Основным методом руководства и управления войсками (силами) является личное общение должностных лиц воинских частей непосредственно, с использованием информационных систем, средств связи и других технических средств.
Служебную переписку следует применять лишь в случаях действительной необходимости, когда нет условий для осуществления личного общения, невозможно использовать средства связи или информационные системы или когда законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или правовыми актами Министерства обороны предусмотрено составление письменного документа.
В Вооруженных Силах составляются (издаются) и применяются следующие виды служебных документов:
Приказ – основной распорядительный служебный документ военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром воинской части (начальником организации, учреждения).
Командир (начальник) воинской части в соответствии со статьей 95 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации отдает письменные приказы по строевой части (приложение 48), по боевой подготовке и другим вопросам, право, регламентировать которые, ему предоставлено.
Приказы подписываются командиром (начальником) воинской части и начальником штаба воинской части. В воинской части, где воинская должность начальника штаба воинской части не предусмотрена штатом, приказы подписываются командиром (начальником) воинской части единолично.
Приказы командира (начальника) воинской части изготавливаются на средствах вычислительной техники, а при их отсутствии печатаются на пишущих машинках или пишутся от руки на отдельных листах или в специальных книгах. Нумерация приказов ежегодно начинается с первого номера.
Директива – распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил) боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства Вооруженными Силами, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями (командованиями).
Приказы и директивы издаются во исполнение законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящий командиров (начальников), а также в инициативном порядке.
Приказание – распорядительный служебный документ, издаваемый начальником штаба от имени командира (начальника) воинской части или военным комендантом от имени начальника гарнизона.
Указания – распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов.
Постановление – документ, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.).
Положение – правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности органа военного управления.
Устав – правовой акт, регламентирующий повседневную деятельность военнослужащих, жизнь, быт и несение службы в Вооруженных Силах, подготовку личного состава, а также определяющий основы подготовки и ведения боя (боевых действий) подразделениями, воинскими частями и соединениями. К уставам также относятся учредительные документы организаций Вооруженных Сил.
Наставление, руководство, инструкция, правила, регламент определяют организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные специальные стороны деятельности воинских частей и должностных лиц.
Распоряжение – распорядительный служебный документ по вопросам управления имуществом Вооруженных Сил, а также служебный документ, посредством которого командирами (начальниками) ставятся задачи в соответствии с предоставленными полномочиями.
Представление – служебный документ установленной формы, содержащий сведения по вопросам представления:
План – служебный документ, в котором излагается перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей, а также служебный документ с графическим изображением участка местности, здания, сооружения и пр.
Отчет, доклад – служебные документы, содержащие сведения о выполнении планов, заданий, проведения мероприятий и другие сведения, представляемые вышестоящему командиру (начальнику).
Донесение – служебный документ, разрабатываемый в целях представления определенных сведений вышестоящему командиру (начальнику) по оперативным и мобилизационным вопросам, службе войск, состоянию воинской дисциплины, обеспеченности вооружением, военной техникой, другими видами снабжения войск (сил) и иным вопросам.
Договор, контракт – документы, фиксирующие соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующие эти отношения.
Перечень – систематизированное перечисление документов или иных предметов, объектов или работ, составленное в целях распространения на них определенных норм или требований.
Протокол – служебный документ, в котором зафиксирован ход проведения каких-либо действий, мероприятий (протокол собрания, заседания; протокол осмотра и т.д.)
Акт – служебный документ, подтверждающий установленные факты и события. Акт составляется, как правило, в ходе проверки, инвентаризации, приема-передачи дел и должности и т.д. несколькими лицами и подлежит утверждению должностным лицом в пределах полномочий.
Телеграмма – служебный документ для передачи распоряжений и сообщений срочного характера по техническим средствам связи.
Справка – описание или подтверждение тех или иных фактов и событий.
Служебное письмо – обобщенное название различных по содержанию служебных документов.
Рапорт – служебный документ, докладываемый командиру (начальнику) по устанавливаемой форме.
В рапорте излагаются вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей, несением службы и др. В виде рапорта оформляются также заявления, предложения и личные просьбы военнослужащих.
Служебный документ должен отвечать следующим требованиям (приложение 49):
Служебный документ должен быть написан служебно-деловым стилем с соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, кратко и ясно, обеспечивать точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.
Применяемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в Вооруженных Силах, и употребляться в одном и том же значении. При составлении служебных документов рекомендуется пользоваться простыми предложениями и не употреблять лишних слов, не вносящих ничего нового в смысл фразы, предложения.
Текст телеграммы должен излагаться без союзов, предлогов и знаков препинания, если при этом не искажается ее содержание. В телеграмме не допускаются переносы слов и исправления, подпись пишется с новой строки. Исходящие телеграммы пишутся (печатаются) на лицевой стороне телеграфного бланка или на светлой бумаге и заверяются печатью «Для телеграмм».
При употреблении в служебных документах цифровой информации однозначное число в записи воспроизводится словом, а однозначное число с указанием меры пишется цифрой (не более трех изделий, но 3 км.). Составные числительные записываются цифрами, за исключением тех случаев, когда такие числа начинают предложение (Двадцать пять изделий, но воинская часть получила 24 изделия). Порядковые числительные записываются с указанием падежных окончаний (радиоприемник 2-го класса).
Служебные документы, разрабатываемые на основании указов, постановлений, распоряжений, приказов, директив, приказаний и указаний, должны содержать в тексте документа ссылку на них или иметь в конце приписку: «Основание: наименование, дата и номер документа».
При ответах на запросы и поручения после наименования адресата указывается номер служебного документа (поручения), на который дается ответ, например: «На № 137 от 09.12.98 г.». Если ответ оформляется на бланке (листе) с угловым штампом организации, где предусмотрено место для номера и даты документа, на который дается ответ, то указанный номер проставляется только на угловом штампе.
Если служебный документ готовится взамен ранее изданных, то в разрабатываемом документе необходимо предусматривать отмену ранее изданных служебных документов. Изменения в служебные документы вносятся путем объявления новой редакции частей, пунктов, подпунктов, абзацев, статей, исключения их, а также путем замены предложений (слов) другими предложениями (словами) или исключения их.
На срочных документах, доставляемых местным адресатам через экспедиторов (посыльных) воинских частей, ставится надпись:
«Срочно – доставить к __» (указывается время, к которому необходимо доставить документ).
Во всех служебных документах при определении времени суток следует исходить из 24-часового исчисления, не употребляя слов «утра», «дня», «вечера» и «ночи».
В тексте служебных документов действительные наименования воинских частей пишутся без указания почетных наименований (кроме наименования «гвардейский» или «гвардейская») и государственных наград. Запрещается указывать в несекретных служебных документах действительные наименования воинских частей, которым присвоены условные наименования.
При изготовлении служебных документов машинописным способом или с помощью других технических средств рекомендуется применять текстовый редактор WinWord или другой совместимый с ним формат с использованием шрифта Times New Roman Суг размером № 12-16 через 1-2 межстрочных интервала (для оформления табличных материалов допускается использование шрифта размером № 12). Документы, представляемые Министру обороны Российской Федерации, подготавливаются с применением шрифта размером № 16.
Отдельные документы (заявление, анкета, объяснительная записка, рапорт и т.п.) разрешается писать от руки.
Служебные документы составляются в рабочих тетрадях или на отдельных листах бумаги белого и светлого тонов и оформляются, как правило, на бланках, на стандартных листах формата А4 (210 Х 2 97 мм) или А5 (148 Х 210 мм) либо в виде электронных документов. При оформлении отдельных служебных документов (расписания занятий, план-календарь и т.п.) допускается использование бумаги формата A3 (297×420 мм) и большего формата.
Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него должен иметь поля (приложение 50) размером не менее:
При создании служебных документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Каждое приложение к основному документу, за исключением распорядительных служебных документов, должно иметь самостоятельную нумерацию. Порядковые номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа без знака точки.
Служебные документы должны иметь угловые штампы или бланки с угловыми штампами и установленный состав, расположение и оформление реквизитов. Состав реквизитов служебного документа определяется его видом и назначением.
Служебные документы могут иметь следующие реквизиты (приложения 51, 52):
Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части
, главный специалист 2-го направления Управления делами Министерства обороны Российской Федерации
Приказами командиров (начальников) по личному составу производится:
– назначение военнослужащих на должности;
– присвоение им воинских званий;
– увольнение их с воинской службы;
– другие изменения в служебном положении и учетных данных военнослужащих.
Приказами по строевой части осуществляются:
– зачисление военнослужащих в списки личного состава воинской части;
– постановка их на все виды обеспечения;
– вступление в исполнение должностей, на которые они назначены приказами по личному составу;
– объявления о присвоении воинских званий, об изменениях их персональных учетных данных военнослужащих;
– исключение военнослужащих из списков личного состава и со всех видов обеспечения;
– прием на работу и увольнение лиц гражданского персонала;
– другие вопросы, изложенные в статье 41 Наставления по служебной переписке и делопроизводству.
Методика проведения правовой экспертизы (юридического контроля) проектов этих приказов сводится к проверке на соответствие:
а) проектов приказов по форме и содержанию требованиям Правил составления приказов по личному составу (Приложение к приказу МО 1982 г. № 000) и Образцов № 3,4,5 к ст. 41,43 Наставления по служебной переписке и делопроизводству (приказ МО 1983 г. № 000);
б) параграфов и пунктов проектов этих приказов требованиям законов и других нормативных актов.
Необходимость проведения юридического контроля проектов этих приказов связана с тем, что эти приказы затрагивают вопросы о правах, обязанностях и льготах, установленных для военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Правовая экспертиза проектов приказов по личному составу.
Правила составления приказов по личному составу изложены в Приложении № 6 к приказу МО 1982 г. № 000 и устанавливают строгие требования к подготовке проектов этих приказов, основными из которых являются следующие:
– они печатаются на стандартных листах;
– подписываются одним должностным лицом (командиром, начальником, лицом временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);
– в титульной части приказов указывается действительное наименование объединения, соединения, части (для режимных – указывается их условное наименование, т. е. войсковая часть 00000);
– приказ состоит из параграфов (при наличии нескольких вводных частей).
Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа располагаются по алфавиту. В них без сокращений указываются следующие данные:
1. Воинское звание.
2. Ф. И.О. (фамилия пишется крупным шрифтом).
3. Должность, занимаемая ко времени издания приказа.
4. Наименование воинской части и соединения.
5. Должность, на которую назначается военнослужащий (т. е. новая должность) и номер военно-учетной специальности (ВУС) по ней.
Все пункты приказа имеют единую порядковую нумерацию.
Для записи сведений о годе рождения, образовании военнослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере офицера под соответствующим пунктом издается пояснение к пункту («боковик»).
В «боковиках» о назначении военнослужащих указывается на какие должности они перемещаются и причины перемещения:
– с повышением – в порядке продвижения по службе;
– на равную должность – для создания необходимой укомплектованности или для более целесообразного использования по опыту работы, по специальности;
– с понижением – по причинам, изложенным в ст. 30 Положения (приказ МО 1985 г. № 000), с учетом Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Дисциплинарного устава.
При необходимости в «боковиках» указываются документы, на основании которых издаются приказы, устанавливаются или сохраняются должностные оклады (тарифные разряды) по прежним должностям.
В «боковиках» пунктов приказов об увольнении военнослужащих указывается:
– дата их рождения;
– выслуга лет в ВС (в календарном и льготном исчислениях);
– в какой военный комиссариат подлежит направлению на воинский учет;
– личный номер военнослужащего;
– сведения о заключенном контракте (на какой срок заключен);
– заключение военно-врачебной комиссии о годности их к военной службе;
– другая информация, закрепляющая права и льготы военнослужащих;
– установленные инструкцией ГУК МО цифровые коды следующей структуры:
например, 059.0907. КО 610 ГАОЗ. 3792.200.02100. 06. 11.11, где:
3. Буквенно-цифровой код учетной группы части по схеме учета (приказ МО 1993 г. № 000).
4. Код основной должности по штату.
5. Код штатной категории должности.
6. Номер ВУС по должности.
7. Код уровня военного образования увольняемого офицера.
8. Код высшего по уровню оконченного военного учебного заведения.
9. Год окончания военно-учебного заведения.
10. Признак места службы.
11. Признак убыли.
12. Код основания увольнения.
13. Код республики (края, области, города), куда увольняется офицер.
14. Признак наличия права на пенсию.
15. Признак учета должности.
При проведении правовой экспертизы проектов приказов по личному составу о перемещении военнослужащих по службе офицерам юридической службы следует обращать внимание на:
1. Полномочие должностных лиц в издании приказов о назначении военнослужащих на должности с соответствующей штатной категорией (изложены в ст. 42 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»), о присвоении им воинских званий (ст. 46 Закона), об увольнении их с военной службы (ст. 48 Закона).
2. Обязательность назначения (перемещения) военнослужащего на должность по специальности, полученной в военно-учебном заведении или по опыту работы.
3. Причины перемещения:
– на высшую должность (только в порядке продвижения по службе);
– на равную должность (по организационно-штатным мероприятиям, или для более целесообразного использования по специальности, или опыту работы);
– на должность с понижением.
4. Соблюдение норм законов и иных правовых актов, закрепляющих права военнослужащих и установленные для них льготы.
– право на прохождение военнослужащими, чьи должности сокращены по соответствующим директивам, в соответствии с пунктом 5 ст. 41 Закона РФ «О военной обязанности и военной службе» военной службы не на воинских должностях (зачисленными в распоряжение соответствующих командиров и начальников) сроком до 6 месяцев может возникнуть только при наличии в титульной части приказа по личному составу или параграфе этого приказа слов «в связи с организационно-штатными мероприятиями». При отсутствии этих слов срок нахождения в распоряжении не может превышать 3-х месяцев;
– право на исчисление пенсии с должностных окладов по прежним должностям офицерам, ранее переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок, атомных подводных кораблей и линейных тральщиков, а также офицерам в звании подполковника, ему равному и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, по возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее 1 года, и имевшим на день перевода выслугу, дающую пенсию за выслугу лет, на должности, с меньшими должностными окладами, возникает только при наличии в «боковиках» приказов по личному составу слов «Выслуга лет: в календарном исчислении – 20 лет, в льготном исчислении -22 года. В должности с (указывается с какого времени)». Должностной оклад до перемещения по ____ тарифному разряду (_____ тыс. рублей в месяц). Перемещается на должность с меньшим окладом денежного содержания в связи с (указывается причина перемещения) с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г.№ 000 (приказыМОРФ 1994 г. № 000 и 1995 г. № 70);
при проведение юридического контроля проектов приказов (по личному составу) о переводах военнослужащих на должности в другие воинские части и учреждения обращать внимание командования на наличие в этих частях возможностей по обеспечению прав военнослужащих в соответствии с пунктом 2 ст. 22 Закона Российской Федерации « О статусе военнослужащих» (обеспечение жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством, военнослужащих, прослуживших 10 лет и более).
5. На заключенный военнослужащим контракт о прохождении военной службы и на соответствие вида контракта, заключенного с ним, особенно при назначении его на должность со штатной категорией «полковник» и выше.
6. Соблюдение конкурса при назначении военнослужащих на должности в военно-учебные заведения.
В ходе проведенных Управлением делами Минобороны России проверок состояния правовой работы в видах ВС, военных округах, главных и центральных управлениях МО в 19г. были выявлены типовые нарушения, допускаемые при издании приказов (по личному составу) о назначении:
– проекты приказов по личному составу юридический контроль в соответствующих подразделениях юридической службы не проходят;
– пункты приказов по одному основанию (например, в связи с организационно-штатными мероприятиями) в отдельные параграфы не выделяются;
– «боковики» пунктов приказов исполняются в нарушение требований приказа МО 1982 г. № 000;
– в «боковики» пунктов включается информация, не предусмотренная Правилами составления проектов приказов (о ходатайствах соответствующих командиров, о сокращении должности, согласии офицера, подаче им рапорта по этому вопросу об обеспечении жилой площадью и т. п.);
– в «боковиках» не указывается на какие должности перемещаются военнослужащие;
– на первых экземплярах приказов по личному составу ставятся подписи и визы неуполномоченными на это должностными лицами и оттиски уменьшенных образцов печатей;
– подписание приказов о назначении на должности выпускников военных училищ, состоящих в распоряжении соответствующих командиров, производится с превышением установленного пунктом 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» 3-х месячного срока.
При проведении юридического контроля проектов приказов (по личному составу) об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на:
1. Полномочие должностных лиц по увольнению военнослужащих (ст. 48 Закона).
2. Соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
3. Обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 и более лет, предоставленных к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту службы жялой площадью по нормам, установленным законодательством.
4. На наличие в «боковиках» пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии по увольнению с большего должностного оклада, ссылки на это право (устанавливается в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000).
5. Правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливается конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с которого должен исчисляться размер пенсии).
6. На очередность расположения в проекте приказа статей, частей и пунктов, по которым производится увольнение, в соответствии с их расположением в Законе Российской Федерации « О воинской обязанности и военной службе.
К типовым нарушениям, допускаемым при издании приказов об увольнении военнослужащих, следует отнести:
– в отдельных приказах (по личному составу) не делается ссылка на ст. 48, часть 1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» при увольнении военнослужащих по истечению установленного срока его военной службы (увольняются без указания статьи);
– увольнение военнослужащих, халатно относящихся к исполнению служебных обязанностей, недисциплинированных, самоустранившихся от выполнения должностных обязанностей, склонных к пьянству, производится по основанию, предусмотренному ст. 49 части 2 пункта «г» Закона (как переставших отвечать установленным к нему в соответствии с Законом требованиям), что позволяет им получать при увольнении единовременное пособие в размере 40% от установленного пунктом 3 ст. 22 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;
– при увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями в «боковиках» пунктов приказов не упоминается о подаче рапортов об увольнении;
– при увольнении офицеров по ходатайствам товарищеских судов чести за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, часто нарушается норма ст. 29 Положения о товарищеских судах чести (каждой инстанции для принятия решения об увольнении офицера устанавливается срок до 1 месяца). При обжаловании такой приказ признается незаконным.
При проведении юридического контроля проектов приказов (по личному составу) о присвоении военнослужащим очередных воинских званий необходимо обращать внимание:
1. На соответствие штатной категории (воинского звания по занимаемой военнослужащим должности) присваиваемому очередному воинскому званию.
2. На сроки представления военнослужащих к присвоению очередных воинских званий.
оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»
По статье 48, части 3 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе)
– в проект приказа включаются только достигшие соответствующего предельного возраста пребывания на военной службе (на момент его подписания)
Досрочно по статье 49, части 1 пункту "а" и по статье 49, части 4 (по состоянию здоровья)
– в проект приказа включаются военнослужащие, признанные военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе или ограничению годными к военной службе (в представлениях к увольнению их указывается номер свидетельства о болезни, кем и когда оно выдано, кем и когда утверждено заключение ВВК о признании военнослужащего негодным к военной службе и о подаче военнослужащим рапорта об увольнении его в запас в связи с признанием ограниченно годным к военной службе)
Досрочно по статье 49, части 2 пункту "а" (в связи с организационно-штатными мероприятиями)
– в проект приказа об увольнении включаются военнослужащие, чьи должности сокращены по директиве соответствующего должностного лица (в представлении к увольнению и в "боковике" пункта приказа должны быть указаны номер и дата директивы);
– при рассмотрении вопроса о порядке досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, в первую очередь следует принимать во внимание вид контракта, заключенного с военнослужащим:
– военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, предусмотренному пунктом "а" части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", при сокращении занимаемой им должности может в соответствии с частью 2 статьи 33 этого же Закона быть назначен на воинскую должность с переводом к другому месту службы без его согласия;
– военнослужащий, ранее заключивший контракт о прохождении военной службы по пункту "б" части 1 статьи 33 Закона, при сокращении занимаемой им должности, может быть назначен на другую (высшую или равную) должность, но в той же воинской части. При невозможности размещения его в той же части, у него возникает право на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями;
– при заключении военнослужащим контракта о прохождении военной службы по пункту "в" части 1 статьи 33 Закона у него появляется право на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности его размещения в той же воинской части и на аналогичную ранее занимаемой им должность.
По иным пунктам части 2 статьи 49
– за конкретные факты невыполнения военнослужащим условий контракта или совершенного им проступка, порочащего честь военнослужащего, или по иным обстоятельствам;
– к представлениям к увольнению этих военнослужащих в необходимых случаях прилагаются материалы расследований, рапорты военнослужащих и др.
No related posts.