Правовой режим земель обороны и безопасности | Загранник

Правовой режим земель обороны и безопасности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

Земли обороны и безопасности. Понятие, состав таких земель

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ. Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства. В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.
Читать дальше  Не приходит пособие на ребенка куда обратиться

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Читайте также:

  1. I. Гипотеза (если) – часть правовой нормы, указывающая на жизненные об­стоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма (само правило поведения – диспозиция).
  2. II. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета финан­сово-правового регулирования.
  3. III. Санкция – часть правовой нормы, указывающая на последствия, наступа­ющие в результате нарушения диспозиции.
  4. IV. Организация управления медицинской службой гражданской обороны
  5. IV. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.
  6. V. Полномочия начальников медицинской службы гражданской обороны
  7. V3: Основные направления современной политической и правовой мысли.
  8. VI. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
  9. VII. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны
  10. VIII. Материальное обеспечение и финансирование медицинской службы гражданской обороны
  11. Аварии на воздушном транспорте. Правила безопасности и поведения в случае аварийной посадки.
  12. Аварийные режимы работы.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.

Земли энергетики исп. для размещения объектов энергетики, в т.ч. гидроэлектростанций, атомных станций, тепловых станций, хранилищ радиоактивных отходов и иных объектов, обслуживающих эти сооружения.

К этим землям отн. также участки, используемые для размещения размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объек тов энергетики. Постановлением Пра-тва РФ от 11 августа 2003 г. № 486. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает общие требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (например, о государственном надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений).

Вокруг объектов, использующих атомную энергию по закону «Об использовании атомной энергии» уст. как санитарно-защитные зоны, так и зоны наблюдения.

В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные риски, а также распространяется действие мер по аварийному планированию.

В зоне наблюдения м. вводиться ограничения на осущ. хозяйственной деятельности, а т. осуществляется контроль за радиационной обстановкой.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 1 ст. 93 ЗК РФ).

Одной из особенностей правового режима земель обороны и безопасности является установление запретных зон.Запретные зоны могут устанавливаться в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

На землях обороны могут быть установлены запретные зоны двух видов:

1) внешние запретные зоны, в пределах которых вводятся определенные ограничения каких-либо видов строительства, топографических, картографических работ, размещения объектов связи и т.п.;

2) внутренние запретные зоны (т.е. территории в границах расположения военного объекта), в пределах которых устанавливается жесткий пропускной режим проезда, прохода и т.п.

Земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, что закреплено в специальных нормативных актах. Так, ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В земельном законодательстве РФ упоминаются земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в составе земель обороны и безопасности. В ЗАТО устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.

ЗАТО является административно-территориальной единицей, границы которой на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

85.ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч. 1 ст. 94 ЗК РФ).

Читать дальше  Характеристика на работника в милицию образец

Исходя из ч. 3, 4 ст. 94 ЗК РФ возможно деление земель особо охраняемых территорий на следующие виды:

1) территории федерального значения находятся в ведении федеральных органов государственной власти и являются федеральной собственностью (порядок отнесения земель к территориям федерального значения, порядок использования и их охрана устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов);

2) территории регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и являются собственностью субъектов РФ (порядок отнесения земель к территориям регионального значения, порядок использования и их охрана устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ);

3) территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления (порядок отнесения земель к территориям местного значения, порядок использования и их охрана устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).

Правовой режим особо охраняемых территорий имеет следующие характерные особенности: а) земли особо охраняемых территорий, как правило, изъяты из оборота или ограничены в обороте и используются исключительно для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ и федеральными законами; б) нарушение режима охраны таких территорий влечет повышенные меры ответственности.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 445 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

§ 6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административнотерриториальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами (ч. 1 ст. 93 ЗК РФ).

Одной из особенностей правового режима земель обороны и безопасности является установление запретных зон. Запретные зоны могут устанавливаться в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

На землях обороны могут быть установлены запретные зоны двух видов:

внешние запретные зоны, в пределах которых вводятся определенные ограничения каких-либо видов строительства, топографических, картографических работ, размещения объектов связи и т.п.;

внутренние запретные зоны (т.е. территории в границах расположения военного объекта), в пределах которых устанавливается жесткий пропускной режим проезда, прохода и т.п.

Исполнительные органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией и в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. Соответствующие правила были утверждены постановлением Правительства от 31 марта 2006 г. № 176 Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют земельные участки, предполагаемые для передачи в пользование частных лиц, и направляют их перечни в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежегодно, не позднее 1 мая, для рассмотрения возможности предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом опубликовывает сообщение о наличии земельных участков. Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка, направляют в данное федеральное агентство или его территориальный орган по месту нахождения земельного участка заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право. В 2-недельный срок со дня поступления заявления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка. Если в отношении одного земельного участка поступило 2 и более заявлений, решение принимается на основании п. 7 Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Согласно ч. 6 ст. 93 ЗК РФ в условиях чрезвычайного или военного положения возможно использование земельных участков для нужд обороны и безопасности путем их ревизии в порядке, установленном ст. 51 ЗК РФ.

Земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, закреплено и в специальных нормативных актах. Так, ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»1 предусматривает, что земля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Природные ресурсы (в том числе земельные), находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Читать дальше  Получение товара наложенным платежом на почте

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется в том же порядке, что и использование для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. Это означает, например, что срок такого использования не может превышать одного года, и после

работ земельный участок должен быть приведен в пригодное для использования состояние.

Впервые в земельном законодательстве РФ упоминаются земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в составе земель обороны и безопасности. В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее орган местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (предприятия или объекты), для которого устанавливается особый режим безопасности функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан2.

Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 3. Ст. 282; СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 834;

2007. № 27. Ст. 3217; 2007. № 43. Ст. 5084; 2007. № 49. Ст. 6079.

ЗАТО является административно-территориальной единицей, границы которой на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

В случаях установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействий, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ.

Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и в соответствии с нормами Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям. Нормы ЗК РФ несколько расширяют формы использования, так как закрепляют, что для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в ЗАТО земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование и аренду.

В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе РФ на суше, по морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, поселений, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки (ст. 16 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Исходя из характера отношений РФ с сопредельными государствами на отдельных

участках Государственной границы РФ пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественнополитических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественнополитических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны — с уведомлением пограничных органов (ст. 18 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

АНИСИМОВ А. П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.

Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. Краснов

Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961. Суров А. Ф., ШестерюкА.С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности // Экологическое право. 2006. № 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector