Содержание
Согласно нормам ФЗ-44, государственные заказчики обязаны проводить аукционы в электронной форме, если закупаемые товары, услуги или работы включены в специальный аукционный перечень.
Электронный аукцион пользуется широкой популярностью среди заказчиков при организации закупок. Он позволяет провести торги со здоровым уровнем конкуренции и достаточно прост в процессуальном плане.
Электронный аукцион является разновидностью открытой закупочной процедуры, при которой сведения о ее проведении размещается в свободном доступе в ЕИС. При ее проведении заказчик должен соблюдать весьма жесткие временные рамки, в остальном данная форма закупки не предполагает серьезных ограничений.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Под электронным аукционом понимаются торги, которые проводятся в электронном виде на специализированных торговых площадках, побеждает на которых лицо, предложившее наименьшую цену контракта.
В этот перечень входят сельхозпродукция, рыба, нефть и уголь, руда, пищевые продукты, одежда, текстиль, табак, кожа, уголь, металлы, автотранспорт, компьютеры, услуги по ремонту автотранспортных средств, услуги сухопутного транспорта, водного транспорта, почтовой связи, курьерские услуги, телекоммуникационные и финансовые, услуги по дезинфекции, ремонту помещений, чистке печей и пр.
Порядок проведения аукциона и перечень законодательных требований к нему прописан в ФЗ-44 ст. 59-71.
Также аукцион проводится в отношении товаров, включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ (согласно ч. 2 ст. 59).
Заказчик вправе провести открытый аукцион при отсутствии необходимости оценки предложений участников с точки зрения их квалификации, опыта и прочих неценовых параметров (при необходимости их учета проводится конкурс). Закупка аукционным методом проводится и при отсутствии возможности закупки у единственного поставщика или через запрос котировок.
ФЗ-44 не содержит указание на виды электронных аукционов. Так, такое понятие, как многолотовый аукцион, при проведении государственных закупок не применяется (он действует при закупках по 221-ФЗ). Во многом это связано с тем, что технически провести процедуру госзакупки с несколькими лотами на электронной торговой площадке невозможно.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
С точки зрения сроков, которые отводятся на проведение госзакупки, различают:
Отличием конкурса от аукциона является то, что в последнем случае победитель определяется только по ценовым критериям. Им становится тот участник торгов, который предложил наименьшую стоимость, если аукцион был на понижение.
Но ФЗ-44 содержит некоторые особенности. Так, если в ходе торгов цена контракта достигла 0,5% от НМЦК, то тип аукциона изменяется с понижения на повышение. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену.
Если два участника предложили одинаковую цену, то побеждает участник, который сделал предложение раньше.
При этом недостатками аукциона по сравнению с конкурсом является то, что он не позволяет учесть целый ряд факторов при выборе победителя.
Перед проведением аукциона заказчику следует определиться с площадкой. Согласно приказу Минэкономразвития, аукционы должны проводиться на специализированных электронных торговых площадках.
Сегодня для государственных закупок используются следующие сайты:
На предварительном этапе участнику следует подготовиться к электронному аукциону: сформировать комиссию, утвердить положение о ее работе и привлечь экспертов при необходимости. Также заказчику необходимо разработать и утвердить документацию об электронном аукционе. В число таких документов входят:
Извещение о проведении аукциона и состав документации должны быть размещены в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
Извещение о проведении аукциона должно содержать установленный перечень сведений:
Техническая информация по электронному аукциону должна содержать такую информацию:
Также заказчиком публикуется информационная карта. Это сводная таблица по закупке, которая содержит весь спектр важнейшей информации.
Для того чтобы принять участие в процедуре электронных торгов, потенциальные поставщики должны получить аккредитацию на выбранной заказчиком электронной торговой площадке. Данная процедура весьма несложная: поставщику достаточно предоставить запрашиваемые документы и после проверки ему предоставят доступ к площадке. Обычно данная процедура занимает не более 5 рабочих дней.
Оператор вправе отказать участнику в аккредитации, если он не предоставил необходимые документы и сведения, или он является оффшорной компанией.
Если аккредитация пройдена, то нужно учесть, что она имеет ограниченный срок действия: не более 3 лет. За три месяца до окончания аккредитации оператор электронной площадки обязан сообщить об этом участнику.
Если все формальности соблюдены, то участник может подобрать интересный для себя заказ и ознакомиться с аукционной документацией. Для участия в торгах участник должен внести определенное обеспечение на свой лицевой счет в электронной площадке. Эта сумма будет заблокирована на весь период участия в электронном аукционе. Размер обеспечения зависит от суммы контракта:
Затем участнику торгов следует подготовить и отправить заявку на участие оператору площадки. Она должна состоять за двух частей.
Перед участием в аукционе участника должны оценить на соответствие требованиям.
В конкурсной документации заказчик должен прописать перечень требований, которые предъявляются к участнику закупки. Так, в государственных закупках могут принимать участие лица независимо от формы собственности (это может быть как ООО, так и индивидуальный предприниматель), а также от происхождения капитала (это может быть участник с российским или иностранным капиталом).
Также в перечень требований к участникам аукциона входят:
Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ подаваемая заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей. При этом обе части заявок передаются оператору площадки одновременно, но заказчику эти сведения поступают поэтапно.
Первая часть достаточно часто именуется «Форма №2». Она зависит от предмета заключаемого контракта, а также от наличия в электронной документации товарного знака и прочих атрибутов (в частности, указание на патенты, промышленные образцы, фирменное наименование и пр.).
Вторая часть заявки на участие в аукционе является более стандартизированной и должна содержать указание на такую информацию:
Также к заявке должны прилагаться определенные документы, которые включают в свой перечень:
Стоит отметить, что в ч. 3 ст. 66 44-ФЗ указывается на недопустимость запроса иных не указанных в законе документов.
В течение часа после ее поступления оператор электронной площадки должен присвоить заявке порядковый номер и подтвердить факт ее получения участнику. Также оператор вправе вернуть поступившую заявку участнику, если она не соответствует установленным требованиям по ч. 2 ст. 60 44-ФЗ.
В числе причин возврата поступившей заявки: участник подал 2 и более заявки, они были получены после отведенных для этого сроков, они поданы с нарушением положений ч. 14 44-ФЗ (до окончания срока аккредитации менее 3 месяцев), отсутствие денег на лицевом счете участника.
Сам аукцион проводится на электронной площадке в указанный в техдокументации день. Время проведения торгов устанавливается с учетом часовой зоны, в которой располагается заказчик.
Аукцион проводится через снижение стоимости участниками аукциона с шагом (величиной снижения) в размере 0,5%-5% от НМЦК. Для этого участниками подаются предложения о цене контракта.
К поданным ценовым предложениям ФЗ-44 устанавливает следующие требования:
Также участник не может снижать свою цену, если на текущий момент она – лучшая.
Таким образом, минимальный срок проведения аукциона составляет 10 минут (если не было ценовых предложений). В среднем аукцион длиться 1-1,5 часа. В исключительных обстоятельствах – несколько суток (когда участники доторговались до цены менее 0,5% НМЦК).
Стоит отметить, что после того, как аукцион завершен, у участников есть возможность подать свое предложение о цене не ниже минимальной и независимо от установленного шага аукциона. Это может вывести его на второе место в конкурсе, что позволит претендовать на заключение контракта при отказе от него победителя.
После того как истекли 30 минут после аукциона, оператор площадки обязан опубликовать протокол по результатам его завершения.
В протоколе прописываются:
Первоначально заказчик рассматривает первые части заявок от участников электронного аукциона и готовит протокол рассмотрения заявок.
Для определения победителя аукциона заказчик оценивает вторые части поступивших заявок и готовит итоговый протокол.
При заключении контракта с победителем аукциона заказчик должен дополнить ранее составленный проект контракта конкретными условиями исполнения, предложенными исполнителем. Перед подписанием контракта следует проверить, внес ли победитель предусмотренное закупкой обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.
Так, если в ходе проведения электронного аукциона поставщик снизил НМЦК более, чем на 25%, то он должен предоставить обеспечение по контракту в соответствии с ч. 1 ст. 37 или обеспечение по исполнению контракта, либо дополнительную информацию по ч. 2 ст. 37 44-ФЗ. От него также может потребоваться обоснование предложенной цены товара при поставках продовольствия, лекарств, средств для Скорой помощи и пр.
Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ заказчики вправе отменить процедуру проведения аукциона, но не позднее, чем за 5 дней до окончания даты подачи заявок на участие.
В случае принятия такого решения обосновывать его не требуется (только если заказчик уложился в отведенные временные рамки). Но не позднее следующего рабочего дня заказчик обязан изменить действующий план-график.
После этого процедура закупки через электронный аукцион считается отмененной.
Закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам (от которых будут зависеть варианты дальнейших действий заказчика):
ФЗ-44 не содержит однозначной информации о сроках хранения документации по закупкам. Согласно п. 10 ст. 60, ответственность за хранение документов по проведенному аукциону возлагается на электронную торговую площадку.
Ст. 196 Гражданского кодекса содержит указание на трехлетний срок исковой давности, что также подтверждает необходимость хранения документов в течение этих временных рамок. Более длительное хранение документов лишено смысла, так как закупку уже нельзя будет оспорить.
Таким образом, заказчикам целесообразно организовывать закупки в формате аукциона, если основным критерием отбора поставщика является цена, а остальные характеристики не имеют существенного значения. Но в некоторых случаях организация торгов через аукцион – это обязанность, а не право заказчика. Он должен провести закупку в формате аукциона, если объект закупки включен в аукционный перечень по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.
Сегодня все закупки с помощью аукциона проводятся электронным способом на сертифицированных площадках. Электронный аукцион обеспечивает здоровую конкуренцию и позволяет провести закупку на выгодных ценовых условиях. Победителем аукциона становится поставщик, предоставивший наиболее выгодное ценовое предложение. Заказчик при необходимости может вносить правки в закупку и даже отменить ее. После завершения аукциона все документы по нему следует хранить не менее 3 лет.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Перед проведением открытого аукциона в электронной форме заказчик размещает извещение о предстоящем аукционе на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. При этом если цена лота не превышает 3 млн. рублей, заказчик вправе разместить такое извещение не менее чем за 7 дней до даты окончания приема заявок.
В извещении о проведении электронных торгов указываются:
Извещение о проведении электронного аукциона дублируется на выбранной Заказчиком электронной торговой площадке. Дополнительно сообщается дата окончания срока рассмотрения заявок и закрытый перечень документов, который необходимо представить участнику для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации.
После того как извещение опубликовано, участник размещения заказа вправе направить запрос о разъяснении аукционной документации. Оператор при получении такого запроса в течение часа перенаправляет его заказчику, не разглашая имя участника, задавшего вопрос. Заказчик в течение 2 дней с момента получения запроса представляет разъяснение аукционной документации на общероссийском сайте государственных закупок. При этом время реакции на запрос контролируется ФАС в автоматическом режиме средствами площадки.
Запросы на разъяснение могут приниматься заказчиком не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие, если цена лота превышает 3 млн. рублей, и за 3 дня, если цена контракта составляет не более 3 млн.
Изменения в аукционную документацию могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в электронных торгах. При этом срок подачи заявок на электронные аукционы должен быть продлен так, чтобы с момента публикации изменений на общероссийском сайте государственных закупок и до дня окончания приема заявок оставалось не менее 15 дней (если цена лота более 3 млн.) или не менее 7 дней (если цена контракта не превышает 3 млн.).
Если заявка оформлена надлежащим образом, в течение часа с момента ее получения оператор осуществляет блокирование денежных средств, предназначенных для участия в электронных торгах (перед этим участник должен внести деньги на счет электронной площадки). Размер блокирования определяется суммой обеспечения заявки на проведение аукционав электронной форме. Заявке присваивается порядковый номер. Следует отметить, что участник размещения заказа может подать только одну заявку на участие в конкретном электронном аукционе.
Заявка отклоняется в нескольких случаях:
Электронные аукционы проводятся спустя 2 дня с момента рассмотрения первых частей заявок, в рабочий день. Торги проводят путем снижения общей начальной (максимальной) цены лота, указанной в извещении. Во время проведения можно подавать на аукцион любые предложения, меняющие лучшую цену, с шагом аукциона от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. При этом нельзя ухудшать собственное ценовое предложение и улучшать свое предложение, если оно на данный момент лучшее. Время приема предложений о цене лота от участников размещения заказа составляет 10 минут от начала проведения аукциона в электронной форме. Время обновляется автоматически после снижения начальной цены лота при помощи программно-технических средств электронной площадки. Если в течение следующих 10 минут не поступило ни одного предложения о снижении цены, аукцион автоматически завершается.
Торги признаны состоявшимися в случае, если количество участников, подавших заявку и принявших участие в электронном аукционе, более одного.
В течение часа с момента размещения на электронной торговой площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной торговой площадки направляет заказчику вторые части заявок вместе с первыми, ранжированными по убыванию. Заказчик рассматривает первые 10 заявок до выявления 5-ти соответствующих требованиям. Если таковых нет, оператор высылает заказчику оставшиеся заявки.
Государственный контракт заключается с победителем аукциона в электронной форме или с лицом, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией. При этом те участники, которые получили первые 3 места по итогам электронных торгов, не имеют права отзывать свои заявки. Обеспечение остается заблокированным до момента заключения контракта.
Процесс заключения контракта осуществляется при участии оператора электронной торговой площадки и при наличии сертификата ключе ЭП, придающего действиям юридическую значимость.
В случае уклонения участника размещения заказа от подписания государственного контракта оператор электронной площадки вносит информацию об участнике в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года без возможности апелляции, уведомляет об этом участника и перечисляет ему сумму обеспечения заявки.
Наглядно сроки, в течение которых проводится аукцион в электронной форме, начиная с момента размещения извещения до заключения контракта можно обобщить в следующей таблице:
Заказчик может отказаться от проведения открытого аукциона, для чего размещает на общероссийском сайте государственных закупок соответствующее извещение. Заказчик вправе принять решение об отмене аукциона не позднее, чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие. Если же цена лота составляет менее 3 млн. рублей, электронные аукционы можно отменять за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Для продажи разного имущества, переходящего в собственность государства, банков или других учреждений, проводятся по всем правилам аукционы. Торги необходимы при поиске заказчика для реализации разных услуг или работ на основании государственных контрактов. Наиболее часто для этого используются электронные торги, позволяющие привлечь к процессу многих участников, которые могут находиться в разных регионах страны. При этом должен соблюдаться правильный порядок проведения аукциона, а иначе его результаты могут быть оспорены в суде.
Данная процедура регулируется положениями ФЗ № 44. Аукцион, проводимый в электронной форме, представлен торгами, где участники могут приобретать разные предметы путем поднятия цены или претендовать на подписание контракта с помощью снижения цены. Порядок проведения электронного аукциона предполагает учет следующих нюансов:
Торги могут проводиться не только государственными органами, но и частными компаниями. Они могут быть закрытыми или открытыми. Нередко и вовсе проводятся совместные торги, где по одному лоту предлагается возможность заключить контракт с несколькими заказчиками.
Порядок проведения конкурсов и аукционов предусматривает необходимость грамотного выбора электронной площадки для этих целей. Данная площадка представлена сайтом в интернете, где непосредственно выполняются электронные торги. Если процесс проводится для государства, то выбираются для этого только заранее отобранные и проверенные площадки.
Существует 6 электронных площадок:
Они используются для закупок государственными органами. Для участия в торгах требуется наличие у участников электронной подписи и аккредитации на конкретной площадке.
Существуют определенные ситуации, при которых заказчику в обязательном порядке требуется проводить электронные торги. Все они указаны в законодательстве. Порядок проведения электронного аукциона указывает, что проводить такие торги можно только при учете следующих условий:
Коммерческие компании могут пользоваться торгами для продажи разных объектов или закупок. К ним предъявляются менее жесткие требования.
Порядок проведения открытого аукциона заключается в необходимости аккредитации на выбранной площадке всех участников. Для этого подготавливаются документы, перечисляющиеся в ФЗ № 44. К ним относятся регистрационные бумаги компании, доверенность, оформленная на представителя, а также разные лицензии и разрешения на конкретную деятельность.
В течение 5 дней после передачи данной документации оператор торговой площадки выполняет аккредитацию участника. Может быть получен отказ в этом процессе, поэтому заявитель получает соответствующее уведомление.
Порядок проведения аукциона в электронной форме заключается в необходимости прохождения аккредитации всеми участниками. Нередко они получают отказ в этом процессе. Он может быть обусловлен разными причинами:
Если аккредитация выполняется, то срок ее действия составляет три года. После этого участнику достаточно только подавать заявки на участие в разных торгах. За три месяца до окончания срока действия аккредитации оператор направляет участнику уведомление. Участник может повторно пройти аккредитацию, но не ранее, чем за полгода до окончания срока действия текущего разрешения.
В качестве объекта таких торгов могут использоваться разные предметы. Наиболее часто выполняются с помощью аукционов государственные закупки или предоставляется в аренду и продается земля, недвижимость или иные ценности, принадлежащие государству. Хотя объект может быть любым, используется идентичный порядок проведения аукциона. Для этого заказчиком выполняются последовательные действия:
Если разобраться в том, каков порядок проведения земельных аукционов или торгов для исполнения контракта, то никаких сложностей с нахождением покупателя, арендатора или исполнителя работ не составит труда.
Правильный порядок проведения совместных конкурсов и аукционов предполагает необходимость выполнения определенных действий всеми участниками торгов. Они заключаются в следующем:
Порядок проведения земельных аукционов предполагает, что только после заключения контракта имеется возможность зарегистрировать право на купленную землю в Росреестре. В этом случае договор купли-продажи выступает правоустанавливающим документом.
Если граждане или компании желают приобрести у государства разное имущество, представленное землей или объектом недвижимости, то обязательно для этого проводится аукцион. Не требуются торги, если отсутствуют другие потенциальные покупатели.
Порядок проведения аукциона земельных участков или недвижимости предполагает использование электронных площадок. Победителем становится участник, предложивший наиболее высокую цену за объект. Проводятся торги как для покупки земли, так и для оформления ее в аренду. В качестве заказчика выступает представитель муниципальной власти конкретного региона. Порядок проведения аукциона земельных участков аналогичен торгам на исполнение разных контрактов.
Некоторые контракты предоставляются на основании закрытых аукционов, в которых могут участвовать только строго определенные участники. Порядок проведения закрытого аукциона предполагает, что информация о торгах не размещается в открытых источниках. Только ограниченное количество потенциальных участников информируется о процессе.
Остальные действия являются идентичными. Участники, подавшие заявку, получают информацию о целях и предмете торгов. Вносятся ими обеспечительные платежи, после чего проводятся торги. С участником, выигравшим аукцион, подписывается контракт.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается положениями ФЗ № 44. К особенностям таких торгов относится следующее:
Обязательно соглашение между всеми заказчиками составляется в письменном виде. Дополнительно определяются принципы, на основании которых будут урегулироваться спорные моменты. Если не соблюдается порядок проведения совместного аукциона хотя бы одним заказчиком, то это приводит к сложностям проведения торгов.
Срок, в течение которого реализуются электронные торги, зависит от разных факторов, к которым относится сумма контракта или продаваемого предмета, количество участников, форма аукциона и другие параметры. На основании порядка проведения аукциона по ФЗ 44 разбивается процедура на несколько этапов:
Срок зависит от количества заявок и начальной цены. Поэтому время проведения аукциона может значительно отличаться в разных ситуациях.
Чтобы порядок проведения аукциона был правильным и соответствующим законодательству, к участникам предъявляются определенные требования. К ним относится:
Все эти требования приводятся в аукционной документации, выкладываемой в свободный доступ. После изучения данной информации каждый потенциальный участник сможет понять, может ли он участвовать в торгах.
Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков или по подписанию контракта на выполнение какой-либо работы предполагает необходимость подачи участниками правильной заявки. Она состоит из двух частей:
Заказчики не могут требовать от участников больше документов, чем те, которые перечисляются в ФЗ № 44. Подача заявки разрешается в любое время с момента размещения информации о дате и месте проведения аукциона. Подается она в виде двух частей оператору конкретной электронной площадки. В течение одного часа ей присваивается индивидуальный номер, после чего участник получает подтверждение принятия документа.
В назначенный день и время проводится непосредственный аукцион, обладающий следующими нюансами:
Процедура выполняется каждым участником с помощью специальных компьютерных программ, что позволяет легко справляться с правильной подачей заявок и установкой цены.
Порядок проведения аукциона предполагает, что по окончании торгов обязательно формируется протокол. В него включаются сведения:
Первоначально такой протокол публикуется на сайте электронной площадки, после чего в течение одного часа отправляется заказчику и участникам.
Операторы всех площадок должны обеспечивать непрерывность реализации электронного аукциона. Они должны следить за надежностью и исправностью работы разных программ и технических средств.
Существуют определенные условия, при которых электронные торги признаются несостоявшимися. К ним относится:
Информация о том, что торги являются несостоявшимися, обязательно публикуется на сайте площадки.
С выигравшим торги участником обязательно заключается контракт в течение 10 дней с того момента, как составляется протокол окончания аукциона. Если у участников возникают разные разногласия по договору, то составляется и размещается в ЕИС протокол разногласий, подписанный ЭЦП.
В течение 3 дней после размещения такого протокола рассматривается документ заказчиком и предоставляется доработанный контракт.
Электронные аукционы являются обязательными для нахождения исполнителей государственных контрактов или продажи разных государственных ценностей, к которым относятся объекты недвижимости, земельные участки или другие элементы. Участники должны обладать ЭЦП и аккредитацией на выбранной электронной площадке.
Электронный аукцион осуществляется в правильной последовательности действий, для чего учитывается предмет торгов и другие особенности процесса. Процедура предполагает использование компьютерных программ и специальных технических средств, принадлежащих оператору выбранной площадки.
No related posts.