Право на выбор медицинского учреждения закон | Загранник

Право на выбор медицинского учреждения закон

ГАРАНТ:

Статья 21 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 21 . Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

ГАРАНТ:

См. часть 16 статьи 100 настоящего Федерального закона

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ статья 21 настоящего Федерального закона дополнена частью 9, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

В существующей системе здравоохранения пациент является основным потребителем услуг. Имеет ли он на этом основании право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и персонал, который будет эти услуги оказывать? И как в этом направлении обстоит дело с частными докторами и клиниками? Каким законом и конкретно какой статьей регламентируется право пациента на выбор врача и медицинской организации? Какова процедура выбора врача пациентом и какие документы для этого нужны? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

Обзор законодательства

Основной перечень прав пациента перечислен в законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В частности в ст. 21 идет речь о том, что гражданин имеет право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. При этом если внимательно изучить текст данной статьи, то можно выделить сразу ряд коллизий, с которыми столкнется пациент, если он все-таки захочет поменять доктора либо лечебное заведение.

В указанной выше статье в части, касающейся права выбора доктора, существует оговорка – «с учетом согласия врача». Однако сам принцип получения этого согласия пациентом никак не регламентирован (непонятно, является ли ответ личным решением доктора либо есть какая-то обязанность). В той же ст. 21 говорится о территориально-участковом принципе выбора медицинской организации. Это значит, что если гражданин захочет проходить лечение в поликлинике по месту жительства, администрация лечебного учреждения никак не сможет ему отказать. Но если ситуация сложится противоположная – пациент по каким-либо причинам пожелает сменить медицинскую организацию, располагающуюся в районе его места жительства на ту, что находится в другой части города, то никто не будет обязан его принимать. Более того, учитывая тот факт, что к такому гражданину в случае вызова будет сложней добраться, это только создаст лишние проблемы главврачу и потому принятие пациента с другого участка весьма маловероятно.

Читать дальше  Подать заявление о прекращении деятельности ип

Как реализовать право выбора?

Самостоятельный выбор подходящей для себя медицинской организации начинается с подачи заявления на имя главного врача предпочтительной клиники. Такая возможность дается гражданину один раз в год. Исключением являются случаи, когда человек вынужден поменять учреждение здравоохранения в связи со сменой места жительства. Если по итогу пациент выбрал место, персонал которого не в состоянии оказать требуемую ему по программе ОМС помощь, то он может отказаться от него и взять направление в другую клинику (можно и частную).

Следующий шаг после выбора поликлиники – подбор лечащего врача. Как уже было сказано, данный процесс осложняется необходимостью заполучить согласие доктора, в котором заинтересован гражданин. Плюс случаются ситуации, когда никаких вариантов по смене персонала пациенту просто не предлагают из-за отсутствия должного количества работников нужного профиля. Для тех лиц, кто по полису ОМС желает наблюдаться у частного врача, закон предусматривает такую возможность. Однако одним из условий будет наличие данного специалиста в реестре организаций и предпринимателей, которым разрешена деятельность в сфере обязательного страхования. Найти соответствующий документ можно на сайте территориального фонда в Интернете.

Каким образом назначается врач?

Согласно ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья» право выбора лечащего врача в системе ОМС есть как у пациента, так и у руководителя учреждения здравоохранения. Если назначенный доктор не устраивает гражданина, то он может обратиться к администрации медицинской организации и написать заявление в соответствии с установленной законом письменной формой. В бумаге нужно указать причину возникшего желания заменить персонал. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ главный врач обязан содействовать пациенту при смене доктора.

Кроме того, в теории помочь человеку определиться с нелегким выбором должен сайт медицинской компании, на котором она обязана размещать информацию о работающем персонале. Как правило, там указывается информация о медицинской деятельности, уровне образования и квалификации. Однако на практике, несмотря на всю значимость данных параметров, толку от таких сайтов немного. Ведь реально полезные данные о количестве жалоб на доктора, судебных исках и уголовных делах сайт не отображает.

Заключение

Таким образом, федеральное законодательство подтверждает право пациента выбирать лечащего врача и саму медицинскую организацию. Если тот врач, который был прикреплен к пациенту, его по тем или иным причинам не устраивает, гражданин может попросить у главного врача ЛПУ его замены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление и обосновать причину.

Дата размещения статьи: 11.02.2016

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Об этом и пойдет речь в данной статье.
——————————–
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Выбор гражданином врача и медицинской организации

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.
В силу ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из списка медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с законодательством РФ.
——————————–
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273.

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н (далее – Порядок N 406н).
В соответствии с п. 3 Порядка N 406н выбор или замена медицинской организации осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.
Порядок выбора медицинской организации заключается в следующем.
1. Гражданин или его представитель обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации с приложением необходимых документов. В заявлении приводится перечень сведений, обозначенных в п. 4 Порядка N 406н.
2. Медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
3. После получения заявления медицинская организация, принявшая его, в течение двух рабочих дней направляет письмо по почте, электронной почте о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления (п. 7 Порядка N 406н).
4. Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма направляет соответствующую информацию письмом по почте, электронной почте в медицинскую организацию, принявшую заявление (п. 8 Порядка N 406н).
5. В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, отраженной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина или его представителя в письменной или устной форме о принятии гражданина на медицинское обслуживание (п. 9 Порядка N 406н).
Однако на некоторые категории граждан указанный порядок не распространяется. К ним относятся:
– граждане, проживающие в ЗАТО, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работники организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. В отношении таких граждан действует Постановление Правительства РФ N 770 ;
– военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, проходящие альтернативную гражданскую службу, граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу. Обслуживание таких граждан осуществляется в ведомственных медицинских организациях (ст. 25 Федерального закона N 323-ФЗ);
– задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста. Они обслуживаются в медицинских организациях государственной (муниципальной) системы здравоохранения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 (ст. 26 Федерального закона N 323-ФЗ).
——————————–
Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда".

Читать дальше  Форма сличительной ведомости по инвентаризации

Отказ в реализации гражданином права на выбор медицинской организации может быть оспорен им в судебном порядке, а в случае признания отказа необоснованным с медицинской организации может быть взыскана компенсация морального вреда. В качестве примера приведем Апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.04.2015 N 33-1492/2015, в котором рассматривались исковые требования гражданина к бюджетному учреждению здравоохранения, отказавшему ему в медицинском обслуживании. Как следует из материалов дела, гражданин обратился в поликлинику ФГБУЗ с заявлением о прикреплении к данному медицинскому учреждению для получения медицинской помощи.
Письмом ФГБУЗ СМКЦ гражданину было отказано в прикреплении к названному медицинскому учреждению по причине того, что мощность поликлиники не позволяет дополнительно прикрепить его на медицинское обслуживание в рамках ОМС.
Удовлетворив исковые требования и возложив на поликлинику обязанность принять гражданина на медицинское обслуживание, суд пришел к выводу, что каких-либо ограничений в реализации застрахованным лицом права на выбор медицинской организации не установлено.
Доводы представителя поликлиники о том, что гражданин не может быть прикреплен для получения медицинских услуг к поликлинике в силу того, что имеется превышение нормативов прикрепленного населения к данной поликлинике, его адрес регистрации и места жительства не входит в зону ее обслуживания, были отклонены.
Как указано в Определении, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению не содержит нормы об отказе гражданину в выборе медицинской организации по территориальному принципу. Решением суда с поликлиники в пользу гражданина была взыскана денежная компенсация морального вреда.
——————————–
Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что медицинская организация не вправе отказать в прикреплении на медицинское обслуживание гражданину по причине специфики его заболевания (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-2095/2014).
Далее заметим, что участковый принцип оказания медицинской помощи в настоящее время не является определяющим фактором и не может служить основанием для отказа в выборе медицинской организации и врача. В качестве примера приведем Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.05.2013 по делу N 33-4118/2013.
Женщина, сменив место жительства, обратилась в поликлинику с просьбой прикрепить ее к ней для получения первичной медико-санитарной помощи. При выборе указанной медицинской организации она исходила из того, что поликлиника находилась рядом с ее домом. Но медицинская организация отказала в прикреплении, обосновав свои действия тем, что на врачебной комиссии участковые врачи-терапевты не дали своего согласия на медицинское обслуживание этой пациентки ввиду повышенной нагрузки на врачей-терапевтов. Суд указал, что согласие медицинского работника предусмотрено при выборе гражданином врача, а не медицинской организации. Ссылка же на превышение нагрузки на одного врача является необоснованной, поскольку законом не установлены такие основания для отказа в прикреплении гражданина на медицинское обслуживание.
Незаконным является и отказ учреждения здравоохранения в прикреплении по причине проживания гражданина в другом районе города и недоукомплектования врачами медицинской организации (Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.11.2012 по делу N 33-10847).

Читать дальше  Перевод на суммированный учет рабочего времени

Особенности выбора медицинских организаций и врачей для оказания медицинской помощи

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин путем подачи заявления осуществляет выбор следующих врачей:
– врача-терапевта;
– врача-терапевта участкового;
– врача-педиатра;
– врача-педиатра участкового;
– врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача (п. 4 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ). При этом лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.
В силу п. 5 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. Согласно п. 12 Порядка N 406н выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения предусмотренных сроков предоставления такой помощи. В силу п. 4 Приложения 3 к Порядку N 388н место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта с учетом 20-минутной транспортной доступности.
——————————–
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н.

Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрен принцип срочности оказания скорой (неотложной) медицинской помощи и установлено, что время прибытия к больному не должно превышать 20 минут (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 13АП-24647/2014 по делу N А21-3489/2014). При отсутствии такой возможности медицинская организация вправе отказать в оказании медицинской помощи.
Так, в Апелляционном определении от 14.07.2014 N 33-27928 Московский городской суд признал правомерным отказ медицинской организации в медицинском обслуживании, указав следующее. Оказание медицинской помощи на дому без автотранспорта с учетом места проживания гражданина не сможет осуществляться медицинской организацией в необходимые законом сроки (гражданин проживает в 23 км от поликлиники).
Признав, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, суд указал, что прикрепление гражданина к медицинской организации будет означать дальнейшее превышение нагрузки в противовес принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, осуществляется в Порядке, установленном Приказом Минздрава России N 1342н .
——————————–
За исключением случаев оказания скорой медицинской помощи.
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи".

Медицинским организациям не стоит забывать о том, что при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете:
– о медицинской организации;
– об осуществляемой ею медицинской деятельности;
– о врачах, уровне их образования и квалификации (п. 7 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом в силу п. 9 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана предоставить такому пациенту медицинскую помощь без участия студентов медицинских образовательных учреждений.

В заключение подведем итог:
1) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия врача;
2) признается незаконным отказ в прикреплении на медицинское обслуживание по причине специфики заболевания гражданина, проживания его в другом районе города. При этом в случае оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в прикреплении на медицинское обслуживание может быть отказано, если время прибытия к больному будет превышать предусмотренный законодательством срок (20 минут);
3) в случае признания судом незаконным отказа в прикреплении на медицинское обслуживание гражданин вправе потребовать компенсацию морального вреда от учреждения здравоохранения;
4) при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете, о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности и врачах, уровне их образования и квалификации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector