Содержание
Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 26 марта 2019. Время чтения 7 мин.
Ксения Коновалова
С января 2019 года оплата вывоза мусора осуществляется по новым правилам. В квитанции появилась строка «Услуги по обращению с ТКО». Тариф определяется по каждому региону отдельно. Средняя цена по России – 100-150 руб. с человека. Оплата производится непосредственно региональному оператору, если договор заключен между ним и жильцами. Если договор с оператором заключала управляющая компания, то оплата осуществляется по общей квитанции, а уже УК перечисляет деньги оператору.
Последняя новость о введении нового закона об обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО), вступившего в силу с 1 января 2019 года, вызвала большой резонанс и породила волну обсуждения, огромное количество вопросов и слухов. Закон коснулся сортировки мусора по видам, его вывоза, переработки, обезвреживания и захоронения. Согласно закону, теперь придется платить за мусор с человека, а не с квадратного метра.
Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2019 года:
Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:
Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.
Изменения в работе с ТКО достаточно существенны.
Таблица 1. Основные изменения в законодательстве
Было | Стало |
Предоставление услуги закреплено за муниципальными властями | Услуга оказывается региональным оператором, с которым заключается договор |
Тарифы на вывоз мусора устанавливались ЖКХ | Тарифы устанавливаются оператором |
Оплата включена в общедомовые расходы | Оплата выведена в отдельную строку «Услуга обслуживания ТКО» или вообще в отдельную квитанцию |
Отходы необходимо сортировать |
Источник: Закон «Об обращении с ТКО…»
Оплата мусора с 1 января 2019 года, согласно новому закону, производится по нормативам, утвержденным региональной энергетической комиссией, на основании статистики и экономических данных региональных операторов.
Для проживающих в многоквартирных домах ничего не изменится, кроме содержания квитанций и, возможно, увеличения суммы платежа, а вот частный сектор и село ждут перемены – с 2019 года по закону им тоже придется платить.
В выигрыше, возможно, окажутся одиноко проживающие в многокомнатных квартирах, так как плата теперь взимается в зависимости от количества проживающих (прописанных), а не от площади жилья. Если же в квартире нет зарегистрированных, то оплата будет зависеть от числа собственников. Таким образом, сумма за вывоз мусора рассчитывается по формуле: тариф на 1 человека * количество зарегистрированных жильцов.
Во многих регионах, особенно сельских, согласно принятому закону, оплата за мусор с 2019 года выросла, т.к. это происходит всегда, когда речь идет о предприятиях-монополистах. На сколько? В каждом конкретном регионе по-разному. Кроме того, плата увеличивается из-за того, что теперь придется платить еще и за переработку отходов. Остается только уповать на то, что порядка с новым законом и введением изменений станет больше.
В разных регионах плата за вывоз мусора будет различна, но в среднем она составит 100-150 руб. с человека.
Таблица 2. Расценки за вывоз мусора по регионам России, руб. с чел.
Регион | МКД | Частный дом |
Воронежская область | 165 | 157,6 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 151,1 | 150 |
Ставропольский край | 143 | 160,16 |
Республика Карелия | 93,9 | 84,7 |
Свердловская область | 117,7 | 132,5 |
Республика Татарстан | 70,98 | 76,46 |
Республика Башкортостан | 58,88 | 35 |
Республика Дагестан | 29 | 29 |
Источник: сайты администраций регионов
Как видно из таблицы, тарифы совершенно различны. Тарифы за вывоз ТБО в Москве, как и в некоторых других регионах, таких как Московская, Омская и Калужская области, пока не меняются.
Приведем пример расчета. Допустим, управляющая компания заключила договор с региональным оператором на обслуживание ТКО по тарифу 105 руб. с человека. В квартире площадью 75 кв. м прописаны 3 человека. Следовательно, к оплате будет начисляться сумма 105 * 3 = 315 руб. в месяц.
Теперь посмотрим, сколько семья платила раньше. Средний тариф за вывоз мусора в России в 2018 году был 2,5 руб. за кв. м. При площади 75 кв. метров оплата была равна 75 * 2,5 = 187,5 руб. Следовательно, для этой семьи стоимость выросла на 127,5 руб., или на 68%.
Если в той же квартире прописан только один человек, то сумма платежа за вывоз мусора стала бы ниже – всего 105 руб.
Материал в тему! Цены в 2019 году вырастут не только на вывоз мусора, но и на хлеб.
Для частного сектора схема расчета та же, только тариф с человека может быть другим, т.е. отличаться от того, который применяется к жителям МКД того же региона.
Еще в 2018 году в стоимость вывоза ТКО входила его транспортировка, установка контейнеров и обслуживание мест сбора. Все это входило в общедомовые расходы. С 2019 года в общедомовых расходах остается только обслуживание мест сбора мусора и обеспечение их контейнерами для раздельного сбора. Поскольку эти расходы по-прежнему возлагаются на управляющую компанию, они так и останутся в общедомовых.
Отдельная строка «Услуги по обслуживанию ТКО» учитывает расходы оператора по вывозу отходов:
Рис. 1. Структура тарифа за обслуживание ТКО
Таким образом, в структуре расходов основную долю занимает транспортировка. Эта структура сформирована по средним тарифам. Однако в некоторых регионах большую часть будет занимать переработка.
Порядок оплаты за вывоз мусора предусматривает возможность экономии. При длительном отсутствии по месту жительства, например отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.
Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом, платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.
Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ. Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимы строительство мусороперерабатывающих заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.
Рис. 2. Контейнеры для раздельного сбора мусора
Решение о применении раздельного сбора пока только пластика и бумаги для получения скидки по оплате за мусор принимается всеми владельцами квартир в доме. Эксперты дают предварительный прогноз, что экономия может достигать 50%.
Новый порядок оплаты услуги обращения ТБО предусматривает те же льготы, что и при оплате коммунальных услуг в целом. Таким образом, льготы для пенсионеров или многодетных семей сохраняются.
Если до 2019 года ответственность за вывоз мусора ложилась исключительно на управляющую компанию, то теперь она разделена. УК отвечает за:
Материал в тему! Как и где узнать финансово-лицевой счет, необходимый для оплаты коммунальных услуг.
Региональный оператор несет ответственность за другие операции:
Жильцы частных домов договора с операторами заключают самостоятельно. Типовая форма договора установлена законом «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…».
Оператор выбирается на региональном уровне при помощи конкурса. Срок договора – 10 лет.
О распределении ответственности и о том, из чего складывается тариф, смотрите в видео:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
Любой человек в процессе своей жизнедеятельности оставляет после себя бытовой мусор, который представляет собой различные предметы или товары, утратившие свои первоначальные потребительские свойства и не несущие никакой ценности.
Вопрос оплаты коммунальных услуг стоит достаточно остро, когда услуга оказывается ненадлежащим образом или не оказывается вообще. Поэтому многие граждане не желают тратить деньги на оплату таких услуг, предоставляемых некачественно.
Официальные правила начисления платы за вывоз мусора в многоквартирном доме прописаны в имеющемся Законе о ЖКУ. Такая плата может быть, как включена в общую стоимость платы за жилье (в многоквартирном доме), так и быть платежом отдельного вида. Расчеты за эту услугу в этом случае осуществляются согласно заключенному договору.
Расчет оплаты производится согласно тарифам и утвержденным нормам производства человеком мусора, утвержденным органами местной администрации.
Размер конечной платы определяет компания, которая непосредственно занимается вывозом мусора и с которой у потребителя (жильца) заключен договор на предоставление услуги вывоза твердых бытовых отходов.
До 01.01.2015 г., пока в действие не были введены изменения из закона № 458, принятого на федеральном уровне, мусор, образующийся в процессе жизнедеятельности владельцев квартир, обозначался термином «твердые бытовые отходы». Расчет платы производился исходя из числа квадратных метров конкретной квартиры.
Новый закон изменил как название, так и само определение. Теперь термины, именовавшиеся ранее «мусором» или «твердыми бытовыми отходами», по-новому обозначаются «твердыми коммунальными отходами» (ТКО).
Еще одно изменение — оплата за мусор начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире.
Твердые, теперь уже коммунальные, отходы определяются согласно закону, как создаваемые в квартирах и помещениях жилого характера физическими лицами при процессах жизнедеятельности.
К ним относятся и товары, утратившие для конкретного лица потребительские свойства и не пригодные для применения в бытовых целях либо для удовлетворения своих потребностей. Расход мусора невозможно рассчитать по общедомовым правилам учета для многоквартирного дома, что является главной отличительной чертой этой услуги от других.
Согласно новому закону, твердые бытовые отходы становятся коммунальными отходами, и их расчет и оплата будут отдельно взиматься с каждого из собственников помещений в многоквартирном доме.
Следующее новшество, касающееся вывоза мусора, которое также стало действовать с начала 2016 года, регулирует правовые вопросы в области ЖКХ и предоставления услуг населению. Оно предусматривает введение в каждом из регионов собственных программ по правилам для ТКО и определяет порядок выбора оператора для работы с этими отходами.
Оператор должен отвечать за следующие операции с ТКО:
Выбирать оператора будут региональные власти путём проведения конкурса.
Статус регионального оператора будет предоставляться на 10 лет. Собственники квартир и жилых помещений многоквартирного дома должны будут заключить договора с этим оператором, на что их обязывает Федеральный закон.
На основании таких договоров, будет происходить регулирование всей деятельности региональных операторов, а сами договора будут публичными. Также на основании заключенного договора будет производиться оплата жильцами многоквартирного дома этой коммунальной услуги.
Кроме того, закон обязывает жильцов дома подписать договор, в лице управляющей компании, с региональным оператором по обслуживанию мусора.
Расчет тарифов и оплаты за вывоз и другие необходимые манипуляции с твердыми коммунальными отходами (мусором) регулирует все тот же закон. Плата за определенные в нем виды деятельности в этой области устанавливается на основе согласия всех сторон, прописанных в договоре на оказание услуг.
Превышение расценок за вывоз мусора выше предельных тарифов положенных, к оплате за коммунальные услуги, установленные органами администрации или исполнительной власти – недопустимо.
Регулироваться могут следующие виды тарифов:
С начала 2016 года изменен и список услуг, относящихся к жилищно-коммунальным, а также изменен расчет и, соответственно, плата за их предоставление. С первого числа указанного года к числу коммунальных услуг относится и обращение с твердыми коммунальными отходами, но эта услуга теперь исключается из перечня услуг по содержанию дома и включается отдельной графой в список коммунальных услуг.
Расчет в многоквартирном доме, предполагает систему норм оплаты по количеству жильцов в квартире, которые устанавливаются на региональном уровне и закрепляются соответствующими документами и постановлениями.
Если в многоквартирном доме услуга вывоза мусора оказывается по госконтракту, то такие дома временно исключены из зоны ответственности выбранного в регионе оператора по обращению с ТКО и контракт с ними на предоставление указанной услуги не заключается.
Если госконтракт был заключен в период до начала 2016 года, то услуги будут оказываться согласно контракту на весь срок, указанный в нем. А плата за вывоз отходов будет, как и прежде, включаться в плату за содержание и отдельная строка за новый вид коммунальных услуг не появится.
Закон не только определяет расчет за новую услугу в многоквартирном доме, но еще и распределяет обязанности для каждого из участников договора.
Собственники каждого из жилых помещений (квартир) обязаны заключить договор с выбранной по закону региональной компанией для вывоза ТКО, либо такой договор может быть заключен управляющей компанией, как уполномоченного представителя жильцов. Это определяется коллективным решением на общественном собрании всех собственников в многоквартирном доме.
Еще одна обязанность, которую определяет закон, касающийся вывоза мусора и правил расчета за такую услугу в многоквартирном доме, является осуществление региональным оператором расчетов на основе заключенного договора.
Контракт с оператором, выбранным в регионе, может быть заключен как с каждым отдельным собственником, так и целой управляющей компанией. С учетом того, от чьего лица заключен контракт или договор и происходит расчет, а также последующая оплата такой коммунальной услуги в многоквартирном доме.
Новый закон, однако, имеет и некоторые проблемные моменты. К ним относятся вопросы собственности контейнерных площадок и оценка их качества.
Поставка услуг осуществляется от контейнерных площадок, которые должны быть оборудованы соответствующим образом в каждом многоквартирном доме и за содержание которых отвечает либо управляющая компания, либо собственники квартир.
Но, как показывает практика, контейнерные площадки в многоквартирном доме не относятся к собственности ни жильцов, ни муниципалитета. А значит, с момента, когда в силу вступает новый закон, они должны быть определены, как часть общего имущества многоквартирного дома и оформлены согласно законодательству. Чтобы впоследствии их можно было передать на обслуживание оператору по вывозу ТКО.
Оценки качественных показателей при предоставлении таких услуг по обслуживанию любого многоквартирного дома в плане вывоза отходов и мусора закон не предусматривает, однако, определяет, что исполнитель обязуется предоставлять потребителю как качественные, так и безопасные услуги.
С принятием такого федерального закона собственники помещений (квартир) получили новый вид коммунальных услуг, а соответствующая управляющая компания получила новые виды отчетов и обязанностей.
В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов).
Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.
Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.
Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
No related posts.