Подача апелляционной жалобы в налоговый орган | Загранник

Подача апелляционной жалобы в налоговый орган

Когда налоговая инспекция принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в
привлечении к такой ответственности, это решение в общем случае вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения такого решения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Но налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящий
налоговый орган, тем самым отсрочив вступление в силу ранее вынесенного решения. Как
подать апелляционную жалобу в налоговую, расскажем в нашей консультации и приведем

образец составления такой жалобы.

Куда и в какие сроки подается апелляционная жалоба

Апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции подается в вышестоящий
налоговый орган. Но подать такую жалобу нужно через инспекцию, вынесшую решение.
И уже сама эта инспекция в течение 3 рабочих дней должна будет направить жалобу со
всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.l ст. 139.1 НК РФ).

Подать апелляционную жалобу можно лишь до дня вступления в силу обжалуемого
решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). То есть до истечения 1 месяца (п. 4 ст. 31, п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. 11 Приложения к Приказу ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ ):

  • или со дня непосредственного вручения решения;
  • или со дня отправки квитанции о приеме (при передаче решения по ТКС);
  • или со дня, следующего за днем размещения решения в личном кабинете налогоплательщика;
  • или с 6-го рабочего дня, следующего за днем отправки решения по почте.

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Апелляционная жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки,
должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня
получения такой жалобы. И в этот же срок должно быть вынесено решение по жалобе.
Руководитель (замруководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, может
продлить срок рассмотрения не более чем на 1 месяц при предоставлении организацией,
подавшей жалобу, дополнительных документов, или для получения от нижестоящей
инспекции документов (информации) (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение налоговой инспекции, обжалованное в апелляционном порядке и не отмененное вышестоящим налоговым органом, вступает в силу со дня принятия по жалобе решения вышестоящим налоговым органом. Такой порядок применяется даже к той части решения, которая вовсе не обжаловалось.

Если решение инспекции было отменено вышестоящим налоговым органом, то со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом должно применяться именно это, последнее решение.

А вот если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения, то решение нижестоящей налоговой инспекции вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения оставить жалобу без рассмотрения, но не ранее истечения месячного срока, который давался на обжалование (ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба в налоговую: образец

Форма и содержание апелляционной жалобы в налоговую инспекцию (образец будет
приведен ниже) предусмотрены ст. 139.2 НК РФ.

Так, жалоба подается в письменном виде и подписывается лицом, ее подавшим, или его
представителем.

Апелляционная жалоба может быть передана лично, направлена по почте с описью
вложения и уведомлением о вручении, направлена через ТКС или через личный кабинет
налогоплательщика.

В апелляционной жалобе нужно указать:

  • Ф.И.О. и место жительства физлица, подающего жалобу, или наименование и адрес
    организации, подающей жалобу;
  • предмет обжалования (акт налогового органа ненормативного характера, действия или
    бездействие его должностных лиц);
  • наименование налогового органа, чье решение обжалуется (или действия или
    бездействие должностных лиц которого обжалуются);
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе (на бумаге, в электронной форме через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Для оперативного рассмотрения жалобы в ней можно указать номера телефонов, факсов,
адреса электронной почты и иные сведения.

Читать дальше  Работа санитаркой в психиатрической больнице

Если жалоба подается представителем, к ней прилагается доверенность.

Также к жалобе можно приложить любые иные документы, которые бы подтверждали
доводы лица, подающего жалобу.

Приведем для апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган образец ее
составления.

Такая жалоба подается налогоплательщиком в ответ на решение налогового органа о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения.

Виды апелляционных жалоб

Статья 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и срок подачи апелляционной жалобы. На сегодня применяются три вида апелляционных жалоб.

В первую очередь оформляется предварительная апелляционная жалоба, позволяющая не пропустить сроки подачи жалобы.

Такой документ может содержать не все необходимые сведения, но он призван отсрочить процесс качественного сбора необходимых документов.

Вторым видом является основная жалоба, которая подается после сбора всех необходимых документов. Эта жалоба призвана добиться от налогового органа пересмотра решения по соответствующему делу о правонарушении.

Третий вид жалобы – дополнительная. Часто она содержит все сведения основной с небольшими дополнениями и подается непосредственно перед судом, если дело доходит до судебных разбирательств.

Порядок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба имеет такой же порядок подачи, как и любая из налоговых жалоб, указанная в статье 139 НК РФ. Жалоба подается в орган, который контролирует налоговую инспекцию, вынесшую решение об ответственности за правонарушение. Порядок подач жалобы выглядит следующим образом:

  • поступление жалобы в документационное отделение налоговой инспекции и получение резолюции руководителя в день поступления жалобы;
  • передача жалобы в подразделение досудебного налогового урегулирования (этот отдел рассматривает достоверность оснований жалобы, направляет документы в вышестоящие органы и готовит заключение по результатам налоговой проверки жалобных сведений);
  • если сведения подтверждаются, то налоговые органы в течение трех рабочих дней отправляют жалобу в вышестоящие налоговые органы в трехдневный срок (если сведения не подтверждаются, то налоговая инспекция также обязана уведомить об этом вышестоящее руководство);
  • подготавливается решение по результатам рассмотрения жалобы, которое отправляется налогоплательщику по адресу, указанному в жалобе.

Инспекция обязана отправить жалобу со всеми имеющимися приложениями. Это необходимо для правильной оценки текущей ситуации. В состав материалов должны быть включены сведения налоговой проверки.

Заключение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы должно быть строго унифицированным и содержать обоснованные выводы по каждому пункту жалобы.

Также налогоплательщик обязан на каждый довод указать ссылку на соответствующий приложенный документ.

Ответ на жалобу должен содержать ссылки на письма ФНС РФ, разъяснения Минфина и материалы юридической практики.

Решение по апелляционной жалобе должно содержать резолюцию руководителя и содержать копии документов, подтверждающих позицию налогового органа. Такое решение должно быть направлено в вышестоящую организацию в течение 5 рабочих дней.

Направление жалобы не считается основанием для оставления жалобы без рассмотрения.

Если жалоба отклонена или не рассмотрена ввиду недостаточности объяснений по объекту жалобы, то вышестоящие органы в течение трех рабочих дней возвращают жалобу налоговой инспекции с документами, объясняющими такое решение.

Также направляется дополнительный запрос на необходимые сведения и заключение по результатам проверки требований жалобы.

Сроки подачи апелляционной жалобы

В зависимости от объекта обжалования определяется срок подачи жалобы. Объектом обжалования в рамках рассматриваемой статьи является решение по результатам изучения материалов проверки.

Порядок реализации решений и вступления их в силу определяется результатами рассмотрения материалов и нормами статьи 101 НК РФ.

Срок вступления в силу решений по той или иной жалобе составляет 1 календарный месяц с момента вручения решения лицу, подавшему жалобу.

Если жалобу подавала консолидированная группа налогоплательщиков, то решение по жалобе вступает в силу по истечение 30 дней со дня получения решения ответственным участником группы.

Обжаловать ненормативные налоговые акты могут все те, кто считает свои права нарушенными, но в отношении консолидированных групп налогоплательщиков законодатель оговорил права участников отдельно.

Так, участники консолидированной группы могут обжаловать решения налогового органа, но только если участник группы привлечен к ответственности за налоговые правонарушения.

Обжалование решений оформляется как ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.

Пропущенный срок подачи апелляционной жалобы

Пропуск сроков подачи жалобы может произойти по различным причинам. Такой пропуск влечет за собой последствия отличные от последствий нарушения сроков по обычным видам жалоб.

Основным последствием является вступление решения налогового органа в силу без оповещения истца. При этом любые заинтересованные лица могут подать заявление на обжалование решения в сроки, установленные законодательством.

Жалоба на решения, вынесенные без участия истца, подается в вышестоящий налоговый орган.

Это правило становлении пунктом 1 статья 139 НК РФ. Если акт налоговой инспекции уже вступил в силу по временным рамкам, то заинтересованное лица теряет все права на судебное обжалование.

Читать дальше  Что значит обезличивание персональных данных

Несмотря на то, что решение может быть вынесено в любой день, в силу оно вступает только с момента получения его заинтересованным лицом. После вступления в силу решение обжаловано быть не может.

Если решение вынесено по совершенному правонарушению, то оно подлежит обжалованию только в суде. (согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ).

Уважительные причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы

Налоговое законодательство устанавливает список причин, которые считаются уважительными для пропуска сроков подачи:

  • серьезная болезнь, препятствующая тому, что лицо может рассмотреть решение;
  • командировка за рубеж;
  • военные действия;
  • обстоятельства непреодолимой силы: стихийные бедствия и т.д.

Болезнь и командировка могут быть признаны достаточными обстоятельствами при наличии соответствующих сведений, отражающих необходимость в отсрочке. При этом данные обстоятельства не являются уважительными в рамках работы с юридическими лицами.

Восстановление и продление срока подачи апелляционной жалобы

Некоторые пункты стать 139.3 НК РФ устанавливают, что существует запрет на восстановление пропущенных сроков апелляционных жалоб.

Запрет обоснован тем, что пропуск сроков апелляционной жалобы не является препятствием для обжалования данного ненормативного акта после вступления решения налогового органа в силу.

Вступление решения налогового органа связано и с прочими сроками, такими как сроки на направление требований об уплате налогов и сроки принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика.

При этом в НК существуют разногласия в том, что жалоба, поданная не в срок не подлежи рассмотрению, но пункт 4 статьи 139 НК РФ считает, что нарушение сроков не является основанием для оставления жалобы без рассмотрения.

Продление сроков подачи жалобы возможно, если налоговый орган сочтет обстоятельства, которые вызвали просрочку, достаточными. Также, срок продлевается, если налоговая проверка по результатам рассмотрения требований налогоплательщика затянулась. В остальных случаях продление срока подачи апелляционной жалобы невозможно.

Что не может быть обжаловано в апелляционном порядке

Результаты решений налоговых органов не могут быть обжалованы, если они касаются привлечения налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и привлечения за правонарушения, которые выносятся федеральными органами власти – уполномоченными в области налогов и сборов.

Таким образом, статья 139.1 НК РФ регулирует порядок и сроки подачи апелляционных жалоб. При составлении и подаче такой жалобы налогоплательщик обязан опираться и на действия статей 139-139.5 НК РФ.

Нарушение сроков подачи жалобы может привести к тому, что налогоплательщик не сможет оспорить несправедливо вынесенное решение в части наказания за налоговые правонарушения.

1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Ст. 139.1 НК РФ

В ст. 139.1 НК установлены сроки для обращения с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Читать дальше  Сколько платят на бирже труда по безработице

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по апелляционной жалобе и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.

Заключение по апелляционной жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем ФНС России, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).

Заключение по апелляционной жалобе нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

При подготовке заключения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

При подготовке проекта решения по апелляционной жалобе подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.

Заключение структурного подразделения налогового органа по апелляционной жалобе представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.

При наличии указанных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ обстоятельств для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения нижестоящим налоговым органом при направлении апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.

В случае если при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.

При получении вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы, подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о представлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

В случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении апелляционной жалобы нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, являющихся в соответствии с п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101, 101.4 НК РФ, с участием заявителя и вынести новое решение, предусмотренное п. 3 ст. 140 НК РФ.

В случае если по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение нижестоящего налогового органа отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, структурное подразделение налогового органа, составившее оспоренный акт, не позднее следующего рабочего дня с даты получения решения вышестоящего налогового органа уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа.

Вышеуказанное следует из положений п. 2 Письма ФНС России от 26 декабря 2013 г. N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector