Потеря товарной стоимости автомобиля после дтп | Загранник

Потеря товарной стоимости автомобиля после дтп

Содержание

Многим автовладельцам известно, что в результате дорожного происшествия автомобиль теряет часть своей товарной стоимости из-за полученных повреждений. Но мало кто знает, что при наличии страховых полисов КАСКО и ОСАГО, у владельца пострадавшей машины должен возникнуть вопрос: как взыскать утерю товарной стоимости автомобиля, чтобы получить дополнительное страховое возмещение, тем более что такая возможность есть у каждого несчастного водителя.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) представляет собой условную величину, которая характеризует снижение цены машины после того, как она получила повреждения в следствии ДТП. В соответствии с правилами страхования, страховщики обязаны возмещать данную величину застрахованным лицам, однако на практике это происходит крайне редко. И виной тому юридическая неграмотность наших соотечественников, и их незнание о подобных возможностях страховых компенсаций.
УТС начисляется в тех случаях, когда автомобиль получил характерные повреждения, которые вызвали ремонт или замену как отдельных деталей, так и целых механизмов. Как известно, любая деталь машины влияет на ее эксплуатационные и технические показатели. И, следовательно, при ремонте любого механизма, эти показатели снижаются. Что касается стоимости УТС, то она определяется в рамках независимой экспертизы.

Как показывает практика, большинство претензий по возмещению УТС получают отказы от страховщиков. При этом, они ссылаются на п. 2 ст. 6 Закона «Об ОСАГО», переводя товарную стоимость машины в разряд упущенной выгоды. Сразу же стоит заметить, что подобная позиция является противоправной, и является весомым нарушением прав человека на получение полноценной компенсации ущерба от ДТП. УТС законодательно является реальным ущербом, а потому подлежит компенсации как по полису КАСКО, так и по договору ОСАГО.

При этом необходимо отметить, что УТС экспертами рассчитывается далеко не во всех случаях. Чтобы иметь возможность получить компенсацию по УТС, необходимо наличие следующих обязательных условий:

  • машина не должна была участвовать в ДТП ранее (допускается участие в дорожных происшествиях, если автомобилю не было причинено никакого вреда);
  • возраст автомобиля от отечественного автопрома не должен быть более 3 лет;
  • в случае с иностранными авто возрастной предел устанавливается на отметке в 5 лет.

Стоит также указать особенности страховой компенсации по УТС.

    Ни одна страховая компенсация не погашает стоимость УТС добровольно, поэтому необходимо найти хорошего юриста, который поможет вам довести дело до суда.

О моральном вреде при ДТП средней тяжести узнайте тут.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО

После факта дорожного происшествия автомобиль получает механические повреждения, которые сказываются на его работоспособности и имущественной ценности. Как показывает рабочая практика, страховые компании посредством компенсации по страховому случаю возвращают лишь способность автомобиля быть «на ходу», при этом его имущественная стоимость в несколько раз снизится, а разница выплачена не будет.

Возмещения подобного характера распространяются только на транспортные средства при проведении таких ремонтных работах:

  • если была произведена замена (полная или частичная) элементов кузова;
  • если в результате ДТП была повреждена геометрия кузова, а после она была восстановлена;
  • если в результате ремонта кузов или отдельные его элементы были окрашены;
  • если была проведена разборка салона, которая привела к частичной потере эксплуатационных характеристик.

Подобный ремонтный комплекс работ существенно сказывается на товарной стоимости автомобиля. Поэтому, даже если какие-либо действия необходимы без попадания в ДТП, страховщики направляют пострадавший автомобиль на СТО. Главная причина этому решению состоит в том, что в результате вышеуказанных манипуляций товарная стоимость машины снижается, и, следовательно, владелец автомобиля получает право на компенсацию УТС, что неприемлемо с точки зрения страховщиков.

В подобных ситуациях владельцам автомобилей необходимо дать только один совет. Ни в коем случае не пускайте проблему на самотек и не надейтесь, что вам на блюдечке принесут все причитающиеся вам компенсационные выплаты. Страховые компании заинтересованы в том, чтобы выплатить клиенту как можно меньше, и потому УТС постараются как можно быстрее замаскировать. Чтобы доказать свою правоту и защитить свои персональные интересы, автовладельцу необходимо выполнить такую последовательность действий:

  • необходимо составить заявление на возмещение УТС и подать его в компанию, которая оформляла вам полис КАСКО. Заявление должно быть оформлено в 2-х экземплярах в письменном формате. При подаче заявления необходимо, чтобы вам выдали расписку, что документ страховой компанией получен и будет рассмотрен в ближайшее время;
  • необходимо обратится к независимым экспертам, чтобы они рассчитали ориентировочную стоимость УТС и отметили все элементы, которые снижают ТС машины и должны быть компенсированы. Старайтесь не пользоваться услугами тех экспертов, которых вам рекомендует страховая компания. Чаще всего они заинтересованы в результатах экспертизы, и потому намеренно искажают ее в пользу страховщиков;
  • если страховщики не присылают ответ на ваш запрос, или же присылают вам отказ в удовлетворении претензии (что происходит в абсолютном большинстве случаев), то напишите исковое заявление в суд;

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Эксперты рассчитывают УТС исходя из данных о ремонте машины, всех выполненных действиях, а также материалов и запчастей, которые были использованы при ремонтных работах. Кроме того, в расчет принимается во внимание цена нового автомобиля той же марки и модели, а также рыночная стоимость б/у модели.

При этом не стоит забывать о том, что УТС рассчитывается не для всех машин, а только для тех, которые соответствуют возрастному цензу (2 года для отечественных моделей и 5 — для иномарок). При этом износ авто не должен превышать 35%. Эксперты заверяют, что УТС напрямую зависит от того, сколько лет в эксплуатации ваша машина. Чем модель новее, тем больше будет УТС.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что ни правилами ОСАГО, ни по закону об ОСАГО страховщик не обязан рассчитывать УТС. Они лишь рекомендуют возместить весь реальный ущерб. Именно по этой причине расчет УТС никогда не проводится, поскольку страховая компания в нем не заинтересована.

Тем не менее, законодательное право на взыскание УТС у каждого автовладельца имеется. Речь идет о Постановлении Верховного Суда РФ от 10.08.2055 года, в котором указано, что УТС — это реальный ущерб, который подлежит компенсации со стороны страховой компании при наличии действительного полиса ОСАГО. Здесь же отмечено, что в результате ДТП цена машины уменьшается, что является следствием нарушения прав автолюбителя. И именно по этой причине УТС подлежит обязательно компенсации со стороны страховщиков.

Чтобы получить возможность потребовать у страховой компании выплату УТС, в первую очередь необходимо обратится к экспертам, которые должны провести комплекс профессиональных работ, направленных на расчет потенциальной стоимости выплаты. С результатами проведенной экспертизы необходимо обратится в суд.

Для того чтобы рассчитывать на выплату УТС, необходимо, чтобы ваше дело соответствовало определенным условиям:

  • страховая компания может выплатить по договору ОСАГО максимум 120 тыс. рублей. И если данная сумма в полном объеме вам выплачена, то никакого возмещения по УТС ждать не стоит;
  • возраст машины не должен превышать установленные граничные пределы (2 года для отечественных авто и 5 лет для импортных машин);
  • вы ни в коем случае не должны быть признаны виновником дорожного происшествия. В противном случае УТС вам выплачена не будет.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП

Нередко у автовладельцев возникает вопрос: «Можно ли компенсировать УТС за счет виновника аварийной обстановки на дороге?» На этот вопрос можно ответить положительно, но лишь в тех случаях, когда имеются определенные условия (машины не старше 5 лет для иномарок и 2 лет для отечественных моделей и т.д.)
Сделать это можно исключительно посредством инициации судебного разбирательства. Как показывает практика, чаще всего виновник аварии на дороге отказывается в удовлетворении претензий, и при этом ссылается на то, что официальное законодательство нигде не указывает условия возврата УТС. Кроме того, учитывая отсутствие нормативов по данной тематике, взыскание УТС может быть рассмотрено как неоправданное обогащение за счет третьих лиц.

Читать дальше  Сотрудник во время отпуска ушел на больничный

Кроме того, помимо гражданского законодательства, ссылаются также и на то, что в Правилах страхования и Законе «Об ОСАГО» отсутствуют данные относительно того, что УТС следует относить к реальному ущербу.
Подобная позиция была конструктивной до 2005 года. 10.08 2005 года вышло Постановление Верховного Суда РФ, в котором четко указано, что УТС — это реальный ущерб. И, следовательно, эта условная величина подлежит полной компенсации. Поэтому при судебном разбирательстве необходимо в обязательном порядке указывать данный документ.

По условиям страхования, страховщики возмещают материальный ущерб в пределах 120 тыс. рублей. И если стоимость повреждения машины значительно превышает данный показатель, то в таком случае разница будет возложена на виновника ДТП, который будет обязан погасить все расходы потерпевшего.

Приобретая новый автомобиль, владелец вкладывает в покупку существенные средства. Но в результате ДТП рыночная стоимость машины может значительно снизиться, поэтому автолюбитель не сможет, в случае продажи, получить равноценную сумму. В предлагаемом материале рассматриваются особенности компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году, и стоит ли надеяться собственнику авто на ее получение от страховщика, методики расчета, порядок возмещения со стороны СК или виновника ДТП, прочие сопутствующие моменты.

Когда наступает утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО?

Утратой товарной стоимости по ОСАГО называют разницу между ценой на машину до аварии и после восстановления, с устранением полученных в ДТП повреждений. Любой, даже самый качественный ремонт не способен устранить дефекты бесследно, а это повлияет на стоимость машины в случае продажи. Именно поэтому владельцу авто очень важно получить соответствующую компенсацию от страховой компании.

Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2019 году возможна только при соблюдении следующих условий:

  • автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
  • уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
  • возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
  • автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
  • компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
  • у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;

К сведению

Возмещение по КАСКО подлежит выплате, если обратное условие не прописано в договоре.

Если ситуация не соответствует вышеперечисленным критериям, УТС не компенсируется.

Закон об утрате товарной стоимости по ОСАГО

Статья 5 закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002г., определяет правила обязательного страхования и указывает на необходимость возмещения реального ущерба автовладельцу в случае оформления ДТП.

Многие страховщики отказывают в выплате возмещения УТС автомобиля по ОСАГО, аргументируя такое решение подпунктом «б» пункта 2 статьи 6 закона № 40-ФЗ, считая снижение товарной стоимости упущенной выгодой. Однако такое утверждение неправомерно. В пользу автовладельца говорит разъяснение Верховного суда, изложенное в пленарном постановлении № 58 указанной инстанции, принятом в декабре 2017 года. Документ определяет порядок рассмотрения судебными органами дел по поводу выплат возмещения по ОСАГО в части УТС.

П. 29 постановления № 58 прямо подтверждает необходимость причисления утраты товарной стоимости после ДТП к реальному ущербу для автовладельца и указывает на обязательность ее возмещения страховщиком по ОСАГО.

Если размер полученного ущерба превысит максимально возможную сумму выплаты по ОСАГО, пострадавший вправе потребовать возмещения со стороны виновного в происшествии, на основании ст. 1064 и 1072 ГК РФ.

Как получить утраченную стоимость авто по ОСАГО в 2019 году?

Хотя законодательство и обязывает страховые компании компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, на деле с получением подобных выплат нередко возникают проблемы. Зачастую страховщики затягивают начисление компенсаций или отказываются возмещать ущерб.

В 2019 году автолюбитель должен подать страховой компании соответствующее заявление. В случае отказа вопрос придется решать в судебном порядке, как в большинстве случаев и происходит.

Порядок получения УТС

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2019 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Подача иска должна последовать, только если руководство СК не согласилось с предлагаемыми требованиями.

Необходимые документы

Получение компенсации УТС автомобиля по ОСАГО в 2019 году сопряжено с необходимостью подготовки следующей документации:

  • бумаг, предоставляемых ранее по результатам аварии – заявления, копии протокола ГИБДД, извещения, акта о происшествии, результатов экспертизы;
  • паспорта автовладельца и водительского удостоверения;
  • страхового договора;
  • подтверждения уплаты государственной пошлины;
  • диагностической карты и документов на автомобиль (ПТС и СТС);
  • заявления с соответствующей просьбой, составленного по образцу, предоставленному страховщиком;
  • документов о текущей рыночной стоимости автомобиля, определенной экспертом;
  • бумаг, указывающих на стоимость оценочной экспертизы, и подтверждения ее проведения.

Документы предоставляются лично автовладельцем или его полномочным представителем в офис страховой компании. Если вместо собственника машины бумаги предоставляются доверенным лицом, его полномочия должны подтверждаться доверенностью.

Заявление в страховую на возмещение утраты товарной стоимости авто по ОСАГО

Унифицированной формы бланка заявления в страховую компанию на возмещение утраты товарной стоимости по ОСАГО в 2019 году не предусмотрено. Страховые компании могут использовать собственные образцы подобных ходатайств. Главное требование – соответствие нормам делопроизводства. Заявление на возмещение УТС составляется с указанием следующей информации:

  • адресата ходатайства с указанием наименования структуры, должности, ФИО (справа, вверху);
  • данных заявителя;
  • обстоятельств обращения со ссылками на подтверждающую документацию;
  • сведений об авто и его расчетной стоимости после восстановления;
  • размеров взыскиваемой УТС на основании заключений независимых экспертов;
  • банковских реквизитов счета, куда необходимо перечислить средства;
  • перечня прилагаемых бумаг.

В завершение обращения заявитель должен расписаться с указанием расшифровки ФИО и текущей даты. Образец заявления представлен здесь.

Методы расчета утраченной товарной стоимости машины

Полноценный расчет УТС могут выполнить только квалифицированные эксперты организации, имеющей лицензию на подобный вид деятельности. В ходе расчетов используется несколько методик. Какую из них применять – решают специалисты, но в большинстве случаев используется Минюстовкая, поскольку она наиболее полно удовлетворяет требованиям судебных органов.

Изучив принятые методики, автовладелец может самостоятельно рассчитать сумму компенсации или воспользоваться онлайн-калькулятором, предложенным одним из многочисленных сайтов в интернете. Но подобный расчет неправомерен и используется в качестве предварительного, чтобы оценить, стоит ли привлекать экспертов для оценки компенсации – только результаты заключения аттестованной организации принимаются во внимание страховщиками или судебными инстанциями.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2019 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Читать дальше  Схема управления охраной труда на предприятии

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Пример расчета УТС

Ниже представлен пример расчета для автомашины стоимостью до происшествия 600000 рублей, если пришлось ремонтировать только верхнюю поперечину рамки радиатора:

С = 600000 х 0,1/100 = 600 (руб.).

В примере размер компенсации, полагающейся автовладельцу, составит шестьсот рублей, если использовать методику Минюста.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Пример расчета УТС

Пример расчета при незначительном повреждении переднего бампера автомобиля, со стоимостью детали 1200 рублей:

  • коэффициент К1 принимается 0,4, как для ремонта №1;
  • коэффициент К2 – 0,030 (съемный кузовной элемент);
  • У бамп. = 0,030 х 0,4 х1200 = 14,4 рубля.

Указанное повреждение незначительное, поэтому получилась небольшая величина компенсации. Приведенным способом рассчитывается УТС по каждому элементу, и суммируются полученные значения.

Эта методика применяется для эксклюзивных и дорогих моделей авто зарубежного производства.

Метод Хальбгевакса

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Пример расчета УТС

Пример расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО, стоимостью 600000 рублей, возрастом в два года, если СО составляет 70000 руб., а СМ – 20000 руб. (соответственно, работы обойдутся в СР = 70000 – 20000 = 50000 руб.):

  • А = (70000/600000) х 100 = 11,67%;
  • В = (50000/20000) х 100 = 250%;
  • коэффициент по дополнительным показателям составит 3,5;
  • УТР = (3,5/100) х (600000 + 70000) = 23450 руб.

В данной ситуации автовладелец должен получить компенсацию в размере 23450 рублей.

Что делать, если отказали в выплате?

Если страховая компания отказывается возмещать УТС по ОСАГО, в 2019 году автовладельцу необходимо обращаться с исковым заявлением в судебную инстанцию по месту расположения СК. Обращение должно содержать следующие данные:

  • наименование органа, куда подается иск, с указанием фамилии и инициалов руководителя;
  • персональные сведения ходатайствующего;
  • описание обстоятельств дела с учетом попытки досудебного решения вопроса;
  • нормативные ссылки, подтверждающие правомерность обращения;
  • требования, предъявляемые заявителем;
  • перечень приложенных документов.

ВАЖНО

В завершение ходатайства, заявителю необходимо расписаться и указать дату составления бумаги. Для повышения вероятности успешного рассмотрения дела не помешает квалифицированная юридическая помощь.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП?

Необходимость взыскания УТР с виновника ДТП в 2019 году возникает, если сумма страховки по ОСАГО не покрывает в полном размере суммы ущерба автомобилю с учетом указанной компенсации. В этом случае пострадавший вправе обратиться с судебным иском, в порядке, аналогичном указанному выше, с той лишь разницей, что в роли ответчика будет выступать нарушитель.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскание УТС по КАСКО аналогично с ситуацией для ОСАГО. Один немаловажный момент – если в страховом договоре предусмотрен пункт, исключающий подобные выплаты, автовладелец не получит указанной компенсации.

Если такое ограничение отсутствует, вначале пишется заявление рассмотренного выше образца в страховую компанию, сопровождаемое необходимой документацией. В случае отказа СК возмещать ущерб по УТС, подается иск в судебную инстанцию.

Судебная практика

Учитывая требования отечественного законодательства, судебные органы в подавляющем большинстве рассмотрений подобных дел становятся на сторону заявителя, удовлетворяя требования по взысканию компенсации УТС со стороны виновного в ДТП или страховщика. Отрицательное решение возможно, если не соблюдены условия, допускающие выплату возмещения, либо заявителем не в полном объеме представлена необходимая документация и доказательная база.

Заключение

Как видим из представленного материала, в 2019 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Передняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1
  • Капот
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене – 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна

Средняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно – отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно – отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно – единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно – единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно – отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно – отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет

Задняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно – отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно – отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно – единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно – единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет
Читать дальше  Реализация имущества через судебных приставов

Полная разборка кузова, устранение перекосов

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет

Полная окраска кузова

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов" (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС – Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение – это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector