Подотрасли и институты конституционного права | Загранник

Подотрасли и институты конституционного права

Существуют нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, а также регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные) и правоохранительные нормы конституционного права.

Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей):

  1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения «вето» главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).
  2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).
  3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.).
  4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.).
  5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).

Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации.

Разработки конституционалистов находят свое выражение на практике, в частности, в деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Большинство судей этих судов обладают учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук, являются профессорами и доцентами ведущих юридических вузов (факультетов).

Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права

Конституционное право РФ – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием "основы конституционного строя".

Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

Читать дальше  Рассматривает ли прокуратура анонимные жалобы

– императивного. Метод обязывания и запрещения.

– диспозитивного. Метод дозволения.

Нормы, институты и подотрасли конституционного права РФ.

Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъекта в конкретных конституционно-правовых отношениях.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Читать дальше  Сбербанк ипотека пакет документов на квартиру

Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Дата добавления: 2016-03-26 ; просмотров: 1757 | Нарушение авторских прав

1. Парламентское право (институты права законодатель­ной инициативы, чтений законопроекта, принятия за­кона одобрения закона, наложения «вето» главой госу­дарства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).

2. Судебное право (институты назначения судей, орга­нов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).

3. Избирательное право (институты избирательных ко­миссий, регистрации кандидата, предвыборной агита­ции, финансирования выборов, повторного голосова­ния и др.).

4. Муниципальное право (институты форм прямого во­леизъявления граждан, ответственности органов идолжностных лиц местного самоуправления, финан­сово-экономической основы местного самоуправле­ния идр.). 5. Ряд правовых институтов конституционного права, ко­торые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пере­смотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).

Норма права — это общеобязательное и охраняемое государством правило поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются:

Исходные нормы— отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

Нормы-начала— это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащи­еся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государ­ственной политики, и прежде всего в нормах-принципах.

Нормы-принципы это правовые нормы, выражающие и за­крепляющие принципы права, например, принцип равен­ства в ст. 19 Конституции РФ.

Определительно-установочные нормы это предписания, оп­ределяющие цели, задачи отдельных отраслей права, право­вых институтов, их предмет, формы и средства правового ре­гулирования.

Нормы-дефиниции— содержат определения’правовых катего­рий, понятий, например, хозяйственного преступления и на­казания в уголовном праве, трудового договора — в трудо­вом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его

Нормы-правила поведения— это нормы, непосредственно ре­гулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение.

Нормы-правила в свою очередь подразделяются на регуля­тивные и охранительные, а также общие и специальные.

2. По отраслевой принадлежности, предмету правового регули­рования нормы принято делить на нормы конституционно­го, административного, трудового и других отраслей права.

3. По методу правового регулирования правовые нормы при­нято разделять на:

Императивные нормы, строго обязательные, не допускающие

Диапозитивные, предписывающие варианты поведения, пре­доставляющие право выбора в пределах закона.

Рекомендательные нормы, которые устанавливают желатель­ные варианты поведения, что широко применяется при за­ключении гражданско-правовых актов, сделок.

4. По форме выражения предписания нормы принято делить на:

Управомочивающие нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действий;

Обязывающиенормы права закрепляют обязанность соверше­ния определенных действий субъектами права.

Запрещающиенормы права предписывают не совершать оп­ределенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливает­ся юридическая ответственность.

Структура нормы права— это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза— это часть правовой нормы, указывающая на усло­вия, при наличии которых действует данная правовая норма. Она может содержаться в названии нормы права, раздела источ­ника права и т. п.

Диспозиция — это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения (дозволения, обязывание, запреты).

Санкция — это часть нормы права, предусматривающая вид и меру наказания за несоблюдение диспозиции или поощрение за надлежащее поведение. Она может содержаться в другой правовой норме.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 54 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:

  1. C. 4.35. 13). – Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  2. I. Перегонка при обычном давлении
  3. I.2.1) Понятие права.
  4. I.2.3) Система римского права.
  5. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  6. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  7. I.4.1) Обычное право.
  8. II. Объем и сроки выполнения задач в рамках проекта
  9. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  10. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector