Содержание
Автотранспортные средства на дорогах — предмет повышенной опасности. Чтобы снизить возможные аварийные ситуации, водитель обязан быть грамотно обучен и иметь показатели здорового человека. Для этого необходимо получить водительское удостоверение и пройти по новым правилам медкомиссию.
Рассмотрим более подробно, что надо для получения водительского удостоверения и какие документы нужны для прохождения водительской медкомиссии.
Обязательное медосвидетельствование водителей, закреплено в Приказе Минздрава РФ 15.06.15 N 344н. Документ заверяет соответствие водителя на профпригодность и отсутствие врачебных противопоказаний к вождению.
Результаты прохождения медкомиссии передаются в ГИБДД, где изучив данные, подтверждаются или опровергаются возможности выдачи ВУ или замены водительских прав.
Данную процедуру гражданин может пройти в независимости от места его регистрации в любом регионе. Учреждения, имеющие право на профильные осмотры, — это государственные, муниципальные, частные медицинские центры.
Для добывания заключения от нарколога и психиатра потребуется постоянная или временная регистрация в месте прохождения медицинского освидетельствования.
Кандидаты на вождение получают медицинский бланк однократно при выдаче им прав. При личном владении любого ТС новичкам необходима водительская медкомиссия раз в десятилетие. Осмотры для шоферов в случаях возврата ВУ и при выявлении противопоказаний проводятся при необходимости.
Кроме замены прав раз в десятилетие, шоферы-профессионалы проходят врачей:
Согласно ФЗ No 196 ст 23 п.1. Об обеспечении безопасности движения, комиссия создается:
В 2019 г. порядок не изменяется для клиник. Теперь применяются облегченные условия для граждан. Сейчас медкомиссия для замены водительского удостоверения не превышает 1-2 дней.
Для продления водительских прав нужно иметь на руках необходимые документы:
В документе нового образца уменьшилось количество специалистов для осмотра. Это относится к водителям легковушек и мотоциклистов. Для них, чтобы пройти медкомиссию на водительские права, нет необходимости идти к отоларингологу, хирургу и неврологу. ЭЭГ головного мозга и вердикт невролога нужны при веской причине. Таким водителям достаточно осмотра терапевта, офтальмолога, врачей нарколога и психиатра.
Для лиц, оформляющих категорию С и выше следует обратиться к:
Выдача невозможна при отсутствии полного пакета документов, прописки или недавно перенесенных сложных операций. Также терапевт не выдаст справку, если гражданин отказывается пройти даже одного из врачей. Непригодность врачи выносят на основании Постановления Правительства РФ No 1604 от 29.12.14 г. Это:
На практике существует выдача бланков, где специально помечаются основные ограничения на управление метками в ВУ. Например, при плохом зрении, допускается степень дальнозоркости и близорукости не более 8 диоптрий. А также разрешено управление ТС только с очками и линзами.
Отсутствие слуха не ограничивает права на вождение, но только для категорий А и В. Для глухонемых граждан делается специальная пометка в правах.
Для людей с ампутированными ногами возможно вождение с ручным управлением, а при отсутствии верхних конечностей – с автоматической коробкой передач. Для эпилептиков есть исключения, когда они могут садиться за руль после операционного лечения.
Пункт 12 Приказа Минздрава четко обозначает срок действия справки. Обновленный бланк годен в срок до 12 месяцев с момента выдачи.
При отметке в ВУ об обязательном наличии справки ее нужно иметь с собой.
Нет и постановления о штрафных санкциях при просроченном документе. Однако, при аварии по вашей вине, когда во время расследования обнаруживается просрочка медсправки, виновник может понести штраф в виде административного наказания. Ст.12.7 ч.1 КоАП разъясняет – штраф налагается от 5000 до 15000 р.
Надеемся, наша статья помогла узнать, что нужно для прохождения водительской медкомиссии. Благодаря нововведениям значительно сокращается процедура прохождения медкомиссии для получения водительских прав.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.
Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.
Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
Рассмотрим данные положения подробнее.
Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?
Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:
Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.
Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.
Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.
Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.
Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:
В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.
Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.
Также в помещении должны находиться:
При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.
Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.
Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?
Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.
Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.
Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:
За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:
Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:
Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.
Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.
Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.
Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.
Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.
При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.
«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?
Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.
Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.
В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, в каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:
Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.
Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:
Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, — одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.
Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.
Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.
Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.
Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.
Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.
11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015 , касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:
Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением срока их действия, а также при их возврате после лишения права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и при смене фамилии. С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.
Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:
Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (электроэнцефалографии). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.
Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.
При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.
Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.
Нарколог имеет право назначить проведение анализа мочи/крови водителя, чтобы исключить хронический алкоголизм и факт употребления наркотиков. А если психиатр обнаружит признаки заболеваний, при которых противопоказано управление ТС, он может инициировать психиатрическое освидетельствование.
Многие водители уже на себе испытали преимущества «облегченного» прохождения освидетельствования. По их оценкам, медкомиссия для ГИБДД и ГАИ нового образца со всеми специалистами в 2019 году обходится примерно в 1500 – 3000 рублей в государственных поликлиниках и до 5 тыс. рублей – в частных. Если прежде посещение всех специалистов занимало несколько рабочих дней, то сегодня можно уложиться всего в один.
Итог прохождения комиссии — выдача справки по форме 003-В/у с медицинским заключением о его пригодности к управлению транспортным средством указанной категории.
Водители автомобилей обычно проходят следующие виды осмотров:
Частота прохождения комиссии напрямую зависит от вида требуемого осмотра.
Вид осмотра | Периодичность |
---|---|
Медицинское освидетельствование кандидатов в водители ТС | Однократно при получении ВУ |
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с заменой удостоверения | Каждые 10 лет |
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с возвратом прав | При необходимости |
Внеочередное медицинское освидетельствование водителей, при проведении периодического медосмотра которых выявлены признаки заболеваний, являющихся противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС | При необходимости |
Предварительный медосмотр | При трудоустройстве на должность водителя |
Периодический медосмотр | 1 раз в 2 года |
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей-профессионалов | Регулярно |
Ежегодный медосмотр водителей проводится, лишь если человек:
Медицинская справка по образцу 003-В/У действительна в течении 12 месяцев, с момента ее выдачи. Ее обладатель вправе обращаться с ней в ГИБДД вплоть до самого последнего дня, входящего в этот срок.
Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.
Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.
В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.
В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).
Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:
Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.
No related posts.