Содержание
О том, с какой суммы платится налог с продажи земельного участка в 2019 году, задумываются все плательщики. Постоянные изменения налогового законодательства не позволяют самостоятельно уследить за правилами расчета. Но любой продавец должен уметь рассчитать налог со своего дохода, чтобы знать хотя б приблизительную сумму, необходимую для уплаты.
Согласно законодательству РФ каждый собственник при продаже недвижимости обязан оплатить налог на прибыль. Это касается и сделок с земельными участками. Существуют определенные условия оплаты и требования к плательщикам. Налог при продаже земельного участка выплачивают физические и юридические лица, а также ИП.
Сумма НДФЛ зависит от того, в каком статусе находится плательщик. Если речь идет о резиденте РФ, то ему нужно перечислить 13% от дохода. Нерезиденты РФ, то есть иностранные граждане, обязаны оплачивать 30%. Для ИП и организаций НДФЛ рассчитывается на основании системы налогообложения, которую они используют.
Сделка купли-продажи может не облагаться налогом, если продавец владеет недвижимость в течение определенного количества лет. С 2016 года вступили в силу изменения налогового законодательства, на основании которых этот период был разделен на два вида:
Это далеко не все изменения, коснувшиеся налогообложения физических лиц при осуществлении сделок с недвижимостью.
Налогообложение прибыли от сделок с имуществом зависит от ряда факторов. Во-первых, от определения налоговой базы, а во-вторых, от наличия льгот у плательщика. Что касается налоговой базы, то теперь берется не только сам доход от продажи, но и кадастровая стоимость участка.
Расчет осуществляется по формуле «кадастровая стоимость*0, 7». Если полученная сумма будет больше, чем полученный физ. лицом доход, то она будет использована как налоговая база. Если нет, то НДФЛ будет вычтен из суммы, указанной в договоре купли-продажи. Другими словами, налоговая база не может быть меньше 70% от кадастровой цены земли.
Что касается льгот, то нужно учитывать следующие факторы:
Различные соц. льготы могут предоставляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Обычно на них могут рассчитывать незащищенные слои населения. Налоговая база может быть уменьшена в зависимости от того, какой льготой воспользуется плательщик:
Если у собственника есть право на соц. льготу, она будет использована автоматически. Что касается вычета или учета расходов при налогообложении, то их применение зависит от физ. лица. Из суммы дохода может быть исключен 1 млн. рублей, который не облагается налогом.
Физическое лицо имеет право воспользоваться этим вычетом не более 1 раза в год и в отношении только одного объекта недвижимости. Если супруги продают за год два участка, то они могут по очереди воспользоваться вычетом. Разделять сумму вычета запрещено, так как эта сумма является фиксированной.
Если говорить о тратах на восстановление имущества после покупки, то эта сумма часто не берется во внимание при расчетах. Но плательщик должен доказать наличие расходов. Для этого потребуются:
Помимо существенных трат на восстановление недвижимости для последующей продажи освобождением от налога может стать отсутствие прибыли. То есть, если владелец приобрел участок, к примеру, за 1 млн. 200 тысяч, а продал за 1 млн. рублей, то по факту его доход равен нулю. И поэтому налоговые органы не могут использовать эту сумму как налоговую базу.
Пример расчета: владелец, спустя 3 года после приобретения, продает земельный участок стоимостью 2 млн. 500 тыс. рублей. Осуществив куплю-продажу, он вынужден оплатить налог. Допустим, что сумма является налоговой базой, а вычетом плательщик не воспользовался. Сумма НДФЛ составит 325 тыс. рублей (2, 5 млн.*13%). При использовании вычета расчет будет осуществляться так: (2 500 000-1 000 000)*13%=195 тыс. рублей.
Если расчет осуществляется с учетом расходов, которые понес собственник, то используется такая же формула, как и с вычетом. То есть, эта сумма не может быть использована как фактический доход лица. К примеру, сумма расходов на восстановление объекта недвижимости составила 300 тыс. рублей. А в договоре купли-продажи указана сумма 1 млн. 200 тыс. рублей, которая используется как база. Получается, что (1 200 000-300 000)*13%=117 тыс. рублей.
В случае, когда кадастровая стоимость больше цены за землю при сделке, то ее используют для расчетов. Например, стоимость участка составляет 5 млн. рублей, а кадастровая стоимость – 7 млн. 500 тысяч. Осуществляется расчет: 7, 5*0, 7=5 250 000 рублей. Эта сумма и будет использована в дальнейшем, как облагаемая НДФЛ.
Для того чтобы сотрудники налоговой инспекции могли осуществить расчеты, продавец земельного участка должен предоставить соответствующие документы. Автоматически налог не высчитывается. В качестве документа, подтверждающего наличие налогооблагаемого дохода, является декларация 3-НДФЛ.
Справка: декларация подается не позднее 30 апреля, а оплата средств осуществляется до 15 июля.
Если плательщик получил доход только от продажи конкретного объекта недвижимости (земельного участка), то указывается только он. Тогда, когда в течение налогового периода (1 года) у него была другая прибыль, то ее также следует указывать в декларации. Также к документу прикладываются бумаги, подтверждающие получение дохода, наличие льгот и т. д.
Физические лица, получившие прибыль вследствие продажи земельного участка и не заплатившие налог, привлекаются к ответственности:
Если действия физ. лица будут рассматриваться как умышленные, то размер штрафов может быть удвоен. К тому же, за такие действия предусматривается уголовная ответственность.
Когда появляется вопрос о том, с какой суммы платится налог на прибыль с продажи земельного участка в 2019 году, следует ознакомиться с соответствующими нормативными актами. Главное отличие налогообложения объектов недвижимости заключается в использовании их кадастровой стоимости и понижающих коэффициентах. Но, несмотря на это, осуществить предварительный расчет достаточно просто.
Ценообразованию в сфере продажи земли муниципальной и госсобственности посвящена ст. 555 ГК РФ.
Заключение и исполнение договоров регламентировано Гражданским кодексом РФ. Это в полной мере касается сделок, опосредствующих предоставление публичных земель в собственность частных лиц (граждан, иностранцев, коммерческих организаций).
На договора купли-продажи, предметом которых являются земли муниципальной и госсобственности, распространяются предписания гл. 30 ГК РФ «Продажа недвижимости». Ценообразованию в этой сфере посвящена ст. 555 ГК РФ.
Ниже приведены ее основные положения:
Чтобы наглядно продемонстрировать особенности отчуждения земель, находящихся в муниципальной или госсобственности, важно уяснить общее правило.
Частный собственник вправе продать свое имущество по цене, определенной по согласованию с покупателем.
Специальных запретов в отношении сделок, предметом которых выступает земельный участок, не предусмотрено. Гражданин вправе продать принадлежащий ему участок за смехотворно низкую цену.
Однако на практике таких ситуаций не возникает по изложенным ниже причинам:
Не запрещая частным владельцам продавать принадлежащие им земли ниже кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел механизм предотвращения налоговой оптимизации.
Как бы ни занижалась продажная стоимость участка, НДФЛ не может быть меньшим, чем производное:
Описанное правило оговорено п. 5 ст. 217.1 НК РФ и применяется к физическим лицам. Аналогичные принципы налогообложения установлены в отношении организаций. В последнем случае продажная цена участка является предметом внимания не только налоговых органов, но и соучредителей или акционеров компании.
Ст. 129 ГК РФ содержит отсылочную норму следующего содержания: обособленные природные объекты отчуждаются с учетом правил, оговоренных отраслевым законодательством. В рамках Земельного кодекса России выкуп участков у публичных образований урегулирован гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Очевидно, что «предоставление» – это административное действие. Кроме продажи как таковой, названная глава ЗК РФ регламентирует также условия и порядок аренды, безвозмездного пользования публичными землями.
Примечательно, что одни и те же земли могут передаваться заинтересованным лицам за плату либо бесплатно. Российские граждане во многих случаях вправе претендовать на безвозмездное получение участков (приватизация). При этом иностранцам доступен лишь платный выкуп земель (ст. 39.4 ЗК РФ).
Правовой статус публичных образований имеет двойственный характер. Муниципалитеты, субъекты РФ и государство:
Публичные образования не обладают той полнотой свободы договора, которая гарантирована гражданам и организациям в ст. 421 ГК РФ. При установлении цены и других условий продажи публичных земель чиновники муниципалитетов и органов госвласти ограничены предписаниями законов и подзаконных актов.
Существует два варианта определения продажной стоимости участка, находящегося в собственности государства или территориальной общины:
По общему правилу (ст. 39.4 ЗК РФ) публичное образование выбирает контрагента для заключения договора в результате открытых торгов. Такой порядок одновременно обеспечивает:
Примечательно, что конкурсы при продаже публичных земель в России не практикуются. Главный недостаток подобной процедуры – неизбежный субъективизм при выборе контрагента.
В России аукцион признается разновидностью торгов наряду с конкурсом (п.4 ст.447 ГК РФ). Правила определения продажной стоимости участка публичной собственности по результатам аукциона определены:
Начальная стоимость публичных земель на аукционе определяется по результатам их оценки. Эта сумма становится продажной стоимостью в двух случаях:
Если участниками аукциона стали несколько граждан и/или организаций, они торгуются. Считается, что известную заранее начальную стоимость земель готов уплатить любой из участников. Каждое последующее предложение требует подтверждения согласия.
Существует такое понятие как «шаг». К примеру, при начальной стоимости в 150 тыс. руб. и шаге +5 тыс. руб., ценовые предложения будут: 150 тыс. руб., 155 тыс. руб., 160 тыс. руб. Иными словами, участник лишен возможности предложить выкупную цену в пределах одного шага, например, 153 и 157 тыс. руб. В отношении электронных аукционов это правило обеспечивается посредством программного обеспечения.
Результат аукциона связывает не только продавца, но и покупателя. Негативные последствия имущественного характера наступают для:
Такое лицо лишается задатка. Следует учесть, что задаток обычно составляет до 10% стоимости участка и вносится заинтересованным лицом в качестве гарантийного платежа на счет, указанный организатором торгов. По окончанию аукциона всем, кто торги не выиграл, внесенные ими задатки возвращаются.
Во всех случаях продажи недвижимости, принадлежащей публичным образованиям, ее оценка признается обязательной (ст. 8 Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»).
Оценка проводится специальным учреждением, правила выбора которого определяются Федеральным законом РФ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проще говоря, проведение оценки поручается лицензированной организации, готовой выполнять оценочные работы для муниципального или госзаказчика по минимальной цене.
Оценочная стоимость становится:
Случаи реализации публичных земель без проведения аукциона оговорены ст. 39.3 ЗК РФ. Они могут быть обусловлены:
Правила ценообразования на случай реализации участков публичной собственности вне торгов установлены федеральным и региональным законодательством соответствующего уровня, а также нормативными актами местного самоуправления.
Среди прочего действует Постановление Правительства РФ №316 «Об утверждении Правил проведения госкадастровой оценки земель».
Свобода нормотворчества региональных властей и муниципалитетов касательно ценообразования на принадлежащие им участки существенно ограничена. Согласно п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ, цена таких участков при реализации вне торгов не может быть выше кадастровой стоимости.
Можно утверждать, что кадастровая стоимость имеет принципиальное значение во всех случаях ценообразования в отношении участков, находящихся в публичной собственности. По общему правилу установление цены продажи земельного участка ниже его кадастровой стоимости невозможно.
В отношении коммерчески привлекательных участков, пользующихся большим спросом, по результатам аукциона иногда формируется продажная стоимость, кратно превышающая кадастровую.
По какой максимальной цене государство на практике готово купить землю сельхозназначения
Для конкретного типа эксплуатации земель осуществляется и своя расценка с удельным показателем (населенные пункты, сельхозназначения, промышленность и т.д.). По окончанию прибретенные факты записываются в официальном акте и вносятся в систему контроля.
Кадастровый номер – индивидуальный номер, который присваивается объекту при осуществлении общегосударственного оценивания. Состоит из четырех групп цифр:
Процесс присвоения номера:
Обращение и документация подаются в кадастровый орган. По рассмотрении документации, объект ставится на учет, выдается кадастровый паспорт, в котором и будет прописан персональный номер. Так как продать землю государству по кадастровой стоимости – процесс достаточно сложный, то потребуется немало времени для его реализации.
Как продать землю государству по кадастровой стоимости?
Продать земельный участок государству по кадастровой стоимости можно, если оно заинтересовано в такой покупке. Однако, как показывает практика, государство не стремится покупать землю. Но если вам посчастливилось вызвать интерес своим участком у госорганов, то встает закономерный вопрос: как продать участок по кадастровой стоимости государству? Процедура продажи с участием государства будет несколько иной.
Так, вначале вы уведомляете местный орган о своем намерении. Это могут быть поселковый совет, горисполком, то есть орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Для продажи земли государству по кадастровой стоимости в самом оповещении надобно указать именно запрашиваемую сумму. Когда государство даст согласие, можете приступать к сбору необходимой документации. Нужно подготовить:
В договоре указывают следующую информацию:
Да. Можно. Но для расчета дохода налоговики вправе взять стоимость участка не ниже семидесяти процентов от кадастровой стоимости. Опасаться этого стоит, только если в пользовании участок находился менее пяти лет (в случае возмездного приобретения после 2016 года) во всех остальных случаях менее трех лет. если же вы владеете участком более этого срока, то для налоговой без разницы по какой цене вы его продаете, так как подоходный налог в этом случае не взимается.
Спасибо, я у Вас в долгу!
Добрый вечер. Можно, продавайте хоть за 1 рубль – Ваше право. Если владеете участком менее 5 лет, то будете платить налог не с суммы, указанной в Договоре, а с кадастровой стоимости.
Спасибо за объяснение!
Продажа земли ниже кадастровой стоимости теоретически возможна. Государство не ограничивает собственников в установлении цены при реализации собственного имущества, и сумму в договоре купли-продажи можно проставить любую. Но государство требует неукоснительного соблюдения некоторых правил, в том числе и уплаты налога на доходы физических лиц в полном объеме. Изменения в Налоговом кодексе, вступившие в силу с 2016 года, устанавливают минимальную сумму, облагаемую налогом, в 70% от кадастровой стоимости объекта. Если цена ниже данной отметки, то данная сделка может стать предметом налоговой проверки.
Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, то вы можете в судебном порядке ее оспорить.
No related posts.