Понятие и признаки банкротства юридических лиц | Загранник

Понятие и признаки банкротства юридических лиц

Понятие и признаки банкротства

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;
  3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
  5. Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  6. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

  1. наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  2. неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  3. наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;
  4. официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

Читать дальше  Пятерочка продавец кассир отзывы сотрудников

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

  1. арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. наличие высшего образования;
  3. отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  4. наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;
  5. прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;
  6. сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;
  7. арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

  1. наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
  2. наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
  3. установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Правовое положение арбитражного управляющего

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

  • созывать собрание (комитет) кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;
  • привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;
  • созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;
  • получать вознаграждение и т. д.

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

  • принятие мер по защите должника;
  • анализ финансового состояния должника;
  • анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • рассмотрение заявленных требований кредиторов;
  • возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

  1. она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;
  2. члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  3. за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Какие признаки банкротства являются достаточными для признания несостоятельности предприятия? Об этом говорится в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Помимо официальных оснований существует еще множество неофициальных, по которым опытный руководитель может определить ухудшение финансового положения фирмы задолго до наступления кризисного периода. Что же означает термин банкротство и как можно его предотвратить – об этом пойдет речь далее.

Правовое понятие, признаки и субъекты банкротства

Признание юрлица банкротом подразумевает вынесение арбитражным судом соответствующего решения об абсолютной неплатежеспособности компании в удовлетворении кредиторских требований. В число обязательств входят как долги по заключенным сделкам, так и невозможность рассчитаться по налоговым платежам в бюджет и внебюджет государства. В процессе банкротства суд осуществляет ряд обязательных мероприятий, направленных на оценку реального положения дел в компании, оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности, максимально полное исполнение долговых расчетов.

Читать дальше  Сколько человек находится в розыске в россии

Главные признаки и критерии банкротства перечислены в стат. 3 № 127-ФЗ. При этом во внимание берется срок просрочки платежей, а также их совокупный объем. Если какое-либо из условий не соблюдается, предприятие не может быть признано неплатежеспособным.

Основные признаки банкротства:

  • Наличие долговой задолженности перед кредиторами на сумму свыше 300000 руб.
  • Минимальный срок неисполнения обязательств составляет 3 мес., включая расчеты с персоналом компании.

Инициировать признание несостоятельности вправе учредитель должника, его кредиторы, различные уполномоченные органы – социальные фонды, налоговая инспекция, органы суда или прокуратуры и т.д. Одновременно с заявлением в арбитраж предоставляются документальные и другие доказательства наличия просроченных долгов. После рассмотрения всех фактов суд выносит решение об отказе в возбуждении дела или о рассмотрении банкротства. В последнем случае начинается первая вспомогательная стадия – внешнего управления. Весь процесс занимает достаточно много времени. Кто принимает участие в деле?

К субъектам банкротства относятся:

  • Предприятие-должник – юрлицо, соответствующее нормам стат. 3 № 127-ФЗ, то есть неспособное в должной мере и полном объеме исполнить текущие обязательства перед кредиторами, включая персонал фирмы, партнеров, банки, налоговые органы, ФСС, ПФР и др.
  • Арбитражный суд – уполномоченный государством официальный орган, осуществляющий правосудие в предпринимательской экономической сфере.
  • Исполнительный орган должника – уполномоченный руководящий орган юрлица, осуществляющий управление хозобществом.
  • Уполномоченные госорганы – наделенные исполнительной властью госорганы федерального уровня (местного и/или регионального), уполномоченные государством РФ представлять в рассматриваемом деле о несостоятельности должника накопленные требования по оплате различных обязательных налоговых платежей, включая страховые сборы. Это, в первую очередь, территориальные подразделения ИФНС, ФСС и ПФР.
  • Конкурсные кредиторы – участвующие в деле о неплатежеспособности кредиторы, перед которыми должник имеет неисполненные расчеты по обязательствам. Исключение – уполномоченные госорганы; физлица, перед которыми имеются долги согласно требованиям стат. 2 № 127-ФЗ; учредители компании-должника; авторское вознаграждение, выплачиваемое гражданам за продукты интеллектуальной деятельности.
  • Кредиторы – физические и юридические лица, перед которыми фирма-должник имеет неисполненные обязательства.
  • Независимый арбитражный управляющий – уполномоченный рядом функций гражданин РФ, кандидатура которого утверждается арбитражем для участия в деле о банкротстве. Обязательным для такого лица является участие в СРО (саморегулируемая организация).
  • Для каждой из стадий признания неплатежеспособности существуют различные категории управляющих:
    1. Временный – этот управляющий утверждается арбитражем в целях осуществления мероприятий в ходе внешнего управления.
    2. Административный – уполномоченное лицо для выполнения финансовой санации, то есть оздоровления компании-должника.
    3. Внешний – такой управляющий утверждается в целях осуществления внешнего управления, а также прочих, обязательных по № 127-ФЗ, функций.
    4. Конкурсный – уполномоченный арбитражем эксперт проводит последний этап в деле о несостоятельности, а именно распродажу активов на открытых торгах – конкурсное производство.
    5. Контрольные органы – надзорный федеральный орган за работой СРО управляющих.
    6. Регулирующие органы – исполнительный федеральный орган, ответственный за нормативно-правовое регулирование сферы банкротства в РФ.

    Обратите внимание! Как становится понятно, для юридических лиц главным признаком банкротства является просрочка погашения обязательств на срок более 3 мес. и сумму свыше 300000 руб. Но оценка и анализ финансовых показателей работы предприятия позволяет выявить ряд косвенных факторов, по которым заблаговременно можно сделать вывод о грядущих неприятностях для бизнеса. О чем речь? Подробные ответы на этот вопрос вы найдете в следующей главе.

    Формальные и неформальные признаки банкротства

    Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

    Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

    Формальные признаки неплатежеспособности:

    • Совокупная сумма просроченной задолженности превышает 300000 руб. – при этом учитываются обязательства за приобретенные товары (услуги или работы), но не оплаченные; полученные компанией кредиты и займы с процентными начислениями; долги перед персоналом компании, включая зарплату, отпускные, больничные, пособия, компенсации, надбавки и пр.; обязательства перед учредителями фирмы; долги по налоговым платежам. Не входят в неисполненные обязательства суммы штрафных санкций, пени, неустойки, проценты за просрочку исполнения расчетов – размер подобных требований устанавливает суд.
    • Фактический срок неисполнения требований превышает 3 мес. – если продолжительность периода меньше, можно говорить об относительной неплатежеспособности, чего недостаточно для официального инициирования процедуры банкротства. Заявление на признание несостоятельности можно подавать только при наличии признаков абсолютного банкротства, поскольку в ином случае предприятие еще сохраняет шансы на самостоятельное восстановление платежеспособности и возврата бизнеса к нормальному функционированию.

    Неформальные признаки неплатежеспособности:

    • Документарные – в эту группу входят признаки, которые отражаются в различных документах организации. Так, о предбанкротном состоянии юрлица может свидетельствовать нарушение сроков представления документации и низкое качество ее составления.
    • Финансовые – сигналом понижения платежеспособности выступает резкое изменение стоимостных показателей статей баланса – в активе и/или пассиве. Это, к примеру, понижение или высокий рост величины ликвидных активов; скачок в сторону уменьшения/увеличения МПЗ компании, неоднократное падение прибыли. Также признаком банкротства является увеличение дебиторской задолженности, что свидетельствует о непродуманной политике кредитования покупателей предприятия, которая повышает риски невозврата долгов за уже реализованную продукцию. Еще один повод для беспокойства – рост невыплаченной зарплаты персоналу, наличие непогашенных обязательств по налогам, страховым взносам и прочим обязательным государственным сборам.
    • Управленческие – подобные признаки не имеют выраженную денежную оценку, но напрямую оказывают влияние на руководство деятельностью предприятия, а значит, могут привести к неплатежеспособности при низкой эффективности менеджмента. Среди указанных факторов – необоснованная централизация функций у отдельных лиц или, наоборот, излишнее расфокусирование полномочий; многократное безрезультатное решение одних и тех же проблем; неоправданное внедрение нововведений; неразумная ценовая политика; сомнительные реорганизационные мероприятия; выход на «черные» рынки и т.д.

    Вывод – если законодательные признаки несостоятельности играют основополагающую роль при принятии официального решения об инициировании банкротства предприятий, то косвенные основания важны, прежде всего, для владельцев бизнеса. Опасность представляет не только резкое изменение в финансовых показателях деятельности фирмы, но и низкоквалифицированное управление фирмой, которое может привести к массовому «оттоку» клиентов и, следовательно, резкому ухудшению позиции предприятия на рынке, что чревато последующим банкротством.

    bankrotstvo.jpg

    Похожие публикации

    Деятельность субъектов предпринимательства неизбежно связана с финансовыми рисками и кризисными периодами. И нередко для объективной оценки рисков, быстрой стабилизации экономики предприятия, собственники прибегают к процедуре банкротства.

    Читать дальше  Ответственность за вторжение в частную жизнь

    Что же такое банкротство, каковы его признаки, и какие задачи призваны решать процедуры банкротства? Попробуем разобраться в этом в нашей статье.

    Банкротство: понятие и признаки

    Законодательный регулятор

    Понятие, признаки, а также процедуру банкротства регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (ред. от 01.07.2018 г.). Основные понятия, связанные с банкротством, установлены нормами ст.2 вышеуказанного закона.

    Кроме того, в вопросах практики применения закона о банкротстве следует учитывать Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29.

    Банкротство: понятие, признаки, процедуры

    Банкротство – это установленный и зафиксированный арбитражным судом факт неспособности должника полностью удовлетворить законные требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате зарплат и выходных пособий работникам, по исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.).

    Процедура банкротства включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых в отношении должника, и направленных:

    • на объективную оценку его производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения;
    • на подтверждение факта несостоятельности (банкротства);
    • на определение мер, способствующих улучшению экономического положения должника;
    • на исполнение финансовых обязательств перед каждым из кредиторов, бюджетом и внебюджетными фондами.

    Признаки банкротства

    Арбитражный суд выносит решение об объявлении должника банкротом, при условии наличия признаков банкротства, установленных законом № 127-ФЗ. К таковым относятся:

    • наличие требований к должнику в общей сумме:
    • для гражданина (в т.ч. ИП) – не менее 500 000 рублей,
    • для юридических лиц – от 300 000 рублей;
    • неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме финансовые претензии кредиторов;
    • документально подтвержденный факт превышения суммы обязательств, взятых на себя должником, над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    Согласно положениям закона, суд может признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Не может быть установлено банкротство в отношении:

    • казенных учреждений и предприятий;
    • религиозных организаций;
    • политических партий.

    Виды банкротства

    В зависимости от вида должника закон различает банкротство юрлиц, банкротство ИП и банкротство физлиц, не являющихся ИП (ст. 2 закона № 127-ФЗ).

    Кроме того, в соответствии с характерными особенностями, можно выделить такие виды банкротства:

    Реальное – характеризуется действительной неспособностью должника погасить свои долги и восстановить платежеспособность. Нередко конечным результатом такого банкротства становится ликвидация предприятия-должника.

    Временное (условное) – тоже характеризуется неплатежеспособностью должника, но долги при этом можно погасить за счет имеющихся активов (как правило, при антикризисном управлении такой вид банкротства не приводит к ликвидации).

    Преднамеренное (умышленное) – характеризуется преднамеренным созданием должником (руководителем, ИП) ситуации, в которой возникает состояние неплатежеспособности.

    Фиктивное – характеризуется ложным объявлением должника о своей финансовой несостоятельности, целью которого является введение в заблуждение кредиторов, получение от займодателей льгот по погашению финансовых обязательств, либо погашению кредитных обязательств неконкурентоспособной продукцией.

    Преднамеренное и фиктивное банкротство влечет административное наказание по ст. 14.12 КоАП РФ (штраф или дисквалификация), а при наличии крупного ущерба – уголовное по ст. 196, 197 УК РФ (от штрафа до лишения свободы).

    Процедура банкротства и этапы ее проведения

    Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:

    Наблюдение (ст. 62-75 закона № 127-ФЗ):

    • процедуру наблюдения проводит арбитражный управляющий, назначенный решением суда, который осуществляет общее руководство, взаимодействует с кредиторами и отвечает за сохранность имущества должника,
    • с момента начала процедуры наблюдения приостанавливаются операции по взысканию с должника всех видов обязательств и выплат дивидендов,
    • на данном этапе арбитражный управляющий проводит анализ и дает комплексную оценку деятельности должника, проводится первое собрание кредиторов.

    Финансовое оздоровление (ст. 76-92 закона № 127-ФЗ):

    • решение о проведении данного этапа в процедуре банкротства принимает суд в случаях, если у должника есть ресурсы для восстановления платежеспособности,
    • на этом этапе должник полностью отстраняется от полномочий по управлению бизнесом, а его функции принимает на себя арбитражный управляющий,
    • этап финансового оздоровления предполагает привлечение внешних финансовых потоков, и предусматривает временную отмену выплат по обязательствам, усиление мер по обеспечению сохранности имущества должника, выполнение мероприятий по финансовой стабилизации и согласование с кредиторами итогов их выполнения.

    Внешнее управление (ст. 93-123 закона № 127-ФЗ):

    • является продолжением этапа финансового оздоровления,
    • вводится отдельным решением суда, осуществляется назначенным внешним управляющим,
    • предполагает проведение таких мероприятий, как распоряжение от имени должника активами, заключение и расторжение договорных обязательств, предоставление отчетов собранию кредиторов, и проч.,
    • продолжительность внешнего управления определяет суд, она исчисляется в совокупности с продолжительностью этапа финансового оздоровления. Общая продолжительность этих этапов не может превышать 24 месяцев.

    Конкурсное производство (ст. 124-149 закона № 127-ФЗ):

    • этап удовлетворения финансовых требований кредиторов посредством выставления ликвидных активов должника на открытые торги,
    • из средств, полученных от ликвидации активов, погашаются обязательства должника согласно очередности, установленной нормами закона о банкротстве. Закон устанавливает следующую очередность:
    • внеочередные долги – судебные издержки, погашение текущих общехозяйственных расходов, оплата услуг арбитражного управляющего и т.д.,
    • долги 1-й очереди – компенсации за причинение вреда жизни и здоровью физическим лицам,
    • долги 2-й очереди – заработная плата персонала, выходные пособия, авторские вознаграждения,
    • долги 3-й очереди – обязательства перед остальными кредиторами.

    Мировое соглашение (ст. 150-167 закона № 127-ФЗ):

    • данный этап является завершающим в процедуре банкротства и может наступать как после прохождения всех ее этапов, так и быть введенным в любой момент процедуры,
    • вводится при достижении соглашений по финансовым обязательствам, путем подписании мирового соглашения, которое должно содержать информацию о договоренностях между должником и кредиторами, реструктуризации долговых обязательств, их списании или сроках погашения.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector