Содержание
Военнослужащие, как и все граждане страны, имеют конституционное право на пенсионную поддержку со стороны государства.
Законодательно предусмотрено несколько типов военной пенсии в зависимости от причин завершения службы, включая выплаты членам семьи защитника Родины в случае его гибели.
Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.
Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.
В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.
В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.
Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы.
Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным. При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.
Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.
Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:
В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.
Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.
Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%.
Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.
Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки. Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.
Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.
Основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Одной из главных особенностей современного пенсионного законодательства в части военных пенсий является применение понижающего коэффициента, значительно уменьшающего размер пенсионных выплат по отношению к исходному денежному довольствию военнослужащего. Несмотря на то что с 2012 г. данный коэффициент повышался с опережением запланированного темпа и достиг почти 75% к началу 2017-го, Правительством РФ уже одобрен законопроект, сохраняющий его в текущем году на уровне предыдущего. Тем не менее, возможность возобновления роста коэффициента проектом закона не отрицается.
Другим важным новшеством в системе пенсионного обеспечения военнослужащих могут стать поправки в закон № 4468-1, направленные на повышение 20-летней выслуги для назначения пенсии до 25 лет. И, хотя на начало 2018 г. такие правки внесены еще не были, их одобрение соответствующими органами возможно в ближайшее время. Официальных подробностей о содержании правок и схеме перехода на новый порядок пенсионной поддержки военнослужащих его авторы пока не опубликовали.
Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г. общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.
Сокращение материального обеспечения военных пенсионеров
Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов.
Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.
Пенсионная система России полна неясностей и противоречий. Тем не менее претендовать на заслуженную финансовую поддержку может любой гражданин страны, посвятивший труду на ее благо многие годы, а знание принципов и закономерностей функционирования этой системы поможет максимально быстро и эффективно добиться предусмотренных законом денежных выплат.
Видео про обеспечение жильем военнослужащих:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).
Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.
Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:
–>
При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.
Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.
С учетом того, что ожидания получать более высокую пенсию в прошлом году не оправдалось, теперь все внимание нацелено на 2019 год: в начале 2018 года стало известно, что с 1 октября 2019 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 6,3%.
Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.
Различия между пенсионными выплатами «гражданским» и тем, кто служит в Вооруженных силах Российской Федерации, начинаются с терминологии — выслуга лет вместо страхового стажа, суммы денежного довольствия вместо окладов. Затем можно проследить разный подход к исчислению пенсии — у военнослужащих вместо формул, как это делается при расчете страховой пенсии, используются фиксированные проценты.
Но, пожалуй, главное отличие заключается в том, что пенсионные выплаты военным проходят по линии Министерства обороны, МВД, ФСБ или ФСИН, а значит, — есть определенные различия в том числе и в условиях и порядке назначения пенсии.
Текущее законодательство разделяет, фактически, две категории граждан, служивших (или служащих) в Вооруженных силах и имеющих право на получение пенсии. Описываются данные категории в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 , а также в статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ:
В зависимости от принадлежности к той или иной категории граждане будут получать или военную пенсию (в первом случае), или государственную (во втором).
Как уже было сказано выше, назначение данного рода выплат для граждан, служащих по контракту, осуществляется Министерством обороны, МВД ФСИН или ФСБ согласно действующему законодательству, применяемому для органов социальной защиты. Пенсионное обеспечение призывников, получивших инвалидность, осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Как и во всех остальных вариантах, в случае с военными пенсиями обращение за назначением в пенсионные органы по факту приобретения на нее прав. Правом может служить выслуга лет (достаточное количество лет на службе в Вооруженных силах), установление инвалидности (по причине военной травмы либо из-за заболевания, полученного во время службы) или потери кормильца, который являлся военнослужащим.
Исходя из статей 13, 19 и 28 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, можно составить таблицу с условиями обращения за назначением выплат.
Вид пенсии | Когда обращаться за назначением |
---|---|
За выслугу лет | Выслуга более 20 лет, либо общий трудовой стаж более 25 лет, включая 12.5 лет службы в Вооруженных силах |
По инвалидности | Установление инвалидности I, II или III группы органами медико-социальной экспертизы |
По случаю потери кормильца | По факту смерти военнослужащего, имеющего нетрудоспособных иждивенцев |
Для оформления пенсии граждане, проходящие военную службу должны обратиться в пенсионные органы Министерств или Федеральных служб, где проходила служба гражданина, либо в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства — в зависимости обстоятельств, дающих право на данную выплату.
В случае получения именно военной пенсии (не для призывников, ставших инвалидами) важно встать на учет в военкомат по месту жительства, предоставив соответствующие документы.
Здесь описан основной вариант, пакет документов может меняться в зависимости от обстоятельств:
После того, как гражданин встал на учет в военном комиссариате, он может подавать в пенсионный отдел данного учреждения документы на назначение пенсии.
Для того, чтобы получить назначение военной пенсии, военнослужащий (или члены его семьи) должен предоставить в 2019 году в пенсионное отделение следующие документы:
Очень важным понятием при установлении пенсионных выплат, вне зависимости от того, государственная ли это пенсия, страховая или военная, является день обращения за выплатой. В общем случае — днем обращения является дата подачи заявления о назначении пенсии в пенсионный орган вместе с необходимым пакетом документов.
Если гражданин предоставил не все, что необходимо, у него есть три месяца со дня обращения для передачи полного комплекта документов. В этом случае назначение будет происходить с момента обращения. Если заявитель не успел в этот срок, то пенсия будет назначена с момента предоставления всех требуемых документов.
Само заявление рассматривается пенсионными органами в течение 10 дней со дня обращения, либо с момента предоставления полного пакета документов.
Статьей 53 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 регулируются сроки назначения пенсии:
Если гражданин несвоевременно обратился за пенсией, то за прошлое время она будет назначена с момента возникновения на нее права, но не более, чем за 12 месяцев со дня обращения.
Граждане, которым назначены пенсионные выплаты по линии Минобороны РФ, МВД и др. структур, получают их следующими способами:
Законодательством предусмотрена возможность получения пенсии третьим лицом в случае, если на его имя оформлена соответствующая доверенность от гражданина, получающего выплату.
Существуют различия в периодах, в которые будет выплачиваться военная пенсия, в зависимости от вида выплаты:
Никакие дополнительные доходы, в том числе и доходы от предпринимательской деятельности, не отнимают права на получение пенсии, за исключением надбавок, предусмотренных неработающим пенсионерам.
Если пенсионер умер, то суммы недополученной пенсии будут выплачены членам его семьи. Однако есть два варианта, определенные статьей 63 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и указывающие, каким именно образом это произойдет:
Бывают случаи, когда гражданин, проходивший военную службу получает возможность назначения нескольких пенсий одновременно. Например, после увольнения со службы пенсионер идет работать «на гражданке» — в этом случае через определенное время он сможет претендовать на страховую пенсию по старости.
Статья 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 предусматривает возможность выбора вида пенсии для военнослужащих и членов их семей в случае, если они имеют право на несколько пенсий одновременно. В этом случае им назначается одна выплата исходя из их выбора.
В той же статье 7 вышеупомянутого закона описаны случаи, когда граждане могут получать две пенсии одновременно:
Обратите внимание, что страховой стаж, который был использован для расчета совокупного стажа при оформлении выплат за выслугу лет, не может быть применен при назначении страховой пенсии.
Как можно заметить, порядок выплат у гражданских (страховых, социальных) пенсий и у военных — во многом схожи. Перечисление средств на банковские счета Сбербанка или через отделения Почты России — наиболее очевидные примеры такого сходства.
Стоит отметить общее для всех видов пенсионных выплат понятие дня обращения и то, что назначение пенсии происходит через органы, в которых проходил службу гражданин, а не через Пенсионный фонд России.
Однако, разумеется, есть отличия в самом порядке исчисления и в предоставляемых документах. У военных или у членов их семей обязательно фигурируют следующие документы:
В остальном же — оформление и выплата пенсий военнослужащим мало чем отличаются друг от друга.
Здравствуйте! Я являюсь получателем военной пенсии по инвалидности. Так получается, что у меня не будет возможности получать выплаты, т.к. обострилось заболевание и мне несколько месяцев нужно будет проходить обследование в стационаре. Однако, жить-то на что-то надо: пенсия — мой единственный источник дохода. Что мне делать в этом случае?
В первую очередь — не беспокойтесь. Деньги никуда не уйдут — если они будут не востребованы даже в течение 3 лет, то согласно статье 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 они сохранятся на прикрепленном счете. Во-вторых, если денежный вопрос стоит действительно остро, Вам необходимо дать доверенность третьему лицу. В этом случае Ваша пенсия может быть получена не только Вами, но и, например, Вашим хорошим другом или родственником — для этого он должен обратиться в Сбербанк или в почтовое отделение и предъявить свой паспорт, доверенность и копию Вашего паспорта вместе с реквизитами счета. Ну и, соответственно, после этого он передаст деньги Вам.
Мне скоро выходить на военную пенсию по выслуге лет. Я уже прослужил в Вооруженных силах Российской федерации 13 лет, а до службы по контракту я работал то охранником, то контролером в общей сложности около 16 лет. Скажите, пожалуйста, имеет ли смысл выходить на пенсию сейчас? Силы у меня еще есть, но волнует вопрос рентабельности — я слышал, что есть возможность получения пенсии по старости даже наряду с выплатами по выслуге лет.
Разумеется, решение о том, выходить на пенсию в данный момент или нет, принимать Вам. Однако, если говорить о рентабельности — то в Вашем случае Вы имеете право на получение военной пенсии по линии Министерства обороны по совокупному трудовому стажу 25 лет (у Вас — 29) на основании пункта б статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Однако, если Вы не собираетесь увольняться и хотите служить дальше — у Вас будет возможность дойти до 20 лет выслуги — в этом случае Вы сможете получать и страховую пенсию по старости (при условии, что Вы будете подходить количеству пенсионных баллов и возрасту), и выплату за выслугу лет.
Я прослужил в СА по контракту прапорщиком 13 лет и 25 работал на гражданке. Могу ли я оформить военную пенсию с учётом гражданского стажа?
Уволен из МО по состоянию здоровья в 1992 г. в возрасте 35 лет с военной выслугой 16,5 лет. Сейчас гражданский стаж 18 лет. Имею ли я право на военную пенсию по ст. 13 пункт «б»? Спасибо за ответ.
Здравствуйте! В октябре 2017 года был переведён из МЧС РФ в Федеральную службу войск национальной гвардии, сначала в распоряжение Директора ФС ВНГ РФ, далее Командующего округа ФС ВНГ РФ. В декабре 2018 года из распоряжения Командующего округа был уволен из войск национальной гвардии. Вопрос: кто должен поставить на пенсионное обеспечение? Пенсионный отдел МВД отказывается ставить, объясняя тем, что на должности не стоял в ВНГ РФ. Пенсионный отдел военкомата также отказывается, объясняя тем, что уволен был приказом Директора ФС ВНГ РФ. Выслуга 27 календарных лет и 35 льготных.
No related posts.