Платные услуги в образовательных учреждениях | Загранник

Платные услуги в образовательных учреждениях

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, не предусмотренные программами и государственными образовательными стандартами. Платные услуги являются дополнительным источником финансирования их хозяйственной деятельности. Как отражаются в бюджетном учете операции по платным услугам в образовательных учреждениях, мы рассмотрим на примере оказания таких услуг в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных, музыкальных школах и др.

Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон N 3266-1) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ.

Основными законодательными актами в области образования являются: Конституция РФ, Закон N 3266-1, принятые в соответствии с ним другие законы и нормативно-правовые акты РФ.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

В образовании устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральные органы государственной власти РФ в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Согласно ст. 8 Закона N 3266-1 совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности представляет собой одну из составляющих системы образования.

В свою очередь, образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и нацелены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Кроме реализации основных образовательных программ согласно ст. 45 Закона N 3266-1 учреждениям дано право реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, которые не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Следовательно, к платным относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения. К платным услугам в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и музыкальных школах относятся:

  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • обучение в музыкальных школах;
  • репетиторство;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • занятия с детьми по углубленному изучению предметов;
  • занятия в кружках;
  • другие услуги.

Размер оплаты услуг

Отношения, возникающие между образовательным учреждением и родителями (иными законными представителями) обучающихся при оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Указанные услуги являются возмездными, то есть с родителей, чьим детям оказываются определенные платные услуги, взимается плата (родительская плата). Родительская плата – плата, вносимая родителями (законными представителями), включающая в себя затраты на оплату коммунальных услуг, труда преподавателей, транспортных услуг и услуг связи, на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, расходы на питание, организацию отдыха детей, проведение оздоровительных и медицинских коррекционных мероприятий и другие.

Рассчитывая сумму платы за обучение, необходимо обратить внимание на требования к определению цены услуги. Они содержатся в ст. 709 ГК РФ, где указывается, что цена в договоре включает компенсацию издержек и определяется путем составления сметы. Кроме того, общие положения о цене таких услуг приведены в ст. 424 ГК РФ. Так, в ней указывается, что исполнение любого договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, какую плату назначить за обучение, решает само образовательное учреждение, но при этом ее размер должен являться обоснованной стоимостью платных дополнительных образовательных услуг исходя из фактических расходов, связанных с их оказанием.

Размер оплаты услуг также может утверждаться государственными или местными исполнительными органами власти. Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 31.01.2006 N 62-ПП размер ежемесячной платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения г. Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения г. Москвы с 01.01.2006 установлен в размере 50% от минимального размера оплаты труда.

В своих законодательных актах государственные или местные исполнительные органы власти устанавливают не только размер оплаты таких услуг, но и предусматривают определенные льготы. Например, устанавливаются льготы:

  • для семей, имеющих двух или трех несовершеннолетних детей;
  • малообеспеченным;
  • когда один или оба родителя являются инвалидами;
  • одиноким родителям и так далее.

Кроме того, родители могут полностью освобождаться от платы за содержание детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях.

Рассмотрим подробнее отражение в регистрах бюджетного учета операций по платным услугам.

Бухгалтерский учет платных услуг Начисление платы

Начисление платы за месяц производится или в соответствии с табелем учета посещаемости детей, который представляется в последний рабочий день текущего месяца исходя из календарного графика работы учреждения, например, при начислении платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, или на основании списков в общеобразовательных школах, кружках, секциях и так далее. Начисление платы производится на основании договоров в случаях, когда их составление обязательно. То есть доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Момент признания доходов необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Начисленные доходы, поступающие от родителей и направляемые в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов на содержание детей в учреждениях образования, учитываются в составе средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с кодом вида деятельности согласно п. 9 Инструкции N 70н – "2".

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Обратите внимание: Приказом Минфина России N 25н (далее – Приказ N 25н) в Инструкцию N 70н внесены изменения. Вид деятельности с кодом "2" определяется теперь как деятельность, приносящая доход. В настоящее время данный Приказ находится на регистрации в Минюсте России.

Согласно п. 141 Инструкции N 70н аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводками:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг")

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг").

Внесение платы на счета учреждения

Как правило, внесение платы осуществляется родителями через Сбербанк России на лицевые счета учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, или на текущие счета в кредитных организациях и отражается проводками:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг").

Прием родительской платы может осуществляться непосредственно в кассе учреждения. Как правило, в дошкольных, общеобразовательных, музыкальных и прочих учреждениях образования обязанности кассира возлагаются на бухгалтера, с которым заключается договор о материальной ответственности. Поступление родительской платы в кассу учреждения отражается проводками:

Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг").

Принятые в кассу наличные денежные средства подлежат обязательной сдаче на счет учреждения. Существует особенность в отражении операций при сдаче наличных денежных средств на счет учреждения.

Читать дальше  Президиум верховного суда по гражданским делам

Если лицевой счет учреждения открыт в органах Федерального казначейства, то взнос наличных денежных средств в банк производится на основании Объявления на взнос наличными (ф. 0402001) и отражается проводкой:

Дебет счета 2 306 00 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета" ("Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег")

Кредит счета 2 201 04 610 "Выбытие из кассы".

На основании Справки (ф. 0504833) ОФК производит зачисление наличных средств на лицевой счет бюджетополучателя, что отразится проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 306 00 730 "Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета" ("Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег").

Если счет открыт в кредитной организации, то взнос наличных денежных средств на основании Объявления на взнос наличными отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 204 01 610 "Выбытия из кассы".

Чаще всего оказание услуги длится в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов), а оплата может производиться как до начала, так и во время всего срока обучения. Поэтому у бухгалтера возникает вопрос: как отразить сумму полученного аванса? В Плане счетов бюджетного учета не предусмотрен счет, который отражал бы суммы полученных авансовых платежей, а также начисленный с них НДС. Поэтому, не нарушая методологии бюджетного учета, а именно п. 142 Инструкции N 70н, поступление платы за услуги учитываем на счете 0 205 03 000 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Рассмотрим на примере поступление авансовых платежей на оказываемые услуги.

Пример 1. Стоимость платной образовательной услуги в месяц составляет 1534 руб. На лицевой счет учреждения, обслуживаемый в ОФК, в январе 2006 г. поступила плата за весь период (6 мес.) обучения – 9204 руб.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующей проводкой:

Учитывать полученные авансовые платежи можно используя счет 0 401 04 000 "Доходы будущих периодов", однако его применение противоречит методологии бюджетного учета, так как на этом счете учитываются суммы, начисленные заказчикам за выполненные и сданные отдельные этапы работ (услуг). Рассмотрим на примере учет авансовых платежей с использованием счета 0 401 04 000.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующей проводкой:

Учет расходов по платным услугам

Поступившие в учреждение средства используются на его содержание в соответствии с утвержденной сметой.

Обратите внимание: при осуществлении деятельности по оказанию платных услуг учреждению необходимо организовать раздельный учет расходов по этому виду деятельности. Если некоторые виды расходов невозможно разделить в момент постановки на бюджетный учет, то их определяют расчетным путем. Это касается коммунальных платежей, услуг связи, транспортных услуг административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

Так, согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование вышеперечисленных расходов за счет двух источников, то принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). Методика распределения расходов между двумя источниками финансирования, указанная в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, относится к признанию расходов учреждения в целях налогового учета, однако ее можно применить и в целях бухгалтерского учета.

Рассмотрим распределение расходов на примере распределения сумм по коммунальным платежам.

Пример 3. Учреждением получены счета поставщиков за оказанные коммунальные услуги в сумме 56 640 руб., в том числе НДС – 8640 руб. Объем оказанных платных услуг за месяц составил 25 960 руб., в том числе НДС – 3960 руб. Объем финансирования за счет бюджетных средств на месяц составляет 120 000 руб.

Рассчитаем сумму коммунальных платежей, приходящуюся на деятельность по оказанию платных образовательных услуг.

Рассчитываем долю платных услуг в общем объеме финансирования без учета НДС – 15,49% (22 000 / ((120 000 + 25 960 – 3960) х 100).

Сумма коммунальных платежей, приходящаяся на платные услуги, – 7435,2 руб. (48 000 х 15,49 / 100), отсюда сумма коммунальных платежей, относимая на уставную деятельность, – 40 564,8 руб. (48 000 – 7435,2).

Рассчитаем сумму НДС, которая будет относиться на платные услуги, – 1338,34 руб. (8640 х 15,49 / 100), остальная сумма НДС – 7301,66 руб. (8640 – 1338,34) – будет включена в стоимость оказанных коммунальных услуг по уставной деятельности.

Учет фактически произведенных расходов производится по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Согласно п. 71 Инструкции N 70н аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждой оказываемой услуге (работе). Записи в нее производятся на основании журналов операций.

Ежемесячно фактически произведенные затраты, собранные по дебету счета 2 106 04 340, подлежат списанию и отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг")

Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Рассмотрим формирование фактической себестоимости платных образовательных услуг с использованием сумм распределенных коммунальных платежей, рассчитанных в примере 3.

Пример 4. Учреждение оказывает платные консультационные услуги. За месяц услуги оказаны на сумму 18 880 руб., в том числе НДС – 2880 руб. Согласно утвержденной смете доходов и расходов затраты, связанные с оказанием консультационных услуг, составили 15 807,2 руб., в том числе:

  • зарплата сотрудников – 6000 руб.;
  • начислен ЕСН – 1560 руб.;
  • взносы на страхование от несчастных случаев (0,2%) – 12 руб.;
  • коммунальные платежи – 7435,2 руб., кроме того, НДС – 1338,34 руб. (см. пример 3);
  • отчисления на амортизацию зала – 800 руб.

Отразим данные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

Арбитражная практика обложения НДС платных образовательных услуг

ФАС СЗО в Постановлении от 11.10.2004 N А56-11012/04 указал на неправомерность обложения НДС операций по реализации услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях при отсутствии у учреждения лицензии на указанный вид деятельности.

Средней общеобразовательной школой не облагались НДС операции по проведению платных занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях при отсутствии у нее лицензии на указанный вид деятельности. В результате проверки налогового органа по этим операциям была доначислена сумма НДС к перечислению в бюджет, и начислены штраф и пени.

По мнению налогового органа, данные услуги могут быть освобождены от налогообложения только при наличии у оказывающего их лица соответствующей лицензии согласно п. 6 ст. 149 НК РФ. Школа не согласилась с доводами налоговой инспекции и обратилась в суд.

ФАС СЗО, учитывая:

  • пп. 4 п. 2 ст. 49 НК РФ, в котором указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 "Положение о лицензировании образовательной деятельности", в котором указано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации,

указал на то, что для применения льготы по обложению НДС операций по оказанию услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях наличие лицензии не требуется.

Для справки: в приведенных проводках использованы следующие счета бюджетного учета:

2 104 04 410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации";

Читать дальше  Росбанк овердрафт по зарплатной карте условия

2 106 04 340 (440) "Увеличение (уменьшение) стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)";

2 201 01 510 (610) "Поступления (выбытие) денежных средств учреждения на банковские счета";

2 205 03 560 (660) "Уменьшение (увеличение) дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг");

2 210 01 560 (660) "Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";

2 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда" ("Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате");

2 302 04730 (2 302 06 730) "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг";

2 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ";

2 303 03 730 (830) "Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по налогу на прибыль";

2 303 04 730 (830) "Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость";

2 303 06 730 "Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" ("Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг");

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства. Наибольшее распространение получило оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в основном реализуется в частных образовательных организациях.

При оказании платных образовательных услуг необходимо руководствоваться основными федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ.

Договор на оказание образовательных услуг

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нём содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приёме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счёт средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счёт бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приёма на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключён до издания приказа о приёме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения после принятия Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг — это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Таким образом, заключение договора на оказание платных образовательных услуг является обязательным, в отличии от договора об образовании за счёт средств бюджета.

Информационная открытость по вопросу оказания платных образовательных услуг.

При организации платных образовательных услуг необходимо:

  • принять совместно с Управляющим советом (иным органом государственно-общественного управления образовательной организацией) образовательной организации решение об организации платных образовательных услуг и определить их перечень. При подготовке перечня платных образовательных услуг необходимо: а) учитывать ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические); б) изучить запросы (предложения) обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • оформить принятое решение приказом руководителя образовательной организации, в котором определить: ответственных лиц, состав участников, организацию работы по предоставлению платных образовательных услуг (расписание занятий, режим работы и т. п.), преподавательский состав;
  • утвердить: учебный план, учебные программы, штатное расписание, служебные инструкции;
  • разработать локальные акты и документацию: положение об оказании платных образовательных услуг, должностные инструкции, график (расписание) оказания платных образовательных услуг, договор об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • разместить информацию об оказании платных образовательных услуг на информационном стенде и школьном сайте;

Порядок оказания платных образовательных услуг.

Необходимо отметить, что ряд ранее действующих нормативно-правовых актов утратил свою силу, а именно:

— постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 3016);

— постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1281);

— постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 1, ст. 156);

— постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 38, ст. 4317).

На сегодняшний день порядок оказания платных образовательных услуг прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В связи с этим, образовательным организациям необходимо пересмотреть свои локальные акты и привести их в соответствие с действующим законодательством.

Договор на оказание платных образовательных услуг должен содержать следующую информацию:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

Читать дальше  Что нужно чтобы вписать человека в страховку

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Отдельно отметим, что согласно пункту 15 правил оказания платных образовательных услуг «сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на дату заключения договора». Таким образом, информация об оказываемых платных услугах на официальном сайте образовательной организации всегда должна быть в актуальном состоянии.

Как урегулирована ответственность сторон? Настоящий порядок предусматривает ответственность как заказчика услуг, так и исполнителя. В пункте 17 указано, что «при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объёме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Кроме того, «заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора».

Договор на оказание платных образовательных услуг может быть расторгнут и по инициативе исполнителя. Данные основания указаны в пункте 21 настоящих правил:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, по усмотрению общеобразовательной организации направляются на расходы, связанные с её деятельностью, в том числе на оплату труда работников (включая начисления на заработанную плату), на покупку учебных и учебно-методических пособий, канцелярских товаров, оплату коммунальных платежей и иных услуг. При этом необходимо помнить, что объём планируемых доходов и расходов по платным образовательным услугам должен быть отражён в плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

Дополнительные платные образовательные услуги (2018-2019 уч. год)

Документы, регламентирующие процесс оказания платных услуг • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг". Подробнее.
• Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". Подробнее. • Письмо Минобрнауки России от 15.01.2015 № АП-58/18 "Об оказании платных образовательных услуг". Подробнее. • Распоряжение Комитета по образованию от 30.10.2013 № 2524-р "Об утверждении методических рекомендаций "О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга". Подробнее. • Письмо Комитета по образованию от 18.10.2013 № 01-16-3262/13-0-0 "Об организации предоставления платных образовательных услуг в государственных дошкольных образовательных организациях, государственных общеобразовательных организациях, государственных организациях дополнительного образования Санкт-Петербурга". Подробнее. • Письмо Минобрнауки России от 09.09.2015 № ВК 2227/08 " О недопущении незаконных сборов денежных средств. Подробнее. • Письмо Минобрнауки России от 31.05.2016 № 09-1287 "О платных мероприятиях для школьников". Подробнее.
• Письмо начальника Отдела образования администрации Невского района Владимирской Е.В. от 05.09.2017 "О недопущении незаконных сборов денежных средств". Подробнее.
• Письмо отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19.08.2019 № 34-к «О недопустимости сбора средств». Локальные акты школы • Перечень всех платных образовательных услуг с указанием их стоимости. Подробнее.
Приказ от 01.09.2018. № 290/2 "Об утверждении перечня и стоимости дополнительных платных образовательных услуг". Подробнее.
Приказ от 01.09.2018 № 290/5 "О введении платных дополнительных образовательных услуг". Подробнее.
• Локальный нормативный акт о порядке оказания платных образовательных услуг. Положение об организации деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
Приказ от 01.09.2017 № 252/98 "Об утверждении Положений, регламентирующих оказание платных услуг". Подробнее.
• Локальный нормативный акт о поступлении и расходовании доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг. Положение о поступлении и расходовании доходов, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
Приказ от 01.09.2017 № 252/97 "Об утверждении Положения о поступлении и расходовании доходов, полученных от оказания дополнительных платных образовательных услуг". Подробнее.
• Локальный акт образовательного учреждения, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг. Положение о льготах для отдельных категорий граждан, пользующихся платными дополнительными образовательными услугами. Подробнее.
• Приказ от 01.09.2018 № 290/3 "Об утверждении формы договора по платным услугам на 2018-2019 учебный год". Подробнее.
• Образец договора образовательного учреждения об оказании платных образовательных услуг с родителями (законными представителями) обучающихся и с работниками, обеспечивающими выполнение дополнительных платных услуг. Подробнее.
• Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг . Подробнее.
Приказ от 01.09.2018 № 290/1 "Об утверждении учебного плана и рабочих программ по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на 2018-2019 учебный год". Подробнее. • Рабочие программы по каждой платной образовательной услуге. Подробнее.
• Локальный акт образовательного учреждения, утверждающий стоимость обучения для одного обучающегося.
Приказ от 01.09.2018 № 290/4 "Об организации и порядке оплаты дополнительных платных образовательных услуг". Подробнее.
• Образец платежного документа на оплату платных образовательных услуг. Подробнее.
• Расписание проведения платных образовательных услуг с указанием дня недели, времени и места проведения занятий. Приказ от 01.09.2018 № 290/5 "О введении платных дополнительных образовательных услуг". Подробнее. Должностные инструкции
• Приказ от 01.09.2017 № 252/125 "О переутверждении должностных инструкций работников, оказывающих платные дополнительные образовательные и сопутствующие услуги". Подробнее.
• Должностная инструкция администратора платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция педагога дополнительного образования платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция делопроизводителя платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция документоведа платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция педагога-организатора платных дополнительных образовательных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция сторожа (вахтера) платных сопутствующих дополнительных услуг. Подробнее.
• Должностная инструкция уборщика служебных и производственных помещений платных сопутствующих дополнительных услуг. Подробнее. • Приказ от 01.09.2018 № 257 "О мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей обучающихся". Подробнее. • Приказ от 01.09.2018 № 288 "О создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в образовательном учреждении". Подробнее. Контактные телефоны по вопросам предоставления дополнительных платных образовательных услуг Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Чернова Елена Ивановна
ведущий специалист, кабинет 30, телефон: 417-37-38, e-mail: chernova@tunev.gov.spb.ru
приемный день (Ивановская дом 11, каб. 105): вторник 16.00-18.00, среда 10.00-13.00
ГБОУ школа № 327
Фаринова Галина Владимировна, телефон 417-22-95 Электронная приемная губернатора Санкт-Петербурга
Электронная приемная прокуратуры Санкт-Петербурга
Специальная линия "Нет коррупции"

Горячая линия Комитета по образованию тел. 576-20-19
Горячая линия инспекции Комитета по образованию тел. 246-12-89

Перечень и стоимость платных дополнительных образовательных услуг
в 2018-2019 учебном году

Стоимость услуги, руб.

«Разговорный английский» (1 класс) – 2 часа

«Разговорный английский» (2-5 класс) – 1 час

«В гостях у английской королевы» (6 класс) – 1 час

«Страноведение» (7 класс) – 1 час

«Школа успеха» (7-10 лет) – 2 часа

«Школа успеха» (5-7 лет) – 4 часа

«Художественный труд. Постановка руки.» (5-7 лет) – 2 часа

«Гармоничный ребенок» (4 класс) – 1 час

«Самооборона по системе УКАДО» (1-9 класс) – 3 часа

График проведения дополнительных платных образовательных услуг
в 2018-2019 учебном году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector