Постоянное проживание за границей определение | Загранник

Постоянное проживание за границей определение

Кто считается "постоянно проживающим за пределами РФ"? Если сохранился российский паспорт и регистрация на территории РФ, можно ли усыновить ребенка как россиянин?

Хотя в миграционном законодательстве РФ нет формального определения "постоянного проживания за пределами территории РФ", исходя из ст. 3 Федерального закона РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.

Критерием ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве.

Если у кандидата сохранились гражданство РФ и постоянная регистрация на территории РФ, то формально он не входит в категорию иностранных граждан либо граждан РФ, "постоянно проживающих" за рубежом и может воспользоваться процедурой усыновления для российских кандидатов.

Однако, могут возникнуть проблемы с ввозом ребенка в страну фактического проживания, как объяснил один из анонимных авторов на форуме приемных родителей:

"Если вы фактически живете за рубежом и после усыновления собираетесь жить за рубежом, где у вас есть вид на жительство – у вас могут быть проблемы с ввозом усыновленного ребенка в страну проживания. Если ребенок усыновлен без соблюдения закона страны проживания (как минимум вы должны получить разрешение страны проживания на усыновление, как максимум – в обязательном порядке усыновлять через агентство), то усыновленному ребенку могут не дать визу на въезд. В таком случае есть выход – усыновлять младенца в России и в консульстве стране проживания заявить, что ребенок рожден по приезду в Россию. Но и этот вариант не со всеми странами проходит. Вы для начала выясните порядок усыновления в стране проживания, чтобы потом не было проблем с ввозом ребенка".

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Регистрация по месту жительства и месту пребывания ›
  • Постоянное проживание/работа за рубежом

Постоянное проживание/работа за рубежом

В случае получения вида на жительство, разрешения на временное проживание или на работу в зарубежном государстве, исключая Белоруссию, гражданин Российской Федерации изменяет свой правой статус в отношении пенсионных накоплений, порядка выплаты заработной платы и реализации им некоторых прав.

В качестве общего момента следует отметить, что выезжающий за рубеж гражданин России, получивший в стране, куда он направился вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное в ней проживание должен письменно лично или через консульские органы уведомить об этом ФМС России и Пенсионный фонд. Если уведомление ФМС носит информационно-статистический характер, то уведомление Пенсионного фонда имеет практическую цель. Во-первых, гражданин, покинувший страну и перебравшийся на постоянное место жительства или устроившийся на работу за рубеж перестает платить взносы обязательного медицинского страхования в России, а выплата ему пенсии, если таковая производилась приостанавливается. Уведомив Пенсионный фонд гражданин проясняет свой статус — имеет ли он право на пенсию в государстве, куда он переехал или где он работает? откажется ли он от российской пенсии в пользу иностранной или сохранит за собой право получать её за границей? Вступит ли он в отношения по добровольному пенсионному страхованию? Ответы на эти вопросы зависят от воли выезжающего и от международных договоров между Россией и страной, в которую уехал россиянин.

Читать дальше  Образец спонсорского письма для английской визы

Вторым общим моментов является сохранение за россиянином гражданства, а значит возможность воспользоваться всем спектром государственных услуг через консульские органы, включая замену заграничного и национального паспортов, регистрацию брака между гражданами РФ, регистрация родившихся за границей детей, участие в выборах и референдумах и т. д. Для получения этих услуг гражданину России нужно пройти встать на учет в консульских органах РФ на территории государства, куда выехал россиянин.

Регистрация браков между гражданами России и иностранцами находится в компетенции зарубежных органов власти — соответствующие документы, полученные при регистрации брака для их признания в России следует легализовать. Порядок легализации освещен на официальном сайте Министерства иностранных дел России.

Третьим моментом является необходимость оформления выезжающим на работу и для проживания за рубеж помимо легализации имеющихся у него документов об образовании, о браке, о рождении детей, получение международного водительского удостоверения, международной авто- и медицинской страховки.

Двойное гражданство получило довольно широкое распространение. В связи с этим законодатель закрепил обязанность граждан Российской Федерации информировать органы ФМС России о наличии у них иностранного гражданства или права на постоянное проживание в иностранном государстве (ФЗ № 62-ФЗ от 31.05.2002 года в редакции ФЗ РФ №142-ФЗ от 04.06.2014 года).

На кого распространяется обязанность об уведомлении наличия двойного гражданства

Вышеуказанный закон предусматривает закрепление за гражданами РФ, имеющими другое иностранное гражданство или имеющие вид на жительство либо иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязанность подать соответствующее письменное уведомление в территориальный орган ФМС России.

За несовершеннолетних граждан РФ либо за граждан ограниченных в дееспособности, подать такое заявление должны их законные представители. Подать такое заявление российские граждане с двойным гражданством обязаны 60-ти дневный срок со дня официальной публикации Закона № 142-ФЗ (то есть в период времени с 5 августа 2014 года по 4 октября 2014 года), а после вступления указанного Закона в силу в течение 60 дней со дня приобретения гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

За неисполнение указанной обязанности по уведомлению устанавливается уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ, а за нарушение установленного порядка подачи уведомления — административное наказание в виде штрафа.

В Законе N 142-ФЗ прямо предусмотрено, что от направления уведомления о втором гражданстве освобождаются граждане РФ в следующих случаях:

  • если это прямо предусмотрено международным договором или законом России (на сегодняшний день ничего неизвестно об актах, устанавливающих исключения из обязанности по уведомлению);
  • если граждане РФ постоянно проживают за пределами России.

Кроме того, в отношении граждан РФ, приобретших гражданство Российской Федерации в результате присоединения Республики Крым, срок введения в действие указанной обязанности по уведомлению отложен до 1 января 2016 года.

Читать дальше  Открытые торги в форме публичного предложения

Учитывая тяжесть установленного наказания за неисполнение обязанности по уведомлению о втором гражданстве, необходимо иметь чёткое представление и понимание о том, в отношении кого он действует. В противном случае можно очень быстро перейти из числа законопослушных граждан РФ в разряд преступников, преследуемых по всей строгости закона.

Понятие постоянного проживания граждан за пределами Российской Федерации

Возникает вопрос: что собой представляет постоянное проживание граждан РФ за пределами РФ?

В законодательстве широко используется понятие «граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ». Более того, в российском законодательстве встречаются отдельные попытки сформулировать признаки, присущие данному понятию. Так, в ст. 2 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» утверждается то, что гражданином РФ, проживающим за рубежом, является лицо, имеющее гражданство РФ, проживающее на территории иностранного государства. Подобное определение рассматриваемого понятия, противоречит здравой логике и не может помочь уяснить значение данного термина.

В пункте 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63, установлено, что под постоянным проживанием за границей следует понимать проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Но, несмотря на широту использования единого общего определение данного термина в российском законодательстве нет. Более того, в письме МИД России от 11.09.2012 N 7695/дэс «прямо указано на то, что в действующем законодательстве данное понятие не раскрывается, и предлагается правовой статус «гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве» определять в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

Доказательства постоянного проживания за пределами РФ

Для подтверждения статуса гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ, можно выполнить следующий комплекс мероприятий: прекратить регистрацию по месту жительства в России, встать на консульский учёт по месту постоянного проживания в иностранном государстве, после постановки на консульский учёт получить в консульстве справку об этом, проживать за пределами РФ год и более.

Регистрация гражданина по месту жительства рассматривается в качестве формального основания признания факта его проживания в определённом месте. С учётом подобного подхода можно согласиться с тем, что для квалификации в качестве гражданина, постоянно проживающего за пределами России, гражданину не следует иметь регистрацию в России.

На сайте Генерального консульства РФ в Хьюстоне прямо указано на то, что граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.

Тем не менее, представляется, что факт наличия или отсутствия регистрации у гражданина РФ по адресу в России сам по себе не способен повлиять на факт проживания за пределами РФ, который легко установить на основании заграничного паспорта, в котором указаны даты и места пересечения границ между государствами, на что обратил внимание МИД России в своём письме от 11.09.2012 N 7695/дэс «О применении норм российского законодательства в сфере валютного регулирования».

В письме МИД России от 08.02.2008 N 5232/кд отмечается, что постановка на консульский учёт в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации носит факультативный характер, в связи с чем наличие в паспорте отметки о постановке на консульский учёт лица в качестве постоянно проживающего в иностранном государстве может являться лишь одним из доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина в этом государстве.

Читать дальше  Поступила валюта на транзитный счет что дальше

В связи с этим постановка на консульский учёт сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) лица за пределами Российской Федерации, и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.

Согласно п. п. 97, 98 Общероссийского классификатора информации о населении ОК 018-95 (ОКИН), утверждённому Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 412, к числу граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, относятся граждане РФ, которые выехали за её пределы на срок год и более.

При таких обстоятельствах надо признать, что для квалификации гражданина РФ в качестве постоянно проживающего за пределами РФ достаточно лишь следующего: документа, выданного полномочным органом иностранного государства, содержащего разрешение на длительное пребывание в пределах его территории; сведений о нахождении на территории иностранного государства более одного года, которые могут быть установлены на основании заграничного паспорта гражданина РФ, содержащего отметки, проставляемые пограничными органами в паспорте при пересечении государственных границ.

При этом возникает ещё одна проблема. Связана она с исчислением фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также непрерывностью этого срока. К примеру, совершенно отсутствует понимание того, как рассматривать в течение указанного годичного срока незначительные по продолжительности посещения гражданином РФ территории РФ. В действующем законодательстве данный вопрос не урегулирован, подобного рода ограничения на посещение России нигде не оговорены и не установлены, что не исключает того, что правоприменительная практика может расценить их прямо противоположным образом.

В связи с отсутствием чёткого законодательного определения понятия «гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ» получается, что в настоящий момент абсолютно любой гражданин РФ, имеющий второе гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, должен после 5 августа 2014 года уведомить о наличии подобных обстоятельств российские миграционные органы.

Представляется весьма сомнительным, что кто-то захочет проводить на себе эксперименты, уклоняясь от исполнения подобной обязанности, а затем оспаривать собственное привлечение к уголовной ответственности, в связи с чем после вступления в законную силу Федерального закона от 04.06.2014 N 142-ФЗ российским гражданам целесообразно уведомить миграционные службы о наличии права на постоянное проживание в иностранном государстве.

Как осуществить подачу уведомления, не въезжая на территорию РФ

Законом предусмотрена возможность произвести такое уведомление либо только лично, либо посредством почтовой отправки при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, а значит, для её осуществления граждане РФ будут вынуждены принудительно вернуться в Россию, чтобы избежать в последующем привлечения к ответственности за нарушение закона. Остаётся надеяться на то, что до 4 октября 2014 года соответствующие органы успеют детально разъяснить порядок исполнения закреплённых в Законе N 142-ФЗ обязанностей. Пока же Федеральная миграционная служба Приказом от 28.07.2014 N 450 лишь утвердила формы соответствующих уведомлений, а также определила порядок их подачи, который, по сути, дублирует положения Закона N 142-ФЗ.

Принятый Закон содержит в себе указание на необходимость принятия компетентными органами разъяснений о порядке его применения, в рамках которых можно исправить существующий пробел, закрепив точное определение понятия «гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ», что позволит существенно упростить жизнь многим нашим соотечественникам, проживающим за пределами России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector