Содержание
Статья 21 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 21 . Выбор врача и медицинской организации
1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
См. часть 16 статьи 100 настоящего Федерального закона
3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ статья 21 настоящего Федерального закона дополнена частью 9, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.
9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
В существующей системе здравоохранения пациент является основным потребителем услуг. Имеет ли он на этом основании право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и персонал, который будет эти услуги оказывать? И как в этом направлении обстоит дело с частными докторами и клиниками? Каким законом и конкретно какой статьей регламентируется право пациента на выбор врача и медицинской организации? Какова процедура выбора врача пациентом и какие документы для этого нужны? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.
Основной перечень прав пациента перечислен в законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В частности в ст. 21 идет речь о том, что гражданин имеет право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. При этом если внимательно изучить текст данной статьи, то можно выделить сразу ряд коллизий, с которыми столкнется пациент, если он все-таки захочет поменять доктора либо лечебное заведение.
В указанной выше статье в части, касающейся права выбора доктора, существует оговорка – «с учетом согласия врача». Однако сам принцип получения этого согласия пациентом никак не регламентирован (непонятно, является ли ответ личным решением доктора либо есть какая-то обязанность). В той же ст. 21 говорится о территориально-участковом принципе выбора медицинской организации. Это значит, что если гражданин захочет проходить лечение в поликлинике по месту жительства, администрация лечебного учреждения никак не сможет ему отказать. Но если ситуация сложится противоположная – пациент по каким-либо причинам пожелает сменить медицинскую организацию, располагающуюся в районе его места жительства на ту, что находится в другой части города, то никто не будет обязан его принимать. Более того, учитывая тот факт, что к такому гражданину в случае вызова будет сложней добраться, это только создаст лишние проблемы главврачу и потому принятие пациента с другого участка весьма маловероятно.
Самостоятельный выбор подходящей для себя медицинской организации начинается с подачи заявления на имя главного врача предпочтительной клиники. Такая возможность дается гражданину один раз в год. Исключением являются случаи, когда человек вынужден поменять учреждение здравоохранения в связи со сменой места жительства. Если по итогу пациент выбрал место, персонал которого не в состоянии оказать требуемую ему по программе ОМС помощь, то он может отказаться от него и взять направление в другую клинику (можно и частную).
Следующий шаг после выбора поликлиники – подбор лечащего врача. Как уже было сказано, данный процесс осложняется необходимостью заполучить согласие доктора, в котором заинтересован гражданин. Плюс случаются ситуации, когда никаких вариантов по смене персонала пациенту просто не предлагают из-за отсутствия должного количества работников нужного профиля. Для тех лиц, кто по полису ОМС желает наблюдаться у частного врача, закон предусматривает такую возможность. Однако одним из условий будет наличие данного специалиста в реестре организаций и предпринимателей, которым разрешена деятельность в сфере обязательного страхования. Найти соответствующий документ можно на сайте территориального фонда в Интернете.
Согласно ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья» право выбора лечащего врача в системе ОМС есть как у пациента, так и у руководителя учреждения здравоохранения. Если назначенный доктор не устраивает гражданина, то он может обратиться к администрации медицинской организации и написать заявление в соответствии с установленной законом письменной формой. В бумаге нужно указать причину возникшего желания заменить персонал. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ главный врач обязан содействовать пациенту при смене доктора.
Кроме того, в теории помочь человеку определиться с нелегким выбором должен сайт медицинской компании, на котором она обязана размещать информацию о работающем персонале. Как правило, там указывается информация о медицинской деятельности, уровне образования и квалификации. Однако на практике, несмотря на всю значимость данных параметров, толку от таких сайтов немного. Ведь реально полезные данные о количестве жалоб на доктора, судебных исках и уголовных делах сайт не отображает.
Таким образом, федеральное законодательство подтверждает право пациента выбирать лечащего врача и саму медицинскую организацию. Если тот врач, который был прикреплен к пациенту, его по тем или иным причинам не устраивает, гражданин может попросить у главного врача ЛПУ его замены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление и обосновать причину.
Дата размещения статьи: 11.02.2016
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Об этом и пойдет речь в данной статье.
——————————–
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Выбор гражданином врача и медицинской организации
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.
В силу ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из списка медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с законодательством РФ.
——————————–
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273.
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н (далее – Порядок N 406н).
В соответствии с п. 3 Порядка N 406н выбор или замена медицинской организации осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.
Порядок выбора медицинской организации заключается в следующем.
1. Гражданин или его представитель обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации с приложением необходимых документов. В заявлении приводится перечень сведений, обозначенных в п. 4 Порядка N 406н.
2. Медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
3. После получения заявления медицинская организация, принявшая его, в течение двух рабочих дней направляет письмо по почте, электронной почте о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления (п. 7 Порядка N 406н).
4. Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма направляет соответствующую информацию письмом по почте, электронной почте в медицинскую организацию, принявшую заявление (п. 8 Порядка N 406н).
5. В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, отраженной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина или его представителя в письменной или устной форме о принятии гражданина на медицинское обслуживание (п. 9 Порядка N 406н).
Однако на некоторые категории граждан указанный порядок не распространяется. К ним относятся:
– граждане, проживающие в ЗАТО, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работники организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. В отношении таких граждан действует Постановление Правительства РФ N 770 ;
– военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, проходящие альтернативную гражданскую службу, граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу. Обслуживание таких граждан осуществляется в ведомственных медицинских организациях (ст. 25 Федерального закона N 323-ФЗ);
– задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста. Они обслуживаются в медицинских организациях государственной (муниципальной) системы здравоохранения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 (ст. 26 Федерального закона N 323-ФЗ).
——————————–
Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда".
Отказ в реализации гражданином права на выбор медицинской организации может быть оспорен им в судебном порядке, а в случае признания отказа необоснованным с медицинской организации может быть взыскана компенсация морального вреда. В качестве примера приведем Апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.04.2015 N 33-1492/2015, в котором рассматривались исковые требования гражданина к бюджетному учреждению здравоохранения, отказавшему ему в медицинском обслуживании. Как следует из материалов дела, гражданин обратился в поликлинику ФГБУЗ с заявлением о прикреплении к данному медицинскому учреждению для получения медицинской помощи.
Письмом ФГБУЗ СМКЦ гражданину было отказано в прикреплении к названному медицинскому учреждению по причине того, что мощность поликлиники не позволяет дополнительно прикрепить его на медицинское обслуживание в рамках ОМС.
Удовлетворив исковые требования и возложив на поликлинику обязанность принять гражданина на медицинское обслуживание, суд пришел к выводу, что каких-либо ограничений в реализации застрахованным лицом права на выбор медицинской организации не установлено.
Доводы представителя поликлиники о том, что гражданин не может быть прикреплен для получения медицинских услуг к поликлинике в силу того, что имеется превышение нормативов прикрепленного населения к данной поликлинике, его адрес регистрации и места жительства не входит в зону ее обслуживания, были отклонены.
Как указано в Определении, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению не содержит нормы об отказе гражданину в выборе медицинской организации по территориальному принципу. Решением суда с поликлиники в пользу гражданина была взыскана денежная компенсация морального вреда.
——————————–
Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н.
Дополнительно к вышесказанному отметим, что медицинская организация не вправе отказать в прикреплении на медицинское обслуживание гражданину по причине специфики его заболевания (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-2095/2014).
Далее заметим, что участковый принцип оказания медицинской помощи в настоящее время не является определяющим фактором и не может служить основанием для отказа в выборе медицинской организации и врача. В качестве примера приведем Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.05.2013 по делу N 33-4118/2013.
Женщина, сменив место жительства, обратилась в поликлинику с просьбой прикрепить ее к ней для получения первичной медико-санитарной помощи. При выборе указанной медицинской организации она исходила из того, что поликлиника находилась рядом с ее домом. Но медицинская организация отказала в прикреплении, обосновав свои действия тем, что на врачебной комиссии участковые врачи-терапевты не дали своего согласия на медицинское обслуживание этой пациентки ввиду повышенной нагрузки на врачей-терапевтов. Суд указал, что согласие медицинского работника предусмотрено при выборе гражданином врача, а не медицинской организации. Ссылка же на превышение нагрузки на одного врача является необоснованной, поскольку законом не установлены такие основания для отказа в прикреплении гражданина на медицинское обслуживание.
Незаконным является и отказ учреждения здравоохранения в прикреплении по причине проживания гражданина в другом районе города и недоукомплектования врачами медицинской организации (Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.11.2012 по делу N 33-10847).
Особенности выбора медицинских организаций и врачей для оказания медицинской помощи
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин путем подачи заявления осуществляет выбор следующих врачей:
– врача-терапевта;
– врача-терапевта участкового;
– врача-педиатра;
– врача-педиатра участкового;
– врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача (п. 4 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ). При этом лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.
В силу п. 5 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. Согласно п. 12 Порядка N 406н выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения предусмотренных сроков предоставления такой помощи. В силу п. 4 Приложения 3 к Порядку N 388н место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта с учетом 20-минутной транспортной доступности.
——————————–
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрен принцип срочности оказания скорой (неотложной) медицинской помощи и установлено, что время прибытия к больному не должно превышать 20 минут (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 13АП-24647/2014 по делу N А21-3489/2014). При отсутствии такой возможности медицинская организация вправе отказать в оказании медицинской помощи.
Так, в Апелляционном определении от 14.07.2014 N 33-27928 Московский городской суд признал правомерным отказ медицинской организации в медицинском обслуживании, указав следующее. Оказание медицинской помощи на дому без автотранспорта с учетом места проживания гражданина не сможет осуществляться медицинской организацией в необходимые законом сроки (гражданин проживает в 23 км от поликлиники).
Признав, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, суд указал, что прикрепление гражданина к медицинской организации будет означать дальнейшее превышение нагрузки в противовес принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, осуществляется в Порядке, установленном Приказом Минздрава России N 1342н .
——————————–
За исключением случаев оказания скорой медицинской помощи.
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи".
Медицинским организациям не стоит забывать о том, что при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете:
– о медицинской организации;
– об осуществляемой ею медицинской деятельности;
– о врачах, уровне их образования и квалификации (п. 7 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом в силу п. 9 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана предоставить такому пациенту медицинскую помощь без участия студентов медицинских образовательных учреждений.
В заключение подведем итог:
1) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия врача;
2) признается незаконным отказ в прикреплении на медицинское обслуживание по причине специфики заболевания гражданина, проживания его в другом районе города. При этом в случае оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в прикреплении на медицинское обслуживание может быть отказано, если время прибытия к больному будет превышать предусмотренный законодательством срок (20 минут);
3) в случае признания судом незаконным отказа в прикреплении на медицинское обслуживание гражданин вправе потребовать компенсацию морального вреда от учреждения здравоохранения;
4) при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете, о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности и врачах, уровне их образования и квалификации.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
No related posts.