Постановление об установке приборов учета воды | Загранник

Постановление об установке приборов учета воды

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

7.Федеральный Закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ.

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

– счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

– счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

– электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года – приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Читать дальше  Порядок описи имущества судебными приставами

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду – четыре года, на холодную – каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином – собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62

Читать дальше  Оформление недостроенного дома в собственность

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Регулирующие правила, касающиеся установки и поверки приборов учёта воды в квартире и доме, в законодательстве, актуальном в 2016 году представлены:

  • Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» ­– 102-ФЗ,
  • Федеральным Законом (№261-ФЗ) «Об энергосбережении», который в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку водосчётчиков холодной и горячей воды
  • Приказом от 02.07.2015 Министерства промышленности и торговли (№ 1815), отменяющим некоторые предыдущие приказы Госстандарта,
  • Постановлением правительства РФ 776, регламентирующим организацию коммерческого водоучёта,
  • Приказом Минстроя РФ 17-94 об утверждении правил пользования системами водоснабжения (в п. 3.1-3.21),
  • Постановлением № 354 Правительства России, регламентирующим правила поверки счётчиков.

Некоторые из документов – например, Постановление № 831 Правительства Москвы – рассматривались потребителями в трактовках, противоречащих другим нормативным документам. В результате могло сложиться впечатление, что один закон для приборов учёта воды не согласуется с другим законом.

Разъяснения по некоторым «спорным» законодательным вопросам

1. Вопрос об ответственных за установку общедомовых водосчётчиков горячей и холодной воды.

Согласно ФЗ № 261, обязательная установка общедомовых водомеров в многоквартирных домах возлагалась на собственников и управляющие организации. При этом статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляла обязанности жильцов на компенсацию затрат, связанных с обслуживанием общедомовой территории. Это означало, что все расходы на полив газонов или мытьё подъездов возлагались на жильцов, что никем не оспаривалось. Спорным здесь оказался вопрос о том, кого считать собственником многоквартирного дома и, соответственно, кто должен оплачивать покупку и монтаж общедомового расходомера. Если собственником многоквартирного дома является муниципалитет, то почему за домовой водосчётчик должны платить владельцы квартир?

Дилемма чаще всего решается разделением на два вида собственников:

  • владельцев помещений (жителей приватизированных квартир)
  • и муниципальные службы с правом собственности многоквартирных домов.

При этом оговаривается, что Управление муниципального имущества, осуществляющее управление домами, путём заключения договоров, делегирует право собственности управляющим компаниям и владельцам квартир. А, вместе с правом, – делегирует и обязанности по установке общедомовых расходомеров.

2. Вопрос об установке приборов учета воды в квартире и законе, обязывающем это сделать.

После принятия ФЗ № 261собственники жилья обязаны были установить расходомеры воды, отопления и газа. Сомнения в необходимости водосчётчиков стали возникать после отмены в конце 2014-го нормы об обязательности монтажа газовых счётчиков. Общественное мнение ошибочно распространило эту отмену и на счётчики воды.

Ещё одной причиной сомневаться в законодательной обязательности водомеров стала реализация требований закона на практике. К моменту вступления законодательной нормы в силу только порядка 60 % населения выполнило требование. При этом применения административного наказания или штрафных санкций к лицам, отказавшимся устанавливать водомеры, предусмотрено не было.

Таким образом, требование к обязательной установке водомеров сохранило силу и, согласно законодательству, действует в 2016-ом году. Однако к лицам, не установившим водосчётчик, применяется ПП РФ № 306, регулирующее нормативы в сфере коммунальных услуг. Согласно ему, при оплате за ГВС и ХВС без счетчиков предусмотрены растущие каждые полгода коэффициенты:

  • 01.01.15 – 30.06.15: 1,1,
  • 01.07.15 – 31.12.15: 1,2,
  • 01.01.16 – 30.06.16: 1,4,
  • 01.07.16 – 31.12.16: 1,5,
  • с 01.01.17: 1,6.

При этом прогнозируется, что давление на таких жителей со стороны ТСЖ и управляющих компаний, ответственных за реализацию закона, будет увеличиваться. Вопрос о возможности монтажа водосчётчика вопреки согласию жильца с последующим взысканием с него через суд средств за установку уже сейчас поднимается правозащитниками.

3. Проблема законности использования экономящих устройств, влияющих на показания водосчётчиков.

Сам вопрос возник после рекламной компании экономителей воды ( http://water-save.com/ ), в которой делался акцент на законности применения данного устройства (видимо, в противовес использованию незаконных магнитов, останавливающих расходомер). Однако поскольку устройство накручивается на кран, то есть располагается после счётчика, и, следовательно, прямо не влияет на его показания, законодательство никак не запрещает его использования и вообще не затрагивает вопрос применения экономителя.

4. Вопрос об отмене обязательности поверок счётчиков.

С выходом Постановления № 831 Правительства Москвы стало популярным утверждение, что обязательная поверка водомеров отменена. Распространению этого мнения способствовало то, что в Постановлении действительно шла речь об отмене поверочных сроков. Однако отмена эта касалась единых сроков поверки, так как прежние правила не учитывали неравноценные технические особенности водомеров и их рабочий потенциал.

Идея нормативного документа состояла в том, чтобы в поверочных сроках «привязаться» к межповерочному интервалу, указанному в паспорте расходомера. Подобную трактовку закрепляет и Постановление № 354, где прямо указано, что поверочные сроки для общедомовых, индивидуальных, общеквартирных и комнатных счётчиков установлены в технической документации прибора учёта.

Максимально подробно о порядке поверочной процедуры, требованиях к знаку и содержании поверочного свидетельства говориться в Приказе № 1815 Министерства промышленности и торговли.

Положения Приказа № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки…»

В рамках действующего приказа счётчики:

  • до ввода в эксплуатацию и после ремонта подлежат первичной поверке, и периодической – в процессе эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
  • не предназначенные для сферы государственного регулирования, подвергаются поверочной процедуре в добровольном порядке,

Поверочную процедуру могут осуществлять аккредитованные в системе аккредитации РФ юрлица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст.13 N 102-ФЗ). Если средство измерения по результатам процедуры признано непригодным к использованию, свидетельство аннулируется и выписывается извещение о непригодности.

Положительные результаты удостоверяются знаком, свидетельством и/или записью в паспорте с подписью поверителя. Если конструкция водосчётчика не позволяют нанести знак прямо на средство измерения, он наносится на свидетельство или в паспорт.

Главная » ЖКХ » Счетчики на воду: замена, установка по закону

Установка счетчиков на воду по закону

Установка счетчиков на воду осуществляется только на законных основаниях. Данная процедура регулируется законодательными актами:

  • правила, а также некоторые нюансы использования водных ресурсов и сточных вод утверждены правительственным Постановлением № 776;
  • порядок и условия установки приборов учета потребления холодной (горячей) воды регламентирует ФЗ № 261;
  • тарифы и льготы для граждан, не имеющих счетчиков водопотребления, установлены правительственным Постановлением №306;
  • в Приказе Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 говорится о том, что граждане должны устанавливать в своем жилье приборы учета потребления воды на добровольных началах.

За процедуру установки счетчиков в квартирах многоэтажных домов отвечают управляющие организации домов или сотрудники жилищно-коммунальных хозяйств.

Обратите внимание! Непосредственной установкой счетчика может заниматься только человек, имеющий соответствующую специальность и квалификацию.

Прежде чем он приступит к работе, проверьте его документы. Он должен иметь разрешение на работу с подобным оборудованием.

После того как прибор займет свое место, установщик обязан выдать владельцу жилья следующую документацию:

  • тех. паспорт устройства;
  • акт о выполненной работе, гарантийный талон на выполнение обслуживающих работ;
  • бумаги о регистрации счетчика и его вводе в эксплуатацию;
  • идентификационный код измерителя, номер пломбы, квитанцию на оплату услуг специалиста;
  • документ, подтверждающий соответствие прибора установленным нормам (может потребоваться при проверке).

Посмотрите видео. Обязательно ли ставить счетчики воды:

Обязательно ли их устанавливать

Точного предписания об обязательной установке прибора учета расхода воды в Федеральном законе нет. Можно обойтись и без него, но выгодно ли это? Ведь оплата потребления воды по тарифу почти на 60 % выше, чем средне потребляемая норма.

Каждый регион имеет право вносить отдельные поправки и особые моменты в закон. Так, согласно правительственному Постановлению Москвы № 77-ПП, изданному 10 февраля 2004 года, для жителей столицы были отменены фиксированные промежутки между поверками водомеров.

Нужно знать! ЖКХ не должны настаивать на том, чтобы жильцы самостоятельно устанавливали эти приборы в своих квартирах.

Также запрещено рекламировать проверяющие организации. Действительно, на законодательном уровне предписана установка приборов учета воды, но ни о каких админ. наказаниях в отношении тех граждан, которые этого не сделают, в законодательных актах не говорится.

Собственники жилья устанавливают водомеры за собственные деньги. Такая же ситуация и с заменой приборов.

Сроки поверки счетчиков электроэнергии.

Газовые счетчики меняются бесплатно или нет, читайте тут.

Можно ли устанавливать самостоятельно

Выше уже упоминалось, что жильцы ставят счетчики за свой счет, так указано в действующем законодательстве. Таким образом, вам нужно лично в специализированном магазине приобрести прибор учета воды, пригласить специалиста-установщика и заплатить ему за оказанные услуги. Далее вы сообщаете в водоканал о проведенном монтаже. По вызову приезжают сотрудники водоканала или ДЭЗа и ставят на водомере пломбу. Эта услуга – бесплатная.

По большому счету, вы можете все выполнить самостоятельно. Противиться никто не будет. Если у вас есть такие способности, займитесь установкой лично.

Это поможет немного сэкономить деньги, но со временем дела обстоят хуже, так как практически все придется делать самому:

  • купить прибор и комплектующие к нему;
  • обратиться в управляющую компанию и попросить, чтобы в доме по вашему стояку отключили воду (холодную и горячую), внести определенную сумму за отключение воды. В УК назначат дату и время отключения;
  • самому установить прибор, возобновить подачу воды;
  • пригласить сотрудника водоканала (или ДЭЗа – все зависит от региона). Этот сотрудник поставит пломбу на прибор. Далее вам нужно получить акт ввода счетчика в эксплуатацию;
  • заключительный шаг – обратиться в ДЭЗ с актом и паспортом счетчика и зарегистрировать его.
Читать дальше  Размещение рекламного баннера на фасаде здания

Обратите внимание! В паспорте должен стоять серийный номер, дата поверки на заводе-изготовителе, штамп торговой точки.

В Дирекции по эксплуатации зданий изучат все бумаги, заполнят типовой договор, дадут вам на подпись. С этого момента счетчик начинает экономить ваши деньги и воду.

Кто может воспользоваться услугой бесплатно

Не все собственники имеют возможность приобрести счетчик и заплатить за его установку.

Важно! Право на бесплатную установку имеет определенная категория граждан РФ:

  • малоимущие граждане;
  • лица, имеющие 1 или 2 группу инвалидности;
  • граждане со статусом участника ВОВ. К данной категории относятся: труженики тыла, вдовы участников ВОВ, граждане, которые были реабилитированы;
  • семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью.

Следует отметить, что власти некоторых регионов страны предусмотрели возможность бесплатной установки счетчиков воды для граждан, которые вышли на пенсию по старости. Например, в Москве все жители столицы, получившие субсидию на оплату ком. услуг, имеют право на бесплатную установку приборов учета потребляемой воды.

Кроме того, местная администрация каждого региона имеет право в выбранный ими период года объявить акцию на обустройство жилищ бесплатными водомерами. Например, в прошлом году таким правом воспользовались жители Санкт-Петербурга.

На что следует обратить внимание

Учтите! В определенных случаях собственники могут отказаться от обустройства своих квартир или домов водомерами.

Но для этого должны быть определенные причины.

Итак, счетчик можно не ставить, если:

  • строение относится к «зданиям с небольшим потреблением электрической энергии»;
  • жилое здание по результатам проверки спец. комиссии признано аварийным или ветхим;
  • коммуникации здания очень старые и ненадежные, поэтому требуется их срочная замена;
  • проводка холодной и горячей воды в доме устроена так, что установка водомера не позволит фиксировать показания потребления ресурса.

Если ваше здание имеет одну из перечисленных выше особенностей, необходимо обратиться в УК и попросить у них соответствующее документальное подтверждение.

Обратиться в Роспотребнадзор придется в том случае, если вам понадобится указанное выше заключение, а в другой организации получить его вы не смогли. Специалисты данной инстанции изучат ситуацию и выдадут необходимое заключение.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Порядок оформления заявки на установку счетчика

Как упоминалось выше, согласно изданному в сентябре 2013 года правительственному Постановлению № 776 “Об утверждении порядка и правил частного использования воды, в том числе и сточных вод”, введение приборов учета воды в эксплуатацию для граждан нашей страны выполняется бесплатно. Точно также за счет государства осуществляется их опломбировка.

Пошаговая инструкция порядка оформления заявки:

  • обратиться в управляющую организацию;
  • подготовить необходимую документацию;
  • установить счетчик, получить акт ввода прибора в эксплуатацию;
  • подписать договор.

Не всегда УК берут на себя ответственность за установку водомеров. Для выполнения технической составляющей данной процедуры вам могут порекомендовать организации, которые имеют право предоставлять такие услуги.

Какие потребуются документы

Чтобы в вашем жилье установили водомер, потребуется подготовить следующие документы:

  • оригинал и копию паспорта (все страницы с отметками);
  • заявку;
  • свидетельство о праве собственности на жилье или другой документ, подтверждающий данный факт;
  • план жилья. Подобное техническое условие (план) составляет УК или иная организация, которая выполняет подобные работы.

Важно! Чтобы заключить договор, потребуется представить определенные документы:

  • соглашение по поводу установки водомера;
  • паспорт счетчика (выдается производителем и идет в комплекте с прибором);
  • акт о вводе учетного прибора в эксплуатацию;
  • сертификат, подтверждающий, что прибор соответствует установленным нормам.

В зависимости от обстоятельств перечень документов может быть дополнен.

Акт ввода в эксплуатацию составляется представителем управляющей организации уже после того, как водомер установлен и опломбирован. Получив акт, заключите соглашение с УК. В соглашении указывается, что с конкретной даты оплата за потребляемую воду будет производиться согласно показаниям счетчика. Тарифы установлены государством.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на установку и ввод в эксплуатацию счетчиков воды:

Стоимость процедуры

Жилая недвижимость может находиться в частной или муниципальной собственности. В первом случае собственнику придется самостоятельно оплатить монтаж водомера. В среднем такая услуга обойдется в 4-7 тысяч рублей, в данном случае все зависит от региона, а также от того, насколько сложно будет установить прибор. Если квартира муниципальная, монтаж осуществляется бесплатно.

Теперь о цене самого прибора. Купить его можно самостоятельно в соответствующем магазине или приобрести в УК. Средняя цена составит около 2,5 тысяч рублей. Но опять же, все зависит от модели изделия производителя.

Процедура замены приборов учета воды

Любой прибор имеет свойство выходить из строя, изнашиваться. Именно поэтому каждые 4-6 лет владельцы жилья, в домах которых установлены водомеры, должны их менять, так гласит закон.

В некоторых случаях приборы подлежат замене в связи с прохождением через них за время использования определенного количества воды, так как дальнейшие показания могут быть неправильными.

При замене счетчиков граждан снова ждут растраты – такие же, как были при их установке. Для некоторых категорий лиц такая услуга предоставляется совершенно бесплатно.

На льготы при замене водомера могут рассчитывать:

  • малоимущие семьи;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • граждане с инвалидностью (1 и 2 группа);
  • семьи, где воспитывается ребенок-инвалид.

В некоторых субъектах РФ на бесплатный монтаж и замену водомеров могут надеяться пенсионеры.

Иногда ждать срока очередной замены не приходится. Дело в том, что некоторые приборы выходят из строя раньше. В этом случае необходимо обратиться в управляющую организацию или ЖКХ и написать заявку на досрочную замену счетчика воды.

Может случиться, что при выполнении каких-либо сантехнических работ произойдет распломбировка прибора, или сантехник установил новый прибор. Тогда нужно звонить в УК и водоканал, чтобы они прислали инженера, который выполнит соответствующие ситуации работы (например, поставит пломбу на новый прибор или восстановит ее на старом счетчике).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявки на досрочную замену счетчика воды:

Особенности поверки водяных счетчиков

Правительственным Постановлением № 354 (за 2011 год) установлен порядок поверки приборов учета потребляемой воды.

Данная поверка выполняется в зависимости от перечисленных ниже нюансов:

  • какая модель счетчика;
  • когда он был установлен;
  • дата ввода в эксплуатацию;
  • когда была установлена пломба на заводе-изготовителе;
  • какой период контроля предполагается.

Обычно учитываются не все перечисленные характеристики.

Обратите внимание! На практике все происходит из расчета следующих оснований:

  • установленный промежуток времени. Так, счетчики холодной воды должны проверяться каждые 4 года, а счетчики горячей воды – каждые 6 лет;
  • объем пройденной через прибор воды. В этом случае временной период не учитывается. Поверка происходит только после того, как водомер измерит установленный для него объем воды.

Затем, когда именно нужно сделать поверку того или иного прибора, следят коммунальные службы. Если наступает время поверки, на имя владельца квартиры приходит соответствующее уведомление.

Если такое извещение не поступило, а вы знаете, что время поверки или замены подошло, лучше самостоятельно обратиться с заявкой о выполнении указанных действий.

Поэтапная процедура поверки прибора учета воды:

  • этап первый. Напишите заявление на поверку. Укажите ФИО, адрес, номер телефона, а также наименование прибора, его модель, идентификационный код, сведения о производителе;
  • этап второй. Направьте заявку в УК или муниципальные службы, ранее установившие этот прибор. По договору именно они обязаны выполнить поверку или заменить водомер;
  • этап третий. Проверьте документ специалиста на предмет наличия разрешения выполнять данные действия;
  • этап четвертый. Если работы выполнены, возьмите у специалиста документы, подтверждающие факт выполнения работ, гарантийные бумаги, квитанцию об оплате услуг (проверьте наличие печатей и подписи).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о необходимости проверки счетчика воды:

Когда поверка показала необходимость замены водомера, выполните данное предписание. Специалист поставит новый прибор учета воды, а ваша задача – заключить другой договор об использовании водомера. В нем указываются данные нового прибора. Кроме того, новой будет дата следующей поверки и гарантийного срока.

В какие сроки осуществляется поверка

Проверить водомер можно дома. С этой целью вызывается сотрудник водоканала. Вся процедура займет не более 2-х часов.

Если прибор отнести непосредственно в Водоканал, то срок проверки увеличится до 14 дней. Этот срок утвержден на законодательном уровне.

Посмотрите видео. Как установить счетчик воды по закону:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector