об утверждении указанной схемы.
Далее гражданину необходимо вновь обратиться в межевую организацию для подготовки межевого плана на новый (образованный в результате перераспределения) земельный участок. Межевая организация, в свою очередь, отправляет план нового земельного участка в Кадастровую палату для кадастрового учета. В результате гражданин получает кадастровый паспорт на вновь сформированный участок.
Заявитель отправляет полученный кадастровый паспорт в уполномоченный орган (Министерство либо местную районную администрацию), который уже в течение 30 дней подготавливает и направляет гражданину Соглашение о перераспределении. Таковое Соглашение будет являться основанием для регистрации права собственности гражданина на вновь образованный земельный участок, состоящий из основного и присоединяемого земельных участков.
"Прирезание" соседнего земельного участка осуществляется на возмездной основе.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1308 утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками,находящимися в федеральной собственности.
Размер платы составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения.
Перераспределение же земельных участков на территории Нижегородской области, находящихся в муниципальной собственности и участков, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется Постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2015 года № 176.Размер платы в этом случае определяется как кадастровая стоимость земельного участка подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.
Наши выводы:
Возможность увеличения своего земельного участка, на наш взгляд, является весьма положительнымнововведением. Опыт работы показывает, что желание, а иногда даже и необходимость, увеличить площадь земли возникает довольно часто, а процедура перераспределения позволяет таковое увеличение упростить.
Содержание раздела
В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства?
Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.
Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:
Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.
Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.
Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. "Финишная ленточка" будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.
С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:
Остаётся выяснить, куда подаётся заявление о перераспределении участка?
Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.
Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, "повторение – мать учения", а потому имеет смысл повторить главные моменты.
Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:
Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:
выполнить заказ необходимых сведений.
Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.
Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.
Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:
Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.
Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ – порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
1. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:
2. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ – установленные в них порядок и правила расчетов.
3. При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.
В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:
С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:
Отдельные примеры
На примерах Тюменской и Ярославской областей можно продемонстрировать разные подходы субъектов РФ к решению вопроса об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения:
Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:
«размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков»:
Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:
пункт 5. "Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения":
В соответствии с пунктом 4 этих Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта:
«Размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 15% их кадастровой стоимости, рассчитанной пропорционально площади части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности».
Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.
Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.
После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.
Этапу подписания Соглашения о перераспределении земельного участка предшествует процедура постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. Делается это по результатам межевания, поскольку при перераспределении появляется новый участок.
К межеванию нужно приступить после получения от администрации положительного решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения.
Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру (в межевую организацию) за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.
Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка – для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка.
По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:
Ознакомившись с сутью процедуры перераспределения земельного участка и усвоив главные её особенности, смело приступаем к детальному изучению порядка выполнения этого перераспределения и полного состава документов, которые для этой задачи потребуются.
Вы ознакомились с разделом №3 статьи.
Начало статьи:
Продолжение статьи:
Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
No related posts.