Право пользования подземными водными объектами | Загранник

Право пользования подземными водными объектами

Право пользования водными объектами

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 –Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользованиенастоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Прекращение права пользования водными объектами

1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта

Во́дный объе́кт — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима [1] .

Водными объектами являются моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и другие места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (например, в виде снежного покрова). Водные объекты составляют основу водных ресурсов. Исследованием водных объектов занимаются многие науки. Для изучения водных объектов и их режима применяются гидрологические методы измерения и анализа. С точки зрения экологии водные объекты представляют собой экологические системы.

Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Читать дальше  Порядок оплаты ипотеки материнским капиталом

Виды водных объектов.

Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

2 вида водных объектов:

– поверхностные (их прав. режим регул-ся ВК РФ)

– подземные (их прав режим регул-ся зак-вом о недрах)

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения), снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохранившиеся на земной поверхности в течение всего тёплого периода или его части).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод (совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах); 2) водоносные горизонты (сосредоточение воды в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи).

Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

3. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров

4. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Комментарии к ст. 9 ВК РФ

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом – в порядке, предусмотренном горным законодательством.

В соответствии с новым Водным кодексом возрастает значение договоров водопользования, которые из вторичного (после лицензии) правового института превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования, что означает ограничение государственного администрирования в водном хозяйстве. В ряде случаев основанием заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно аукционов. Порядок проведения аукционов будет определяться постановлением Правительства РФ.

В статье 13 ВК РФ 2006 г. названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект (очевидно, поверхностный) или его часть. При этом должны быть указаны береговая линия, служащая границей водного объекта, или границы части водного объекта (заводь, затон, плес, рукав), переданной в договорное пользование. Законодатель признает необходимым для договора указание целей, видов и условий использования водного объекта (в том числе объема допустимого забора или изъятия водного ресурса). Также определяется срок договора водопользования, который согласно статье 14 ВК РФ не может превышать 20 лет. Кроме того, устанавливаются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. Согласно статье 20 ВК РФ платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от речного бассейна.

К существенным условиям договора водопользования относят ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.), а также порядок прекращения пользования водным объектом.

Сокращение административного регулирования не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в Западной Европе, так и в передовых странах Азии (например, в Японии). Согласно японскому Закону "О реках" в редакции 1997 г. пользование речной водой, сплав леса и бамбука, занятие земельных участков, выемка грунтов, камней и продуктов реки (очевидно, ил), строительство в пределах речной зоны санкционируется администраторами реки. К числу последних в зависимости от значения водотока принадлежат министр строительства, главы префектур. Именно к разрешениям "привязана" плата за пользование перечисленными видами пользования рекой, регулируемая постановлениями правительства, но являющаяся доходом соответствующей префектуры.

В целом опыт передовых стран показывает, что в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные инструменты регулирования (о концессиях см. комментарий к ст. ст. 4, 21). Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании необоснованно и даже опасно.

Читать дальше  Обособленное подразделение в налоговом кодексе

Согласно статьям 21 – 23 ВК РФ 2006 г. сохраняется предусмотренное еще в старом Водном кодексе решение уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование. Водные объекты могут предоставляться в пользование для разных нужд: от обороны до организации отдыха детей. Согласно новому Водному кодексу решение о предоставлении водных объектов в пользование может принять не только Правительство РФ, но и государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В новом ВК РФ произошла "молчаливая" отмена водных сервитутов (как частных, так и публичных). Однако разнообразное использование водных объектов на практике влечет за собой и использование хозяйствующим субъектом близлежащих земельных участков. Для этого существует право частного и публичного земельного сервитута, позволяющее использовать береговую полосу. Титул земельного сервитута (как публичного, так и частного) предусмотрен статьей 23 ЗК РФ и статьями 274 – 276 ГК РФ. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Частный земельный сервитут может устанавливаться для прокладки трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка и также подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения. При этом предусматривается учет результатов общественных слушаний. Публичный земельный сервитут может быть предназначен для забора воды и водопоя, охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе водного объекта.

На практике встречаются случаи изменения в силу естественных и искусственных причин местоположения и акваторий водотоков и водоемов, что может вызвать споры между заинтересованными хозяйствующими субъектами. В соответствии со статьями 8 и 9 ВК РФ естественное изменение русла реки не влечет за собой ни прекращение права собственности, ни прекращение права пользования водным объектом.

В статье 34 ВК РФ 1995 г. была аналогичная норма.

Вместе с тем указанное положение охватывало возможные метаморфозы не только с реками, но и с другими водными объектами, например с озерами. Очевидно, пункт 5 ст. 8 и п. 2 ст. 9 нового Водного кодекса следует толковать так, чтобы охватить возможные изменения местоположения всех поверхностных водных объектов.

Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными ВО – право водопользования по основаниям и в порядке, установленными Водным кодексом РФ (ВК РФ). Право пользования подземными ВО – по основаниям и в порядке, установленными законодательством о недрах.

252 УК РФ (загрязнение морской среды). Исходя из условий предоставления ВО в пользование, водопользование подразделяется на совместное и обособленное.

Обособленное водопользование на ВО или их частях, находящихся в собственности ФЛ, ЮЛ, ВО или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование ВО или их частей другими ФЛ, ЮЛ, а также для осуществления рыбоводства.

Способы использования ВО:

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов;

водопользования из ВО при условии возврата воды в ВО;

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из ВО без возврата воды в ВО;

водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из ВО.

Целевое использование водных объектов регламентируется ВК РФ и природоохранным законодательством и в зависимости от целей может иметь ряд особенностей.

Пример. Законодательно установлено, что использование ВО общего пользования осуществляется в соответствии с утвержденными правилами, которые могут предусматривать ряд ограничений.

Каждый гражданин имеет право пользования (без использования механических транспортных средств) береговой полосой ВО общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

На ВО общего пользования может быть предусмотрен запрет на забор (изъятие) водных ресурсов, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов, а также другие запреты в случаях, предусмотренных законодательством.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться ВО, защищенные от загрязнения и засорения, пригодность которых для данных целей установлена на основании санэпидзаключений.

Приказом Росводресурсов от 29.05.2009 г. №110 «Об установлении квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на 2009 год» установлены квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности для субъектов РФ.

Читать дальше  Увеличение размера алиментов судебная практика

Для таких ВО в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устанавливаются зоны санитарной охраны.

Использование ВО для целей производства электроэнергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей и должно обеспечивать режим обработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При использовании ВО для сплава древесины водопользователи обязаны регулярно проводить очистку ВО от затонувшей древесины. Причем запрещается молевой сплав древесины и сплав древесины без судовой тяги на ВО, используемых для судоходства.

Для целей рыболовства должны использоваться ВО рыбохозяйственного значения.

Водные объекты, являющиеся средой обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства.

При добыче торфа и других полезных ископаемых болото, которое может утрачивать режим ВО в результате полной или частичной выработки торфа, после его использования подлежит рекультивации преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.

Использование ВО для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых ВО без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. Использование пожарных водоемов для иных целей запрещается.

Перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, утвержден расп. Правительства РФ от 31.12.2008 г. №2054-р.

Правила использования водохранилищ разрабатываются и утверждаются в соответствии с положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденных Пост. Правительства РФ от 22.04.2009 г. №349.

Разработку правил использования водохранилищ, включенных в перечень водохранилищ, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 г. №197-р, осуществляет Росводресурсы.

Для проектируемого (строящегося) водохранилища проект правил использования разрабатывается заказчиком (застройщиком) одновременно с проектной документацией на строительство.

Возможные цели использования подземных ВО: добыча питьевых подземных вод:

для хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и поселков городского типа;

хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов;

технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов, в том числе орошения земель и обводнения пастбищ;

производства пищевой продукции;

технических подземных вод для технологического обеспечения водой:

сельскохозяйственных объектов, в том числе орошения земель и обводнения пастбищ;

технических подземных вод:

для разработки месторождений полезных ископаемых;

На территориях, где отсутствуют поверхностные ВО, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование питьевых подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Резервирование подземных вод питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных ВО или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных ВО.

Порядок резервирования определен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 г. №703 «Об утверждении правил резервирования источников питьевого водоснабжения».

В качестве источников питьевого водоснабжения при этом используются защищенные от загрязнения и засорения подземные ВО с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Предоставление в пользование зарезервированных подземных ВО осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах. Поверхностные ВО, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в пользование на основании решений или заключения договоров. Кроме того, действительными до окончания срока действия остаются выданные ранее 01.01.2007г. лицензии на водопользование.

На основании решений ВО предоставляются в пользование для:

сброса сточных и дренажных вод;

забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения;

организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, а также для других специализированных целей.

Решение о предоставлении поверхностного ВО в пользование осуществляется органами власти по его принадлежности.

Право пользования ВО прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены водным законодательством, а также по основаниям, установленным законодательством РФ о концессионных соглашениях. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования ВО. Основанием принудительного прекращения права пользования ВО по решению суда является:

1) нецелевое использование ВО;

2) использование ВО с нарушением законодательства РФ;

3) неиспользование ВО в установленные договором водопользования или решением о предоставлении ВО в пользование на определенный срок.

В случае вынесения решения о прекращении права пользования ВО водопользователь обязан:

прекратить в установленный срок использование ВО;

обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на ВО, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования ВО.

Предъявлению требования о прекращении права пользования ВО должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подземные ВО предоставляются в пользование на основании лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод.

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 320 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector