Первая помощь в детском саду для воспитателей | Загранник

Первая помощь в детском саду для воспитателей

Дата публикации: 2012-07-06 | Просмотров: 24683 | Автор: Ольга Богданова

СЛУЧАЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Первая доврачебная помощь.

Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и, конечно, попробовать на вкус. В этот период жизни за малышом нужен особый присмотр, чтобы избежать травм и несчастных случаев. Большинство травм можно предусмотреть, если не оставлять ребенка одного. Следует навести в квартире соответствующий порядок: убрать в недоступные для ребенка места все колющие и режущие предметы, лекарства, предметы кухонного обихода (каустическая сода, стиральные порошки, спички), сделать электропроводку безопасной для ребенка (изолировать оголенные провода, починить поврежденные розетки и оградить их). Не стоит накрывать скатертью стол, так как дети любят стягивать ее со стола вместе с предметами, которые там находятся.

СЛУЧАЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Нельзя разрешать детям играть мелкими предметами — пуговицами, шариками, монетами, отдельными частями игрушек.

Подрастая, ребенок включается в общественную жизнь. У него появляется больше самостоятельности, он чаще играет на улице, обычно сам отправляется в школу и возвращается домой. Надо напоминать детям, что ходить по оживленным улицам опасно, играть на улицах нельзя, обучать их основным правилам уличного движения.

Дети склонны к подвижным, шумным коллективным играм, охотно увлекаются различными видами спорта. Это очень полезно для молодого растущего организма, но не следует забывать, что – очень много травм возникает во время занятий спортом. Поэтому надо разрешать заниматься спортом в благоустроенных местах, на спортивных площадках, в спортивных залах, где за дисциплиной и физической нагрузкой вашего ребенка следят специально подготовленные тренеры. Однако если несчастный случай все-таки произошел, какую первую помощь ребенку могут и должны оказать родители?

Ранения острыми предметами всегда сопровождаются кровотечениями, иногда очень сильными. При этом кровь может вытекать струей (артериальное кровотечение) или медленно накапливаться в ране (венозное кровотечение). Для остановки кровотечения надо поднять вверх пораженную часть тела (руку или ногу) и на место ранения наложить повязку. С этой целью лучше пользоваться стерильным бинтом, который обязательно нужно иметь в домашней аптечке. Если бинта в доме нет, рану можно перевязать чистым, хорошо выглаженным платком.

Иногда кровотечения бывают настолько сильными, что приходится прибегать к наложению жгута. В качестве жгута можно использовать любую ткань. Жгут накладывают выше места ранения на 60 – 90 минут. Под повязку закладывается записка с точным временем наложения жгута. Под узел повязки подводят в качестве закрутки карандаш или палочку, несколькими поворотами закручивают повязку, и кровотечение останавливается. Держать жгут более 90 минут нельзя, так как может произойти резкое нарушение кровообращения и омертвение конечности. Если рана находится на шее, лице, голове и жгут наложить нельзя, то следует сдавить ладонью место выше раны и срочно вызвать врача.

При носовых кровотечениях ребенку нужно придать сидячее или полу – сидячее положение и положить на переносицу холодный компресс. При частых и продолжительных кровотечениях из носа ребенка следует показать врачу – отоларингологу.

Ссадины, ушибы и различные раны следует обработать 3—5 % спиртовым раствором йода или перекисью водорода. Ни в коем случае нельзя промывать рану водой, извлекать из нее инородные тела, так как это приводит к большему загрязнению раны. Через рану, загрязненную землей, в организм ребенка могут проникать микробы, вызывающие очень тяжелое заболевание — столбняк. В таких случаях необходимо введение противостолбнячного анатоксина, который ребенку введут в поликлинике, если у него нет прививок от столбняка.

Дети подготовительной группы играют в мелкий конструктор.

Различные мелкие предметы дети обычно берут в рот или засовывают их в нос, уши. Нередко они попадают и в дыхательные пути.

Если инородное тело попало в желудок, оно чаще всего благополучно проходит через кишечник и выделяется с калом. Полезно в таком случае дать ребенку кашу, хлеб или картофельное пюре. Тогда проглоченный предмет окутывается пищей и, не повреждая стенки пищеварительного тракта, легко выходит наружу. Необходимо просматривать испражнения ребенка, чтобы убедиться, что инородное тело вышло.

Если ребенок стал жаловаться на боли в груди, затруднение глотания, слюнотечение, это свидетельствует о том, что инородное тело застряло в пищеводе. В этом случае ребенок должен быть срочно отправлен в хирургическое отделение. Родителям ни в коем случае не следует пытаться протолкнуть инородное тело (плотной пищей или зондом).

Также не следует самим извлекать предметы из уха, носа, так как при отсутствии инструмента и опыта можно нанести травму, например, повредить барабанную перепонку. Во всех этих случаях нужно обратиться к врачу. При попадании в ухо живого насекомого нужно закапать несколько капель растительного масла, глицерина или теплой воды и наклонить голову ребенка в сторону и вниз. Обычно насекомое вместе с жидкостью удаляется.

При попадании инородного тела в дыхательные пути возникают приступ удушья и кашель. В этом случае ребенка надо заставить наклониться вперед, покашлять и при этом осторожно похлопать по спине. Если это не помогает, его нужно срочно доставить в отоларингологическое или хирургическое отделение.

Чаще всего ожоги вызываются горячей жидкостью или пищей, иногда пламенем газовой горелки. Дома необходимо прикрыть ожоговую поверхность чистой простыней или полотенцем и немедленно доставить ребенка в лечебное учреждение. Нередко у детей отмечаются химические ожоги полости рта и пищевода, когда они берут в рот различные вещества, употребляемые в хозяйстве (каустическая сода, уксусная кислота). При таком ожоге надо немедленно промыть рот и желудок обильным количеством воды. После промывания желудка ребенка обязательно доставляют к врачу.

Лечить ожоги в домашних условиях нельзя!

ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

При поражении детей электрическим током – следует прежде всего освободить пострадавшего от действия тока. Для этого выключают рубильник (если известно, где он), вывинчивают предохранитель, перерезают провода или отбрасывают их с помощью деревянной палки или других, не проводящих ток предметов. Если невозможно убрать источник тока, то следует с соблюдением мер предосторожности: не прикасаться к открытым частям тела пострадавшего, а удерживать его только за одежду, предварительно надев резиновые перчатки, если они есть, или сухие шерстяные перчатки, обмотав руки сухой одеждой или встав на изолированный предмет — автомобильную шину, доску, сухие тряпки или надеть резиновую обувь; оттащить пострадавшего.

Срочно вызвать врача (скорую помощь), но не дожидаясь его прибытия приступить к мероприятиям, направленным на восстановление дыхания и сердечнососудистой деятельности, начиная с дыхания (через платок) рот в рот или рот в нос и закрытого массажа сердца.

При поражении молнией применяются те же меры. Не следует зарывать пораженного в землю, что нередко делается, хотя это не только бесполезно, но и вредно!

СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАР

Тепловой удар часто встречается у детей при перегревании, солнечный — при длительном пребывании на солнце. И солнечный, и тепловой удары проявляются одинаково. Наступают обморочное состояние, слабость, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Может начаться носовое кровотечение. В таких случаях ребенка надо поместить в тени на свежем воздухе, раздеть его, или расстегнуть воротник, напоить прохладной водой, положить на голову холодный компресс, обтереть тело водой или обернуть влажной простыней. Если ребенку не становится лучше, следует немедленно обратиться за помощью к врачу.

Читать дальше  Справка о фактическом месте проживания образец

Дети младшей группы зимой на улице.

У детей чаще бывают местные отморожения рук, ног, щек, носа, ушных раковин. Пораженные участки бывают бледные или синюшные, их нужно осторожно растереть чистой рукой до восстановления кровообращения, можно смочить руку водкой или спиртом.

Употребление снега, мазей, жира при растирании противопоказано.

При общем замерзании ребенка нужно вначале согреть в теплом помещении, напоить горячим чаем, растереть конечности, затем поместить в ванну с теплой водой, температуру которой быстро довести до 37—38° С.

В тяжелых случаях необходима срочная врачебная помощь.

Летом часты укусы пчел, ос и других насекомых. В местах укуса отмечаются краснота, отечность, ребенок жалуется на боли, жжение. Если в месте укуса видно жало насекомого, надо извлечь его и приложить свинцовую примочку или повязку с нашатырным спиртом.

Среди вывихов у детей наиболее часто встречается подвывих головки лучевой кости, особенно у детей до 3—4-летнего возраста, и возникает, когда ребенка за кисть резко поднимают вверх или вперед или когда удерживают за кисть при падении. Отмечается значительная болезненность при поворачивании предплечья в стороны, сгибание и разгибание руки не нарушены. Припухлости и изменения формы локтевого сустава не бывает. Вправление подвывиха проводится только врачом-хирургом.

Нередко при сильном ушибе может произойти перелом кости. В этих случаях в первую очередь необходим полный покой поврежденному участку тела. Для создания неподвижности (иммобилизации) в области перелома ногу надо уложить на доску, фанеру или плотный картон и прибинтовать его к ноге. При повреждении позвоночника пострадавшего кладут на твердый щит. При переломе костей рук иммобилизация может быть достигнута при помещении руки, согнутой в локтевом суставе, на широкую косынку, концы которой завязываются на шее или поврежденная конечность прибинтовывается к туловищу. Благодаря иммобилизации уменьшается боль, состояние больного улучшается, и он должен быть срочно доставлен к врачу, в травматологическое отделение.

Вытащив пострадавшего из воды, прежде всего по возможности быстрее следует удалить жидкость из дыхательных путей. С этой целью оказывающий помощь кладет пострадавшего ребенка животом на свое согнутое колено, голова пострадавшего при этом свешивается вниз, и вода может излиться из верхних дыхательных путей и желудка. После удаления воды немедленно приступают к искусственному дыханию, предварительно очистив полость рта пострадавшего от песка, ила, рвотных масс.

Наиболее эффективным способом искусственного дыхания являются способы рот в рот и рот в нос, при проведении искусственного дыхания ребенок находится в положении лежа на спине с резко запрокинутой головой.

Одновременно надо согреть ребенка путем растирания, массажа верхних и нижних конечностей. Все это осуществляется сразу же после извлечения утонувшего из воды (на берегу, в спасательной лодке, на плоту) до прибытия врача или доставки в больницу, где ему будет оказана квалифицированная помощь с применением при необходимости аппаратного искусственного дыхания.

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

При сильных ушибах, ударах головой может произойти сотрясение мозга. В таких случаях нужно уложить ребенка в постель, положить лед, завернутый в полотенце, или грелку с холодной водой на голову, не разрешать ему никаких движений, создать полный покой. Вызванный на дом врач решит вопрос о необходимости госпитализации ребенка.

Отравления могут быть самыми разнообразными — различными химическими веществами, лекарствами, грибами, газами. Если неизвестно, чем отравился ребенок, то первая помощь ему должна производиться следующим образом.

При попадании яда на кожу надо обильно промыть этот участок кожи водой и наложить какую-либо жирную мазь.

При попадании яда в глаз тщательно промыть его водой, наложить чистую повязку и отправить к врачу.

При попадании яда в дыхательные пути ребенка надо поместить его в теплую комнату с чистым воздухом, освободить от одежды, промыть рот, нос, глотку 2 % раствором питьевой соды. При остановке дыхания надо срочно начать делать искусственное дыхание. При отравлении любыми ядами через рот следует сначала вызвать рвоту раздражением корня языка или задней стенки глотки. После этого надо немедленно хорошо промыть желудок водой, раствором перманганата калия, а затем ввести раствор слабительной соли. Остальные мероприятия проводятся врачом в медицинском учреждении.

Травмы глаза могут быть сквозными, когда нарушается целостность всех слоев глаза, и несквозными. Ребенок с проникающим ранением глаза должен быть срочно направлен в специализированное учреждение для тщательного обследования и хирургической обработки раны.

Удаление мелких инородных тел, попавших в глаз, должен также производить окулист.

При химическом ожоге глаза первая помощь заключается в быстрейшем обильном промывании его струей воды; затем закапывают 30 % раствор альбуцида. Во всех случаях ожога глаз ребенок должен быть направлен к окулисту.

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Первая помощь в ДОУ.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

Ситуации, требующие оказания первой помощи

С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги;
  • отморожения;
  • отравления.

Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:

  • необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
  • вызвать скорую медицинскую помощь;
  • определить сознание;
  • восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
  • определить признаки жизни у пострадавшего;
  • провести сердечно-легочную реанимацию;
  • остановить наружное кровотечение;
  • выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
  • придать оптимальное положение тела пострадавшему;
  • контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
  • передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
Читать дальше  Продажа машины после вступления в наследство

Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно знать!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.

Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

Рекомендации для воспитателей.

Доврачебная помощь пострадавшему.

Во время занятий, игр, прогулок на свежем воздухе дети могут получить травмы, подвергнуться укусам насекомых, змей, животных, влияниям высоких или низких температур. Во всех случаях работники детских учреждений (воспитатель, заведующая) должны уметь быстро оказать ребенку первую доврачебную помощь.

При возникновении несчастного случая взрослые должны сохранять полное самообладание, подходить к ребенку спокойно, уверенно, чтобы он не нервничал. Если около пострадавшего собралось несколько взрослых, руководить оказание первой помощи должен кто-то один, а остальные помогают ему только тогда, когда он потребует. Первую помощь следует оказывать быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений.

Прежде всего, ребенка надо удобно уложить или посадить (смотря по состоянию), ослабить все стягивающие его тело части одежды (пояс, воротник, лифчик и т. д.). При повреждении конечности сначала снимают одежду со здоровой, а потом очень осторожно с поврежденной конечности. В некоторых случаях, в особенности при переломах и ожогах, одежду надо не снимать, а разрезать по швам.

В зависимости от характера повреждения бывают механические (при падении, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры – ожоги, обморожения, действия электрического тока, проникающей радиации и т. п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ – кислот, щелочей, отравляющих веществ и пр.).

Различают открытые и закрытые повреждения. К ним относятся повреждения, при которых отсутствует нарушение целостности кожи и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжение связок, большинство вывихов и переломов. Открытые повреждения связаны с нарушением целости наружных покровов: раны, открытые вывихи и переломы, ожоги и др.

Ушибом называется такое повреждение тела, при котором целость кожи не нарушена и нет наружного кровотечения, но под кожей и в мышцах травмированы небольшие кровеносные сосуды, из которых кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляется припухлость и синюшно – красное пятно, которое постепенно меняет свой цвет на сине – багровый, зеленый и желтый (кровоподтек или синяк).

При сильных ушибах, особенно при падении с высоты, могут произойти повреждения внутренних органов, черепа, таза, грудной клетки и т. д.

Для уменьшения боли и кровоизлияния на ушибленное место прикладывают холод – пузырь с холодной водой или холодные примочки. Ушибленную часть тела хорошо приподнять и обеспечить ей полный покой. Когда боль утихает и уменьшается опасность кровотечения (в легких случаях через 1-2 дня), можно делать теплые ванны, согревающие компрессы, массаж.

При ушибах головы может произойти кровоизлияние в мозговую ткань, сотрясение мозга, т. е. микроскопические изменения в структуре нервных клеток. У ребенка наблюдаются головные боли и головокружение, шум в ушах, общая слабость, резкая бледность лица, рвота и даже потеря сознания. Признаки сотрясения мозга и внутричерепного кровоизлияния могут появиться не сразу, а спустя несколько часов после ушиба головы. При первом появлении этих признаков пострадавшему необходимо создать полный покой, придать его телу горизонтальное положение (при высоком положении головы может появиться или усилиться рвота), на голову положить холод, к ногам – грелки и доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, неловких поворотах. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голеностопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже наблюдается растяжение локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение в суставе, через 2-3 дня может появиться кровоподтек. Первая помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой, давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Повязка способствует остановке кровотечения и обеспечивает неподвижность сустава. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом. Через 3-4 дня, если в суставе имеется отечность, для боле быстрого ее рассасывания проводят тепловые процедуры (ванны, грелки, огревающие компрессы). При легких случаях выздоровление наступает через 7- 10 дней. Если болезненность и ограничение движений продолжаются, ребенка следует показать хирургу.

Читать дальше  Нужен ли загранпаспорт новорожденному ребенку

В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или разрыв связок и суставной сумки, со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом. При вывихе могут разрываться мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся к области сустава, а также повреждаться соседние сосуды и нервы. При этом возникает резкая усиливающаяся при малейшей попытке движения боль в суставе, изменение его очертаний, опухоль и кровоподтеки, ненормальное положение поврежденной руки или ноги, которое ни в коем случае исправлять неспециалисту нельзя. До отправления пострадавшего на пункт медицинской помощи необходимо как можно быстрее обеспечить неподвижность поврежденной конечности, так как усиливающийся с каждой минутой отек сустава затруднит вправление костей.

При вывихе сустава руки, ее подвешивают на косынке; с вывихом сустава ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которой его и доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.

Переломы. Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости. Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если на ряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно проникновение микробов. При переломах кости наблюдается резкая боль, усиливающаяся при малейшем движении, подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности.

Первая помощь при переломах.

Прежде всего необходимо сломанной конечности обеспечить полный покой. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани и вызвать еще большую боль у пострадавшего.

Для обеспечения сломанной конечности неподвижности применяют шины. В продаже имеются готовые шины из дерева и проволоки, размеры и форма которых соответствуют разным частям рук и ног. В срочных случаях можно воспользоваться палкой, зонтом, пучком прутьев и т. д. Под шину обязательно нужно положить вату, марлю, какое-либо белье или ткань, только после этого можно прибинтовывать сломанную конечность. Чтобы обеспечить неподвижность конечности, шина должна захватывать два сустава ниже и выше перелома.

Для предупреждения отека прибинтовывать шину к поврежденной руке надо от пальцев кверху.

При открытом переломе перед наложением шины на поврежденную конечность кожу возле раны смазывают йодом и на рану накладывают стерильную повязку.

Раны. Раной называются повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубже лежащих тканей. Все раны, даже самые незначительные, инфицированы. Многочисленные наблюдения показывают, что в первые часы после ранения микробы в основном находятся на поверхности раны и еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожных или слизистых покровов надо срочно принять все возможные меры, чтобы устранить вредное влияние микробов на рану. С этой целью применяются химические вещества. Наиболее распространенный из них – йод, винный спит, марганцовокислый калий, перекись водорода, анилиновые краски, мазь Вишневского, сульфамидные препараты (норсульфазол, стрептоцид, этазол и др.), а также биологические антисептики или антибиотики в порошках, растворах, мазях. Все эти средства, а также индивидуальные пакеты, жгуты, ватно-марлевые бинты для шин, складные шины, пипетки, нашатырный спирт, клей БФ, стерильное растительное масло, термометры, тетрадь с карандашом и др. должны быть в аптечке каждого детского учреждения. Работники детских учреждений должны обращать внимание на каждое незначительное повреждение на теле ребенка и принимать срочные меры лечения. Царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются кровотечением, достаточно быстро обработать йодом и перевязать стерильным бинтом.

При потёртости ног, которая возникает, когда ребенок носит тесную или мало разношенную обувь, надо прежде всего устранить причину, вызвавшую повреждение. Если кожные не нарушены, а имеется лишь покраснение или отслойка эпителия, под которой накопилась жидкость, его вскрывать не надо. Потертость следует промыть слабым раствором марганцовокислого калия, смазать йодом и наложить стерильную повязку, смоченную касторовым маслом или рыбьим жиром. При более или менее крупной ране дезинфицирующим раствором обрабатывают лишь края раны, а затем накладывают стерильную повязку. Для этой цели используют индивидуальный пакет. Он состоит из заключенного в чехол стерильного перевязочного материала в виде двух ватно- марлевых подушек. Одна из них передвигается на общем бинте, предназначенном для удержания повязки, другая закрепляется на свободном конце бинта.

Нельзя промывать рану водой. Инородные тела, внедрившиеся глубоко в ткань извлекать без врача не следует, так как это может вызвать или усилить кровотечение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечение.

Артериальное кровотечение является наиболее опасным, так как оно возникает при повреждении крупных артерий. Для артериального кровотечения характерны пульсирующая струя крови и ее алый цвет. Венозное кровотечение является следствием повреждения более или менее крупных вен. Кровь темно – красного цвета, вытекает из раны равномерной струей.

Капиллярное кровотечение – следствие повреждения мельчайших сосудов. При таком кровотечении кровь сочится каплями. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты ранения, так как в просвете поврежденных сосудов вследствие свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не останавливается, надо наложить давящую повязку.

Сильное артериальное кровотечение можно остановить прижатием соответствующей артерии выше раны, наложением выше места ранения кровоостанавливающего жгута. Резиновый жгут Эсмарха – это обычная резиновая трубка, имеющая на одном конце металлическую цепочку, а на другом – металлический крючок. При отсутствии жгута можно использовать любую резиновую трубку, полотенце, ремень, веревку, платок и т. д. На верхней конечности жгут накладывают в области плеча или предплечья, на нижней – в области бедра или голени.. накладывают жгут следующим образом: часть конечности, где будет лежать жгут, обертывают полотенцем или несколькими слоями бинта, в случае их отсутствия жгут можно накладывать и поверх одежды. Затем поврежденную конечность поднимают, жгут растягивают, делают 2-3 оборота вокруг конечности с целью сдавить мягкие ткани и закрепляют конец его с помощью цепочки и крючка.

Так как при наложении жгут сдавливаются все сосуды поврежденной конечности и питание нижележащих ее отделов резко нарушается, держать жгут можно не более 1-1,5 ч.; время наложения его необходимо точно узнать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение.

Носовое кровотечение чаще всего возникает при ушибах лица и носа, а также при некоторых заболеваниях (корь, грипп, коклюш и др.). Степень кровотечения при этом бывает различной: от кратковременного с потерей нескольких капель крови до длительного и обильного. При кровотечении из носа ребенка надо успокоить, расстегнуть ему ворот, лифчик, пояс, усадить со слегка откинутой назад головой и прижать пальцами мягкие части (крылья) носа. Если это не поможет, можно носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченные раствором перекиси водорода, а на переносицу положить холодную примочку или кусочек льда, снега, завернутые в непромокающую ткань.

После остановки кровотечения ребенок в течение часа не должен чихать, сморкаться, кашлять, так как при этом сгустки крови, закупоривающие сосуды, могут оторваться и кровотечение возобновится. Если все вышеуказанные меры не остановят кровотечения, ребенка следует доставить в медицинское учреждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector